Античные фонтаны

Античные фонтаны Рима — малосохранившиеся памятники архитектуры того времени. Как и многие другие сооружения республиканского и императорского периодов истории Города, они были разобраны на строительный материал в средневековье. Тем не менее, часть их элементов обрела новую жизнь, перекочевав в музеи или став частью декораций новых фонтанов, активно строившихся в эпоху Возрождения.

античные фонтаны
Колодец

Первые жители Рима, т.е. несколько племен, расселившихся по легендарным семи холмам, брали воду прямо из Тибра. Помимо этого они могли использовать небольшие ямы или колодцы для хранения дождевой воды, такие как, например, колодец, найденный в районе Форума Цезаря и относящийся к 6 веку до н.э.

В республиканские времена римляне начали строить свои первые фонтаны, используя для этого подземные источники, найденные ими в жилых районах. Многие из названий этих фонтанов, такие как Фонс Луперкалис, Фонс Аполлинарис, Фонс Пичи, Фонс Меркурии и другие, упоминаются в литературных источниках, и в ряде случаев мы даже знаем приблизительно, где они были расположены.

Некоторые из них, например Писцина Публика (лат. Общественный бассейн), были огромными. Этот бассейн располагался в южной части города и действовал, скорее, как резервуар, а не как фонтан. К 1 веку нашей эры он уже исчез, но император Октавиан Август дал его имя 12-му округу города, благодаря чему память о резервуаре долгое время сохранялась у горожан.

Сегодня мало что осталось от фонтанов республиканского периода Рима. И даже эти руины едва видимы и слабо напоминают свою первоначальную форму. Только легенды, которым они дали начало, сохранились в полном объеме. Например, Лакус Ютурна был назван в честь богини Ютурны — покровительницы рабочих, чья деятельность была связана с водой. Фонтан находился в районе Римского Форума перед храмом, посвященным Диоскурам (братьям Кастору и Поллуксу, сыновьям Юпитера), поскольку, согласно традиции, в 499 году до н.э. после битвы на стороне римлян против Латинского Союза они остановились здесь, чтобы напоить своих коней.

античные фонтаны
Лакус Ютурна

Немного осталось и от Лакус Куртиус, водного источника или, по другому мнению, бассейна для сбора дождевой воды, так же расположенного в районе Римского Форума. Место, где он расположен, когда-то было последней частью болота, на котором после его осушения был построен форум. По легенде источник здесь возник в 445 году до н.э. после удара молнии. Консул Гай Куртиус огородил место удара в соответствии с религиозной практикой того времени — молния была предвестником негативных событий. Совет из десяти жрецов, называемых биденталями, собирался рядом с местом удара молнии и устраивал «погребение» камня, символизирующего эту молнию, после чего приносил в жертву овцу.

античные фонтаны
Лакус Куртиус

Есть и другая, более захватывающая легенда, повествующая о Лакус Куртиус, как о месте бездонной дыры, которая, по предсказанию оракула, могла быть закрыта только путем бросания в нее того, что в Риме было самым ценным. Поэтому в 362 году до н.э. молодой всадник Маркус Куртиус в полном боевом снаряжении и верхом на коне бросился в отверстие, которое тут же превратилось в безвредный источник. Рельеф, отмечающий выход воды, изображает именно эту версию. Третий вариант событий говорит о вожде сабинов, Метиусе Куртиусе, который упал в отверстие.

Сейчас место источника выглядит, как неравномерный четырехугольник, выложенный плиткой и отмеченный копией рельефа с изображением Маркуса Куртиуса на коне (оригинал республиканского времени хранится в Капитолийских музеях).

античные фонтаныВ целом можно отметить, что в республиканский период существующих фонтанов было недостаточно для удовлетворения потребностей населения, и многие римляне продолжали брать воду из Тибра. По этой причине не разрешалось строить дома ближе определенного расстояния до восточного берега реки (западный был заселен в основном иммигрантами и иностранными торговцами), а площадь, свободная от частных владений, была отмечена камнями, часть из которых найдена.

