Архитектура Поздней Республики. Часть 3. Инженерные сооружения

(Все даты — до н.э.)

К началу второй половины второго века до н.э. возникает новый ведущий тип римских инженерных сооружений — арочный акведук. Каждый акведук состоял из системы водозабора, канала, по которому вода шла от источника к городу, отстойников и системы распределения воды внутри Рима, наконец, водопроводной сети из свинцовых труб, подводящих воду непосредственно в дома, к потребителям.

В 145 году во время реконструкции древнего акведука Старого Анио, до того времени целиком проходившего под землей, в него встраиваются аркады. А в 144 году претор Квинт Марций Рекс, занимавшийся реставрацией Старого Анио, начал постройку нового акведука, законченного в 140 году и названного в его честь Аква Марциа. Его длина — 91 км. Значительные части этого акведука проходят по арочным субструкциям, сложенным из тесаного камня. Проработал он без ремонта более 100 лет и потребовал усиления лишь тогда, когда его арки приняли на себя еще два канала — Аква Тепула и Аква Юлиа.

акведук
Аква Марциа на входе в Рим

Субструкции Аква Марциа состоят из высоких прямоугольных столбов глубиной 2,66 метра, поставленных на расстоянии 5,35 метров друг от друга и соединенных арками диаметром 5,55 метра. Ширина столбов варьируется от 2 до 3,3 метров в зависимости от высоты арок на соответствующем участке. Глубина арок составляет 1,59 метра. Общая высота сооружения на некоторых участках доходила до 15 метров.

акведук
Аква Марциа

Вся постройка, от фундамента до плит, покрывающих канал, осуществлена из тесаного камня. Его разрезка и подбор сортов проведены с большой тщательностью. Дно и перекрытие канала акведука состоят из цельных плит, выступающих с обеих сторон. Изнутри канал покрыт смесью известкового раствора с толченым кирпичом — сигнином — обеспечивающей полную водонепроницаемость.

Столбы, арки и стенки канала сложены из плотного и стойкого дорогого анийского туфа. Верхние и нижние плиты канала — из более дешевого габийского. Оба сорта камня были впервые доставлены на относительно большое расстояние именно для этого сооружения. Внутри столбов и в заполнениях между арок применен менее прочный туф из карьера Гротта Оскура. Поверхности надземных частей акведука тщательно обработаны. Тончайшие швы между прекрасно подогнанными блоками промазаны известковым раствором.

акведук
Аква Марциа на карте (красная линия)

Значение акведука Марция сложно переоценить. В нем был создан тип акведука, практически без изменений просуществовавший в течении столетий. Менялись лишь материалы, бывшие наиболее рациональными в каждый период времени. В дальнейшем, при императорах, число самостоятельных акведуков возросло до 9, что позволило им занять видное место в архитектуре города и его окрестностей. Окрестности Рима и сейчас изрезаны многокилометровыми монументальными рядами аркад, сбегающимися к городу.

Всего в республиканскую эпоху в Риме было построено четыре акведука: в 312 году — Аква Аппиа, в 272 году — Анио Ветус, в 144 году — Аква Марциа, в 125 году — Аква Тепула. Из них только акведук Марция имел аркады, остатки которых сохраняются до нашего времени.

Другими важными инженерными сооружениями поздней республики стали мосты.

Если верить источникам, до второго века до н.э. в Риме был только один, причем деревянный, мост, построенный «без применения железа» согласно древнему жреческому ритуалу. Во втором веке его заменил мост Эмилия, именуемый теперь мостом Сенаторов или «Сломанным мостом». Его каменные устои были сложены в 179 году и соединены арками только в 142 году после сооружения аркад акведука Марция. Этот мост был полностью перестроен Августом и сохранился от него только один устой ниже Тибрского острова. К республиканской же постройке можно отнести лишь его туфовое ядро.

сломанный мост
«Сломанный мост»

По схеме Эмилиевого моста сооружены устои и пролеты моста Мульвия, по которому выше Рима пересекает Тибр Фламиниева дорога. Этот мост сохранился, но с таким количеством переделок, что к республиканской постройке 109 года можно отнести лишь его общую схему и незначительные фрагменты. Два крайних пролета существенно меньше четырех средних. Устои защищены ступенчатыми волнорезами и облегчены небольшими сквозными камерами, пропускающими, к тому же, избыток воды в половодье.

Оба древнейших моста Рима — Эмилия и Мульвия — оказались не слишком прочными. Повидимому, в них, наряду с травертином и габийским туфом, было допущено применение недостаточно водостойкого туфа из Гротта Оскура. Этот опыт был учтен в дальнейшем, при строительстве мостов, соединивших Тибрский остров с обоими берегами реки.

Один из этих мостов — двухпролетный мост Фабриция между островом и левым берегом — был построен в 62 году и дошел до нас в превосходной сохранности. Он целиком сложен из туфа лучших сортов — анийского и габийского. Его пролеты (24,5 м) — самые широкие для мостов второго века. Средний устой облегчен сводчатой камерой большого размера, обрамленной легкими пилястрами, впервые вводящими декоративный мотив из гражданской архитектуры в строгое инженерное сооружение. Четкие надписи увековечивают год постройки и имя строителя. Мост был украшен парапетом с бронзовой решеткой между каменными четырехгранными столбиками (современный парапет относится к 17 веку).

мост фабриция
Мост Фабриция

Соединявший остров с правым берегом мост Цестия при Республике, видимо, также был двухпролетным. Однако, при императоре Грациане он был переделан в трехпролетный, а к настоящему времени совершенно перестроен и полностью утратил свой первоначальный облик.

мост цестия
Мост Цестия

Общей чертой республиканских мостов является четное число пролетов с установкой устоя по средине течения реки. При конструировании производилось глубокое изучение режима и силы течения реки в различных его полосах, приводившее к дифференцированию размеров пролетов (даже если на первый взгляд они кажутся одинаковыми). В итоге, в первом веке до н.э. римляне пришли к весьма совершенной мостовой конструкции и новому образу арочного моста, принципиально отличного от метрической схемы арочного акведука.

Далее: Архитектура Поздней Республики. Часть 4. Общественные сооружения
Назад: Архитектура Поздней Республики. Часть 2. Культовые сооружения

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Палаццо Браски — Музей Рима

Расположенный в самом сердце Рима между Пьяцца Навона (Piazza Navona) и Корсо Витторио Эммануэле II (Corso Vittorio Emanuele II), Палаццо...

Закрыть