Возрождение. 15 век. 1455-1484.

Рим на карте Алессандро Строцци, 1474.

8 апреля 1455 года при поддержке семей Колонна и Орсини папой был избран 76-летний испанец Альфонсо ди Борджиа. 20 апреля он принял сан под именем Каликста III. В его короткий понтификат активность художественной и научной жизни города заметно снизилась. Каликст осудил своего предшественника за крупные денежные траты на восстановление Рима и произведения искусства, тогда как ему следовало сосредоточиться на крестовом походе против сарацин.

Каликст III

Действительно, два года назад турки взяли Константинополь, а сейчас подступали к стенам Белграда. Каликст распродал собранные Николаем V произведения искусства и даже заложил собственную митру, чтобы собрать папскую флотилию и использовать ее для освобождения ряда Эгейских островов. Несмотря на приложенные понтификом усилия, европейские монархи не откликнулись на его призывы, и папа фактически в одиночку оказывал поддержку регенту Венгерского королевства Яношу Хуньяди, армия которого в 1456 году сумела, наконец, остановить турок под Белградом. В честь этого события Каликст III установил праздник Преображения Господня, обязательный для всей католической церкви.

В июле в небе появилась комета с длинным хвостом, причем ее голова была обращена на восток. После ее появления в Риме начались сильный голод, великая чума, война и смертоубийство. По этому поводу в городе устраивались церковные ходы, чтобы господь отменил эти наказания.

В этом же году папа приказал пересмотреть процесс, приговоривший к сожжению Жанну д’Арк, в результате чего она была посмертно оправдана. Запомнился Каликст и нашествием в Рим своих земляков и родственников, получивших от него множество высоких должностей. 6 августа 1458 года страдавший подагрой пожилой понтифик скончался, и в Рим на конклав снова съехались кардиналы со всей Европы.

Собравшиеся в часовне Святого Николая кардиналы опустили свои выборные листки бумаги в золотой кубок, установленный на алтарь. После этого кубок опустошили и зачитали записанные на листках имена. Результат огласил один из претендентов, кардинал Гийом де Эстетувиль. Однако, его соперник, Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, епископ Сиены, записавший все оглашенные имена, обвинил Гийома в неверном подсчете голосов. Повторный пересчет подтвердил обвинение, но ни один из претендентов не получил требуемого большинства в две трети голосов.

Было принято решение прибегнуть к методу per accessum, позволявшему выборщикам изменить свое решение. После долгих колебаний часть кардиналов передала свои голоса епископу Сиены, и римляне ликовали всю ночь, довольные избранием итальянца, а наутро, по заведенному издавна обычаю, обчистили его жилище. Досталось и дому богатого архиепископа Генуи, поскольку не все правильно расслышали имя избранника.

3 сентября Энеа Сильвио принял сан под именем Пия II. Родившийся в бедности и будучи старшим из 18(!) детей в семье, он проявил усердие в учебе и закончил Сиенский университет, а уже к 40 годам стал епископом. Увлеченный классической литературой и тонко чувствующий красоту архитектуры, Пий II проявил глубокий интерес к античным римским памятникам. Еще будучи кардиналом он сочинил известную эпиграмму:

О, Рим! Руины твои, и те услаждают мой взор,
Ты и в падении красен; а сколь бесподобен был прежде!
Камни твои благородные, павшие из древних стен,
Ради известки огню предают алчной наживы рабы.
Злодеи! Если такое ты стерпишь еще три столетья
Славы былой ты уже не вернешь никогда.

Пий II

Папа приложил все свои усилия для защиты еще сохранившихся городских памятников от их дальнейшего уничтожения. Апрельской буллой 1462 года он запретил снос древних построек как в самом Риме, так и во всей римской Кампанье, распространив этот запрет даже на частные владения. Увидев, однажды, как какой-то человек выкапывает камни из Аппиевой дороги и разбивает их для строительства своего дома, Пий II распорядился и об охране дорог.

Тем не менее, папа сам, при необходимости, нарушал свой запрет. Так на ступени к новому амвону для благословения, сооруженному Пием в базилике Святого Петра, пошли мраморные плиты Форума и Колизея. Этот амвон стал чуть ли не единственным большим проектом понтифика, поскольку ему катастрофически не хватало денег, а главной своей задачей Пий II видел организацию масштабного крестового похода.

Невзирая на налоги, курия обходилась очень дорого, а помимо нее папа должен был содержать еще и городской магистрат, поскольку теперь управлял городом как монарх. Против такого управления время от времени вспыхивали бунты, один из которых пришелся и на понтификат Пия II. В 1459 году папа и большинство членов курии отправились на собор в Мантую, и двое братьев де Масо, Тибурцио и Валериано, восстали против папского правления и провозгласили республику. Однако все вылилось в обычные грабежи.