Настоящий достаток в воде начался с создания в Риме множества акведуков между 1-м и 3-м веками н.э. В этот же период значительно увеличилось число городских фонтанов. Теперь они не вытягивали воду из подземных источников, а питались от основных веток акведуков и множества их ответвлений.

античные фонтаны
Мета Суданс. Пьетро Санти Бартоли. 1690

Один из наиболее знаменитых фонтанов этого периода, известный как Мета Суданс (буквально «потеющий мета»), располагался на площади перед Колизеем. Он имел форму огромного конуса, напоминающего столбы, которые использовались в цирках (они назывались «мета») для обозначения концов гоночной трассы. Он прославился благодаря тому, что вода в нем не вытекала из сопла, а просачивалась изнутри через особый пористый камень, придавая фонтану оригинальный блеск («потливость»), что было абсолютной новинкой для того времени.

античные фонтаны
Мета Суданс. Фото начала 20 века

В Средние века Мета Суданс понес значительный ущерб — на самых ранних зарисовках Колизея он уже выглядит разрушенным. А в 1936 году из-за его очень плохого состояния и помех, создаваемых им движению, фонтан полностью удалили, а на месте его расположения установили памятный диск.

антисные фонтаны
Мета Суданс сегодня

У противоположной стороны Колизея в районе Лудус Магнус, главных казарм, где жили и тренировались гладиаторы, можно увидеть восстановленные остатки другого небольшого фонтана. Император Домициан (81-96 гг) построил этот комплекс рядом с амфитеатром, чтобы можно было добраться из него до арены по подземному переходу. В большом дворе Лудус Магнус был свой маленький амфитеатр, воссоздающий обстановку арены Колизея, и четыре треугольных фонтана по углам, из которых сейчас виден только один. Сегодня нижняя половина комплекса находится под частными зданиями, а через его центр проходит улица Сан Джованни ин Латерано.

античные фонтаны
Руины Лудус Магнус

По мере того, как общественные фонтаны становились все более многочисленными, росло и количество их частных собратьев, украшавших роскошные виллы и имевших самые причудливые формы. Некоторые из фонтанов строились со сценографическими декорациями — нишами, гротами и залами, украшенными статуями, мозаикой, фресками и растительностью. Это были так называемые нимфеи. Их размеры были самыми разными, вплоть до на удивление огромных. Большинство нимфеев располагалось на частных территориях, но были и публичные.

Примером такого сооружения являются внушительные руины нимфея Александра Севера, расположенные в парке на пьяцца Витторио Эммануэле и более известные как «Трофеи Марио». Фонтан был выходом вторичной ветки акведука Аква Юлиа.

античные фонтаны
Руины нимфея Александра Севера

Большая центральная ниша нимфея была занята скульптурой, выше находилась колесница. Две мраморные группы с оружием и доспехами, взятые у варваров в качестве военных трофеев, были установлены под арками с обеих сторон. База сооружения была четырехугольной, с рядом ниш вокруг, в каждой из которых стояло по статуе. Весь нимфей окружал большой бассейн, в котором собиралась вода, вытекающая из нескольких боковых отверстий. К сожалению, на месте не осталось ни одного из оригинальных украшений монумента, и форма фонтана известна лишь благодаря монетам того периода с его изображением.

античные фонтаны
Руины нимфея Александра Севера. Э. Дю Перак, Середина 16 века

В 1500-х годах обе группы трофеев еще находились на руинах нимфея, но к концу века их перенесли на Капитолийскую площадь, где они теперь и находятся. Их назвали Трофеями Марио, поскольку полагали, что они отмечали победы военачальника Гая Мариуса над кимврами и тевтонами (германские племена) в 101 году до н.э. Однако сейчас датировка скульптур переносится на пару столетий и привязывается к победе императора Домициана над другим германским племенем, чатти (83 год), или даками (89 год). Тем не менее, они все равно минимум на век старше нимфея, т.е. были не вырезаны для фонтана, а взяты из какого-то ранее существовавшего памятника.

трофеи марио
Одна из скульптур, перенесенных на Капитолий

Руины сохранили название «Трофеи Марио» даже после изъятия скульптурных групп. Сегодня это место обитания одной из колоний уличных кошек.

