Базилика Санта Мария ин Домника. Часть 2. Интерьер.

Церковь Санта Мария ин Домника состоит из центрального нефа с боковыми приделами, заканчивающимися тройной апсидой. Такой архитектурный стиль традиционно считается греческим. Центральная апсида значительно шире боковых, а приделы очень узкие. Внешние боковые часовни отсутствуют. Под святилищем расположена современная крипта в виде полукруглой галереи.

Необычно то, что аркады нефа проходят прямо до задней стены церкви с апсидами, т.е. у святилища нет триумфальной арки. Эти аркады содержат 18 античных гранитных колонн с коринфскими капителями из белого мрамора, в большинстве своем — сполиями из древних зданий. Капители различаются по внешнему виду, и есть сомнения, все ли они относятся к античности или часть была вырезана специально для перестроенного в 9 веке здания. 16 колонн вырезаны из серого гранита и две — из розового.

санта мария ин домника
Photo by LivioAndronico

Верхние стены нефа имеют по пять прямоугольных окон с каждой стороны и украшены фресками 19 века (теперь сильно выцветшими), выполненными так, чтобы походить на мрамор и лепнину. Окна изначально были арочными, но их переделали в ходе реконструкции 16 века. Фрески включают в себя символику Девы Марии, повторяющую символику потолка. Художниками были Алессандро Мантовани, Джованни Брунелли и Луиджи Ронкати. Работу они завершили в 1876 году.

Прямо под потолком нарисован фриз. Он выполнен в стиле ренессансного гротеска художником Перино дель Вага по эскизам Джулио Романо, ученика Рафаэля. На фризе изображены эроты, дающие питье львам.

санта мария ин домникаБоковые приделы имеют поперечные своды. Пол был переложен в 1957 году и несет на себе геральдику кардинала Альфредо Оттавиани. Круглое центральное окно над органом в контрфасаде недавно было украшено витражом с Голубем Святого Духа.

Кессонированный резной плоский деревянный потолок нефа был предоставлен кардиналом Фердинандом Медичи в 1566 году. Соответственно, его большая центральная панель содержит фамильный герб Медичи. Девиз гласит: « Ferdinandus Medices Card[inalis], templi ornamento memoriaeq[ue] Leonis X renovadae fecit, Pii V anno I (Фердинанд Медичи, кардинал, для украшения храма и в память Льва X сделал это в первый год Пия V). Как и фриз, потолок был выполнен Перино дель Вага по эскизам Джулио Романо и перекрашен в 1822 году.

санта мария ин домника
Photo by Pippo-b

Помимо центральной, на потолке есть еще две большие панели. Одна содержит изображение Ноева Ковчега с возвращающимся голубем и надписью «Spes nostra salve (наша надежда, славься)» строчкой из григорианского распева Salve Regina (Славься, Царица). Богоматерь здесь символизируется Ковчегом. Другая панель несет на себе изображение Барка Святого Петра, или Церкви, которую символизирует лодка. На самом деле лодка несет классический круглый храм с открытой дверью, через которую можно увидеть изображенное на дароносице Святой Причастие.

Меньшие квадратные кессоны, окружающие панели, содержат символы марианцев, многие из которых взяты из Литании Пресвятой Деве Марии.

Из-за отсутствия трансепта неф сразу переходит в святилище, возвышающееся над криптой. К святилищу ведут семь новых ступеней из белого мрамора, занимающие предпоследнюю секцию нефа. Последняя же секция нефа занята полом перед свободно стоящим алтарем 18 века. Фронтальная часть алтаря облицована красной яшмой и украшена геральдическим щитом с изображением коронованного двухголового орла.

санта мария ин домникаСтупени завершили к 2000 году, и вместе с ними установили новую купель для крещения (слева) и амвон (на постаменте справа). Это довольно интересные и эффектные работы современного религиозного искусства. Купель представляет собой восьмиугольную чашу из белого мрамора на ребристой колонне. Чаша инкрустирована порфиром, а колонна — зеленым серпентином. Амвон выполнен в виде U-образной бронзовой решетки неправильной формы, напоминающей летящих ангелов.

санта мария ин домникаАпсида святилища обрамлена парой порфировых колонн с ионическими капителями, поддерживающих триумфальную арку. Архивольты у арки нет, и ее мозаика составляет одно целое с мозаикой раковины апсиды. На стене справа от апсиды находится шкафчик со святым маслом, выполненный из разноцветного мрамора.

Изгиб апсиды под раковиной содержит три большие фресочные панели, разделенные нарисованными колоннами, соответствующими колоннам арки. Это работа Лаззаро Бальди конца 17 века, изображающая сцены, связанные с легендой об основании церкви. В центре — Святой Лаврентий, Омывающий Ноги Нищему, слева — Исцеление Святой Кириаки, справа — Святой Лаврентий Раздает Хлеб Неимущим. Две узкие боковые панели показывают Святого Захарию с Младенцем Иоанном Крестителем (слева) и Ангел Вдохновляет Иоанна Богослова Написать Его Евангелие (справа).

санта мария ин домникаУпомянутые выше порфировые колонны поддерживают мраморный U-образный карниз, проходящий под раковиной апсиды и отделяющий фрески от расположенной выше мозаики. Карниз содержит надпись, посвященную реставрационным работам кардинала Джованни Медичи. Мозаика, выполненная в 9 веке по распоряжению папы Пасхалия I (817-824), была отреставрирована при папе Клименте XI (1700-1721).

