Санта Мария ин Трастевере — это малая базилика 12 века, посвященная Успению Пресвятой Девы Марии, основанная в античные времена в районе Трастевере и являющаяся также приходской и титульной церковью. Ее главный вход располагается на площади Санта Мария ин Трастевере. Церковь всегда была центром местной религиозной и гражданской жизни. И если считать Трастевере не районом Рима на «неправильной» стороне Тибра, а небольшим городком на вершине холма в южной Италии, то Санта Мария ин Трастевере будет его собором.
Изначально базилика была одной из титулярных приходских церквей палеохристианского Рима. Утверждается, что она стала первой римской церковью, в которой открыто служились мессы. Скорее всего, она была построена папой Юлием I (337-352), поскольку записано, что он возвел базилику trans Tiberim. Ограниченные археологические исследования, проведенные недавно под часовней Альтемпс, а также эпиграфические свидетельства достаточно надежно указывают на середину 4 века, как на дату основания базилики.
Существуют, однако, и утверждения о том, что базилика была построена еще раньше, вскоре после смерти папы Калликста в 222 году. Калликст принял мученическую смерть неподалеку от этого места (сейчас там стоит церковь Сан Каллисто), и предполагалось, что базилика расположена на месте его дома-церкви. Никаких исторических свидетельств этому нет, хотя не исключено, что резиденция папы находилась рядом. Другая легенда говорит о споре, возникшем между христианами и владельцами таверн этого района, по поводу права пользования залом для собраний. Дело было передано на рассмотрение императору Александру Северу (222-235), который принял решение в пользу христиан, рассудив, что религиозное богослужение, не зависимо от его формы, лучше пьянства и разврата.
В актах синода 499 года базилика упоминается как titulus Iulii. Но уже ко времени синода 595 года ее посвящение изменилось на Iuli et Callisti. Ранее считалось, что Санта Мария ин Трастевере была первой римской церковью, посвященной Пресвятой Богородице, но теперь утверждается, что базилика была перепосвящена ей папой Адрианом I в конце 8 века, заказавшим восстановление. Мотивом к этому могло послужить присутствие в церкви чудотворной иконы Богоматери (возможно, той, которая сейчас находится в часовне Альтемпс).
Папа Григорий IV произвел серьезную перестройку сооружения после 790 года. В этот период сельская местность вокруг Рима была захвачена различными бандами мародеров (включая и мусульманские), и город уже не мог гарантировать безопасность паломников, посещающих катакомбы. В результате большинство катакомб было заброшено и забыто, а почитаемые мощи мучеников перевезли в город, где повторно перезахоронили в церквях. Часто для этого под алтарем создавалась имитация катакомбы в виде подземной камеры (крипты или конфессо) или же поднимался уровень пола. Именно это и сделал папа Григорий, захоронив в базилике мощи святых Калликста, Корнелия, Калеподия и папы Юлия, изъятые из катакомб Святого Калеподия. Помимо этого, Григорий IV основал колледж священников для управления базиликой. Можно отметить, что Трастевере в то время относилось не к римской епархии, а к епархии Санта Руфина.
Церковь была перестроена в 1140 году при папе Иннокентии II (1138-1148). В то время, как в северной Европе набирал популярность готический стиль, он сохранил базиликальный план церкви и, по-видимому, разграбил развалины Терм Каракаллы на строительные материалы. Сейчас сложно понять, что было удалено, а что сохранилось от старого сооружения; особенно это касается колонн.
В некоторые Святые Годы средневековья и позднее, когда чума или наводнения препятствовали посещению церквей за городом, эта базилика входила в число семи церквей маршрута паломников. Эта практика перешла и в нынешнее время и отмечена на центральной двери. Между 1580 и 1595 годами была проведена реставрация с заменой входных дверей. В 1596 году установили потолок трансепта.
В 1617 году установили великолепный потолок нефа. До этого крыша была открытой. В 1702 году перестроили притвор. Ранее он представлял собой четыре ионических колонны, поддерживавшие горизонтальный антаблемент, от которого к фасаду нефа поднималась односкатная черепичная крыша. Эта хрупкая конструкция, вероятно, была близка к обрушению. Ее колонны использовали повторно.
