В последний период существования римской империи широкое распространение получило христианство. Возникшее как одна из сект иудаизма оно достаточно быстро порвало с последним и стало стремительно распространяться по римскому миру. Не имевшее поначалу ни единой идеологии, ни единой организации оно, тем не менее, консолидировалось, не в последнюю очередь благодаря гонениям, которым время от времени подвергалось. И вот, на протяжении 3 века, сформировалась сильная организация христианских церквей, возглавляемых епископами, практически не подконтрольными рядовым верующим.
Проделав к началу 4 века значительную эволюцию, новое учение превратилось в лучший инструмент удержания народных масс и рабов в повиновении обещанием посмертного воздаяния за тяготы земной жизни. Видимо, это хорошо понял император Константин I, предоставивший ему статус государственной религии. А вскоре христианство и вовсе стало религией господствующей, единственно допустимой в пределах империи.
Раннехристианская архитектура может быть разделена на два периода своего развития: от своего возникновения до Константина и от Константина до падения западной римской империи.
В первый период своего существования христиане были вынуждены скрывать места своих собраний. Это обстоятельство, а так же объединение в общинах, в первую очередь, низов общества и первоначальная простота культа и составили особенности раннехристианских сооружений.
Христианские проповедники того времени выступали в частных домах членов общин. Позднее ряд таких частных домов переоборудуется в самостоятельные церкви, так называемые титулусы. В их интерьере появляется новая символика, мозаики с изображением римских богов заменяются мозаиками на христианские темы. Внешне такие дома ничем не отличались от обычных жилых домов города, что было весьма важно в условиях полулегального существования культа.
Примером такого дома-церкви может служить дом в Дура-Европосе, превращенный в церковь около 231 года. Центром всего комплекса здесь был дворик с выходящими в него помещениями (атриум). На южной стороне располагалась главная комната размерами 5 на 13 метров с возвышением для совершения обрядов. Комнату в северо-западном углу занимал баптистерий, в котором находилась прямоугольная купель с устроенной над ней арочной сенью. Свод над купелью изображал небеса со звездами. На стенах комнаты воспроизводились различные сцены из христианской мифологии.
В Риме от этого периода сохранились развалины сдававшихся внаем жилых домов и небольших терм, превращенных в церкви. Их остатки найдены под рядом более поздних церквей.
Еще одним местом для отправлений культа стали катакомбы, в которых христиане стали хоронить умерших членов своих общин.
Узкие подземные коридоры катакомб с двумя и более ярусами ниш для захоронений выдалбливались в мягкой каменной породе. От коридоров отходили крестообразные камеры, по трем сторонам которых устанавливались саркофаги. Здесь совершались церковные службы на гробах мучеников. Древнейшими в Риме являются катакомбы Святого Каллиста (начало 1 века).
Наземные захоронения мучеников или места, связанные с их мученичеством за христианскую веру, так называемые мартириумы, отмечались часовней и становились местами культа. Одним из них был мартириум Святого Петра на Ватиканском холме. Он представлял собой нишу в стене с маленьким подобием храма (эдикулой) и навесом на двух колоннах над ней на предполагаемом месте распятия апостола.
Резкие изменения произошли в начале 4 века, когда христианство превратилось в господствующую религию, приобретя статус государственной. Оно повело ожесточенную борьбу против традиционных старых культов. Языческие храмы разрушались, а из их обломков строились новые христианские церкви. Только в исключительных случаях античные храмы сохранялись за счет их приспособления к потребностям христиан. Самым ярким примеров этого является Пантеон, ставший приходской церковью Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires).
Приведем противоположный пример — постройку христианской церкви в сирийской Газе в конце 4 века. Повествование об этом событии содержится в «Житии Святого Порфирия, епископа Газского». По его (епископа) просьбе восточный император Феодосий I «приказал разорить в Газе языческие капища. Для этого было послано войско, которое все их и разорило». После этого «многие язычники (около 300 душ) перешли в христианство, иные по страху». На месте главного храма богини Марны выстроили христианскую церковь, крестовидную в плане. Для ее украшения императрица Евдокия прислала множество прекрасных колонн, «по-видимому, выломанных из какого-то языческого храма. После того было восстание язычников, но оно было прекращено полководцем Кларом».
