Базилика Сан Бернардо алле Терме

С южной стороны площади Сан Бернардо (Piazza di San Bernardo) открывается небольшое пространство, в глубине которого видна церковь Сан Бернардо (San Bernardo alle Terme). Это титулярная церковь 16 века, перестроенная из античного римского здания, расположенная на via Torino.

сан бернардо алле терме

Само здание представляет из себя ротонду 22 метров в диаметре, бывшую частью комплекса Терм Диоклетиана. Это огромное общественное заведение, законченное в 306 году, занимало прямоугольную площадку размерами 380 на 370 метров и было окружено стеной. Главные помещения терм сейчас заняты церковью Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири.

Главный вход в термы был на северо-восточной стороне. Юго-западная стена включала в себя огромную полукруглую область или экседру, возможно бывшую частью театра и обозначенную теперь дугой современных зданий на площади Республики (Piazza della Repubblica). Экседра была обрамлена парой залов, которые заканчивались идентичными ротондами — западной и южной. Обе ротонды сохранились благодаря толстым кирпичным стенам. Эта же толщина стен предполагает наличие у них в свое время куполов. Церковь расположилась в западной ротонде. Вторая, южная, находится на via del Viminale и хорошо выглядит только с дороги. Обратная же ее сторона разрушена и частично занята современными зданиями.

бани диоклетиана
Термы Диоклетиана. Реконструкция

Ротонды имели по четыре входа: два наружных, один — в зал рядом с экседрой и один — в помещение терм. В промежутках между входами располагались полукруглые ниши со статуями. Скорее всего, ротонды служили вестибюлями для посетителей бань.

В конце 16 века западная ротонда была преобразована в церковь для монастыря Фельянтинцев. Эти монахи вышли из реформы Цистерианского ордена, который, в свою очередь, сам был продуктом реформы ордена Бенедиктинцев начала 12 века. Реформа была запущена в 1577 году Жаном де ла Барьером, аббатом Фельянтского монастыря (под Тулузой, Франция), и делала акцент на ужесточении искупительных методов по сравнению с оригинальными бенедиктинскими правилами. Разрешалось спать не более четырех часов за ночь и только на твердой поверхности и употреблять в пищу только овощи и блюда из ячменной муки и овса без соли.

Реформа оказалась популярной и в 1587 году папа Сикст V сделал церковь Санта Пуденциана одним из ее монастырей. Однако, остальные цистерианские монастыри оказались противниками реформы и, в результате, в 1589 году была создана новая община и основаны новые монастыри в Италии и Франции. А в 1595 году были утверждены новые правила, снизившие жесткость первоначальных искупительных методов. В Италии монахи новой общины стали называться Фельянти.

В средневековье Квиринальский холм стал сельской местностью, но в конце 16 века вдоль дороги от нынешней Квиринальской площади (Piazza del Quirinale) до ворот Porta Pia возник целый ряд женских монастырей, окруженных виноградниками. В 1594 году Катерина Нобили Сфорца, графиня Санта Фиоры и племянница папы Юлия III, на свои средства приобрела стоящую на этой дороге ротонду с землей вокруг нее и передала их ордену Фельянтинцев. В 1589 году ротонда была преобразована в монастырскую церковь, а в 1590 посвящена Святому Бернарду.

сан бернардо алле терме
Ахилл Пинелли. Сан Бернардо алле Терме

Здания монастыря располагались между церковью и бывшей экседрой. Монастырю принадлежало множество садов и виноградников, самый большой из которых находился в экседре. А в центре ее дуги в память о Катерине Сфорца была построена не дошедшая до наших дней часовня Святой Катерины.

Церковь «отступила» с главной улицы на собственную маленькую площадь с окруженными стеной садами по обеим сторонам. Восточный сад принадлежал пансионату монастыря, а западный отошел к римскому штабу тосканской общины и позднее был ликвидирован.

В 1592 году основатель ордена Жан де ла Барьер был обвинен в сочувствии к протестантам и сослан в недавно открывшийся монастырь, чтобы жить здесь под наблюдением. Реабилитирован он был незадолго до своей смерти в 1600 году. В 1630 году община фельянти снова претерпела реформы и разделилась на части. Сан Бернардо оказался в новой общине под названием «Реформированные Цистерианцы Святого Духа».

В 1670 году церковь подверглась реставрации и с тех пор имеет барочные украшения (особенно это касается фасада). Фельянтинцы во Франции были запрещены во время Французской Революции, а в Италии просуществовали до Наполеоновской оккупации. После восстановления папского правления монастырь присоединился к Общине Святого Бернарда, являющейся частью ордена Цистерианцев Общего Обряда.

В 1857 году фонарь купола почти разрушился и был удален. Это было осуществлено при папе Пие IX, о чем свидетельствует надпись над входом.

В 1872 году часть монастыря была изъята итальянским правительством для использования в качестве армейских бараков. А в 1901 году они были разрушены при перепланировке и прокладке улицы via Torino. Ближайшее к церкви здание (по левую руку) 1909 года постройки было арендовано Общиной Святого Бернарда под небольшой монастырь. В настоящее время здесь проживают пять монахов.

Церковь, конечно, осталась круглой. В северо-западном портале ротонды, том что вел в зал у экседры, теперь находится алтарь. Противоположный ему портал занят святилищем, а два других — часовнями. Сама ротонда сложена из кирпича, что видно со стороны via Torino, где стена осталась не оштукатуренной.

