3D-панораму интерьера санта мари Мария ин Трастевере можно посмотреть здесь.
Левая боковая дверь фасада базилики ведет непосредственно в придел, а правая — в крошечную комнату, предшествующую входу в церковь. На самом деле — это первый этаж колокольни. Здесь находится еще ряд plutei, подобных тем, что можно было увидеть в притворе, а также большое деревянное распятие. Две мемориальные доски посвящены юбилеям 1900 и 2000 годов.
Неф Санта Мария ин Трастевере имеет 12 секций и отделен от приделов 21 античными гранитными колоннами различной ширины и с различными ионическими и коринфскими капителями. Нечетное число колонн объясняется тем, что первая секция правой стороны занята колокольней.
Колонны, по всей видимости, поступили из разных источников и требуют индивидуального изучения. Считается, что они, вместе со своими базами и капителями, были взяты из Терм Каракаллы, но первоисточником серого гранита был карьер в восточной пустыне Египта, называвшийся Mons Claudianus, а розового — карьер в Асуане. Капители и базы вырезаны из известняка и покрыты запутанным узором. При внимательном рассмотрении некоторых из них можно увидеть мужские и женские лица. Эти лица идентифицированы как языческие божества, возможно, Исида, Серапис и Гарпократ. Невероятно, но существует запись о том, что они были преднамеренно изуродованы при реставрации 1860 года.
Колонны поддерживают горизонтальный антаблемент, а не арки, что визуально делает церковь намного старше, чем она есть. Такая композиция называется trabeation и устарела уже в античные времена. Причина ее использования была чисто практической — строительство аркад с использованием существующих колонн сделало бы крышу намного более высокой, а значит дорогой и небезопасной. Другими словами, церковь строилась под имеющиеся колонны, а не наоборот.
На стенах нефа, над колоннами, находятся фрески святых. Эти 16 изображений были заказаны папой Пием IX и выполнены в 1865-1866 годах разными художниками. Имена святых помечены. Интересно, что фоны изображений подделаны под мозаику. Художники — это Кортес, Ведмер, Серени, Бартоломмеи, Соньи, Скаччиони, Фонтана (слева) и Фракассини, Минокки, Каппанари, Винченцо Меркури, Чиари, Марини (справа). В списке 13 имен, поскольку некоторые написали больше одной фрески.
Три окна над входом украшены витражами 19 века, на которых изображены (слева направо) три святых папы — Юлий, Калликст и Корнелий.
В начале нефа (с правой стороны) расположен прекрасный шкаф 15 века (амбрия) для хранения святого масла, который, как считается, принадлежит работе Мино да Фьезоле (скульптор из Неаполя). Он сделан из резного позолоченного мрамора и снабжен табличкой Olea Sancta на маленькой медной дверце. Обратите внимание на маленькую фигурку Христа, держащего свой Крест, наверху, с кровью, льющейся с его стороны в чашу. Ранее эта амбрия находилась в ризнице (что вполне логично), но при реставрации 19 века была выброшена. По счастью, ее не продали, а установили на нынешнем месте.
Пол косматеско отреставрировали и заново уложили в 19 веке, но его дизайн, в целом, соответствует первоначальному.
Стоит обратить внимание на резную деревянную кафедру, расположенную примерно посередине левой стороны нефа. Она относится к 18 веку, закреплена на одной из колонн и имеет небольшую винтовую лестницу.
Фрески на триумфальной арке появились во время реставрации 19 века. На них изображены Пресвятая Дева и Младенец с ангелами и патриархами Моисеем и Ноем. Арка поддерживается двумя монолитными гранитными колоннами.
Позолоченный кессонированный деревянный потолок нефа спроектировал Доменикино. Он же написал Успение Пресвятой Богородицы (1617 год) в центральном восьмиугольнике. Считается, что геометрический рисунок кессонов основан на гербе Альдобрандини, поскольку принадлежавший к этой семье кардинал спонсировал проект.
В нише у входа находится посвящение церкви. Оно гласит: Dei Matri Virginiq[ue] Mariae, in caelum Assumptae, Petrus Card[inalis] Aldobrandinus S[anctae] R[omanae] E[cclesiae] Camer[arius] d[ono] d[edit] Anno MDCXVII (Петр Альдобрандини, кардинал и камерарий Священной Римской Церкви, дал [эту церковь] в дар Богородице и Деве Марии, принятой на небеса, в 1617 году.