Собрав отряд из трех сотен человек, братья учинили в городе такие погромы, что напуганный до смерти сенатор бежал из своего дворца в Ватикан. Утолив свою жажду разрушения, «мятежники» стали хватать горожан и требовать за них выкуп. И естественно, на «законных» основаниях, были разграблены дома сторонников папского правления.

Вернувшись в город, папа принял решение о уничтожении бунтовщиков. Тибурцио был арестован и вместе с рядом своих товарищей приговорен к смерти. Сенатор требовал пыток, но Пий II счел наказание смертью достаточным. Осужденные были повешены.

Летом 1464 года, измученный лихорадкой и подагрой, папа направился в Анкону, где был назначен сбор христианских войск для начала крестового похода. После тяжело перенесенного пути 14 августа он скончался, так и не узнав, что флот с призванными им войсками не прибыл к месту сбора. Кардиналы же поспешили в Рим, чтобы избрать его преемника.

Выбор собравшихся на очередной конклав кардиналов четырнадцатью голосами против пяти пал на венецианца Пьетро Барбо, принявшего при посвящении в сан имя Павла II. Ходили слухи о его нетрадиционной ориентации, поддерживаемые самим обликом нового папы. Перед появлением на публике он наносил на лицо румяна, а папскую тиару украсил драгоценными камнями. Один из кардиналов рассказывал, что Пьетро собирался взять себе имя Формоз II (красавчик), но его отговорили.

Павел II

Не имея образования, подобного образованию своего предшественника, новый папа античной классике предпочитал народные развлечения. Одним из них был ежегодный римский карнавал, который Павел II перенес с Капитолийского холма под окна своего нового дворца Палаццо Сан Марко (перестроенный позже в Палаццо Венеция), построенного к 1466 году рядом с тщательно отреставрированной базиликой Сан Марко. Так в Риме появилась одна из его главных магистралей — Виа дель Корсо, название которой дали карнавальные скачки, corse.

От дворца до арки Домициана сначала друг с другом состязались иудеи, а затем христиане: молодые, средних лет и пожилые. После них проходили забеги ослов и быков, а в завершение — с нетерпением ожидавшиеся всеми бега берберийских коней без наездников: горячие арабские скакуны, туго затянутые в белые попоны, от боли, что причиняли им вбитые в седла гвозди, бежали, «как обезумевшие». С громким топотом они неслись во весь опор к преграждавшему им путь огромному белому полотну, растянутому через всю улицу. Толпы людей, одетых в самые причудливые костюмы нимф и божеств, героев и чародеек, дефилировали взад и вперед под стенами украшенных зданий, с которых на тянувшиеся внизу ряды скамеек и помостов свешивались зеленые ветви и гирлянды, ленты и цветы. На исходе дня папа угощал горожан за столами, уставленными вкусными яствами, перед своим дворцом, а затем из окон своих покоев бросал пригоршни монет тем, кому дозволено было доесть остатки пиршества.

Римский карнавал. Карл Вернер, 1859

Павел II собирался продолжить войну с турками, но не мог покинуть город без согласия большинства кардиналов, которые совсем не стремились к участию в этом мероприятии. Любой новый папа был ограничен волей коллегии кардиналов, и после принятия сана Павел оказался в изоляции — даже близким друзьям приходилось ждать по две недели, чтобы увидеть его. Исправить ситуацию можно было лишь через назначение новых, лояльных к себе кардиналов, что также не улучшало отношений понтифика с коллегией. Результатом стало его довольно бесцветное и невнятное правление.

Поставить Павлу II в заслугу можно перенос в 1467 году в Ватикан первой в Италии типографии, открывшейся в 1464 году в бенедиктинском монастыре в Субиако. Кроме того, папа был коллекционером монет и ювелирных изделий, кубков и гобеленов, собрание которых пополнило Ватиканские музеи. Стоит отдать должное и его попытке прекратить безжалостные семейные вендетты, остававшиеся бичом как Рима, так и других итальянских городов. Участники этих кровавых распрей лишались гражданства, а их дома сносились.

Умер Павел II от сердечного приступа 26 июля 1471 года, то ли переев дыни, то ли во время связи со своим пажом.

6 августа папой был избран кардинал Франческо делла Ровере, при посвящении принявший имя Сикста IV. Посвящение состоялось 25 августа на ступенях базилики Святого Петра, после чего новый папа направился в Латеран, на площади перед которым в это время шла драка между солдатами и римскими гражданами, забрасывающими друг друга камнями.

