Архитектура Поздней Республики. Часть 4. Общественные сооружения

(все даты — до н.э.)

Общественная жизнь римлян протекала на рыночной площади — форуме. Здесь происходили главные городские события — собрания, оглашения решений, торговля, военные триумфы. В архитектурный ансамбль форума входили храмы, базилики, лавки торговцев, статуи знаменитых граждан, портики. Во времена республики таким форумом был форум Романум (Римский форум). К нему сходились все дороги государства. От него начинался нулевой отсчет расстояний.

римский форум
Римский Форум

В последние века республики форум приобрел законченный архитектурный облик. Со стороны Капитолия его замкнуло внушительное здание государственного архива — Табуларий, стоящее на 15-тиметровых сводчатых этажах. Это был совершенно новый тип общественного здания, впервые появившийся именно у римлян ввиду их исключительного уважения к истории. Его лестница из 67 ступеней соединяла форум с Капитолием. На самом Капитолии был восстановлен в камне сгоревший ранее храм Юпитера, а его площадка была окружена колонным портиком.

табуларий
Табуларий

Основные массы Табулария выполнены из бетона, но все наружные стены сложены из тесаного туфа и травертина. Внутри Табуларий состоял из системы сводчатых помещений. Монументальное здание архива стало опытной лабораторией по сводостроению. Здесь впервые появляется продуманное сопоставление сводов разного пролета и направления и их сочетание с ордером древней традиции, ставшие основой всей специфической монументальной римской архитектуры.

Через форум проходила Священная Дорога (Via Sacra), вдоль которой стояли лавки ювелиров и золотых дел мастеров, сменившие лавки торговцев. Последние были выведены за пределы площади и образовали отдельные небольшие форумы — форум Боариум (бычий рынок) и форум Олиториум (овощной рынок). В течение 2 века здесь также были построены три связанные с лавками базилики.

Около форума устроили новый рынок для торговли съестными припасами — Мацеллум (мясной рынок) — в виде окруженного лавками большого двора с круглым святилищем в центре. В дальнейшем, при постройке императорских форумов, он был снесен, но сам тип сооружения оказался очень живучим и неоднократно повторялся в императорское время.

Значительное место среди общественных сооружений Рима занимали термы (бани). В 3 веке они были еще невелики и мало благоустроены, и обычно представляли собой просто ряд скромно отделанных и плохо освещенных сводчатых помещений. Последующие же века внесли коренные изменения в функции, устройство и отделку бань. Уже со второго века для самого процесса мытья отводилось не менее четырех помещений — аподитерия (раздевальни), фригидария (холодной бани) с бассейном, тепидария (теплой бани) и кальдария (горячей бани). Вскоре к ним добавился лаконик (парильня). Омовение сочеталось с воздушными и солнечными ваннами, для которых были организованы пространства под открытым небом в виде дворов и портиков. Появились и помещения для занятия как физической, так и духовной культурой — палестры для гимнастики, комнаты для массажа, портики для бесед и декламаций.

термыБольшое место в жизни римлянина занимали различные зрелища — драматические представления, гладиаторские игры, состязания колесниц. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от греческой. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы и носили пассивный потребительский характер. Для представлений возводились соответствующие сооружения — театры, амфитеатры и цирки.

Из театров самым значительным в Риме в этот период был театр Помпея на Марсовом поле, построенный в 55 — 42 годах. По размерам и совершенству конструкции он ознаменовал новый этап в развитии римского театра. Это был центр ансамбля, в который , помимо самого театра, входили огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивающий ось композиции.

театр помпея
Театр Помпея. Реконструкция

Сад был окружен портиками из колоннад и прямоугольных и круглых экседр, украшенных статуями и росписями. Они доходили до древних храмов на Ларго Арджентина, включая их в общий ансамбль. Эти портики стали центром общественной жизни города. Туда даже были перенесены заседания Сената, на одном из которых был убит Цезарь. Сам театр вмещал в себя 17 000 зрителей. Места для зрителей опирались на бетонные субструкции и размещались четырьмя ярусами. Этой постройкой завершилось формирование театра римского типа — полностью надземного сооружения с системой кулуаров и выходов под местами для зрителей.

театр помпея
Театр Помпея. Реконструкция

Из республиканских театров можно отметить еще театр Марцелла — единственный сохранившийся в городе до наших дней.

театр марцелла
Театр Марцелла

Гладиаторские игры и бои с дикими животными происходили в амфитеатрах — сооружениях с эллиптической ареной и повторяющим ее форму театроном (местами для зрителей). Этот тип сооружений был исключительно римским. Его форма определялась специфическим характером представлений — битвой между двумя группами гладиаторов, наступавшими друг на друга с противоположных концов площадки. В самом Риме построек республиканского времени не сохранилось. От этого периода до нас дошли только остатки амфитеатров в Сутри и Помпеях.

амфитеатр в помпеях
Амфитеатр в Помпеях

Местами конных бегов и состязаний на колесницах были цирки. Самым древним из них является Большой Цирк (Circus Maximus), возникший еще в царскую эпоху в ложбине между Палатинским и Авентинским холмами. Поначалу зрители располагались на склонах холмов, оборудованных со временем деревянными скамьями. По оси арены была установлена спина — стена, вокруг которой происходили бега. Арена имела длину 480 метров и два входа по концам. Состязания начинались около одного из входов. В 329 году там был устроен загон для лошадей, из которого их выпускали в момент старта. В 196 году на противоположной загону закругленной стороне установили триумфальные ворота. В 174 году на концах спины поставили конические обелиски.

большой цирк
Большой Цирк. Реконструкция

К концу республики Большой Цирк стал монументальным сооружением, все деревянные части которого были заменены каменными, а спина украсилась статуями и архитектурными декорациями. Практически полностью Большой Цирк исчез в средние века.

Место Большого Цирка сегодня
Место Большого Цирка сегодня

Далее: Архитектура Поздней Республики. Часть 5. Жилые дома
Назад: Архитектура Поздней Республики. Часть 3. Инженерные сооружения

 

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Базилика Сан Бернардо алле Терме

С южной стороны площади Сан Бернардо (Piazza di San Bernardo) открывается небольшое пространство, в глубине которого видна церковь Сан Бернардо...

Закрыть