Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.1. Интерьер. Неф и часовни правого придела

Как уже упоминалось, Санта Мария сопра Минерва — готическая базилика. Обратите внимание на ее заостренные (в отличие от романских закругленных) арки. Карло Мадерна немного изменил этот стиль, добавив нефу элементы барокко, но в 19 веке монахи удалили его дополнения и придали церкви нео-средневековый вид. Витражи в окнах относятся к этому же времени.

санта мария сопра минерваВойдя в базилику, вы увидите пару мраморных херувимов, держащих чаши со святой водой. Это работа Оттавиано Лаццери 1638 года.

санта мария сопра минерваСам вход (1) внутри обрамлен двумя памятниками — Диотисальви Нероне, флорентийскому дворянину, изгнанному Медичи из города в 1466 году и умершему в 1482 году, и Джованни Баттиста Галлетти, умершему в 1553 году (2). Окно над входом содержит изображения 12 доминиканских святых и Богоматерь в центре. В окнах над входами боковых приделов изображены ангелы и звезды.

санта мария сопра минерваНеф состоит из шести секций с аркадами из готических арок, разделенных квадратными столбами. Своды нефа, боковых приделов и трансепта — ребристые. Они опираются на мраморные коринфские полуколонны, соединенные со столбами и боковыми стенами приделов. Архивольты арок тоже опираются на мраморные коринфские полуколонны меньшей высоты. Над арками расположены окна в форме розы из 12 секторов, соответствующие окнам фасада.

санта мария соправ минерва
Часовни базилики

Пол базилики относится к 19 веку и не очень интересен. Он выполнен из белого и темно-серого мрамора по проекту Джузеппе Кассетты. С левой стороны нефа, возле трансепта, находится деревянный амвон конца 16 века с резными фигурами. Это Святой Доминик, Святой Фома Аквинский, Воскресение, Розарий и Смерть Святого Петра.

санта мария сопра минерваФрески сводов подвергались критике за свою чрезмерную эффектность. Они действительно впечатляют, но именно так и выглядели некоторые средневековые церкви. Северные европейцы слишком привыкли к своим средневековым церквям, потерявшим яркие цвета из-за вандализма протестантов и общего пренебрежения.

На фресках запечатлена схема эмпиреев, или символических небес. Цвет фона — темно-синий, с золотыми звездами; в нефе — фигуры апостолов, на его пересечении с трансептом — евангелисты, в рукавах трансепта — Отцы Церкви, а в святилище — главные пророки. Ребра сводов подчеркнуты фигурным орнаментом красного, синего и золотого цветов. Интрадосы арок украшены маленькими портретами святых в тондо. Большие тондо расположены под окнами нефа (по два на каждое окно). Своды приделов не окрашены в синий и выглядят неоконченными.

Художники, написавшие фрески, это: Бернардино Риккарди, Пьетро Гальярди, Томмазо Греггия и Рафаэле Каснеди.

Далее рассмотрим памятники и часовни правого придела. В его начале находится памятник Вирджинии Пуччи Рудольфи (3), племяннице флорентийского историка Франческо Гвиччардини, умершей в 1568 году. Мемориал изготовлен в конце 16 века неизвестным художником, возможно тосканцем. Он выполнен в форме эдикулы с парой кариатид вместо пилястр и украшен полихромным мрамором.

Первая часовня правого придела — это баптистерий (4), служащий напоминанием о том, что ранее церковь была приходской. Баптистерий оборудовали в 1639 году и полностью переделали в ходе реставрации, проведенной Филиппо Рагуццини в 1724 году. Первоначально алтарный образ представлял собой гипсовый барельеф Крещение Христа со статуэтками и бронзовой крышкой купели работы Чеккарини, но в 2000 году его заменили на картину «Не прикасайся ко мне» работы Марчелло Венусти.

санта мария сопра минерваОформленные в стиле барокко памятники на боковых стенах принадлежат кардиналу Ладислао д’Аквино (1610) и Альбано Феррегалло (1612). Бюст первого из них выполнен Франческо Мочи.

Снаружи баптистерия, слева, находится памятник Антонио Кастальо 1533 года.

Вторая часовня (5) посвящена Святому Людовику Бертрану и изначально принадлежала семье Каффарелли. Она была построена в 1498 году, украшена фресками в начале 17 века и переоформлена в изысканном стиле барокко в 1671 году Джузеппе Пальей и Антонио Марией Бориони. Первый, как упоминалось ранее, был оппонентом Бернини по поводу устойчивости слона перед входом в базилику. В 1825 году часовню отреставрировали. Еще одну реставрацию провели в 1999 году.