Сикст IV

При Сиксте IV пышным цветом расцвел непотизм, впутавший папство в интриги итальянской политики. Шестеро его молодых родственников, одному из которых только исполнилось 17(!) лет, были посвящены в кардиналы. Префектом Рима стал племянник двоюродного брата папы. Проблема возникла при пожаловании в собственность своему брату, Пьетро Риарио, поместья Имола, расположенного между Болоньей и Форли. Дело в том, что ссуда на покупку Имолы была затребована папой в банке Медичи, глава которого, Лоренцо Медичи сам хотел приобрести это стратегически важное поместье. Лоренцо отказал Сиксту в ссуде, и 26 апреля 1478 года во время мессы в соборе Флоренции его брат Джулиано был заколот у алтаря, а сам Лоренцо, получив ранение в шею, сумел бежать.

Флорентийцы схватили убийцу, которым оказался Франческо де Пацци, управляющий банком заклятых соперников Медичи, и повесили его. После этого другой Риарио, Джироламо, во главе 300 алебардщиков бросился арестовывать флорентийского посла в Риме, что, в свою очередь, вызвало протест послов Венеции и Милана. Арест посла не состоялся, но папа велел взять под стражу всех находившихся в Риме флорентийских банкиров и купцов. Они были отпущены лишь после того, как Сикст «вспомнил», что во Флоренции оказался в заложниках его внучатый племянник, кардинал Рафаэле Риарио.

И все же, несмотря на подобные проявления своего характера, папа Сикст IV оказался для Рима большим благодетелем. Уже в год своего избрания он приказал «поновить» бронзовые статуи, стоявшие перед латеранским дворцом (сейчас они находятся в капитолийских музеях). Часть улиц, в их числе Виа Папалис, Виа деи Коронари и Виа деи Пеллегрини, были расширены и вымощены.

Перестройке подверглось множество церквей, среди них — Санти Нерео э Акиллео, Санта Мария дель Пополо, Санта Мария делла Паче. При подготовке же к празднованию очередного Юбилея 1475 года папа заложил мост, названный в его честь Понте Систо. Этот мост стал первым, построенным в Риме со времен империи. Однако, самым замечательным его вкладом в архитектуру Рима стала Сикстинская капелла, построенная Джованнино де Дольчи и расписанная лучшими художниками того времени — Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Синьорелли и Перуджино.

В начале 1474 года в Рим прибыл король Неаполя Фердинанд I. Проехав через весь город, он сообщил Сиксту, что папа не может быть властелином этих мест из-за узких улиц и выступающих портиков и балконов. По словам короля, даже женщины могут сдержать папских солдат, забрасывая их вещами с этих балконов. Последовав совету Фердинанда, Сикст приказал снести балконы и выступающие портики под предлогом расширения и украшения улиц к грядущему Юбилею.

Мелоццо да Форли, 1477. Слева направо: Джованни делла Ровере, Джироламо Риарио, Платина Бартоломео, Джулиано делла Ровере, Раффаэле Сансони Риарио, Сикст IV

Будучи покровителем наук, Сикст IV издал папскую буллу, позволявшую епископам передавать тела казненных преступников и неопознанные трупы врачам и художникам для вскрытия. А будучи покровителем словесности, живописи и архитектуры, папа реформировал римский университет Ла Сапиенца, основанный в 1303 году. Сикст и сам собирал книги и рукописи, пополняя ими Ватиканскую библиотеку. Для хранения этих книг он построил новое здание, в котором они могли бы изучаться учеными, и заказал сюда свой портрет. На полотне папа велел изобразить также своего библиотекаря, Бартоломео Платину, и, конечно, троих своих племянников — Джироламо Риарио и Джованни и Джулиано делла Ровере.

Продолжая печься об этой троице, Сикст IV рассорился не только с Флоренцией, но и еще с несколькими итальянскими государствами. В 1483 году он даже наложил интердикт на Венецию, а известие о том, что венецианцы извлекли выгоду из войны с Феррарой, которая должна была обогатить его род, привела папу в такую ярость, что он на время даже лишился дара речи. На следующий день, 12 августа 1484 года, в полном изнеможении Сикст IV слег в постель и через несколько часов скончался.

Далее: Возрождение. 15 век. 1484-1503. Александр VI Борджиа.
Назад: Возрождение. 15 век. 1420-1455. Начало восстановления Рима.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 393Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Возрождение. 15 век. 1420-1455. Начало восстановления Рима.

Прибытие в Рим осенью 1420 года папы Мартина V совпало по времени с началом новой эпохи в истории Италии, а...

Закрыть