Со времен Константина по всей империи началось широкое строительство христианских церквей. И наиболее общим типом таких сооружений стал базиликальный.
Вопрос о происхождении базиликального типа храма остается неясным из-за практического отсутствия документов по раннехристианской архитектуре до правления Константина. Есть лишь предположения о том, что его прототипами в равной степени могли послужить атриумные дома, римские базилики, подземные святилища и иудейские синагоги Галилеи. В любом случае такая планировка соответствовала христианскому обряду, ее интерьер вмещал в себя всех членов общины, и она не была связана с планировкой храмов враждебных христианству религий.
Подобно римской светской базилике, христианская также имела вытянутый прямоугольный план с апсидой напротив входа и рядами колонн, деливших помещение на нефы, из которых средний (основной) был шире и выше боковых (называвшихся так же боковыми проходами) и освещался окнами в верхней части своих стен. Отличие состояло в том, что перекрывался центральный неф не бетонными сводами, а двускатной деревянной крышей с открытыми стропилами внутри или (позже) с подвесным деревянным кессонированным (для облегчения конструкции) потолком. Боковые нефы обычно имели односкатные деревянные крыши.
Усложнение обряда потребовало добавления к этой схеме новых элементов. Появились большой перистильный двор (атрий), предшествовавший входу, с фонтаном для омовений в центре, широкий, но неглубокий притвор (нартекс) при входе, куда допускались лица, еще не прошедшие крещения, и трансепт (поперечный неф перед апсидой) для расширения алтарной части. Переход от центрального нефа к трансепту оформлялся триумфальной аркой, за которой располагался алтарь под балдахином на четырех колоннах. В апсиде, там где в римской базилике было место судьи, находилось кресло епископа и место для духовенства.
В таком устройстве храма отразился переход христианского культа от первоначального демократизма к могущественной церковной организации. Если в середине 3 века духовенство внешне ничем не выделялось и места всех членов общины были равны, то в 4 веке оно уже противопоставлялось общей массе верующих, которая теперь лишь наблюдала за священнодействием, совершаемым у алтаря епископами и дьяконами.
В отличие от античного храма христианская церковь служила не домом божества, а местом религиозных церемоний и собраний верующих, домом, ограждающим их от внешнего мира. В античных храмах верующие находились снаружи здания. В христианских же — наоборот, и основное внимание здесь стало уделяться интерьеру, который создавал чувство торжественного покоя и устремленности к божеству. Этой цели служили ряды мраморных колонн, ведущие к алтарю, узорные мозаичные полы, а так же фрески и мозаики с изображениями святых и сцен из священного писания на стенах, на триумфальной арке и в апсиде. Этому же способствовал и свет, падавший сверху из апсиды и окон нефа.
В 4 веке строительство базилик особенно интенсивно шло в восточной империи, чему способствовало ее более спокойное положение и близость к Палестине — месту паломничества христиан. В западной империи основным типом церквей стала трех- или пятинефная базилика. Наибольшее их количество было возведено в Италии.
Древнейшей церковью Рима является пятинефная базилика Сан Джованни ин Латерано, возведенная в 319 году среди комплекса императорского дворца, предоставленного епископу в качестве его резиденции. Несколько позже аналогичные пятинефные базилики были построены над могилами апостолов — Сан Пьетро ин Ватикано и Сан Паоло фуори ле Мура. Первая имела площадь 84 на 58 метров, делившуюся четырьмя рядами колонн (по 22 колонны в каждом), несущих на себе архитрав. Вторая имела большие размеры и по 80 (!) колонн в каждом ряду. Колонны выламывались из античных зданий. К этому же периоду относится и ряд трехнефных базилик, таких как Сан Лоренцо фуори ле Мура, Сант Аньезе фуори ле Мура и др.