санта мария сопра минерваАлтарный образ работы Джованни Баттисты Гаулли 1670 года показывает Святого Людовика Бертрана в Экстазе. В люнете над алтарем находится изображение Святого Доминика начала 17 века. Фрески свода со сценами из жизни Святого Людовика, как и фрески на боковых стенах, обнаруженные в ходе реставрации 1999 года, относятся к тому же периоду. Считается, что эта работа выполнена под влиянием Гаспаре Челио. На правой стене расположен памятник Франческо Каффарелли 1615 года.

Снаружи часовни находятся памятники Уберто Строцци работы Винченцо де Росси 1553 года и Натале Монкарди с бюстом работы Пьетро Тенерани 1831 года.

Третья справа, часовня Колонна (6), была возведена в 1540 году в честь Троицы, но в 1685 году ее переоформили и перепосвятили Святой Розе Лимской. Поскольку святая является покровительницей Латинской Америки, ее часовня стала центром почитания части паломников, особенно из Перу.

санта мария сопра минерваВсе богатое оформление — это работа Лаззаро Бальди, включая картины и лепнину. Впечатляющая демонстрация таланта одного человека. Алтарный образ показывает Святую Розу, Держащую Младенца Христа, а обрамляющие его изображения — раздачу ей милостыни бедным и ее видение Богоматери. Фреска на куполе показывает как Богоматерь венчает святую на небесах, а Христос дает указания. На правой стене расположен памятник Изабелле Альварез де Толедо работы Джузеппе Лукетти 1860 года.

Снаружи часовни находится памятник Карло Эмануэле Виццани работы Доменико Гвиди 1661 года.

Четвертая часовня (7), часовня Габриэлли, посвящена Святому Петру Веронскому, первому доминиканскому мученику. Алтарный образ работы Вентуры Ламберти показывает убийство святого Вальденсами (их обычно называют еретиками, но в то время они вообще не были христианами) во время его поездки из Комо в Милан в 1252 году.

санта мария сопра минерваБоковые стены часовни украшены фресками Джованни Баттисты Франко, изображающими Поклонение Пастухов и Воскресение. Ему же принадлежат фрески в люнетах, а свод расписан Джироламо Муциано. Здесь же находятся памятники польскому епископу Антонио Валагину Манатуски работы Бернардино Риккарди 1869 года и Джироламо Амето 1608 года.

Снаружи часовни расположен памятник Алессандро Вальтрини работы школы Бернини 1637 года.

Далее следует вестибюль бокового входа в базилику (8). По документам начала 20 века здесь располагались памятники Пьетро Скорни 1613 года, Бернардино Николини 16 века, Франческо Нери 1563 года, Анастасио Пеццати 1567 года и Пьетро деи Пьерлеони 1692 года. Бюсты двух последних были украдены.

За вестибюлем находится часовня Благовещения (9). Она была оплачена не дворянским семейством, а братством, основанным в 1460 году испанским кардиналом, доминиканцем Хуаном де Торквемада, умершим в 1468 году и приходившимся дядей печально известному инквизитору. Позднее Братство Благовещения наняло Карло Мадерна для придания часовне облика в стиле барокко. По счастью, они сохранили великолепный алтарь, являющийся настоящим сокровищем базилики.

Алтарный образ — это картина Благовещение Пресвятой Богородицы, написанная Антониаццо Романо в 1500 году. Библейсая сцена запечатлена в тот момент, когда Святой Дух (голубь) находится на пути между Богом Отцом (вверху справа) и Богородицей, чтобы зачать Бога Сына. Очень необычно сочетание этого сюжета с изображением будущей благотворительности братства. Богоматерь дает мешочки с деньгами в качестве приданого трем маленьким девочкам, стоящим пред ней на коленях вместе с кардиналом. Последний основал фонд для обеспечения приданым бедных девочек, которое папа раздавал в этой церкви в праздник Благовещения до 1870 года.

санта мария сопра минерваВыше находятся изображения святых Доминика и Гиацинта, приписываемые Никколе Стаббиа. Поврежденные дождем фрески свода и люнетов со сценами из жизни Богоматери написаны Чезаре Неббиа. Люнет над алтарем содержит изображение Рождества, а центральная фреска свода — Успение.

Алтарь обрамлен памятниками кардиналу Торквемаде (слева) и кардиналу Бенедетто Джустиниани (1658 год, справа). Кенотаф Торквемады был установлен в 1660 году, после того как монахи решили, что такой благодетель заслуживает достойного памятника, и вложили в него деньги.

Слева располагается большая статуя папы Урбана VII, также великого благодетеля братства. Это работа Амброджио Буонвичино 1606 года. Здесь же находится памятник Лаззаро Магони из Пизы 1603 года.

