Санта Мария ин Домника — приходская и титулярная церковь, построенная в 10 веке и обладающая статусом малой базилики. Посвящена Пресвятой Деве Марии. Исторически церковь также была известна как Санта Мария алла Навичелла, и официальные веб-сайт прихода и веб-страница епархии сейчас объединили два имени в одно — Санта Мария ин Домника алла Навичелла.
Церковь стоит на вершине холма Целий, и в античности здесь сходились несколько улиц. Самым интересным был маршрут, обозначенный теперь как Кливус Скаури (Clivus Scauri) и Виа ди Сан Стефано Ротондо. Это участок очень древней тропы каменного века, начинавшейся у Тибра возле Санта Мария ин Космедин и проходившей вдоль подножия Палатина на восток, и считающейся самым ранним человеческим артефактом в городе.
В имперские времена, когда Целий был полностью застроен, здесь располагалось несколько казарм. Непосредственно на месте церкви находилось северо-восточное крыло казарм так называемой «Пятой Когорты Вигилиев» (Vigiles Urbani – городская полиция и пожарная охрана). Две свидетельствующие об этом надписи находятся на расположенной неподалеку Вилле Челимонтана, хотя вокруг самой церкви не сохранилось никаких видимых останков сооружений.
Вниз по склону холма, в направлении Колизея, в многоэтажных домах (инсулах) жило множество плебеев, а на гребне, помимо казарм, стояли виллы патрициев.
Момент основания церкви не задокументирован, и ее первое официальное упоминание относится только к 799 году, когда папа Лев III (795-816) упомянут, как установивший для нее кардинальский титул, а так же предоставивший ей гобелены и алтарные украшения. Церковь названа «Ecclesia sanctae Dei genetricis quae vocatur Dominica (церковь святой матери божьей, являющаяся Dominica)». Слово Dominica – это латинское прилагательное женского рода, означающее принадлежность господину или госпоже. На первый взгляд, это указывает на то, церковь финансировалась императором или его семьей.
Научные споры вокруг названия продолжались веками. Одно из неблагоприятных влияний оказывала фальшивая легенда о Даре Константина, утверждавшая, что император передал папе светское управление городом перед тем как покинуть его. В действительности же римляне считали себя частью римской империи с императором, находящимся в Константинополе, вплоть до 9 века (термин «Византийская империя», принятый современными учеными, не имел совершенно никакого смысла для людей того времени). Таким образом, в 799 году простые римляне, видимо, считали Dominica какой-то связью с имперским правительством. Этот термин мог означать и «принадлежность Богу», но такая принадлежность относилась ко всем церквям.
Традиционный миф об основании церкви, предполагает, что она, возможно, возникла в 3 веке как место встречи некоторых первых христиан Рима. Однако вопрос о том, где и как поклонялись эти первые христиане, остается спорным, поскольку за полтора столетия археологических раскопок так и не удалось обнаружить ни одной однозначно определенной «домашней церкви». Титулы или ранние приходские церкви появляются в документах только в 4 веке, и Санта Мария ин Домника не является одной из них. Скорее всего, она начала свое существование как диакония, или центр благотворительной деятельности.
Еще одно мифологическое утверждение состоит в том, что первоначальное место поклонения принадлежало знатной гречанке по имени Кириака. Дело в том, что греческое слово Kuriaka, означающее «принадлежать Господу», переводится на латынь как dominica, откуда и выводится название церкви. Семейное катакомбное кладбище Кириаки находилось на месте нынешней базилики Сан Лоренцо фуори ле Мура, и именно она организовала похороны Святого Лаврентия, диакона и мученика.
Ничего из этих легенд не считается историческим. Все, что мы можем сказать об основании Санта Мария ин Домника, зависит от двух вопросов: когда были заброшены казармы вигилиев, и когда появились первые диаконии?
Под святилищем нынешней церкви был обнаружен фундамент античного здания, считающегося частью казарм и имевшего то же расположение, что и сама церковь. Если эта идентификация верна, то можно предположить, что место, на котором расположилась церковь, как часть казарм, до 7 века оставалось собственностью имперского правительства под управлением дукса, или военного губернатора, проживавшего в старом императорском дворце на Палатине.
Система диаконии, созданная в городе Церковью, возникла из-за неспособности светского правительства продолжать предоставлять гражданам социальные услуги. Особенно это касалось анноны, или бесплатного распределения зерна, прекратившегося в 5 веке. В 6 веке число диаконий стало стремительно расти, и думается, что одна из них возникла здесь, когда в начале 7 века казармы освободились.
Основываясь на известном случае Санта Мария ин Виа Лата, можно предположить, что первоначальное учреждение состояло из ряда комнат, включающего рабочие зоны, жилые помещения для монахов и небольшую часовню. Так же весьма вероятно, что диакония, укомплектованная монахами, образовала небольшой монастырь, возможно, греческого обряда. Таких монастырей монахов-беженцев из восточного Средиземноморья было немало основано на римских холмах в конце 7 века, пока они не исчезли в 10 веке.