Верх ротонды оборудован десятиугольной опорой для купола, так же десятиугольного. Он составлен из десяти треугольников разного размера. Те, что находятся на обратной стороне, меньше и, если смотреть на купол со стороны входа, он кажется восьмиугольным, что нередко озадачивает осведомленных людей. Применение такой конструкции обусловлено тем, что на самом деле ротонда в плане не совсем круглая, а, скорее, напоминает яйцо.

сан бернардо алле термеРаньше купол имел солидный фонарь с десятью круглыми окнами, разделенными дорическими пилястрами. Однако, вес фонаря стал причиной начавшегося разрушения купола и при реставрации 19 века его пришлось удалить. В конце 20 века на его место установили новый, более легкий фонарь из 32 стеклянных панелей, образующих гексадекагон с коническим навершием из листовой стали.

Каждая из десяти сторон опоры купола украшена горизонтальным эллипсом с причудливыми завитушками. Этот элемент барочного дизайна остался нетронутым с 1670 года. Цвет опоры — бледно-оранжевый с белыми архитектурными деталями. Фасад здания оштукатурен в той же цветовой гамме. Большая его часть сохранилась с 1670 года. Линия крыши заканчивается выдающимся до бесформенных опор карнизом.

Вход имеет треугольный фронтон с надписью под ним, сообщающей о реставрации 1857 года. Над фронтоном расположена фреска Святой Бернард, держащий крест, окруженная ранней барочной рамкой с завитушками и розетками. По сторонам дверного проема на высоких постаментах находятся большие дорические пилястры с закругленными вверху нишами. Над ними — декорированные пустые прямоугольные щиты. Сейчас на этих щитах размещены гербы — папы Римского (слева) и кардинала (справа). Над парой нижних пилястр расположена другая пара, ионических, меньших по размеру и доходящих до уровня крыши.

Цилиндрическая структура церкви с куполом и ее бело-оранжевая пастельная цветовая гамма производит впечатление прохладной, сдержанной элегантности, противопоставленной многоцветному маньеризму и барочному беспорядку находящихся поблизости базилик Санта Сюзанна (Santa Susanna) и Санта Мария делла Виттория (Santa Maria della Vittoria).

Интерьер церкви преимущественно белый. Это связано с тем, что единственным источником света здесь является фонарь купола. Купол декорирован девятью рядами восьмиугольников, уменьшающимися к вершине. Навершие купола украшено изображением голубя, символизирующего Святой Дух.

купол сан бернардо алле термеВ отличие он наружной, внутренняя часть купола не имеет десятиугольной опоры, а располагается непосредственно на кольцевом карнизе. Вход в церковь, а также проход в апсиду и боковые капеллы оформлены в виде больших арок, достающих до карниза. Дверной проем справа ведет в часовню Святого Франциска, слева — в ризницу и женский монастырь. Между арок расположены по две ниши с трехметровыми статуями святых работы Камилло Мариани (около 1600 года), всего восемь. Это Августин, его мать Моника, Мария Магдалена, Франциск Ассизский, Бернард (маленькое здание в его руках указывает, на то, что он является основателем ордена Цистерианцев), Катерина Александрийская, Катерина Сиеннская и Иероним.

сан бернардо алее термеБоковые часовни контрастируют с главным помещением многоцветными мраморными деталями. Алтарные образы — работы Джованни Одацци. Часовня слева посвящена Святому Роберту Молесмийскому, как реальному основателю ордена Цистерианцев, хотя и умершему как бенедиктинсий аббат. Алтарный образ изображает Мистический брак Святого Роберта и Богоматери. Часовня справа выполнена в том же стиле и посвящена Святому Бернарду. Алтарный образ показывает Экстаз Святого Бернарда — видение в котором он обнимает Христа, спускающегося с креста.

сан бернардо алле терме
Часовня Святого Роберта Молесмийского
сан бернардо алле терме
Часовня Святого Бернарда

Главный алтарь расположен напротив входа в сводчатом помещении, освещенном парами окон с каждой стороны. Раньше здесь находился монашеский хор, отгороженный от главной церкви экраном. Алтарь же в это время был устроен в неглубокой нише, подобно алтарям боковых часовен. В дальнем конце помещения есть изогнутая апсида. Она заканчивается большой аркой, в которую встроен церковный орган.

сан бернардо алле термеНеобычно то, что и «высший» алтарь и «народный» алтарь (предназначенный для общинных месс) имеют многоцветную каменную кладку. Алтарного же образа нет.

В часовню Святого Франциска ведет дверь справа от главного алтаря. Это небольшая прямоугольная комната с алтарем, в котором установлена статуя Святого Франциска, Получающего Стигматы работы Джакомо Фанчелли.

Церковь открыта для посещения с 6:30 до 12:00 и с 16:00 до 19:00.

Воскресные мессы проводятся по субботам в 18:00 и воскресеньям в 11:00. Ежедневные (включая субботу) — в 7:30.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Архитектура Поздней Республики. Часть 3. Инженерные сооружения

(Все даты - до н.э.) К началу второй половины второго века до н.э. возникает новый ведущий тип римских инженерных сооружений...

Закрыть