Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 1. История.

Санти Джованни э Паоло — сильно перестроенная малая базилика 5 века, монастырская и титулярная церковь, расположенная на площади Санти Джованни э Паоло в районе Челио (исторический район Кампителли). Посвящена святым Иоанну и Павлу.

Место, на котором построена базилика, примыкает к южному углу огромного теменоса храма Божественного Клавдия (Divus Claudius), обожествленного императора Клавдия, умершего в 54 году. Храм заложила его жена Агриппина, но достроен комплекс был только при императоре Веспасиане. В античные времена это сооружение должно было доминировать над своими окрестностями.

Нынешняя колокольня построена на части фундаментов ряда вспомогательных помещений храма внутри ограждающей стены портика, а еще некоторое количество остатков находится внутри монастыря. Сам храм, от которого не осталось ничего, располагался северо-восточнее, на месте современного парка (Parco del Celio).

Фактическое место базилики в императорскую эпоху было занято несколькими частными резиденциями, по которым можно отследить процессы джентрификации. Эти сооружения хорошо сохранились и могут быть посещены. Вход в них расположен на Кливус Скаури (Clivus Scauri), одной из немногих римских улиц, сохранивших свои древние маршрут и название.

Легенда об основании церкви, получившая распространение в раннее средневековье, состояла в том, что ее святыми покровителями стали два брата христианина, служившие чиновниками при дворе императора Константина. Готовясь к выходу на пенсию, братья купили здесь дом. Когда на императорский трон вступил Юлиан Отступник, Иоанна и Павла вызвали в суд и приказали отречься от своей веры. Братья отказались и были тайно замучены у себя дома. Здесь же их и захоронили в 362 году. Еще одна группа местных христиан — священник Крисп, дьякон Криспинус и некая Бенедикта — так же описываются как принявшие мученическую смерть за попытку забрать тела братьев.

Эти события представлялись как записанные Теренцианом, исполнителем приговора, впоследствии обратившимся, но более не считаются историческими и удалены из пересмотренного римского мартиролога. Основная проблема заключалась в том, что император Юлиан был хорошо осведомлен о культе мученичества среди христиан и во время своего правления запрещал любые казни, способные создать мучеников.

В легенде есть ряд интересных деталей. Одна из них заключается в тайном захоронении братьев внутри города, что являлось противозаконным и может указывать не на казнь, а на убийство. Правда недавние археологические исследования показали, что запрет захоронений в пределах городских стен был не так строг, как считалось ранее. Другая деталь легенды описывает братьев как евнухов, приписанных ко двору Константины, дочери императора Константина. Им было доверено какое-то ее имущество, и легенда утверждает, что Юлиан требовал передачи этого имущества ему. Если в истории есть хоть какая-то частица правды, то именно это обстоятельство, а не вера, могло послужить причиной убийства Иоанна и Павла.

Тем не менее, следует отметить, что в настоящее время существует академический консенсус о том, что вся эта легенда была вымышленным переписыванием истории двух мучеников из сирийской Антиохии — святых Ювентина и Максимина. Такая гипотеза впервые была предложена в конце 19 века Болландистами. Кроме того, высказывалось мнение, что Иоанн и Павел — это Иоанн Креститель и Павел Апостол, а культ братьев-мучеников был сфабрикован в 6 веке для получения финансовой выгоды от посещения базилики паломниками. Церковь не приемлет эту радикальную версию, и братья остаются включенными в римскую мартирологию (как покровители базилики) и в римский литургический канон.

О реальном происхождении церкви и о интерпретации археологических находок под ней было много научных споров. Консенсус заключается в том, что в начале 5 века здесь было устроено христианское место поклонения, называвшееся Titulus Byzantis или Titulus Pammachi. Первое название впервые упоминается в эпиграфе, найденном в катакомбах Сан Себастьяно фуори ле Мура и датируется понтификатом Иннокентия I (401-417). Эпиграф гласит: «Temporibus sancti Inocentii episcopi, Proclinus et Ursus presb[yteri] tituli Bizantis, sancto martyri Sebastiano ex voto fecerunt (Во время святого Иннокентия, епископа, Проклин и Урсус, священники титули Бизантис, дали клятву святому мученику Себастьяну)».