В темные века городской пейзаж римских холмов сменился виноградниками. С начавшегося в 5 веке обрушения акведуков обычные люди переместились с холмов в долины, поближе к реке, а холмы остались монастырям, которые имели силы и средства для того, чтобы бурить скважины или рыть глубокие колодцы для обеспечения себя питьевой водой. Гражданам же, бравшим воду из реки или колодцев на дне долины, приходилось либо рисковать своей жизнью, либо переходить на употребление вина.
Результатом стало превращение холмов в виноградники. Это не задокументировано, но скорее всего именно монахи организовали грандиозные винные предприятия. В случае Целия устройство виноградников означало снос плотной многоэтажной застройки — чрезвычайно тяжелую и опасную работу. Похоже на то, что образовавшийся мусор, сбрасывался в долину, ведущую к Римскому Форуму, в результате чего значительно поднялся уровень земли.
К 817 году комплекс диаконии пришел в очень плохое состояние, и поэтому папа Пасхалий I перестроил его в стиле раннехристианского возрождения, так называемом Каролингском Ренессансе. Как и другие церкви, построенные этим же папой — Санта Чечилия ин Трастевере и Санта Прасседе, — Санта Мария ин Домника архитектурно возвращается к ранним временам христианской церкви как общественного учреждения, что выражается формой классической базилики. Однако, есть и одна особенность, позволяющая датировать церковь, — наличие вспомогательных апсид на концах боковых приделов. Дело в том, что к концу 9 века смягчилось строгое ограничение, не позволявшее иметь в церкви больше одного алтаря, и началось повсеместное устройство боковых часовен.
В отличие от других близлежащих монастырей, этот монастырь не пережил 10 века, когда в городе на место восточных монахов пришли бенедиктинцы. В дальнейшем последние умышленно утверждали, что монашествовали в Риме еще с конца 6 века, и уничтожали архивы греческих монастырей. Главным мотивом такого поведения стала ожесточенная вражда между церквями Рима и Константинополя, которая привела к Великому Расколу в 1054 году. Результатом политики бенедиктинцев стала катастрофа для исторических записей церковных событий в Риме между 6-м и 10-м веками.
В раннем Средневековье диакония продолжала функционировать под управлением небольшой коллегии светских священников. В 12 веке настоятеля стали называть архидиаконом, титулом либо почетным, либо свидетельствующим о том, что он руководил еще несколькими подобными учреждениями епархии. В то время на Целии жили, в основном, монахи, но здесь проходила главная дорога от Латерана до набережной Тибра (переходя затем в Кливо ди Скауро), а потому церковь встречала постоянный поток паломников, и диакония, вероятно обслуживала их. Тем не менее, к началу 14 века упомянутая коллегия священников сократилась до двух человек.
В 1340 году епархия, наконец, согласилась на основание здесь небольшого монастыря оливетанцев, несмотря на то, что в 1351 году они должны были открыть свое главное представительство в Санта Франческа Романа.
Единственные крупные структурные дополнения к церкви были сделаны в 1514 году ее титульным кардиналом Джованни де Медичи, ставшим впоследствии папой Львом X (1513-1521). Архитектором был назначен Андреа Сансовино. Наиболее заметными результатами этих работ стали постройка портика для фасада базилики и установка резного деревянного внутреннего потолка. Кроме того, считается, что тогда же было засыпано первоначальное конфессио, или полукруглая проходная крипта под святилищем, а боковые окна нефа сделаны прямоугольными. Также были разрушены и удалены оригинальные хоры перед алтарем — их куски были
использованы для засыпки крипты и обнаружены там во время раскопок в 20 веке.
В это же время с левой стороны портика была установлена каменная скульптура маленькой лодки, или навичеллы, являющейся сейчас частью фонтана перед церковью. Именно эта скульптура дала свое название не только улице и площади, на которых расположена базилика, но и альтернативное имя самой церкви — Санта Мария алла Навичелла (Святая Мария на лодке). Ранее считалось, что лодка была предназначена для античных обрядов, но сейчас установлено, что она относится к 16 веку, т.е. вырезана в период реставрации церкви. Каменная мозаика внутри лодки, безусловно, относится к тому же периоду.
В течение следующих 500 лет базилика перенесла несколько обновлений, но ни одно из них более не затрагивало ее структуру.
В 1565 году начались работы по установке нового потолка, что означает, что предоставленный церкви 50 лет назад был или поврежден, или плохо сделан. Эти работы продолжались двадцать лет и привели к тому впечатляющему результату, который мы видим и сейчас (правда окраска относится к 19 веку). Частью этого проекта стал и фриз под потолочным карнизом, содержащий изображения львов и херувимов.