трофеи мариоРядом находится нимфей Лициниев, построенный около 4 века н.э. Сейчас от него остался оригинальный куполообразный зал, стены которого, вероятно, были покрыты рисунками и мрамором, а вода поступала из расположенных в центре статуй, окруженных цветами и растениями. Нимфей стоял в садах виллы семьи Лициниев, территорию которой теперь пересекают железнодорожные линии. Он по-прежнему носит название Храм Минервы-Целительницы из-за найденной рядом статуи богини, которая, вероятно, украшала вышеупомянутые сады и ввела исследователей в заблуждение относительно предназначения зала.

античные фонтаны
Нимфей Лициниев

Статуи, украшавшие античные римские фонтаны, обычно были аллегориями морей или рек и представляли собой бородатые фигуры в наклонном положении. Одна из таких статуй, известная как Марфорио, находится во дворе Палаццо Нуово, одного из отделений Капитолийских Музеев. Столетия статуя лежала в северной части района по соседству с Римским Форумом. В 1588 году папа Сикст V переместил ее на Капитолий, возможно, с целью снова превратить ее в фонтан.

античные фонтаны
Первоначальное расположение Марфорио

В одном из документов того же года указано, что на статуе была надпись MARE IN FORO (Море на Форуме), что породило теорию, согласно которой статуя изображала морское божество. Теперь же ученые полагают, что она относится к реке, возможно, к Тибру. Надпись уже не читается, но название статуи явно возникло из нее. Первоначальная интерпретация объясняет, почему вместо недостающей руки статуе дали новую, держащую морскую раковину.

античные фонтаны
Марфорио

Однако, есть и другая версия происхождения названия статуи. Согласно некоторым средневековым источникам, фонтан находился в храме на Марсовом Форуме, откуда и пошло Марфори. Последние столетия Марфорио был весьма популярен среди жителей Рима, поскольку относился к группе так называемых «говорящих статуй».

Во время перемещения Марфорио на Капитолий был обнаружен его огромный круглый бассейн. Его оставили в районе Форума, превратив в поилку для скота и лошадей. Новый выход для воды в виде гротескного лица вырезал Джакомо делла Порта, выдающийся строитель фонтанов конца 16 века. В 1816 году, когда бассейн был частично замусорен щебнем, папа Пий VII перенес его в более благородное место, к статуям Диоскуров перед Квиринальским Дворцом, а гротескное лицо использовали в другом небольшом фонтане.

Из других античных фонтанов можно упомянуть чашу из серого гранита, расположенную перед Базиликой Максенция и известную как Фонтан Большой Ниши (не путать с одноименной у холма Пинчо). Чаша происходит из Остии, где она была обнаружена в 1696 году.

античные фонтаны
Фонтан Большой Ниши

Правящий в то время папа Иннокентий XII установил ее в Палаццо ди Монтечиторио, называвшемся тогда «Курия Иннокентия», где она пробыла более двух столетий. После того как палаццо был превращен в Нижнюю палату Парламента, в 1932 году чашу перенесли на недавно открытую улицу Фори Империали и установили на квадратный фундамент из травертина, чтобы заполнить высокую нишу в стене, идущей вдоль улицы.

Поток воды исходит из центра чаши и стекает в очень простой нижний бассейн. Каждая из сторон чаши украшена тонко вырезанным человеческим лицом.

Точно так же во время раскопок под фундаментом Палаццо Мадама (превращенного в Верхнюю палату) был найден огромный бассейн из египетского гранита. Весьма вероятно, что он принадлежал фонтану из соседних Терм Нерона (сейчас не существующих). Бассейн установили на том же месте, на улице Стадерари, дав ему простой современный фундамент и наземный восьмиугольный бассейн, снова сделав его фонтаном.

Быть разобранным, перемещенным, перестроенным, снова перемещенным — это судьба многих, не только античных, но и менее древних фонтанов Рима. Ну что же, движение — это жизнь…

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Иовиан (363-364 гг), Валентиниан I (364-375 гг) и Валент (364-378 гг)

После смерти Юлиана армия прямо на месте провозгласила императором Иовиана, полководца, чьим единственным достоинством была принадлежность к христианству. Катастрофа, которой...

Закрыть