Планировка церкви — классическая базиликальная. Это центральный неф с боковыми приделами, без трансепта и с большой апсидой. Приделы имеют часовни в каждом конце. В начале левого придела находится часовня Святой Екатерины Александрийской, в его конце — часовня Богоматери Розария. В правом приделе — часовни Святого Доминика и Святого Иоанна Крестителя, соответственно. Внешняя часовня святых Кирилла и Мефодия доступна через дверной проем правого придела.
Неф имеет по две аркады, разделенные широкой колонной, с каждой стороны. Каждая аркада содержит по четыре античных ионических колонны, всего 16, дальняя пара которых находится в святилище, а ближняя встроена в часовни, окружающие вход. Колонны не одинаковы и взяты из разных древних зданий. Часть из них ребристые и, в целом, они имеют немного разную длину. Для придания им одинаковой высоты строителям пришлось подложить под некоторые колонны плиты.
Стены нефа над аркадами содержат окна, переделанные во время реставрации 18 века. Между окнами находятся фрески разных художников того времени. Это Святая Флавия работы Себастьяно Конки, Святой Климент Приносящий Воду Со Скалы работы Джованни Антонио Греколина, Святой Климент с Якорем работы Джованни Одацци, Перенос Мощей Святого Климента и Смерть Святого Сервулуса работы Томмасо Чари, Святой Игнатий Антиохийский работы Джан Доменико Пиастрини и Святой Игнатий со Зверями в Амфитеатре работы Пьерлеоне Гецци.
Рамы фресок, окон и внутренние поверхности арок украшены лепниной в общей цветовой гамме (белой), аккуратно подчеркивающей золотой цвет потолка и мозаику апсиды.
Впечатляющий потолок относится к той же реставрации 18 века. Он имеет сложное кессонирование в голубой и золотой гамме и несет на себе геральдику папы Климента XI. На центральной фресковой панели изображен Апофеоз Святого Климента. Это работа Джузеппе Чари, руководившего и другими художниками, оформлявшими неф.
На контрфасаде, над входом, изображены святые Кирилл и Мефодий. Это работа Пьетро Рассини. Он же выполнил фрески Богоматери на потолке левого придела и Святого Сервулуса на потолке правого.
Пол церкви является ее славой. Он составлен из множества античных разноцветных камней, в основном из мрамора, вырезанных в различных геометрических формах и превращенных в мозаику. Этот стиль, известный как Косматеско, можно обнаружить во многих римских церквях. Техника соединения цветных камней различной формы была популярна еще в античные времена и носила название opus sectile. Считается, что он в 10 веке повторно попал на Сицилию из Константинополя, а далее распространился на Рим и остальную Италию.
Представленные здесь камни составляют целый геологический набор. Ярко-желтый giallo antico, который древние называли marmor numidicum, пришел из карьера Чемту в Тунисе. Его поставки прекратились уже в 3 веке. Большинство желтого мрамора в Риме происходит из Сиены, и giallo antico можно отличить от него по абрикосовому оттенку с долей апельсинового. Этот мрамор может иметь темно-красные прожилки, и его кусочки видны на полу Сан Клементе.
Темно-зеленый камень — это античный lapis Lacedaemonicus, серпентин из греческой Спарты, часто встречающийся в римских церквях. Часто его ошибочно называют базальтом или зеленым порфиром.
Розовые кусочки выглядят как marmor Chium с греческого острова Хиос или rosso antico с мыса Матапан на Пелопоннесе.
Темно-красный камень — это знаменитый имперский порфир из Монс Порфиритес в Восточной пустыне Египта. Порфир встречается во всем мире, но этот сорт происходит из единственного карьера и стал недоступен с 4 века. Он отличается глубоким малиновым цветом с белесыми крапинками, которые являются фенокристами, или кристаллическими включениями. Цвет напоминает пурпурный краситель, получавшийся из морских улиток восточного Средиземноморья и являвшийся продуктом очень высокого статуса из-за трудоемкости процесса его производства. Кроме того, в отличие от других красителей, пурпур был стойким и не боялся стирки.
