Санта Сусанна

Санта Сусанна (Santa Susanna), будучи в начале 17 века монастырской титулярной церковью, в настоящее время является национальной церковью США. Она посвящена Святой Сусанне и ее полное название — Санта Сусанна алле Терме ди Диоклециано (Santa Susanna alle Terme di Diocleziano).

санта сусаннаПервое христианское молельное место появилось здесь в конце 3 века и представляло собой частный дом, в котором собиралась община. Христиане этого периода воздерживались от каких-либо декоративных элементов идентификации со своей религией, что затрудняет определение таких домов. Однако, в 19 веке под существующей церковью было раскопано здание того времени, и его стены соответствуют стенам церкви.

По одной традиции здесь находился титулус (titulus) Папы Римского Гая (283 — 296 гг). Титулусы (tituli) были первыми приходскими церквями в Риме, и титулус Гая был перечислен в синоде 499 года (хотя нет уверенности, что этот Гай и Папа Римский — одно лицо). По другой традиции титулус Гая располагался под (больше не существующей) церковью Сан Гайо, находившейся поблизости.

санта сусанна
Святая Сусанна. Фото: © José Luiz Bernardes Ribeiro

Мартиролог Иеронима конца 6 века сообщает: «Romae, ad duas domos iuxta dioclecianas, natale Sce. Susanne» (В Риме, в этих двух зданиях около [бань] Диоклетиана, мученичество Святой Сусанны). Название намекает на то, что оригинальный храм был создан из двух частных домов, и что Сусанна, возможно, была руководителем или покровителем общины.

Однако, традиция уверяет, что она была римской девственной мученицей. Легенда об этом была написана для нее в 6 веке. В этой романтической беллетристике Гай упоминается как ее дядя, а отцом назван Габинус. Возможно, это имена реальных домовладельцев. Церковь в легенде названа местом мученичества Сусанны и с тех пор стала центром ее почитания.

Первое упоминание о титулусе Санта Сусанна встречается в синоде 595 года, где титулус Гая уже не отмечен. Это, вроде бы, подтверждает их идентичность, но нельзя отрицать и возможность существования двух отдельных титулусов.

Опять же по традиции (документально не подтвержденной), первая базилика была построена на этом месте в 330 году при императоре Константине. Либер Понтификалис упоминает о том, что папа Сергий I (687 -701 гг) украсил ее, а папа Адриан I (772 – 795 гг) восстановил.

При папе Льве III (795 — 816 гг) церковь уже восстановили полностью. Раньше считалось, что это была простая реставрация, но недавние археологические исследования доказали иное. Результатом работ стала Т-образная базилика с трансептом и нефом с боковыми галереями с 12 колоннами в каждой. Над этими галереями располагались галереи для женщин, а позади алтаря находилась апсида. Раковина апсиды была украшена мозаикой, показывающей Папу с императором Карлом Великим. Ореолы вокруг Папы и императора — квадратные, говорящие о том, что к моменту завершения работы они были еще живы.

Папа перенес сюда реликвии Фелицаты Римской, которые до этого находились в ее бывшей базилике над катакомбами Массимо. В святилище находится фреска с ее изображением.

После 8 века Рим покинул свои холмы, превратившиеся, главным образом, в виноградники. Церковь Санта Сусанна была единственным оригинальным зданием, оставшимся на Квиринале, но расположенным настолько изолированно, что посещение ее стало опасным из-за разбойников. Она упоминалась в Туринском каталоге 1320 года как титулярная церковь для пресвитерианского кардинала, в которой служили шесть священников. Почти наверняка они там не жили. При папе Сиксте IV (1471 — 1484 гг) была проведена очередная реконструкция. Церковь серьезно сократили, уничтожив боковые галереи.

В 1587 году папа Сикст V передал церковь и соседнее здание новой цистерианской общине монахинь, основанной год назад Братством Святого Бернарда. Для нее церковь снова была перестроена между 1593 и 1603 годами. Архитектором выступил Карло Мадерно и это сделало его карьеру. А результатом его работы стало то здание, которое мы видим сейчас. Монастырь оказался так успешен, что смог основать дочернюю коммуну в Непи в 1618 году.

санта сусаннаМонахини были изгнаны французами при Наполеоне в 1811 — 1814 годах. После 1870 года они были повторно лишены собственности итальянским правительством. Им была оставлена лишь небольшая часть монастыря.

В 1921 году папа Бенедикт XV разрешил открыть церковь Санта Сусанна в качестве национальной церкви США. Пасторскую ответственность получило основанное в Нью Йорке Миссионерское Общество Святого Павла, Апостола, или Отцы-Паулисты.

