Базилика Сан Клементе (аль Латерано). Часть 5. Подземные сооружения.

Доступ к раскопкам под базиликой Сан Клементе осуществляется через дверь в начале правого придела, там, где расположены магазин и кассы, в которых вы должны оплатить вход. Раскопки обширны и интересны, а потому стоят этой платы. Неплохо приобрести и путеводитель.

Лестница справа от кассы была установлена в 1866 году. Уже на ней представлено множество скульптурных фрагментов, а также посвятительная надпись 4 века. Она расположена в правом конце притвора или входного крыльца старой церкви. Отсюда можно пройти в три зоны, разделенные стенами, образованными блокированием оригинальных аркад. Это центральный неф и правый и левый приделы. Лестница в конце последнего ведет вниз на следующий уровень — к античным руинам. Следует сказать, что своды и кирпичные опоры современны.

сан клементеТо, что мы видим, конечно, дает слабое впечатление от прежней базилики, которая была немного шире нынешней. Центральный неф имел по аркаде из девяти арок с каждой стороны. Над каждой аркой располагалось окно, но эти окна не были согласованы между собой и имели разные формы и размеры. Притвор имел по одному входу в каждый боковой придел и широкий церемониальный вход из пяти арок в центральный неф. Очевидно, что перед притвором находился атриум с колоннадами, как и у современной церкви, хотя он не раскопан.

сан клементе
план базилики 4 века

В конце правого придела была ризница, а с другой стороны апсиды, вероятно, еще одна. Апсида была полукруглой и располагалась правее нынешней. Трансепт отсутствовал. Изначально стены церкви, скорее всего, не были украшены фресками. То, что сохранилось, было добавлено позже.

Как только вы достигнете нижней ступени последней лестницы, посмотрите налево, а затем немного правее. Здесь вы увидите плохо сохранившиеся фрески 7 века с портретами святых. В самом притворе заметны встроенные в стену колонны. Первоначально они составляли часть открытой колоннады, но после землетрясения 9 века им добавили опорную стену. Фрески, расположенные здесь, вероятно относятся к концу 11 века, но эта дата оспаривается, и некоторые исследователи говорят о 9 веке. Слева это изображение Страшного Суда с Христом в сопровождении (это неточно) святых Михаила и Андрея справа и святых Гавриила и Климента слева. Коленопреклоненные фигуры могут быть святыми Кириллом и Мефодием, но это лишь предположение.

сан клементе
Правый придел

Далее справа расположены две фрески со сценами, относящимися к Святому Клименту. Первая отображает легенду о событиях в Крыму, традиционном месте мученичества святого. История заключается в том, что Климента бросили в море с якорем на шее. Ежегодно в это время наблюдался исключительно низкий отлив, и из моря появлялась небольшая часовня. Однажды ребенок, бывший с паломниками, отстал, и когда вода поднялась, его посчитали погибшим. Однако на следующий год в это же время его нашли в часовне живым и невредимым. На фреске показана мать, нашедшая маленького мальчика в часовне, окруженной морем, наполненном рыбами. Здесь же изображена и семья, оплатившая фреску, среди которой присутствует мальчик, названный в честь святого. Рядом с ним можно прочесть надпись — Puerulus Clemens (маленький мальчик Климент).

Вторая фреска изображает процессию, сопровождающую перенос тела Святого Климента из Ватикана в базилику Сан Клементе.

Напротив фресок подвешена мраморная плита. Первоначально она относилась к языческому мемориалу, но затем была повторно использована христианами. Языческая эпитафия предназначалась ребенку: «Марку Аврелию Сабину, известному как «маленький непоседа», самому любимому ребенку. Ему не было равных среди молодежи своего ранга и времени».

Правый придел тоже содержит фрагменты нескольких фресок, иллюстрирующие проблему консервации, поскольку присутствующая влажность в конечном итоге уничтожит их совсем. Отец Маллули был достаточно дальновиден, чтобы сделать рисованные копии, и теперь хорошо видно, насколько далеко с того времени зашло разрушение оригиналов.

сан клементе
Мадонна с Младенцем

Первая фреска — Мученичество Святой Екатерины (10 век?). Но самая значительная — следующая, в нише с арочным сводом. Это Мадонна с Младенцем. Считается, что изначально на ней была изображена императрица Теодора, преобразованная в дальнейшем в Богоматерь благодаря добавлению Святого Младенца и престола, возможно в 9 веке. Это предположение возникло из-за необычности изображения Богоматери, напоминающего портрет императрицы в церкви Сан Витале в Равенне.

