ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. Часть V — Тарквиний Приск. (616 — 579 г. до н.э.)

луций тарквиний прискПо преданию, родиной пятого царя был этрусский город Тарквинии. Его настоящее имя было Лукумон. Отец Лукумона — Демарат — переселился в Тарквинии из греческого города Коринфа. Рождённый от тарквинянки, Лукумон ещё в молодости, благодаря своей энергии, добыл себе большое состояние и женился на Танаквиль — женщине умной и честолюбивой. Именно она и посоветовала ему перебраться в Рим, так как в Тарквинии, из-за того, что Лукумон не был чистокровным этруском, ему был закрыт путь к высшим должностям.

Так Лукумон со всем своим хозяйством и богатством отправился в Рим. Когда он на своей колеснице уже подъезжал к Яникулу, орёл закружился над головой будущего царя, схватил его шлем, поднял в воздух, а потом опять возложил его на голову Лукумона. Танаквиль увидела в этом доброе предзнаменование и сказала, что Лукумон станет царём.

тарквиний и танаквиль
Воцарение Тарквиния. С картины Якопо ди Селлайо. (1441–1493)

Прибыв в Рим, Лукумон взял себе новое имя: Луций Тарквиний Приск (Древний). Богатство, храбрость и обходительный нрав сделали его одним из самых влиятельных людей в Риме. Царь Анк Марций заметил Луция Тарквиния, сделал своим приближённым, назначил начальником конницы и опекуном своих детей. После смерти Анка, Луций Тарквиний убедил Народное собрание в том, что именно он, а не кто-то из малолетних детей Анка Марция должен стать царём Рима.

танаквиль
Танаквиль

Это стало одним из поворотных моментов в истории Рима, поскольку вместе с Тарквинием в римское провинциальное общество вошли принятые у более развитых этрусков греческие духовные и материальные ценности — от неистощимого желания познавать мир до теории устройства государства, от замечательной керамики до поэзии Гомера. Цицерон отмечал: «Ведь в наш город притек из Греции не малый, я бы сказал, ручеек, а полноводная река наук и искусств».

После своего избрания на царство Луций Тарквиний вынужден был продолжать внешние войны с латинами, этрусками и сабинянами. Приступом были взяты такие города как Апиолы, Фирулея, Камерия и Номентум. Те латинские города, которые сдавались без боя, должны были стать римскими союзниками без уменьшения своих прежних прав. Напротив, город Корникул за упорную защиту после взятия был разрушен до основания. Луций Тарквиний сумел подчинить Этрурию и сабинян и взял огромную добычу. При нём Рим окончательно стал главой латинского союза, унаследовав это звание от разрушенной Туллом Гостилием Альба-Лонги.

Внутри самого Рима так же были предприняты многочисленные перемены. Начато сооружение большого капитолийского храма, который был окончен уже при сыне его, Тарквинии Гордом. Болотистые низменности города, нижний форум, долину между Палатином и Авентином он осушил посредством громадных подземных каналов (Большой клоаки) длиной около 800 м, до 3 м в ширину и более 4 м в высоту. Впоследствии канал был облицован камнем и перекрыт каменными сводами, которые сохранились до сих пор и показывают, какими большими средствами располагала тогдашняя власть. Канал и сейчас функционирует как ливневая канализация.

клоака максима
Cloaca Maxima

Осушенный форум, бывший с давних времен рынком и местом обмена латинского и сабинского населения окрестных холмов, Палатина, Капитолия и Квиринала, был окружен крытыми ходами и лавками, а в долине между Палатином и Авентином устроен большой цирк (circus maximus) для исполнения «римских игр». Circus Maximus повторял форму своего прототипа — древнегреческого ипподрома. Затем была начата постройка оконченной уже при Сервии большой окружной стены, соединившей в один большой город семь холмов Рима: Палатинский, Капитолийский, Квиринальский, Виминальский, Эсквилинский, Целийский и Авентинский, а так же Яникул на правой стороне Тибра. При Луции Тарквинии в Риме начало развиваться искусство.