В актах синода 499 года имя Byzantis употребляется совместно с Titulus Pammachi и, кажется, это единственный пример титулуса с двумя названиями одновременно. После первых десятилетий 6 века Titulus Byzantis перестает упоминаться, а имя Titulus Pammachi начинает использоваться исключительно вместе с новым названием Titulus Sanctorum Ioannes et Pauli. Эта смена имени произошла, по-видимому, между синодами 499 и 530 годов, когда посвящение святым Иоанну и Павлу появляется в Книге Пап. Синод 595 года уже упоминает церковь только под именами святых.

Фактически, похоже на то, что церковь была основана в конце 4 века на пожертвования какого-то человека по имени Паммахий, возможно совместно с Бизансом или Бизантисом. Весьма заманчиво отождествить первого с историческим Святым Паммахием, сенатором и другом Святого Иеронима. Однако, основанием для этого служит лишь совпадение имен и неясное упоминание в письме, составленном Святым Иеронимом в 398 году. По более поздней легенде церковь была основана Бизантием в честь братьев-мучеников и завершена после его смерти его сыном Паммахием.

Археологическая интерпретация античных останков под церковью остается спорной. Серьезной критике подвергся первоначальный научный анализ раскопок 19 века, утверждавший, что титулус, или домашняя церковь, существовал здесь с середины 3 века. На самом деле было обнаружено, что существовавшие здесь ранее здания были превращены в роскошную резиденцию, которую уже во второй половине 4 века украсили фресками с христианскими мотивами. Это конфессио с фресками мучеников, вероятно, служило маленькой частной часовней для обитателей резиденции. Пересмотренное мнение заключается в том, что не найдено ничего, подтверждающего наличие здесь публичного христианского места поклонения до постройки церкви в начале 5 века. Под конфессио, в естественной скале, были обнаружены три ямы, которые идентифицировали как гробницы.

Строительство настоящей церкви должно было начаться в первое десятилетие 5 века. Оно шло с использованием уже существовавших зданий. Дом, выходивший на Clivus Scauri, снесли на половину высоты его второго этажа, а двери и окна заложили, чтобы получить левую боковую стену нефа. Большинство комнат первого этажа засыпали для образования платформы, на которой можно было возвести главное здание. Известно, правда, что комнаты, выходившие на дорогу, оставили доступными, поскольку еще в раннем средневековье одна из них служила часовней.

Получившаяся примитивная базилика имела центральный неф длиной 44,3 метра и шириной 14,7 метра с боковыми приделами шириной по 7,4 метра. Колоннады нефа имели по 13 арок из 12 повторно использованных колонн каждая. Трансепт отсутствовал, а полукруглая апсида имела четыре больших окна. Фундамент покоился на стенах античных сооружений, что довольно быстро привело к проблемам. Фасад имел пять больших арочных проемов над входной лоджией.

Существующая конструкция демонстрирует признаки раннего повреждения, особенно заметные в упомянутых арках фасада. Традиционно это приписывалось разграблению Рима Аларихом в 410 году, что не может быть правдой, поскольку церковь в это время еще строилась. Скорее всего повреждения, потребовавшие восстановительные работы, организованные папой Львом I (440-461) возникли во время землетрясения в том же столетии. Очевидно, возникли опасения, что базилика сместится со своего основания, поскольку именно в то время была возведена первая из поддерживающих арок, охватившая Clivus Scauri (остальные появились намного позже).