Ранее, поверх этой, существовала еще одна фреска Богоматери, предположительно начала 9 века, но она осыпалась вскоре после своего обнаружения. Другие фрески сохранились гораздо хуже и гипотетически идентифицированы как Совет Папы Зосимы в 417 году и История Тобиаса.

В конце придела находится языческий (1-3 века) саркофаг, на котором вырезана история Федры и Ипполита. Помимо нее на саркофаге есть фигура Христа 7-10 веков, почти полностью уничтоженная. Саркофаг мог быть повторно использован в качестве гробницы или хранилища мощей, несмотря на свою языческую символику.

Мраморные колонны из оригинальной аркады, встроенные в блокирующую стену представляют загадку, почему их не использовали при перестройке базилики, поскольку они весьма высокого качества.

Центральный неф разделен вставленной фундаментальной стеной на два пространства — широкое слева и узкий коридор справа. В его конце находится алтарь с киворием, повторяющий дизайн алтаря современной базилики. За экранной стеной позади алтаря есть еще одна изогнутая стена, служащая опорой для апсиды выше. Первоначальная апсида этой нижней базилики была больше и часть ее сохранилась.

Сразу же на входе в неф слева находится фреска 9 века Вознесение Господне. Она выполнена в традиционной греческой манере с Богоматерью, окруженной апостолами. В окружение также включены Святой Вит и папа Лев IV (847-855). Последний имеет квадратный ореол, что означает, что к моменту создания фрески он был еще жив.

сан клементе
Центральный неф

В углу расположены очень плохо сохранившиеся фрески с изображениями Распятия, Воскресения с Женщинами у Могилы, Сошествия Христа в Ад и Свадьбы в Кане. Далее, по левой стороне, находится спиральная античная колонна, встроенная в стену, а затем еще несколько фресок 11 века. На первой, предположительно, изображены святые Джайлз и Блейз.

Сразу за ней следует фреска с легендой о Святом Алексии, отшельнике 4 века. Он был знатным молодым человеком, покинувшим дом и отправившемся на Восток жить отшельником, но вернувшимся затем в Рим. Родители не узнали его, и Алексий нанялся к ним слугой, а жил под лестницей. Он умер, сжимая в руке клочок бумаги, который было невозможно забрать. В конце концов пришел папа и сумел разжать руку покойника. Бумага объяснила, кем был Алексий, и на фреске изображено, как родители поражены горем, а жена целует усопшего.

сан клементе
Легенда о Святом Алексии

Над этой фреской расположена нижняя часть изображения Христа с ангелами и святыми. Предположительно, это (слева направо) Николай, Гавриил, Михаил и Климент. На входе в левый придел сохранились фрагменты изображений Святого Антония Египетского и Даниила в Логове Льва.

В конце левой стены на двух фресковых панелях изображена Легенда о Сизиннии, муже христианки. Верхняя показывает его неуважительное отношение к церкви во время проведения Климентом мессы, после чего Сизинний ослеп. На нижней панели зрение возвращается к Сизиннию после молитвы Климента. Несмотря на это, Сизинний приказывает своей охране арестовать папу. Охранники галлюцинируют и вместо папы хватают лежащую колонну.

сан клементеСамое интересное здесь — не изображения, а текст в нижней части. Это один из старейших сохранившихся примеров письменного итальянского языка, отличного от породившей его латыни. То, что здесь написано, — это комментарий Сизинния к происходящему, выражения, совсем не подходящие для церкви: «Falite dereto colo palo, Carvoncelle. Arbeltel trai, Gosmaris, fili dele pute, traite (Карвончел, встань сзади с рычагом. Тяните, Альбертель и Госмарис, тяните, сыновья шлюх)». Климент же, будучи человеком культурным, отвечает по латыни: «[Propter] duritiam cordis vestris, saxa traere meruistis (Из-за твердости твоего сердца ты заслуживаешь тянуть камни)». К сожалению, фреска сильно выцвела, и тексты сейчас трудно читаемы.

Над этой фреской находится нижняя часть другой, с изображением Святого Климента, возведенного на трон в качестве папы тремя своими предшественниками, святыми Петром, Лином и Клетом.

Здесь можно увидеть довольно обширные остатки оригинального пола. Он состоял из фрагментов разноцветного мрамора, расположенных полуслучайным образом, чтобы сформировать геометрические узоры. По сравнению с полом базилики выше здесь качество работы очень низкое.

Справа от алтаря расположен дверной проем, позволяющий войти в пустоту между стеной, поддерживающей верхнюю апсиду, и апсидой этой нижней базилики. По этому проходу можно попасть в узкий правый коридор, отделенный от нефа продольной стеной, а если посмотреть вверх, можно увидеть памятник кардиналу Амлето Джованни Чиконьяни, служившему здесь до своей смерти в 1973 году.

Слева, сразу после входа в эту часть нефа, находится недавно отреставрированная фреска, описываемая в путеводителях как Лимб. На самом деле это сцена Сошествия Христа в Ад. Учение говорит о том, что после своей смерти на кресте, Христос спустился в ад, чтобы поднять на Небеса праведных людей, умерших до него. Фигура справа — это Адам. Христос наступает на дьявола, а позади него находится фигура восточного монаха, держащая Евангелие.

сан клементе
Сошествие Христа в Ад

В левом приделе есть несколько фрагментов фресок, пришедших в столь плачевное состояние, что их невозможно идентифицировать.

сан клементе
Левый придел

Первоначальные исследователи посчитали круглое углубление крестильной купелью, но в дальнейшем выяснилось, что оно было частью кузницы, в которой изготавливали церковные колокола. Недавние же раскопки за концом этого придела обнаружили настоящий баптистерий с купелью.

У входа на лестницу, ведущую к римскому дому под базиликой, находится алтарь Святого Кирилла, который, как полагают, расположен над остатками гробницы с мощами последнего. Здесь есть множество мемориальных табличек, подаренных национальными восточными церквями в благодарность своему апостолу, а также посвященная ему современная мозаика.

сан клементеВ дальнем левом углу находятся остатки фресок 10 века с изображениями монахов, Распятия Святого Петра и, предположительно, Святого Кирилла.

А теперь можно спуститься по лестнице в античные римские руины.

В нижней части лестницы справа находится очень узкий проход под соединением нефа и апсиды базилики выше. Этот проход разделяет две совершенно разные структуры, датируемые концом 1 века. Слева, под апсидой, располагается здание, превращенное в Митреум. Справа, под нефом, располагается большое здание, раскопанное лишь частично, с обеих сторон. Первоначальные исследователи, наткнувшиеся на него при раскопках, выдавая желаемое за действительное, предположили, что это дом Святого Климента, хотя, конечно, это здание не являлось частной постройкой. Под ним обнаружили более ранние остатки частных домов, по всей вероятности, уничтоженных великим пожаром 64 года, расчистившим площадь для постройки Золотого Дома Нерона. С большой долей уверенности можно говорить, что рассматриваемое сооружение стало частью ограждения этого огромного дворца со всевозможными вспомогательными зданиями.

Итак, повернув от лестницы налево, мы попадаем в Митреум. Это здание немного шире самой верхней базилики и полностью построено из кирпича, штампы на котором дают дату между 90 и 96 годами. Первоначально комплекс состоял из центрального сводчатого зала, окруженного коридором, и четырех больших комнат к востоку от упомянутого узкого прохода. Сохранилась штукатурка на сводах двух из этих комнат, а также большая лестница, ведущая на верхний этаж. Свод зала имел окна, указывающие на то, что на его крыше, вероятно, располагался открытый двор.

сан клементеПервоначальное предназначение здания не ясно, но разумное предположение состоит в том, что оно было как-то связано с расположенным рядом Колизеем. Как бы то ни было, в районе 200 года его преобразовали в Митреум. Центральный зал стал храмом и получил отдельно стоящий алтарь. Его передняя часть украшена рельефным изображением бога Митры, убивающего быка, а боковые — изображениями двух факелоносцев, известных в мифологии как Каутопат и Каут. Ниша для статуи божества располагалась в дальнем конце комнаты, а по сторонам комнаты шли продольные каменные скамьи. Свод был украшен звездами.

Дальняя от лестницы комната описывается как ученическая, поскольку тоже имеет каменные скамьи у стен. Она могла служить местом для лекций, проповедей и ритуалов. Фрагмент фрески 3 века здесь, скорее всего, изображает поклоняющегося.

Второе здание, расположенное под нефом базилики, предполагает сложную историю и требует тщательного изучения. Как уже было сказано, идея о том, что это был частный дом, более не рассматривается. Важно и то, что здесь не обнаружено никаких следов христианской деятельности. Ширина этого здания составляет ровно 100 римских футов или 29,5 метра. Его длина неизвестна, поскольку другой конец еще не раскопан, но считается, что оно доходило до нынешней площади Сан Клементе, поскольку там проходила античная улица.