В 1592 году пол тщательно отреставрировали и вставили в его центр надгробную плиту Винченцо Лауро, служившего здесь кардиналом. Имя мастера, создавшего оригинальный пол, записано как Magister Paulus.
Скола канторум, или хоры, и связанные с ней экраны святилища датируются 6 веком и попали сюда из предыдущей церкви, расположенной ниже. Они были сохранены и установлены в новой церкви в 12 веке, получив при этом инкрустацию в стиле Косматеско. Структура хоров состоит из поставленных вертикально мраморных плит, на части которых присутствует монограмма папы Иоанна II, заказчика оригинальной работы. В старой церкви было два ряда скамей, расположенных напротив друг друга и окруженных парой возвышавшихся кафедр, обращенных к главному алтарю. При повторной установке одна из кафедр была превращена в амвон, а рядом расположили превосходный витой пасхальный подсвечник.
Хоры использовались для певцов, сопровождавших литургию. В 16 веке изменившиеся литургические нормы потребовали отсутствия любых сооружений между главным алтарем и конгрегацией, и большинство скола канторум в Римских церквях были снесены. Эта сохранилась лишь потому, что реставрация проводилась в 18 веке, когда сыграла свою роль ее антикварная ценность. Если бы работы проводились в 17 веке, в эпоху Барокко, скола, скорее всего, была бы удалена. Архитекторы барокко часто заменяли сколу канториями, балконами для певцов и музыкантов, поднятыми над уровнем пола.
Апсида Сан Клементе богато украшена фресками и мозаикой. Ее изогнутая стена покрыта циклом фресок 14 века, а раковина и триумфальная арка — мозаиками 12 века. Нижняя зона оформлена фресочными панелями с чисто декоративными мотивами и ограничивается полосой с цветочным орнаментом. Выше расположена большая впечатляющая фреска с изображением Христа с Богоматерью и одиннадцатью апостолами. Фигуры разделены финиковыми пальмами, а под их ногами находится река с рыбами.
Апостолов должно быть двенадцать, и были попытки объяснить это несоответствие тем, что женская фигура — это не Богоматерь, а Святая Мария Магдалена, которую иногда называют одним из первых апостолов Христа. На самом деле одиннадцать апостолов и Богоматерь изображены в соответствии с Деяниями 1:13-14, где они представляют собой зарождающуюся церковь в Иерусалиме после Вознесения.
Над мозаикой раковины апсиды доминирует виноградная лоза, являющаяся символом живой Церкви. Ее корни уходят в Райский сад, а ее плод — Крест Христов. Внизу мозаики изображены Христос и Апостолы в виде Агнца Божьего в окружении двенадцати ягнят, выглядящих взрослыми овцами как это принято в иконографической традиции.
ECCLESIAM CRISTI VITI SIMILABIMUS ISTI
DE LIGNO CRUCIS JACOBI DENS IGNATIIQ[UE]
IN SUPRASCRIPTI REQUIESCUNT CORPORE CRISTI
QUAM LEX ARENTEM SET CRUS FACIT E[SS]E VIRENTE[M]
Церковь Христова подобна этой лозе
[Часть] дерева Креста и зуб Иакова, а также Игнатия
Покоятся в вышеописанном теле Христа
Которую иссушает закон, но Крест делает зеленой
Разделительные линии здесь отмечены крестиками, помещенными между стихами надписи. Чтобы понять написанное, нужно прочитать сначала первую и четвертую строки, а затем вторую и третью. Так мы получим «Церковь Христова подобна этой лозе, которую иссушает закон, но Крест делает зеленой. [Часть] дерева Креста и зуб Иакова, а также Игнатия покоятся в вышеописанном теле Христа». Это может показаться мистическим кодом, но на самом деле просто относится к частице Животворящего Креста и мощам святых Иакова Апостола и Игнатия Антиохийского, помещенным позади тела Христа в мозаике во время ее создания.