Снаружи часовни установлен памятник Лоренцо де Джиннази 1637 года.

Шестая справа — часовня Альдобрандини (10). Это самая большая частная часовня в церкви. В 1340 году ее построил доминиканский кардинал Маттео Орсини, но в 1587 году часовню передали семье Альдобрандини. Для роскошного украшения интерьера папа Климент VIII Альдобрандини нанял Джакомо делла Порта и Джироламо Райнальди, но верхние части были закончены уже под наблюдением Карло Мадерна.

санта мария сопра минерваАлтарный образ работы Федерико Бароччи 1594 года показывает Установление Святой Евхаристии. Алтарь обрамлен статуями святых Петра и Павла работы Камилло Мариани. У боковых стен находятся еще две статуи — папы Климента VIII работы Ипполито Буцци ди Виггио (слева) и Святого Себастьяна работы Николаса Кордье (справа).

Последняя статуя интересна существовавшими утверждениями о том, что она стала результатом первой попытки Микеланджело создать своего Воскресшего Христа, отброшенного из-за дефекта в мраморе. Якобы Кордье увидел в ней потенциал и переработал ее. Однако это утверждение было опровергнуто в 2000 году после обнаружения отброшенного Микеланджело оригинала в церкви Сан Винченцо Мартире в Бассано-Романо.

Под статуями — бюсты членов семьи Альдобрандини. Тот, что у алтаря, выполнен Мариани, а тот, что под папой, — Буцци. Их идентификация утеряна. Бюст под Святым Себастьяном — это Сильвио Альдобрандини работы Кордье.

Над боковыми стенами доминируют гробницы родителей папы, украшенные полихромным мрамором, включая коринфские колонны из верде антико. Справа — Сильвестро Альдобрандини, а слева — Леса Дети. Они изображены возлежащими на саркофагах в стиле древнего этрусского погребального искусства. Надгробия спроектированы Делла Портой, а главные скульптуры выполнены Кордье. Ангелы — работа Карло Мадерна.

Фрески в люнете и на своде написаны Черубино Альберти в 1605 году. Центральная фреска свода показывает Триумф Креста, а в боковых люнетах изображены Эритрейская Сивилла (слева) и Пророк Иезекииль (справа).

В этой часовне было основано первое Братство Святого Причастия, одобренное Святым Престолом, и Святой Игнатий Лойола был одним из первых его членов.

Снаружи часовни расположены памятники кардиналу Франческо Бертаццоли работы Ринальдо Ринальди 1830 года и Джованни де Виктории 1617 года.

Седьмая справа часовня (11) посвящена Святому Раймунду де Пеньяфорту и была возведена испанским кардиналом Хуаном Диего делла Кока перед своей смертью в 1447 году. Его памятник работы Андреа Бреньо находится на правой боковой стене. Рама в стиле Ренессанса была добавлена позже. Здесь же расположена фреска с Христом во Славе над лежащим образом покойного.

Алтарный образ с изображением святого принадлежит Никколо Маньи де Артезиа. Вселенский Суд в люнете — работа Мелоццо да Форли. Справа, там где гробница кардинала, находятся памятники Наталии Комар Спада с бюстом работы Пьетро Тенерани и Филиппо Руфини, ребенку, работы Джузеппе Лукетти 1860 года. На левой стене расположен памятник Бенедетто Сопранци 1495 года, выполненный в стиле Бреньо. Остальные памятники — это Джузеппе Пигини 1708 года и Анджело Галли 1859 года.

Перед трансептом находится эдикула (12) с поврежденной картиной Джироламо Сициоланте да Сермонета, изображающей святых Луцию и Агату. Сюжет довольно жуткий — эти мученицы держат части своего тела, которые, по легенде, были удалены у них перед их смертью. Святая Луция держит тарелку со своими глазами, а Святая Агата — тарелку со своей отрезанной грудью.

Рядом расположены памятники Витольдо Стаблевскому работы Дж.Коупа, Джузеппе Шимановскому работы Оскара Сосновского 1867 года и Вифредо Брониславу 1868 года. В общем, это польский угол базилики.

Санта Мария сопра Минерва. Часть 1. История
Санта Мария сопра Минерва. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.1. Интерьер. Неф и часовни правого придела
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.2. Интерьер. Святилище и часовни трансепта
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.3. Интерьер. Часовни левого придела

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 1 день

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 399Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Санта Мария сопра Минерва. Часть 2. Экстерьер

Большая церковь имеет базиликальный план. Неф с боковыми приделами разделены на шесть секций. За ними следует трансепт, немного выступающий за...

Закрыть