В своде раковины изображен папа Пасхалий, преклонивший колени перед Пресвятой Богородицей на троне. Это один из самых ранних примеров мозаики, где Мадонна расположена в центре композиции. Выбор мотива следует рассматривать как протест против иконоборчества, распространенного в это время в Восточной империи. Как греческий стиль мозаики, так и восточные элементы архитектуры явно указывают на участие греческих экспатриантов в процессе постройки и декорирования церкви. Обратите внимание на квадратный нимб Святого Отца, говорящий о том, что он был жив во время создания мозаики.

санта мария ин домникаБогоматерь изображена сидящей на троне с алой подушкой, а ее ноги находятся на желтом ковре с малиновой окантовкой. Она одета в синее и держит Младенца Христа, который представлен в виде миниатюрного взрослого человека (типичный греческий стиль), и розовую салфетку, как будто она константинопольская принцесса. Трон находится на цветущем лугу и окружен ангелами.

Под композицией есть дарственная надпись: «Ista Domus pridem fuerat confracta ruinis nunc rutilat iugiter variis decorata metallis et Deus ecce suus. Splendet ceu Phoebus [Venus in the morning] in orbe qui post furva fugans tetrae velamina noctis. Virgo Maria tibi Paschalis praesul honestus condidit hanc aulam laetus per saecla manendam (Когда-то этот дом лежал в развалинах, теперь он блестит, украшенный разными металлами, и созерцает Бога, принадлежащего ему. Он сияет как Феб в мире после срыва грязного покрова ужасной ночи. Дева Мария, для тебя Пасхалий, благонадежный глава, радостно основывает этот дом навечно)».

На стене над триумфальной аркой изображен Христос, сидящий на радуге в мандорле и почитаемый парой ангелов, в окружении приближающихся 12 апостолов. Ниже, по бокам апсиды, находятся изображения, которые сейчас считаются Моисеем и Илией. Их идентификация была спорной из-за источника, находящегося вне церкви и утверждавшего, что это святые Петр и Павел. Такой вариант маловероятен, поскольку они не похожи на апостолов, уже изображенных выше. Еще одна версия предполагает, что это святые Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.

Поперечные своды боковых приделов побелены и ничем не украшены. Каждый придел заканчивается небольшой апсидой с раковиной. Правая апсида сейчас служит часовней Святого Причастия, а левая — часовней Святейшего Сердца. Обе часовни украшены фресками работы Джизберто Чераккини 1930 года, которые, к сожалению, плохо сохранились.

Левая часовня содержит современную статую Святейшего Сердца работы Джованни Прини и фреску с ангелами, держащими драпировку. В раковине апсиды изображен Голубь Святого Духа.

санта мария ин домникаВ правой часовне, в скинии из черного мрамора, красной яшмы и алебастра с позолоченной бронзовой дверцей с рельефом Возносящегося Христа, находится Святое Причастие. Посвящена часовня Богоматери Скорби, и трое фресочных ангелов возлагают цветочную гирлянду к ее иконе на стене. Другие ангелы изображены стоящими по сторонам и глядящими на них. В раковине апсиды тоже изображен Голубь Святого Духа, но сильно выцветший.

санта мария ин домникаВ конце правого придела находится памятник Антонии Люксембургской (ум. 1954), последней кронпринцессе Баварии. Это мраморная табличка с надписью в архаическом стиле, имитирующем обнаруженный в катакомбах. Здесь же показаны геральдические щиты Виттельсбахов, королевского дома Баварии, и Великих Герцогов Люксембургских. Эти щиты обрамляют портрет в стиле камео.

В конце левого придела раньше находился баптистерий.

Полукольцевая крипта под святилищем была создана в 1957 году при укреплении апсиды. При ее выкапывании было обнаружено крыло античных казарм вигилиев 3 века. Сейчас здесь находятся античные римские саркофаги, фрагменты плутеев 9 века и алтарь 17 века. Здесь же установили современную скульптуру Христос в Гефсемане работы Прини.

Плутеи — это резные мраморные экраны, которые здесь украшены виноградными лозами. Считается, что они принадлежали оригинальным хорам, стоявшим перед алтарем, предоставленным папой Пасхалием и выброшенным при реставрации в 16 веке.

Прокладка линии С римского метро повлияла на часы, в которые церковь открыта для посещений (предположительно до декабря 2020 года). До начала работ церковь была открыта ежедневно с 7:30 (по воскресеньям и по праздникам с 9:00) до 12:30 и с 16:30 до 19:30.

Месса служится в 19:00 в рабочие дни и в 9:30, 11:30 (кроме лета) и 19:00 по воскресеньям и в праздники.

Официальный веб-сайт базилики: www.santamariaindomnica.it

3D-панорамы интерьера и экстерьера базилики можно посмотреть здесь.

Базилика Санта Мария ин Домника. Часть 1. История и экстерьер.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 23 часа

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 379Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Римские папы 13 — 14 веков

Возвышение новых аристократических семей, связанных с папами. Восстановление церковной области и светской власти пап. Переезд папского двора в Авиньон и...

Закрыть