В 1865-1866 годах церковь отреставрировали по приказу папы Пия IX. Результаты этой работы вызывают смешанные чувства. Множество археологических находок было сделано, но затем уничтожено без надлежащей регистрации. Разрушили и часть античной резной каменной кладки. Кэтому времени относятся фрески нефа и выцветшие фрески фасада. Фасад снабдили витражами, а боковые приделы — цилиндрическими сводами. Значительно отреставрировали крышу трансепта.
Санта Мария ин Трастевере имеет классический базиликальный план с нефом, боковыми приделами и внешними часовнями. Скатная крыша нефа покрыта черепицей, и точно такая же крыша проходит поперек нее над трансептом, что придает им вид буквы Т. Сегментированная апсида имеет по большой прямоугольной часовне с каждой стороны. Эти часовни представляют собой отдельные архитектурные объекты. Та, что слева, посвящена Санта Мария делла Клеменца. Средневековая колокольня стоит над ближним концом правого придела, а входной фасад занят барочным притвором. Из каждого бокового придела выступает ряд внешних часовен разных форм, размеров и стилей, не входящих в основную структуру базилики. С правой стороны их пять, а с левой — шесть. Кроме часовен есть еще ризница со своей прихожей.
Притвор или портик был перестроен Карло Фонтана в 1702 году. Он имеет пять одинаковых по размеру арок, обрамленных парой ионических пилястр и широким антаблементом. Три средние арки, в свою очередь, обрамлены четырьмя ионическими колоннами из серо-голубого мрамора, поддерживающими выступающую вперед секцию антаблемента. Над антаблементом располагается парапет, причем над колоннадой он выполнен в виде балюстрады. Четыре барочные статуи на балюстраде изображают святых Каликста, Корнелия, Юлия и Калеподия. Отдельного внимания заслуживает и современная кованая ограда, закрывающая арки.
Кирпичная стена фасада нефа над притвором содержит ряд из трех одинаковых закругленных сверху окон. Она покрыта сильно выцветшими фресками 19 века. Между окон изображены четыре финиковых пальмы, а на торцах боковых приделов — города Иерусалим и Вифлеем, которые сейчас почти неразборчивы. От вершин крыш боковых приделов до треугольного фронтона фасад каветтирован, т.е. выполнен с изгибом наружу. Это сделано для того, чтобы изображенная на нем мозаика имела правильный вид при взгляде на нее снизу (снаружи притвора).
Эта мозаика — средневековая, вероятно, 12 века. Считается, что в 13 веке ее восстановил Пьетро Каваллини. Сейчас утверждается, что мозаика содержит аллегорию мудрых и глупых дев, десять из которых окружают Пресвятую Богородицу, кормящую грудью Младенца Христа. Две глупые девы, ближние к Богородице справа, не имеют корон и их лампы погасли. Однако, экспертиза показала, что их облик был довольно неуклюже изменен, а оригинальные личности всех десяти женщин являются предметом спора. Они могут быть как римскими девами-мученицами, так и просто служительницами императорского двора. Две крошечные коленопреклоненные фигурки по обе стороны от Девы — анонимные спонсоры работы. Над Девой — маленький ягненок, Agnus Dei, Агнец Божий.
Тимпан фронтона содержит еще одну, очень сильно выцветшую, фреску 19 века, изображающую Христа во славе. Иисус сидит в середине семи канделябров с парой ангелов и коленопреклоненной фигурой папы Пия IX у ног. Над ангелами расположены символы евангелистов.
Колокольня 12 века сложена из кирпича и имеет четыре яруса над линией крыши бокового придела. Ярусы разделены декоративными карнизами, а сама башня украшена маленькими кругами из пурпурного порфира и зеленого верде антико. Часы находятся на втором ярусе уже около 250 лет. Они работают и содержатся в хорошем состоянии. Ближе к вершине треугольный навес защищает мозаику Мадонна с Младенцем. На решетчатой пирамидальной крыше в проволочной раме расположен колокол, звонящий по часам.
В притворе собрана большая коллекция языческих и раннехристианских (3 век) надписей, а так же некоторые фрагменты скульптур 9 века и средневековых фресок. Здесь же можно увидеть части саркофагов и сильно изношенные мемориальные плиты эпохи Возрождения. Надписи или эпиграфы на стенах заслуживают внимания, если вы знаете латынь. Многие из языческих были собраны в захоронениях на Аппиевой дороге в 18-м и начале 19 века и помещены сюда во время реставрации 1860 года. Это нанесло ущерб археологии, поскольку была утеряна возможность идентификации владельцев гробниц. Христианские надписи были обнаружены на стенах церкви во время ее реставраций.