В 5 веке широкое строительство базилик начинается по всей империи. В Италии в это время предпринимается попытка возродить открытость древнеримских базилик. В Риме это Санта Мария Маджоре и Санти Джованни э Паоло. Однако их внешние колоннады вскоре были застроены стенами.
Важное место в раннехристианской архитектуре занимал и другой, цилиндрический тип сооружений — мавзолеи, церкви, баптистерии.
Двухъярусный мавзолей Святой Елены (матери императора Константина) на Лабиканской дороге, построенный около 330 года, напоминал гробницу Присциллы начала империи. Но его верхний ярус был оборудован окнами, что превратило его в световой барабан, несущий купол.
Такой световой барабан был уже вполне развит в 3 веке (например в нимфее Минерва Медика), но здесь он означал преображение прежнего полутемного мавзолея в залитый светом храм-усыпальницу. Интересно, что вес купола мавзолея Святой Елены был снижен за счет использования в его кладке пустотелых керамических амфор.
Другим примером, но уже более сложного цилиндрического сооружения с существенно измененными пропорциями отдельных частей, является мавзолей Констанции на Номентанской дороге (см. статью о базилике Сант Аньезе фуори ле Мура). Цилиндрическое основание купола, воспринимавшееся как единое целое с массивом здания в мавзолее Святой Елены, здесь отделено от него, занимая лишь среднюю часть широкой ротонды. Этот прорезанный окнами барабан опирается уже не на стены, а на внутреннее двойное кольцо колоннад.
Трехступенчатая структура интерьера усиливалась различной освещенность его частей. Яркий свет из больших окон подкупольного барабана переходил в рассеянное освещение круглой галереи со щелевидными отверстиями вверху и меркнул, доходя до нижних затененных ниш. Оттуда особенно яркими виделись мозаики купола.
В конце 4-го — начале 5-го веков мавзолей превратили в христианскую церковь и загородили пристроенной к его вестибюлю огромной базиликой. Идея храма над могилой обожествленной личности, доминировавшая в императорских мавзолеях, оказалась чрезвычайно близка христианской идее торжества духа над смертью и обычаю воздвигать памятные храмы над могилами мучеников и сделала естественным превращение римских мавзолеев в христианские церкви.
Дальнейшим усложнением типа ротонд с внутренней колоннадой, поддерживающей барабан, стала церковь Сан Стефано Ротондо, возможно, начинавшая сооружаться как античный мавзолей. Эта крупнейшая круглая церковь Рима диаметром 63 метра с четырьмя крестообразно расположенными апсидами была построена в середине 5 века.
В 5 веке на востоке империи возник совершенно новый тип сооружений — монастырь. Помимо церкви в него входили жилища монахов, а так же хозяйственные и подсобные постройки. Своей планировкой интересен монастырь Калат Семан, находившийся неподалеку от сирийской Антиохии и построенный в 480-490 годах. Он возник вокруг столпа, на котором провел последние 27 лет своей жизни Симеон Столпник, умерший в 459 году.
Столп являлся центром восьмиугольного помещения, перекрытого (скорее всего) легким деревянным куполом. К восьмиугольнику с четырех сторон примыкали трехнефные базилики, одна из которых (восточная) заканчивалась апсидами и служила, собственно, церковью. В трех других базиликах собирались и отдыхали многочисленные паломники, стекавшиеся к знаменитому месту культа. Жилые и хозяйственные постройки занимали южную территорию комплекса.
В целом раннехристианская архитектура, зародившаяся в эпоху поздней античности, явилась завершением развития античного зодчества. Вместе с тем она создала ряд типов культовых христианских сооружений, послуживших основой для создания многочисленных вариантов христианских церквей в странах Европы и Востока. Значение раннехристианской архитектуры определяется тем фактом, что она оказалась стоящей на грани двух эпох — уходящей античности и надвигающегося феодализма, став связующим звеном между ними.