Папа Адриан I (772-795) восстановил крышу. В это же время к церкви был пристроен монастырь для монахов из восточного Средиземноморья, возможно, греческого обряда. Его преемник, папа Лев III (795-816) организовал ремонт внешних стен. Отдельная маленькая часовня, открывающаяся со стороны Clivus Scauri, тоже была оборудована или восстановлена в 8 веке, поскольку к этому периоду относятся самые ранние из обнаруженных в ней фресок. Это часовня Святого Спасителя.

В 1084 году комплекс был разграблен норманнскими отрядами под предводительством Роберта Гюискара. Папа Пасхалий II (1099-1118) организовал его восстановление, первоначально под руководством кардинала Теобальдо Боккапекоры. Работы заняли много времени, и колокольню завершили только к 1150 году, а портик построили в 1158 под наблюдением кардинала Джованни да Сутри. Нынешний монастырь с прикрепленной к нему колокольней датируется этим же временем, хотя с тех пор очень сильно изменился, несмотря на попытки в 20 веке вернуть ему первоначальный вид.

В 1216 году кардинал Ченчио Савелли (будущий папа Гонорий III) провел еще одну крупную реставрацию. Ему приписывается форма нынешнего портика с галереей наверху, пол в стиле косматеско внутри церкви и аркада вокруг верхней части наружной стороны апсиды. Он же предоставил готический балдахин для главного алтаря (разрушенный в 1725 году) и алтарь над предполагаемым местом могил мучеников (замененный в 17 веке отметкой на полу).

К левой боковой стене было пристроено еще 6 опорных арок, охвативших Clivus Scauri (здание действительно слегка наклонено в этом направлении, и, видимо, грозило обрушиться на дорогу). Одним из результатов проведенных работ стало то, что маленькая часовня под базиликой была закрыта и засыпана.

Photo by Markus Mark

Церковь в это время обслуживалась коллегией светских священников, которых к 15 веку насчитывалось 8 человек. В 1448 году комплекс передали ордену иезуатов. Эта маленькая религиозная община возникла в Сиене в 1360 году, а ее основателем был Джованни Коломбини. В Риме они также владели монастырем при Санти Винченцо и Анастасио а Фонтана ди Треви. Отсюда они руководили реставрацией, завершенной в 1598 году и давшей церкви нынешний потолок нефа. С обеих сторон входной лоджии стенами отгородили две секции, образовав помещения для хранителей.

санти джованни э паоло
1658 год

Со временем орден выродился и в 1668 году был закрыт папой Климентом IX. Монастырь передали ораторианцам, но они практиковали активное служение, а церковь окружали виноградники, а не жилые районы. Поэтому следующими владельцами, в 1677 году, стали ирландские доминиканцы, бежавшие от преследований протестантами Ирландии. В 1697 году они перебрались в Сан Клементе и были заменены лазаристами из Франции, основавшими здесь свою штаб-квартиру и обучение послушников.

Между 1715 и 1718 годами, при лазаристах, церковь была основательно отремонтирована. Работу архитекторов Антонио Каневари и Андреа Гараньи оплатил кардинал Фабрицио Паолуччи. Балдахин над главным алтарем снесли, колонны аркад нефа заменили столбами, боковые алтари реконструировали, а большую часть пола косматеско заново переложили мраморной плиткой. Результатом стал интерьер в стиле позднего барокко.

Джузеппе Вази. Базилика Санти Джованни э Паоло

В 1773 году папа Климент XIV передал комплекс пассионистам, которые организовали здесь «убежище» (этот термин орден использовал для своих монастырей). Основатель ордена, Святой Павел Креста, как раз переехал сюда перед своей смертью в 1775 году. Первоначально он был захоронен у алтаря в дальнем конце правого придела.

санти джованни э паоло
1833 год. Ахилл Пинелли

Павел Креста был беатифицирован в 1852 году, и, в преддверии его канонизации, в 1857 году братья заложили для него новую огромную куполообразную часовню-святилище. Архитектором был Филиппо Мартинуччи, умерший до завершения строительства, произошедшего в 1880 году. В 1873 году комплекс был конфискован итальянским правительством, но, что весьма необычно, братья пришли к какому-то соглашению с властями, позволившему им остаться здесь.