В левом конце притвора находится средневековый саркофаг с рельефным геральдическим львом семьи Папарески, к которой принадлежал папа Иннокентий. Рельеф очень реалистичен и относится, вероятно, к 12 веку. В эти времена никто в Риме не видел живого льва (ближайшие обитали на территории современного Алжира), поэтому скульптор, скорее всего, копировал классическую работу, в дальнейшем утерянную. Лев был символом Трастевере, и возможно это послужило источником вдохновения для мастера. Плинтус, на котором установлена эта работа, содержит надпись, посвященную средневековым кардиналам. Слева расположен фрагмент другого саркофага 4 века.
Над саркофагами находится фреска 15 века с изображением Благовещения, тема которой повторяется на панели слева на передней стене церкви. Стоящая слева от панели фигура — не идентифицированный святой. Соответствующая панель справа содержит изображение Рождества, переписанное при реставрации 19 века.
Резные мраморные плиты (известные как plutei), расположенные на нижней части стен притвора, украшены геометрическими узорами с растительными и животными орнаментами. Они могут быть как античными, так и вырезанными для первой базилики и использованными повторно. Особого внимания заслуживает рельеф 9 века с изображением двух павлинов, пьющих из вазы, — изначально персидского мотива.
Три входных двери базилики имеют коробки, сделанные из каменных карнизов имперского периода. Сейчас две боковые ведут в приделы, но до 16 века все три открывались в центральный неф. Ответственный за это изменение кардинал Марко Альтемпс отмечен надписью на боковых дверях: Marcus Syticus Card[inalis] ab Altemps, huius basil[icae] tit[ularis].
Как уже упоминалось, главная, центральная дверь служила Святой Дверью в Юбилейные годы. Этими пост-средневековыми годами были 1625, 1700, 1825 и 1900, когда базилика Сан Паоло фуори ле Мура не могла использоваться из-за наводнений или (1825 год) пожара. Эпиграф на двери гласит: Haec est porta Domini, justi intrabunt in eam (Вот врата Господа, праведные войдут в них). Это цитата из 117 Псалма. Над перемычкой расположено тондо с греческими символами MPΘY, означающими Mητηρ Θεου или «Матерь Божья».
Боковые двери имеют треугольные фронтоны, по бокам которых располагаются маленькие фигурки, взятые с алтаря святых Филиппа и Джеймса, находящегося сейчас в левом трансепте. Правая пара — это Христос и Святой Петр, а левые мужчина и женщина неизвестны. Может их следовало бы вернуть на первоначальное место?
За углом от задней двери располагается Община Святого Эгидия, известная своей благотворительной деятельностью для бездомных. Суповая кухня кормит их около 1600 человек в день. Церковь имеет давнюю традицию благотворительности, и еще Святая Франческа Римская (1384-1440) имела обычай приходить сюда, чтобы молиться о силе помогать нуждающимся.
Базилика работает ежедневно (данные на май 2018) с 7:30 до 12:00 и с 16:00 до 21:00.
К сожалению, часть боковых часовен обычно закрыта и не освещена, поэтому трудно оценить находящиеся в них произведения искусства.
Мессы служатся: по будням в 9:00 и 17:30; по выходным и в основные торжества в 8:30, 10:30, 11:30, 17:30 и 18:45. Главная месса воскресенья — в 11:30. Месса в 18:45 служится по византийскому обряду. Остальные могут служиться не на главном алтаре, а в одной из боковых часовен.
Священник доступен для исповеди после каждой мессы.
Приходской офис открыт с 9:30 до 12:00. В это время можно посетить вестибюль ризницы, где он и расположен.
Главный праздник базилики — Успение, 15 августа.
Во время Рождества и предшествующего ему периода, Адвента, в часовне Яслей или в притворе выставляется знаменитая церковная колыбель.
Базилика Санта Мария ин Трастевере. Часть 1. История и экстерьер
Базилика Санта Мария ин Трастевере. Часть 2. Интерьер
Базилика Санта Мария ин Трастевере. Часть 3. Боковые часовни.