В 1924 году кардинал Оресто Джиорджи открыл тяжбу против правительства, утверждая, что изначально церковь и монастырь принадлежали кардиналам, а не монашеской общине и, следовательно, их конфискация была незаконной. Тяжба закончилась успешно и в 1968 году собственность была полностью передана монахиням кардиналом Ричардом Кушингом.

Община цистерианских монахинь в монастыре при церкви была совсем немногочисленна и в 2015 году сократилась до одного человека — синьоры Марии Ассунты Каппиотти.

Совместное пользование церковью монахинями и Отцами-Паулистами оказалось не лучшей идеей. Жалобы относительно шумной и активной деятельности последних начались в конце 20 века. Серьезный разрыв отношений произошел, когда церковь была закрыта из-за покосившегося потолка и неисправности электропроводки. Паулисты отказались освобождать свое жилье, примыкавшее к закрытой церкви, но в 1989 году были изгнаны монахинями, фактически владевшими собственностью.

В 1993 году, когда церковь была открыта и Паулисты решили возобновить свою деятельность, потребовалось личное вмешательство папы Иоанна Павла II, чтобы добиться соглашения о запрете американцам входа в монастырь и разделения ризницы. Совместное пользование церковью так же было разделено по времени.

Следующая серьезная реставрация здания была анонсирована в 2013 году, после чего церковь снова закрыли. И нет никаких предположений о ее скором открытии.

Здание церкви Санта Сусанна — короткое по длине, с двумя большими боковыми часовнями, обрамленными триумфальными арками, и почти квадратным святилищем с полукруглой апсидой. Трансепт отсутствует. За апсидой расположены хоры монахинь, отдельное, хотя и соединенное с церковью здание, находящееся, правда, не на основной оси церкви. Слева от апсиды находится колокольня с большими арочными отверстиями на каждой стороне, увенчанная низким луковицеобразным куполом. С улицы ее практически не видно.

санта сусаннаФасад в стиле раннего барокко, как уже говорилось, создан Карло Мадерно в 1603 году (за пять лет до начала его работы над фасадом Собора Святого Петра в Ватикане) и считается его шедевром. Фасад имеет два яруса с пятью вертикальными зонами на нижнем и тремя на верхнем.

Нижний ярус содержит шесть коринфских колонн, а его углы отмечены парой коринфских пилястр. Колонны и пилястры поддерживают антаблемент с надписью на бордюре: HIER[ONYMUS] EPIS[COPUS] PORT[UENSIS] CARD[INALIS] RUSTICUCIUS PAPAE VICAR[IUS] AD MDCIII (Иероним Рустикуччи, Кардинал, Епископ Порто и Папский Викарий, 1603 г от РХ). Это благодарность кардиналу, наблюдавшему за началом строительства, хотя и умершему еще до возведения фасада, в 1597 году.

Большой вход имеет декорированную дверную коробку с сегментированным фронтоном, украшенным головой крылатого херувима. Над антаблементом расположен второй, треугольный фронтон. С обеих сторон от входа находится пара статуй в арочных нишах со своими треугольными фронтонами, Святая Сусанна слева и Святая Фелицата Римская справа. Возможно, хотя точно не известно, это работа Стефано Мадерно, брата Карло.

Верхний ярус оформлен шестью сложными пилястрами, соответствующими колоннам нижнего. Они поддерживают антаблемент с огромным треугольным фронтоном, украшенным гербом и, что необычно, имеющим балюстраду. В центре яруса расположен балкон, также имеющий балюстраду. Арка балкона создана парой ионических колонн, поддерживающих сегментированный фронтон, и украшена изображением восходящего солнца.

На этом ярусе расположена другая пара статуй, изображающих Святых Гая и Генезиуса работы Джованни Антонио Параччи. Их ниши богато украшены венками и головами херувимов. Интересной деталью являются маленькие треугольные фронтоны, вставленные в разрывы больших.

В целом, фасад служит прекрасным ранним примером полностью оформившегося стиля Барокко, демонстрируя завершение перехода к нему от Ренессанса и Маньеризма.

Оформление интерьера Санта Сусанна также принадлежит Карло Мадерно и выполнено в ярком стиле позднего Маньеризма. Все стены церкви покрыты фресками и являют собой огромный контраст с барочной работой Мадерно в соседней Санта Мария делла Витториа.