циркус максимус
Cirsus Maximus

Для того чтобы органически связать с государством плебеев, значительно увеличившихся в числе, но остававшихся неустроенной и бесправной массой, и дать им определенное политическое положение, он хотел, наряду с тремя старыми патрицианскими трибами, образовать еще три трибы из плебеев. Но этому, в интересах патрициев, воспротивился авгур Атт Навий, сабинянин, на том основании, что существующий государственный порядок основан на божественной санкции, возвещенной авгурами. Таким образом, Тарквиний остановился на полумере и принял некоторое число знатнейших семейств из плебеев в патрициат, включив их в существующие трибы, увеличив тем самым число патрицианских родов. Вследствие этого и число всадников было удвоено. Эти вновь принятые роды назывались младшими, а образовавшиеся из них три новые половины триб — secundi Ramnes, Tities и Luceres.

циркус максимус2
Circus Maximus сегодня.

Помимо этого, Луций Тарквиний принёс в Рим многие этрусские обычаи и после побед над этрусками и сабинянами первым отпраздновал в Риме триумф по этрусскому образцу. Он въезжал в город на колеснице, ведомой четырьмя лошадьми, а за ним следовало его войско. Он был одет в роскошные одежды и имел символы власти и могущества — инсигнии. В их число входили тога и расшитая золотом пурпурная туника, золотая корона, отделанная драгоценными камнями, скипетр из слоновой кости и кресло. Как царя этрусков, его сопровождали двенадцать ликторов, мужчин, которые несли фасции — символы телесного наказания и смертной казни.

Однако, все это время сыновья Анка Марция продолжали таить злобу на любимца своего отца, отобравшего у них царскую власть. Организовав заговор, они устроили показную ссору между собой, и когда Луций Тарквиний вышел к ним, чтобы примирить, он был убит ударом топора по голове. Тем не менее, заговорщики ничего не выиграли от этого убийства и были изгнаны из города. Место же царя занял приёмный сын убитого и любимец Танаквиль — Сервий Туллий.

Традиция подчеркивает этрусское происхождение пятого римского царя. Седьмой царь, Луций Тарквиний Гордый, был сыном Приска, и поэтому можно, как будто, говорить о целой этрусской «династии» в Риме. В пользу этого приводят еще ряд доводов: многочисленные «этрускизмы» в языке, обычаях, политическом устройстве и религии римлян; широкая «экспансия» этрусков, в частности в Лации и Кампании (Тускул, Капуя); наличие в Риме целого этрусского квартала (vicus Tuscus); наконец, надписи подтверждают этрусское происхождение Тарквиниев.

Все это, по-видимому, подтверждает гипотезу о том, что Тарквинии были не только этрусского происхождения, но и то, что во второй половине царского периода Рим был завоеван этрусками, посадившими там свою династию. Эта гипотеза кажется настолько вероятной, что ее принимает большинство современных ученых.

Однако, присутствие этрусков в Лации, Кампании, долине По и в других местах еще не является безусловным аргументом в пользу «экспансии», а тем более в пользу завоевания. Этрусский квартал в Риме вряд ли был особенно большим, и вообще этрусское население едва ли было многочисленным, так как в Риме и его окрестностях почти нет этрусских погребений. К тому же присутствие даже большой иностранной колонии еще не говорит о том, что эти иностранцы являются господствующими. Скорее наоборот: если бы этруски прочно и долго владели Римом, они не были бы там на положении иностранцев, живущих особой колонией. Что касается культурных влияний этрусков на римлян, то их легко объяснить без всякого завоевания. Нет ничего удивительного в том, что два народа, в течение столетий жившие бок о бок, влияли один на другой.

Далее: Царский период. Часть 6. Сервий Туллий.
Назад: Царский период. Часть 4. Анк Марций.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. Часть IV — Анк Марций. (642 — 617 г. до н.э.)

По смерти Тулла вновь, как уже установилось, власть перешла к «отцам». На созванном ими сходе народ избрал царем сабинянина Анка...

Закрыть