Пассионисты были сильно впечатлены тем, что доминиканцы обнаружили под Сан Клементе, и решили произвести раскопки под собственной церковью. Работы начались в 1887 году под руководством Джермано ди Сан Станислао, ректора «убежищ» и одного из наиболее известных археологов Рима конца 19 века, когда эта наука еще находилась в зачаточном состоянии. С перерывами раскопки продолжались до 1858 года. Завершением этого этапа стало открытие под церковью множества античных комнат, оборудованных под места для паломничества и снабженных алтарями. Доступ к ним осуществлялся по новой лестнице снаружи правого придела прямо за часовней Святого Павла Креста.

1901 год

В 1911 году в церкви провели реставрацию интерьера, во время которой стены, ранее окрашенные монохромной пастелью, перекрасили под имитацию полихромного мрамора. Это стало большим сюрпризом, поскольку к тому времени уже вышло из моды, и вызвало волну острой критики. Пол тоже отреставрировали.

санти джованни э паоло
1940 год

Последняя крупная реставрация произошла в середине 20 века, когда кардинал церкви Фрэнсис Джозеф Спеллман получил финансовую поддержку от Джозефа Кеннеди на восстановление фасада и новые раскопки. Работы велись с 1948 по 1952 год, а раскопки продолжались до 1958 года. Боковые помещения входной лоджии с их стенами были удалены, а окнам над ними возвращен тот вид, который считался их первоначальным. То же самое проделали с фасадом монастыря, обращенным к площади.

санти джованни э паоло
1950 год

Обеспокоенность сохранностью здания церкви в конце 20 века привела к тому, что братья передали ответственность за состояние подземных сооружений итальянскому Министерству Внутренних Дел (Ministero dell’Intero — Fondo Edifici di Culto). Министр заключил с городом контракт на реставрационные работы, и через 14 лет (в 2002 году) восстановленный комплекс комнат с небольшим музеем был снова открыт для публики под названием Case Romane del Celio. Вход в него платный, и следует понимать, что, в отличие от близлежащего Сан Клементе, подземная зона Санти Джованни э Паоло теперь не имеет никакого отношения к церкви и ее администрации. Это более не часть священного пространства.

Вид на базилику и купол часовни Павла Креста со стороны Большого Цирка. Photo by Jebulon

Церковь сейчас не ведет никакой пастырской деятельности. Зато это одно из самых популярных и престижных мест для бракосочетаний. Поэтому здесь нередко (особенно по субботам) можно натолкнуться на свадьбу. Существует множество комментариев по поводу каблуков на шпильках, которые женщины предпочитают на подобных мероприятиях, и которые наносят ущерб полу косматеско. К сожалению, эти комментарии не имеют никакого влияния и не приводят ни к какому результату.

Церковь (по неофициальным источникам) открыта ежедневно с 8:30 до 12:00 (или после мессы) и с 15:30 до 18:00.

Здесь можно застать проведение свадьбы, но, как и в других римских церквях, доступ в это время прилично одетым и спокойным посетителям не воспрещается. То же относится и к паломникам. Организованным группам желательно заранее связаться с администрацией церкви.

Мессы проводятся по воскресеньям и праздничным дням в 10:45 и в 11:45. День святых Иоанна и Павла — 26 июня. День Павла Креста — 19 октября.

Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 1. История.
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 2. Экстерьер
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 3. Интерьер

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 13 часов

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 383Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Средневековье. 15 век. 1409-1420. Три папы. Окончание схизмы. Конец средневековья.

Решения пизанского собора не повлияли ни на Бенедикта, ни на Григория. Первый собрал синод в Перпиниане, а второй — в...

Закрыть