санта сусаннаВ нефе есть четыре дорические пилястры, поддерживающие статуи на постаментах. Статуи изображают главных пророков — Исайю, Иеремию, Езекиля и Даниэля. Они созданы Джованни Антонио Параччи. Шесть картин с ветхозаветной Сусанной на стенах написаны Бальдассаре Кроче. Согласно легенде, Сусанна была еврейкой, ложно обвиненной в нечистоте крови и спасенной пророком Даниэлем. Плоский деревянный потолок также приписывается работе Бальдассаре Кроче. Он искусно вырезан и позолочен и изображает Богоматерь с гербом Рустикуччи.

Алтарь приподнят над криптой, вход в которую защищен D-образной балюстрадой. Фрески апсиды работы Чезаре Неббиа изображают сцены из легендарной жизни Святой Сусанны. Слева к ней обращается Максимиан, сын императора Диоклетиана. Справа она отказывается поклоняться идолам. Четыре панели показывают ее Апофеоз — Сусанна в середине, ангелы по краям и Христос, держащий корону, ждет наверху.

санта сусаннаПозолоченная лепнина — гирлянды, фрукты, завитки, херувимы — работа Маттео Цокколини. В пилястрах арки апсиды установлены две статуи Святых Петра и Павла работы Параччи.

Алтарь обрамляют две ионические колонны из зеленого мрамора, несущие на себе разделенный треугольный фронтон с ангелами, держащими крест. Алтарный образ работы Томмазо Лаурети изображает Обезглавливание Святой Сусанны. Ниже образа находится решетка, предназначенная для того, чтобы монахини могли присоединиться к мессе, проходящей у алтаря.

На левой стене пресбитерия находится большая фреска с изображением Мученичества Святого Габиниуса работы Кроче. На правой — с изображением Мученичества Святой Фелицаты и ее Семи Сыновей работы Париса Ногари.

С левой стороны нефа расположена часовня Святого Лаврентия, известная так же, как часовня Перетти. Она была спроектирована архитектором Доменико Фонтана и расписана фресками Джованни Баттистой Поццо. Алтарный образ работы Неббия изображает Мученичество Святого Лаврентия.

Слева в часовне хранятся реликвии Святого Генезиуса Арльского, известного так же как Генезиус Комедиант, который был замучен и является святым покровителем актеров. Картина Крещение Святого Генезиуса принадлежит Кроче.

Справа — мощи папы римского Элевтерия (175 — 189 гг). Его тело было перенесено из Сан Джованни делла Пинья Камиллой Перетти, сестрой папы Сикста V, в 1591 году. Изображающая его фреска выполнена Поццо. Она показывает Элевтерия, протащенного лошадьми и сжигаемого на решетке, и наблюдающего за этим императора Коммода.

Мощи Фелицаты и одного из ее семи сыновей так же хранятся здесь, под алтарем. Они были перенесены сюда из катакомб Массимо папой Львом III, когда он перестроил церковь.

3D интерьер Санта Сусанна

С правой стороны нефа располагается часовня Богоматери Милосердной. Две современные фрески изображают святых Бенедикта и Бернарда, покровителей ордена цистерианцев. Они заменили две картины Аванцино Нуччи, перенесенные в хоры. Алтарный образ — одна из нескольких копий древнего оригинала, находившегося в Санта Мария делла Консолационе и украденного оттуда.

Хоры монахинь, построенные в 1597 году, находятся позади главного алтаря. Это прямоугольная комната с плоским деревянным потолком с гербом кардинала Рустикуччи. Хоры были устроены папой Пием V и считаются лучшими из сохранившихся в Риме. Настенные фрески Франческо Меццетти изображают сцены из Ветхого Завета. Кроме них здесь находятся четыре работы Нуччи с изображениями святых Бенедикта, Бернарда, Сусанны и Схоластики.

В 1991 году при раскопках, проводившихся под ризницей, был обнаружен саркофаг 2 века с человеческим скелетом, на котором находились аккуратно уложенные слои живописной фрески. Стиль фрески позволяет отнести ее к 8 веку, что означает помещение ее на скелет во время реставрации при папе Адриане I. Почему это было сделано, остается загадкой. До закрытия церкви на ремонт фреску можно было увидеть в ризнице. Будет ли она доступна после открытия церкви, неизвестно. Это полностью зависит от живущей здесь монахини.

Фреска — пятиугольная. На ней изображена Мадонна с Младенцем между двумя женщинами, идентифицированными как святые Агата и Сусанна. По углам — святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Между двумя цитатами из Евангелий на латыни — Агнец Божий. Фрагменты других святых также были отреставрированы. Место раскопок с саркофагом оставлено открытым и защищено стеклянным полом.

Как уже упоминалось, сейчас Санта Сюзанна закрыта для посещения. До этого она была открыта с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 19:00. Экскурсии начинались с 10:30.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля