За углом правой части трансепта расположена крошечная часовня Распятия (13). Ее дверной проем представляет собой готический арочный проход с характерным изгибом и орнаментированным фронтоном. Существует предположение, что материалы для него были взяты из разрушенного в 1600 году средневекового балдахина над главным алтарем.
Деревянное распятие относится к 15 веку и заменило собой Распятие, приписывавшееся Джотто и «пропавшее без вести» в 20 веке. На фреске ниже изображен Святой Варнава.
Снаружи находятся памятники (14) Америго Строцци работы Таддео Ландини 1592 года и Энрико Пуччи 1590 года, выполненный в стиле Джакомо делла Порта.
Часовня в правом конце трансепта (15) является величайшим сокровищем базилики. Она была заказана кардиналом Оливьеро Карафа в 1489 году и посвящена Успению Богоматери и Святому Фоме Аквинскому. Освящение состоялось в 1492 году.
Величественная триумфальная арка приписывается Мино да Фьезоле, Андреа дель Верроккьо и Джулиано да Майано. Пара двойных ребристых коринфских пилястр поддерживает пару двойных импостов, на которые опирается полукруглый архивольт с посвятительной надписью: «Divae Maria e Virgini Annuntiatae, et Divo Thome Aquinat [o] sacrum». Краеугольный камень содержит небольшой эпиграф в память о кардинале.
На импостах по обе стороны от архивольта расположены две статуи мальчиков работы Андреа Веррокьо, извлеченные из разобранного памятника члену семьи Торнабуони в 17 веке. Обращает на себя внимание мраморная балюстрада у входа, балясины которой необычно длинные и тонкие.
Филиппино Липпи написал маслом алтарный образ и прекрасные фрески на стене и своде. На первом изображен Святой Фома, Представляющий Кардинала Карафу Богоматери. На стене за алтарем показано Успение Богородицы в окружении ангелов-музыкантов и с апостолами внизу. Повреждение нижней части фрески напоминает о разливе Тибра.
Правая стена с Триумфом Святого Фомы Аквинского — это шедевр Липпи. Святой изображен сидящим на суде над двумя побежденными интеллектуальными противниками, еретиками Арием и Савеллием. Первый отрицал божественность Христа, а второй — трех лиц в Троице. Фома держит книгу со словами Sapientiam sapientum perdam (Я истреблю мудрость мудрых), а перед ним лежит фигура, изображающая дьявола, со свитком, на котором написано Sapientia vincit malitiam (Мудрость побеждает злобу).
Четыре женские фигуры, сидящие со Святым Фомой, представляют собой аллегории Грамматики, Риторики, Диалектики и Философии, четырех светских предметов, изучавшихся в средневековых университетах. Сам святой представляет Теологию. Считается, что двое юношей в толпе справа — это Джованни и Джулио Медичи, будущие папы Лев X и Климент VII. Слева — вид на старый средневековый Латеранский Дворец с конной статуей Марка Аврелия, до ее переноса на Капитолий.
В люнете выше находится фреска с изображением Видения Святого Фомы на Распятии. На левой стене раньше была третья фреска, Триумф Добродетели, но ее уничтожили при установке гробницы папы Павла IV в 1566 году. Памятник был спроектирован Пирро Лигорио и выполнен Джакомо и Томмазо Кассиньюола.
Свод часовни украшен фресками сивилл и раньше приписывался Раффаэллино дель Гарбо. Сейчас считается, что это тоже работа Липпи. В центре свода — герб семьи Карафа. Пол — оригинальный, в стиле пьетра дура.
Джульермо Дюран, епископ Менде, умерший в 1296 году, был похоронен в часовне Альтиере. Его памятник, выполненный в технике Косматеско и подписанный Джованни ди Косма, был перенесен на ближний левый угол правого рукава трансепта (16) в 1670 году, во время переоформления названной часовни. К сожалению, он установлен довольно высоко, возможно, из-за того, что к тому времени здесь уже находился памятник Камайани.
Работа имеет остроконечный готический навес с ангелами на голове и на ногах фигуры покойного. Над фигурой находится мозаика с изображением Мадонны с Младенцем со Святыми Домиником и Приватом и с меньшей фигурой епископа Дюрана, коленопреклоненного в молитве. Святые идентифицируются по надписям на мозаике (S PRIVATVS и S DOMINICVS) и визуальным атрибутам: у Привата это митра епископа, а у Доминика — доминиканское одеяние, тонзура и звезда рядом с плечом. Приват, по традиции, был первым епископом Менде. В 1817 году этот памятник был отреставрирован Камилло Чеккарини.
Ниже, как упоминалось, расположен памятник Онорио Камайани 1575 года, а рядом с ним — небольшой вход в погребальную камеру кардинала Карафа с четырьмя фресками Раффаэллино дель Гарбо на своде. На фресках изображены языческое жертвоприношение и легенда о Виргинии.
Часовня в дальнем правом углу (17) раньше принадлежала семье Виттори, но позже перешла к Альтиери. Она посвящена Всем Святым и была оформлена в 1671 году под наблюдением папы Климента X Альтиери по проекту кардинала Камилло Массимо. Алтарный образ, представляющий Богоматерь, Святого Петра и Других Святых выполнил Карло Маратта. «Другие Святые» в данном случае — это святые, канонизированные папой: Людовик Бертран, Роза Лимская, Каэтан, Филип Беници и Франсиско Борджа.
В люнете над эдикулой алтаря находится фреска с изображением Троицы работы Иль Баччичо. На боковых стенах расположены памятники Лоренцо Альтиери и Джовану Баттисте Альтиери, отцу и брату папы соответственно, созданные Козимо Фанчелли.
На полу находятся могильные плиты более старшего Лоренцо Альтитери, умершего в 1431 году в возрасте 110 лет, и Анджело Альтиери, которому было «всего» 90. Папа умер в возрасте 86 лет, так что долгожительство у этой семьи заложено в генах.
Над опорой между часовней Альтиери и следующей установлен один из двух церковных органов (второй находится на соответствующей левой стороне трансепта). Эта пара была собрана в 1630 году Эннио Бонифаци, а позолоченные балконы для них в стиле барокко построил Паоло Марушелли. Заплатил за эту работу кардинал Сципион Боргезе. Правый инструмент вышел из строя, а левый был отреставрирован фирмой Вегецци Бози в начале 20 века.
Часовня с правой стороны святилища (18) посвящена Богоматери Розария. С 1451 по 1855 годы здесь хранились мощи Святой Екатерины Сиенской. В Часовня была посвящена Благовещению и оборудована известным гуманистом и теологом кардиналом Доменико Капраника, памятник которому выполнен Бреньо в 1470 году. Другой памятник принадлежит Пио Капраника и установлен в 1855 году. Перепосвящение Богоматери Розария произошло в 1579 году.
Алтарный образ — это работа неизвестного автора 15 века (ранее считалось, что она принадлежит Фра Анджелико). Эдикула содержит изображения святых Доминика и Екатерины Сиенской. Фрески на стене со сценами из жизни Святой Екатерины принадлежат Джованни де Векки. Фрески на богато украшенном лепниной сводчатом потолке, изображающие Тайны Розария, — работа Марчелло Венусти 1573 года, за исключением одной панели, Венчание Терном, принадлежащей Карло Сарачени.
Люнет над алтарем содержит витражи, показывающие Коронацию Богоматери Христом. Шары из желтого сиенского мрамора на балюстраде у входа обозначены как «Яйца Святой Екатерины (Palle di Santa Caterina)», поскольку святая имела мужской характер и была способна противостоять правонарушителям в высших церковных кругах, включая самого папу.
Снаружи часовни Капраника находится статуя Святого Иоанна Крестителя (19), созданная в 1858 году Джузеппе Обичи для уравновешивания статуи Микеланджело с другой стороны святилища.
Главный алтарь (20) не имеет балдахина. Его лицевая часть — место поклонения Святой Екатерине Сиенской (умерла в 1380 году), Учителю Церкви, хранительнице Италии и со-хранительнице Европы, перезахороненной под алтарем в 1855 году. Эта работа была спроектирована Джузеппе Фонтана и представляет собой прямоугольный короб из стекла и позолоченного металла с готическими арками с трех сторон. Арки обрамляют окна, сквозь которые видна оригинальная фигура, заказанная Святым Антонием Флорентийским в 1430 году, когда он переместил останки покойной в часовню Капраника. Если вы хотите поговорить со святой, вы можете подойти поближе — на ступеньках должны быть подушки, чтобы преклонить колени.
Работу по металлу выполнил Чеккарини. Четыре главных Добродетели по обе стороны от алтаря изваял Франческо Подести. Ему же принадлежат одиннадцать херувимов в тондо под алтарными подсвечниками. Вероятно, в качестве моделей он использовал настоящих младенцев.
Мраморная фигура святой, предположительно, создана Исайей да Пиза, но это не установлено окончательно. Она покоится на постаменте с позолоченными ангелами и завитками вокруг эпиграфа, датируемого 1579 годом. До конца 20 века фигура была раскрашена как гипсовая статуя, но в 1999-2000 годах ее отреставрировали. Эта реставрация проводилась к Юбилейному году и заключалась в удалении красок 18 и 19 веков и в восстановлении позолоты на постаменте.
Известно, что мощи Екатерины находятся в позолоченной серебряной урне, за исключением головы, которая была возвращена в Сиену в 1385 году.
Апсида первоначальной базилики 13 века была радикально перестроена между 1536 и 1540 годами архитектором Антонио да Сангалло Младшим. Ее расширение потребовалось для размещения монастырского хора и огромных погребальных памятников пап Льва X (1513-1521) и Климента VII (1523-1534), обоих из семейства Медичи (они уже встречались нам молодыми людьми на фреске в часовне Карафа). В 1614 году Мадерна переоборудовал святилище и хор в стиле барокко, но реставрация 19 века снова вернула им готический вид.
Расширенная апсида (21) получила три двустворчатых окна с витражами шести святых, выполненных Бертини и Морони. Это Винсент Ферре, Стефан Дьякон (держащий камни, которыми он был забит), Екатерина Александрийская, Екатерина Сиенская, Доминик и папа Пий V.
Папские памятники представляют собой соответствующую друг другу пару. Статуя Льва X выполнена Рафаэлло да Монтелупо, а Климента VII – Нанни ди Баччо Биджио. Статуи пророков и барельефы на памятников — Баччо Бандинелли.
Помимо гробниц двух пап Медичи, на полу расположены несколько мемориальных плит, в том числе гуманисту кардиналу Пьетро Бембо (в центре), умершему в 1547 году.
Статуя Христа слева от святилища (22) выполнена, с некоторыми оговорками, Микеланджело. Ее первоначальными заказчиками в 1514 году были Метелло Вари и Пьетро Кастеллани. Первая попытка оказалась неудачной из-за обнаружившегося в мраморе черного включения, и к настоящей работе мастер приступил только в 1519 году. Вари использовал тот первый вариант для украшения своего сада, но в 1607 году он был продан и обнаружен только в 2000 году в церкви Сан Винченцо Мартири в Бассано Романо.
В 1521 году Микеланджело покинул Рим и поручил завершение статуи своей школе. Работу взял на себя Пьетро Урбано, но он допустил ошибку и отказался от продолжения. Завершил статую Федерико Фрицци.
Изначально Христос был полностью обнажен, в героическом древнегреческом стиле. Он держит Крест, Губку и Тростник Страстей. На каком-то этапе у статуи появились бронзовые нимб, набедренная повязка и сандалия на правой ступне. Сандалия защищала ступню от истирания поцелуями верующих. Сейчас нимб и сандалия удалены, но набедренная повязка осталась. Богословское послание статуи состоит в том, что Христос — это Новый Адам, совершенное воссоздание человечества.
Слева от святилища находится так называемый вестибюль (23), представляющий собой комнату, ведущую к черному входу базилики и к улице Виа ди Фра Анджелико. До 1600 года эта комната была часовней Святого Фомы Аквинского. Здесь есть три впечатляющих памятника в стиле барокко, а также гробница Фра Анджелико и ряд других, более ранних памятников.
Слева — памятник кардиналу Микеле Бонелли, 1604 года, спроектированный делла Порта и выполненный (вместе со статуей кардинала) скульптором Силла Лонги да Вигги. Покойный изображен лежащим на своем черном мраморном саркофаге, а сам памятник сделан из черного, красного и розового мрамора. Статуя Благоразумия принадлежит Мадерно.
Справа — памятник испанскому кардиналу Доменико Пиментелю, 1653 года, спроектированный Бернини и выполненный (вместе с центральной статуей кардинала) Эрколе Ферратой. Благотворительность слева — это работа Антонио Рагги, а Религия справа — Джованни Антонио Мари. Весь памятник представляет собой композицию из черного и белого мрамора.
На выходе расположен массивный памятник кардиналу Карло Бонелли, спроектированный Райнальди и выполненный Козимо Фанчелли. Милосердие приписывается Филиппо Каркани, Религия — Микеле Маилле, а Правосудие — Джованни Антонио Мари. Памятник представляет собой сводчатую эдикулу с четырьмя коринфскими колоннами из черного мрамора.
Другие памятники принадлежат кардиналу Маттео Орсини, 15 века, Чинцио Рустико, 1488 года, Агостино Рустико, 1482 года и Николе Ардиньелли, 1601 года. Надгробные плиты Рустико были перенесены сюда из старой часовни Рустико, когда она уступила место Часовне Карафа.
Слева от вестибюля (24) находится гробница Блаженного Фра Анджелико (Фра Джованни да Фьезоле), покровителя художников, умершего здесь, в монастыре, в 1455 году. Его образ был создан, вероятно, Исайей да Пизой, но доказательства этому лишь стилистические.
Брат Иоанн из Фьезоле наиболее известен своими картинами в монастыре Сан Марко во Флоренции и прозвище Ангельский Брат он получил из-за своего таланта. В этой базилике его работ, к сожалению, нет. В 1984 году папа Иоанн Павел провозгласил Фра Анджелико перед его гробницей покровителем художников, а в 1997 году его изображение было поднято на нынешний постамент. Проект выполнила фирма Педикони и Паникони. К сожалению, при этом была удалена очаровательная эпитафия, составленная папой Николаем V (теперь она находится в соседней часовне, справа от алтаря) и гласящая:
«Non mihi sit laudi quod eram velut alter Apelles, sed quod lucra tuis omnia Christe dabam. Altera nam terris opera, altera caelo, Urbs me Johannem flos tulit Etruriae (Пусть меня хвалят не за то, что я был другим Апеллесом, но за то, что я отдал все блага твоим [интересам], о Христос. Ибо одни дела существуют на земле, а другие на небесах. Город [Рим] взял меня, цветок Тосканы).»
Часовня в дальнем углу левого конца трансепта (25) посвящена Святой Марии Магдалине. На ее полу находятся надгробные плиты 14 века членов семей Франджипане и Капиферро.
Первоначальным алтарным образом была Магдалина Франческо Пароне, но сейчас это Мадонна с Младенцем Беноццо Гоццоли 1449 года (фрагмент знамени процессии, нарисованного на шелке). Обрамляющие его картины — это Святой Франциск Ассизский и Святая Франческа Римская со своим ангелом хранителем работы Пароне.
Слева расположена гробница Джованни Арберини 15 века. В ней использован античный римский саркофаг, сам являющийся копией греческого саркофага 4 или 5 века до н.э. На его рельефе представлен Геракл, сражающийся с Немейским львом. По всей видимости, этот памятник до 20 века располагался в вестибюле бокового входа.
Дверь в дальнем углу левого конца трансепта открывается в коридор, ведущий в ризницу. Это величественный зал, спроектированный Андреа Сакки, со сводчатым потолком, богато украшенным лепниной, и с центральной фреской, изображающей Апофеоз Святого Доминика. Фреска — работа Джузеппе Пулья дель Бастаро, а лепнина — Арманно Фьямминьо. Над входом расположена фреска Конклав, Который Избрал Папу Евгения IV работы Джованни Баттисты Сперанца, изображающая произошедшее здесь событие.
Алтарный образ ризницы — Распятие со Святыми работы Сакки. Рельефные скульптуры, изображающие Святую Марию Магдалину и Святую Марию Египетскую, принадлежат неизвестному автору 17 века. Декор был оплачен кардиналом Антонио Барберини, что объясняет появление в нем пчел Барберини.
За ризницей находится комната, в которой в 1380 году скончалась Святая Екатерина Сиенская. В 1637 году она была реконструирована кардиналом Антонио Барберини. Фрески на стенах выполнены Антониаццо Романо и его учениками. Они изображают Распятие, Благовещение, Святых Онуфрия и Иеронима, Святого Августина, Пьету, Святого Иоанна Крестителя, Святых Аполлонию и Лючию и Группу Святых.
В маленьком коридоре расположен памятник Святой Екатерине, поставленный ей Блаженным Раймондом Капуанским после 1380 года. Раймонд был ее духовником и биографом.
Коридор, ведущий в ризницу (дверь справа) продолжается до двери слева. Она открывается в так называемый Sala dei Papi (Зал Пап), где папы располагались во время своих визитов в базилику. Здесь находится неоконченная статуя Мадонны с Младенцем, приписываемая Бернини или его школе.
Левый конец трансепта занят часовней (26), посвященной Святому Доминику, основателю ордена доминиканцев. Эта самая большая часовня в церкви была спроектирована в 1725 году Филиппо Рагуццини по указанию папы Бенедикта XIII, который сам был доминиканцем. Эти двое тесно сотрудничали в целом ряде строительных проектов города.
Грандиозная гробница папы, возведенная еще при его жизни, находится слева. Ее дизайн принадлежит Карло Марчионни, выполнившему также рельефную скульптуру на саркофаге, представляющую папу, председательствующего на соборе. Эдикула имеет пару дорических колонн из черного мрамора, обрамляющих маленькую апсиду с раковиной и своей парой колонн. В ней расположена статуя папы работы Пьетро Браччи. На саркофаг опираются две женские фигуры-аллегории. Это Религия работы Бартоломео Пинчелотти (слева) и Чистота работы Пьетро Браччи (справа).
Алтарный образ — составной. Его центральная панель — копия изображения Святого Доминика Фра Анджелико на картине Паоло де Маттеиса, показывающей Богоматерь со святыми Екатериной Александрийской и Марией Магдалиной. Магдалина — блондинка. Все трое выглядят так, будто выставляют меньшую картину на аукцион.
Здесь же находится отдельно стоящая скульптура Богоматери с тремя детьми — Божественным Младенцем, Святым Иоанном Крестителем и Святым Иоанном Евангелистом. В группе есть и барашек. Это работа Франческо Грассиа (Франко Сицилиано) 17 века. Фото. Постамент со своими рельефами Рождества относится к следующему веку.
В нишах находятся четыре статуи доминиканских епископов, относящиеся к 18 веку. Их авторы неизвестны. Фрески на своде выполнены Кристофоро Ронкалли.
Санта Мария сопра Минерва. Часть 1. История
Санта Мария сопра Минерва. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.1. Интерьер. Неф и часовни правого придела
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.2. Интерьер. Святилище и часовни трансепта
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.3. Интерьер. Часовни левого придела