Прямо над центром надписи изображены два оленя и шесть птиц у фонтана, разделяющегося на четыре потока. Это намек на описание Эдемского Сада в Бытие 2, 9-10. Олени являются отсылкой к первому стиху Псалма 43 (Как олени, жаждущие бегущих потоков). Очень хорошо проработаны птицы — две цапли, дикая утка, курица и два павлина. Никто не встречал павлинов в Риме 12 века, значит художник либо видел его в другом месте, либо хорошо скопировал классическое изображение.
В нижних углах мозаики располагаются сцены из сельской жизни. Это кормление цыплят и выпас овец. Как цыплята становятся пищей, чтобы человек мог выжить, так и Церковь заботится о нас, чтобы мы могли достичь Небес. Овец же пасет пастух, как и Церковь пасет свое стадо.
Над фонтаном изображен акант (это классический мотив), на котором стоит распятие. Пресвятая Дева и Святой Иоанн Евангелист находятся у подножия креста, на котором расположились двенадцать голубей. Наверняка это апостолы, поскольку голуби могут нести послания на дальние расстояния. Внутри аканта — олень и змей. Это отсылка к Грехопадению в Райском Саду. Змей, очевидно, тот, что соблазнил Еву, а олень в древних историях был естественным врагом змей, затаптывающим их до смерти.
Из аканта исходят две пары усов. Одна пара, засохшая, изгибается за крестом и может быть символом иудаизма после Христа или состояния человечества до Христа. Другая пара образует по двадцать пять завитков с каждой стороны, всего пятьдесят — количество дней в празднике Пасхи. Каждый завиток заканчивается стилизованным цветком, за исключением двух с вазами, наполненными фруктами, и двух с вазами, закрытыми крышками. Между завитками расположены маленькие фигурки святых, ангелов и птиц.
Виноградная лоза и крест отсылают к древней легенде о том, что дерево Животворящего Креста произошло от Древа Жизни в Райском Саду. Эта легенда, вероятно, была задумана как катехизический инструмент, поскольку подчеркивает идею Христа как нового, безупречного Адама, искупляющего старого Адама, а значит и все человечество, через свою смерть и воскрешение. Над крестом — рука Бога Отца в Небесах с облаками, держащая молнию. Это еще одна классическая идиома, изначальный символ Юпитера.
Остальная часть мозаики до самой вершины раковины апсиды занята стилистическим изображением, за исключением двух Агнцев Божьих на постаментах. В целом же мозаика изображает Древо Жизни, засохшее после входа греха в мир, но затем превратившееся в новое Древо Жизни, Крест Христов, окончательный символ победы Христа над грехом. Для придания мозаике более мощного эффекта в нее, как уже упоминалось, был включен фрагмент Животворящего Креста.
Триумфальная арка опирается на пару пилястр с неглубоким рельефом и неклассическими капителями, происходящими из коринфского ордера (с гирляндами вместо листьев аканта). Это 18 век.
Мозаики триумфальной арки — одни из лучших в Риме. Они относятся к 12 веку, но выглядят старше, поскольку выполнены в греческом стиле, видимо, все еще имевшем влияние на Рим. Здесь преобладает золотистое свечение фона, достигаемое путем нанесения сусального золота на обратную сторону прозрачных стеклянных кусочков. Открытки с элементами мозаик продаются в церковном магазине. Лучше знакомиться с оригиналом, имея при себе эти открытки. А прибыль магазина идет на ремонт базилики.
Если бы церковь имела трансепт, мозаики триумфальной арки и раковины апсиды были бы различны. Здесь же они объединены в одну композицию. В центре верхней части триумфальной арки находится фигура Христа Пантократора (Вседержителя), окруженная символами четырех евангелистов (лев, вол, человек, орел). Христос расположен в круглом тондо, что напоминает его великий образ в окулусе купола церкви Святой Софии в Константинополе. Прямо под Христом, на внутренней части арки, находится Хризма с Альфой и Омегой. Остальное внутреннее пространство украшено цветами и фруктами, исходящими из пары ваз в нижних концах арки.