В направлении святилища, в соответствующей секции, есть эпиграф, гласящий: In hac prima Dei Matris aede, taberna olim meritoria, olei fons e solo erumpens, Christi ortum portendit (В этом месте первая святыня Божьей Матери, ранее известной таверне, фонтан масла (нефти) прорвался из земли, предсказав рождение Христа). Это утверждение относится к странной древней легенде, которая будет рассмотрена ниже.
Трансепт структурно отделен от нефа и имеет собственный деревянный кессонированный потолок, выполненный в золотом, синем и красном цветах, заказанный в 1596 году кардиналом Джулио Санторио. Центральная ниша содержит деревянную статую Богоматери, возносимую на небеса, а по бокам — гербы кардинала и папы Пия IX.
Мозаики в раковине (полукуполе) апсиды и на стене, в которую она встроена, были выполнены вскоре после постройки церкви, возможно, в 1148 году. Что интересно, их стиль больше классический, чем византийский, особенно в отношении главных центральных сидящих фигур Христа и Богоматери, а также Святого Петра справа от них.
На стене, в которой находится апсида, изображены пророки. Слева — это Исайя, держащий свиток с надписью: Ecce virgo concipiet, et pariet Filium (Вот, девственница зачнет и родит Сына). Справа — Иеремия со свитком, гласящим: Christus Dominus captus est in peccatis nostris (Христос был взят за наши грехи). Это загадка, поскольку не является цитатой из Писания. На вершине арки находится крест с греческими буквами A и Ω, обрамленный семью светильниками из Книги Откровений. Правее и левее расположены символы евангелистов, а над свитками пророков — по клетке с птицей. Значение этого символа, который можно найти и в мозаике Сан Клементе, тоже является загадкой.
Главная мозаика изображает Христа на троне с Богоматерью по правую руку, окруженных святыми и папами. Из венка над его головой появляется Рука Бога. Слева находятся папа Иннокентий II с моделью церкви, показывающей его как строителя, Святой Лаврентий и папа Святой Калликст. Справа — Апостол Петр, папа Святой Корнелий, папа Святой Юлий и Святой Калеподий.
Под главной мозаикой расположена надпись, гласящая на плохой латыни: Haec, in honore tuo, prefulgida Mater honoris, regia divina rutilat fulgore decoris. In quo Christe sedes manet, ultra secula sedes. Digna tuis dextris est, quam tegit aurea vestis. Cum moles ruitura vetus, foret hinc oriundus. Innocentius hec renovavit, papa secundus (Эта [церковь предоставлена] в твою честь, выдающаяся Мать чести, она сияет с королевским великолепием. В ней остается престол Христа, место для вечности. Она наполнена, чтобы сопровождать тебя с тех пор как золото коснулось ее как одежда. Когда старое здание было близко к разрушению, это новое готовилось подняться из него. Иннокентий, второй папа [под этим именем], отремонтировал эту [церковь]).
Еще ниже расположен фриз с Агнцем Божьим и Двенадцатью Апостолами, представленными как процессия из стада овец. За последним агнцем с каждой стороны — два святых города, Вифлеем и Иерусалим.
В теле апсиды, под овцами, с каждой стороны находится ряд мозаичных панелей работы Пьетро Каваллини 1290-1291 годов. Они образуют полосу, разделенную тремя закругленными сверху окнами апсиды, и показывают сцены из жизни Пресвятой Богородицы. Здесь может быть темно, но можно попросить ризничего включить свет, чтобы лучше рассмотреть мозаики. Тем не менее, лучше сначала сделать это в полумраке, как они и выглядели во время своего создания. Первая слева — Рождение Богоматери, далее — Благовещение, Рождество, Богоявление, Представление в Храме и Успение Марии. Последняя мозаика показывает Душу Марии в Руках Нашего Господа.
Эти специфические мозаики свидетельствуют о неизменной верности византийской традиции в использовании цветов, форм и тем в римском сакральном искусстве даже на этой, поздней его стадии. Одна очень интересная деталь присутствует на панели Рождество, где Святой Иосиф показан сидящим в стороне и выглядящим довольно усталым. На самом деле он изображен в глубокой задумчивости. Апокрифическая традиция, повлиявшая на византийскую иконописную традицию Рождества, заключалась в том, что дьявол серьезно искушал Святого Иосифа заподозрить Марию в связи на стороне, результатом которой и стал ребенок. На многих византийских иконах в этой сцене можно увидеть дьявола, как маленького волосатого человечка. Здесь его нет.