В конце 16 века оливетанцы отказались от монастыря, и папа Павел V (1605-1621) передал церковь в управление каноникам пребендариям. Это были светские священники, получавшие зарплату за отправление богослужений и, вероятно, не жившие здесь. В течение всего 17 века базилика находилась в стороне от творческой активности, и эпоха Барокко, видимо, прошла мимо нее. В 1686 году была проведена какая-то реставрация, но что именно было сделано, не задокументировано.
Папа Климент XI (1700-1721) украсил портик и восстановил мозаику апсиды, а в 1725 году папа Бенедикт XIII заново освятил главный алтарь после переоборудования святилища. Архитектором последнего был Томмазо Маттеи. В 1734 году монастырь был передан базилианскому ордену, и на следующие 200 лет церковь перешла в восточный обряд.
В 1822 году папа Пий VII инициировал реставрацию под наблюдением кардинала Томмазо Риарио Сфорца, в ходе которой два больших окна фасада приобрели прямоугольную форму для соответствия окнам боковых стен. Тогда же потолок приобрел современную цветовую гамму.
В 1873 году монастырь был закрыт, а его имущество экспроприировано итальянским правительством, как произошло и остальными монастырями Рима. Базилианцы продолжали владеть церковью, но, видимо, пользовались ей редко, и в начале 20 века базилика описывалась как «редко открытая». В 1881 году были отремонтированы алтари и портик. Церкви удалось избежать идеологически мотивированных «реставраторов» следующих 50 лет и сохранить свой фасад позднего ренессанса.
После Латеранских соглашений 1929 года помещения были формально сданы епархии в аренду, а в 1932 году церковь была объявлена приходской для района Челио. За год до этого здесь была модернизирована транспортная развязка, а перед церковью построена площадь. Каменную лодку переместили за пределы главного входа, превратив ее в часть фонтана.
В церкви не было органа, поскольку он практически не используется в восточном обряде. Многие из восточных церквей практикуют микротоновую музыку, и орган здесь просто бесполезен. Теперь, для организованного прихода, инструмент, собранный в 1910 году, получили из часовни близлежащего военного госпиталя и установили над главным входом.
В середине 20 века возникли серьезные проблемы с устойчивостью стен базилики, и 1957 году укрепили апсиду и построили новую крипту. Эту работу выполнил Ильдо Аветто. В 1988 году очистили и отреставрировали каменные скульптуры и архитектурные элементы, а также переоборудовали святилище.
В 2004 году управление приходом поручили Священническому братству Святого Карла Борромео. Они были ответственными за очистку и реставрацию фасада и боковых приделов.
План церкви Санта Мария ин Домника очень прост. Это прямоугольная базилика с боковыми приделами и широкой внешней сегментированной главной апсидой с раковиной. Боковые приделы имеют свои апсиды без структурно выделенных святилищ. Наружные стены окрашены в бледный серо-желтый цвет, а скатные крыши покрыты черепицей.
Колокольня, как таковая, отсутствует, но есть небольшая звонница, построенная в 1714 году над ближним концом правого придела. Она имеет форму маленькой триумфальной арки, увенчанной треугольным фронтоном с разорванным карнизом. Тимпан фронтона занят геральдическим щитом, а сама арка обрамлена подвесными панелями с кисточками. Колокол один. Надпись на нем указывает на 1288 год выпуска.
Внешний портик с плоской крышей, добавленный к базилике в 1514 году Сансовино, вдохновленным работой Браманте, был такого высокого качества, что в прошлом его приписывали Рафаэлю. Портик имеет пять одинаковых арок (плюс две боковые) с тосканскими дорическими импостами. Между арок, а также в углах портика, расположены шесть соответствующих дорических пилястр, несущих на себе антаблемент. И опоры арок и пилястры вырезаны из травертина. Краеугольные камни арочных архивольт несут на себе маски львов.
Позади портика виден узкий фасад нефа увенчанный треугольным фронтоном. На фасаде расположены три окна — круглое центральное в углублении, формирующем своеобразную «раму», и два боковых прямоугольных в каменных рамах. Эти боковые окна, переделанные в 19 веке, соответствуют окнам в приделах и в верхних стенах нефа.
Фриз под фронтоном содержит посвятительную надпись: Divae Virginis templum in Domnica, a dirutum Io[annes] Medices Diac[onus] Card[inalis] instauravit (храм госпожи божественной девы Иоанн Медичи дьякон кардинал восстановил). Тимпан фронтона содержит гербовые щиты папы Иннокентия VIII (в центре) и кардиналов Джованни де Медичи и Фердинандо де Медичи (по краям).
Справа от церкви расположен небольшой, изначально Оливетанский, монастырь со средневековой кирпичной башней. Несмотря на свою древность, выходящий на улицу фасад, как и большая часть всего монастыря, выглядят так, словно перестроены в наше время, — уродливо и сугубо функционально.