Западная торцевая стена рядом с проходом демонстрирует, что внешние стены здания были сложены из больших блоков туфа, т.е. в стиле opus quadratum, уже очень архаичным в конце 1 века. Это косвенно свидетельствует об особой функции здания, требующей, в отличие от частного дома, повышенной надежности. Ни здесь, ни в раскопанной части боковых стен нет входа, поэтому считается, что он был один и располагался в восточной части сооружения. Это также исключает теорию о функции здания как склада.

Интерьер сооружения включает в себя ряд комнат, открывающихся в центральный двор (еще не раскопанный). Западные комнаты намного меньше северных и южных. Камеры разделены стенами, сложенными из маленьких квадратных каменных блоков и обычного кирпича. Такой стиль носит название opus mixtum. Сводчатые потолки сделаны из бетона. Комнаты на северной и западной сторонах имеют общие боковые двери. В раскопанных южных комнатах таких дверей нет. Чтобы добраться до выхода в базилику, нужно пройти через эти северные комнаты.

сан клементеВ конце раскопанной площади на северной стороне есть следы колодца с лестницей, а в комнатах присутствуют отверстия для балок, указывающие на то, что ранее здесь были деревянные полы, разделяющие камеры на два этажа. Скорее всего, во 2 веке здание было реконструировано. Полы в комнатах подняли на 80 сантиметров, деревянные полы удалили, объединив этажи, а внутренние стены оштукатурили.

Во второй половине 3 века произошли более радикальные изменения, которые, по некоторым предположениям (без каких-либо доказательств), превратили здание в христианскую церковь. Комнаты и двор заполнили щебнем, а верхний этаж перестроили. После постройки здесь базилики часть стен здания включили в новую структуру. Не ясно, повлекло ли это за собой полное изменение функции здания.

Так что же это была за функция? Упомянутые ранее очень прочные внешние стены и отсутствие в них входов предполагают наличие проблемы безопасности внутренних действий, явно повлиявшей на архитектуру. Достаточно правдоподобным может быть предположение о том, что здесь располагался имперский монетный двор. Известно, что последний находился в непосредственной близости от Колизея, а неподалеку отсюда были найдены посвятительные надписи различным богам служителей монетного двора. Из документальных источников известна и дата основания двора в этом районе — конец 1 века, что также соответствует археологическим данным.

Кроме того, известно, что в 274 году работники монетного двора объявили забастовку и были казнены. Возможно, что за этим последовала реконструкция здания, тем более, что в этот период чекан монет был приостановлен. Однако у этой гипотезы отсутствуют прямые археологические свидетельства. Остается рассчитывать лишь на дальнейшие раскопки, способные принести новые сведения.

В южных комнатах можно услышать звук текущей воды. Он исходит от источника, питающего Большую Клоаку, канализацию, способствовавшую осушению территории Римского Форума. Забавно, что некоторые туристы бросают в нее деньги, загадывая желание.

Когда этот уровень был только раскопан, просачивание на него воды оказалось серьезной проблемой. Описания начала 20 века говорят о Митреуме, заполненном стоячей водой. Для решения проблемы в 1914 году запустили проект, призванный направить воду источника в Большую Клоаку по новой трубе. Проект завершился успешно, а вода оказалась настолько чистой, что даже некоторое время использовалась монастырем для своих бытовых нужд.

В 1930-х к северу от возможного монетного двора, под лестницей, по которой вы впервые спустились в нижнюю базилику из магазина, была обнаружена небольшая катакомба с 16 локулами. Вы могли заметить в полу решетку, закрывающую отверстие в катакомбу. Еще один вид на нее доступен через железные ворота перед вторым пролетом лестницы, выводящей вас на этот уровень. Катакомба датируется 5-6 веками и, по всей видимости, была кладбищем старой базилики.

Часть 1. История
Часть 2. Экстерьер
Часть 3. Интерьер.
Часть 4. Часовни.
Часть 5. Подземные сооружения.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 10 часов

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 365Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Средневековье. 14 век. 1313-1342. Иоанн XXII и Людовик Баварский. Петрарка в Риме.

Находясь вдали от Италии в полной зависимости от Филиппа Французского, Климент V всецело поддерживал Роберта Неаполитанского и осенью 1313 года...

Закрыть