Наконец, под центральным окном апсиды находится мозаичная панель Каваллини, на которой святые Петр и Павел представляют заказчика мозаик, кардинала Бертольдо Стефанески, Мадонне с Младенцем в нимбе или радужном венце. Здесь же присутствует фамильный герб кардинала и надпись, гласящая: Virgo, Deum complexa sinu servanda pudorem, Virgineum matris fundans per secula nomen, Respice compunctos animos miserata tuorum (Дева, заключавшая Бога в своем лоне и сохранявшая скромность, навсегда установившая имя девственной матери, помилуй и посмотри на раскаявшиеся души твоих [почитателей]).
Фрески, расположенные по обе стороны мозаики, датируются концом 16 века и принадлежат замечательному художнику контрреформации Агостино Чампелли. На них изображены ангелы, несущие предметы, являющиеся символами Богоматери.
Главному алтарю предшествует низкий мраморный экран, сделанный из transennae, прорезанных плит. Часть из них старые, а часть относится к 19 веку. Такие плиты, установленные в окнах вместо стекла, можно часто найти в римских церквях.
Балдахин над алтарем был добавлен при реставрации 19 века архитектором Вирджинио Веспиньяни. Он выполнен в псевдосредневековом стиле и имеет четыре коринфские колонны из порфира с позолоченными капителями. Порфир, правда, не является подлинным имперским, не добывавшимся в карьере восточной пустыни Египта с 4 века. Сам алтарь относится к 12 веку и состоит из древних мраморных плит. Фронтальная часть теперь украшена современной иконой Святого Лика, написанной в очень старой византийской традиции Спаса Нерукотворного.
Под алтарем находится конфессио, подземная камера, в которой находятся мощи святых Калликста, Корнелия, Юлия и Калеподия, перенесенные сюда с Кладбища Калеподия около 790 года. В отличие от ряда других римских церквей, конфессио Санта Мария ин Трастевере не доступно для посещения (для этого нужно было бы проползти под алтарем). Первоначальный план включал в себя лестницы для паломников в концах трансепта, но не был реализован. Существует утверждение, что часть мощей папы Святого Корнелия была перенесена в церковь Санти Чельсо и Джулиано после ее перестройки в 1735 году.
Епископский трон 12 века в апсиде выполнен из эвбейского (Греция) мрамора cippolino с серыми прожилками и имеет пару грифонов в качестве подлокотников. Он установлен на блоке из разноцветного мрамора pavonazzetto, а пол перед ним оформлен в стиле косматеско. Вокруг трона расположены деревянные кабинки священников церковной коллегии, появившиеся здесь после реставрации 19 века.
Справа от главного алтаря находится пасхальный подсвечник спиральной формы, выполненный в стиле косматеско самой семьей Космати. Колонны такой формы были найдены римлянами в Храме Соломона и перевезены оттуда в старую базилику Святого Петра. Есть предположение, что они повторяли собой культовый объект Нехуштан, бронзовую змею на шесте, хранившуюся в Иерусалимском Храме и предназначавшуюся для исцеления израильтян во время их Исхода. Христиане считали это прообразом Креста Христова, отсюда и тема Пасхи.
Между подсвечником и балдахином можно увидеть финестреллу, или маленькое отверстие, традиционно считающееся местом Fons olei, нефтяного фонтана. На полу перед ним — надпись, гласящая: Hinc oleum fluxit, cum Christus Virgine luxit. Hic et donatur venia, a quocumcue rogatur. Nascitur hic oleum, Deus ut de Virgine, utroque terrarum est oleo Roma sacrata caput. Versus qui olim legebantur ad fontem olei (Отсюда вытекало масло, когда Христос сиял от Девы. Здесь также давалось прощение, которого просил кто угодно. Здесь рождается масло, как Бог от Девы, и благодаря обоим маслам Рим стал священным главой всех земель).
Это имеет отношение к легенде, утверждающей, что источник природной нефти появился здесь то ли в год Рождества, то ли в 38 году до н.э., и был достаточно обилен, чтобы течь в Тибр вдоль нынешней Виа делла Фонте д’Олео. Источник находился в таверне или в гостинице. Эта легенда упоминалась в 4 веке Святым Иеронимом, а также Евсевием Кесарийским. Первый писал, что еврейская община в Трастевере трактовала это событие как знак того, что скоро на мир сойдет Божья благодать, а благодаря источнику таверна стала местом встреч первых римлян, обратившихся в христианство.
В геологической реальности регион Лацио вокруг Рима имеет несколько мелких нефтяных месторождений, самое большое из которых находится в Рипи, в 70 км от Рима. Поэтому описанное событие вполне могло иметь место.
Базилика Санта Мария ин Трастевере. Часть 1. История и экстерьер
Базилика Санта Мария ин Трастевере. Часть 2. Интерьер
Базилика Санта Мария ин Трастевере. Часть 3. Боковые часовни.