В пазухах свода, немного ниже Христа, изображены четыре человека. Слева это Святой Лаврентий, получающий наставления от Святого Павла. Святой Лаврентий сидит, опустив ноги на железную решетку, орудие его мученичества. Святой Павел идентифицируется по надписи AGIOS PAULUS. Эта любопытная смесь греческого (Agios – греч. Святой) и латыни (Павел по-гречески был бы Paulos, а не Paulus) может относиться к его восточному происхождению. Надпись под ними гласит: «DE CRUCE LAURENTI PAULO FAMULARE DOCENTI (Слуга Лаврений обучается Павлом Кресту)». Латынь здесь плоха, и famulare должно читаться как famularis est.
Справа — святые Петр и Климент. Это изображение относится к последовательности епископов в Риме, и Петр объявляет о присутствии Христа своему более позднему преемнику. Надпись гласит: «RESPICE P[ro]MISSUM CLEMENS A ME TIBI CH[rist]UM (Вот, Климент, Христос, как он был обещан тебе мной)». Климент держит якорь, ставший его символом. Под фигурами — галера и две рыбы.
Под этими четырьмя фигурами — два пророка. Слева расположен Исайя, держащий свиток со словами «VIDI DOMINUM SEDENTEM SUP[ER] SOLIUM (Я видел Господа, сидящего на престоле)». Справа — Иеремия, тоже со свитком, гласящим: «HIC EST D[EU]S N[OSTE]R ET N[ON] ESTIMABIT[UR] ALIUS ABSQ[UE] ILLO (Это наш Бог, никто не сравнится с ним)».
Под пророками, внизу композиции, — два города. Слева это Вифлеем с архангелом Гавриилом, а справа — Иерусалим с петухом Святого Петра.
По краю архивольта идет еще одна надпись, гласящая: «GLORIA IN EXCELSIS DEO SEDENTI SUP[ER] THRONUM ET IN TERRA PAX HOMINIBUS BONAE VOLUNTATIS (Слава Богу в вышине, сидящему на престоле, и на земле мир людям доброй воли)».
Над главным атарем находится киворий, или балдахин, 12 века. Четыре коринфские колонны из мрамора павонаццетто поддерживают прямоугольный карниз со своими маленькими колоннами — по шесть спереди и сзади и по пять с обоих боков. Эти маленькие колонны несут на себе двухскатную крышу с фронтонами спереди и сзади. Тимпан переднего фронтона украшен якорем Святого Климента.
Под главным алтарем располагается конфессо, или крипта, установленный в 1868 году. Здесь находятся гробницы Святого Климента (с 868 года) и Святого Игнатия Антиохийского. Надпись на лицевой стороне алтаря упоминает Святого Климента: «SANCTUS CLEMENS MARTYR HIC FELICITER EST TUMULATUS (Святой Климент, мученик, счастливо здесь похоронен)». Под алтарем находится другая надпись: «HIC REQUIESCUNT CORPORA SS CLEMENTIS PAPÆ ET IGNATII (Здесь лежат тела святых папы Климента и Игнатия)». За алтарем расположен древний епископский трон, сохранившийся от старой базилики. Когда-то его спинка была частью святилища мученика — на ней вырезано слово MARTYR.
Справа от апсиды находится скиния начала 14 века, выполненная в стиле французской готики с инкрустацией косматеско. Ее высокое расположение обусловлено двумя причинами — возможностью видеть скинию всем присутствующим и постановлением Латеранского собора 1215 года о «недосягаемости для мирских рук». Заказал скинию в 1299 году кардинал Джакомо Томази Каэтани, титулярный священник Сан Клементе. Работу выполнил скульптор Арнольфо ди Камбио.
Кардинал Каэтани изображен на рельефе над дверцей скинии. Он преклоняет колени перед Святой Девой и Младенцем Иисусом, а его покровитель, апостол Иаков (Джакомо — итальянская форма имени Иаков), направляет его к божественному присутствию. На вершине навеса расположен медальон с рельефным Агнцем Божьим. Сейчас скиния не используется для Святого Причастия, которое необходимо хранить в алтаре.
Часть 1. История
Часть 2. Экстерьер
Часть 3. Интерьер.
Часть 4. Часовни.
Часть 5. Подземные сооружения.