Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 3. Интерьер

Базилика Санти Джованни э Паоло состоит из центрального нефа с боковыми приделами и апсидой святилища. Слева от последнего находится небольшая комната с важной средневековой фреской. Две последние секции обоих приделов служат боковыми часовнями. Остальные четыре секции левого придела содержат алтари. Первая секция правого придела является вестибюлем ризницы, в двух следующих расположены алтари, а четвертая является вестибюлем внешней часовни Святого Павла Креста. Рядом с ним находится оригинальная лестница, которая вела вниз, к раскопкам, когда ими занимались пассионисты. Сейчас этот вход не используется.

До реконструкции в 18 веке неф имел аркады с колоннами, отделявшие его от боковых приделов. Сохранившееся описание 17 века упоминает 21 колонну и еще две, удаленные, чтобы освободить место для хоров. По всей видимости, первоначально было по 12 колонн с каждой стороны, и одна из них (у входа?) была вмурована в стену.

Аркады разобрали, сохранив 16 однотипных колонн из серого гранита, явно «добытых» из престижного античного здания. Затем установили опоры, по две очень широкие, с каждой стороны, и по одной, более узкой, в центре. Широкие опоры имеют по углам пару композитных пилястр, а более узкие — одну тройную, но в том же стиле. Эти пилястры поддерживают антаблемент, проходящий вокруг интерьера церкви. Античные колонны со средневековыми композитными капителями поддерживают архивольты четырех арок, расположенных по каждой стороне нефа. Над каждой аркой находится большое прямоугольное окно с треугольным фронтоном, а еще выше — карниз потолка.

санти джованни э паолоОкраска поверхности стен, осуществленная в 1911 году, имитирует облицовку полихромным мрамором. Пол в стиле косматеско иногда описывается как оригинальный, но это не так. Реставраторы 18 века заменили в нем большую часть мраморной плитки серого и красного цветов. Наиболее сохранившейся является область около входа, с большим кругом из серого гранита, вырезанным из античной колонны, и еще одним, порфировым.

На полу с правой стороны нефа, за небольшим ограждением, уложена плита с надписью «Locus martyrii SS Ioannis et Pauli in aedibus propriis (место замученных в своем доме святых Иоанна и Павла)». Эта плита заменила собой средневековый алтарь, убранный отсюда в 1677 году. В дальнем конце ограждения в полу находится стеклянный диск, через который можно увидеть так называемое конфессио, которое, согласно первым раскопщикам, было местом захоронения мучеников.

Плоский деревянный кессонированный потолок нефа делится на три секции арками, опирающимися на кронштейны боковых стен. Эта конструктивная особенность помогает передать вес крыши на внешние опоры стен. Потолок был установлен в 1589 году и отреставрирован в 1904-м. Его кессоны оформлены изящными позолоченными розетками. Центральная восьмиугольная панель содержит позолоченные рельефные фигуры святых Иоанна и Павла и надпись «vere germani (по-настоящему близнецы)». Соответствующие панели в ближней и дальней секциях несут на себе геральдику.

санти джованни э паолоВпечатляющий комплект подвесных люстр предназначен, в первую очередь, для проведения свадеб.

Боковые приделы имеют поперечные своды перед алтарями и бочкообразные за широкими пилястрами. Фресочные декорации относятся к 18 веку.

Ввиду отсутствия трансепта последняя секция центрального нефа включена в святилище, отделенное низкой мраморной балюстрадой. Главный алтарь из полихромного мрамора работы Франческо Феррари — отдельно стоящий и не имеющий балдахина. В него включена порфировая урна с мощами святых Иоанна и Павла. До 18 века алтарь имел балдахин, а перед ним располагалась открытая крипта (не путать с конфессио под церковью).

В апсиде за алтарем расположены хоровые кабинки братьев пассионистов, вписанные в изгиб стены. В ее дальнем конце находится огромный алтарный образ Мученичество Святых Иоанна и Павла работы Джакомо Трига 1726 года. Один из братьев изображен обвиняющим судью, в то время как второго готовятся обезглавить. Рама картины встроена в антаблемент, а над ней расположены два лепных ангела работы Пьетро Браччи.

санти джованни э паолоАлтарный образ обрамлен двумя другими огромными картинами 18 века, занимающими стену апсиды. Слева — это Святые Иоанн и Павел Отдают Свои Вещи Нищему работы Джан Доменико Пьястрини, а справа — Обращение Теренциана работы Пьетро Антонио Барбьери. Теренциан был исполнителем приговора, и он изображен получающим сверхъестественное откровение над порфировым саркофагом братьев после того, как его сын исцелился при их посредничестве.

Раковина апсиды занята фреской Христос Искупитель во Славе с Небесным Воинством работы Никколо Чирчиньяни (Иль Помаранчо) 1588 года. Художник попытался изобразить обитателей Неба, уходящими в бесконечность позади Христа, но не сумел правильно передать перспективу. Ангелы, играющие на музыкальных инструментах на переднем плане с каждой стороны, интересны с музыковедческой точки зрения.

санти джованни э паолоМаленькая комната слева от главного алтаря содержит фреску Христос с Апостолами в греческом стиле, датируемую 1255 годом. Она показывает Христа с шестью апостолами, стоящими в портике. Эта работа представляет особенный интерес для искусствоведов, поскольку является редким примером фрески, сохранившейся от Рима того периода. Комната закрыта для посетителей, и желающим взглянуть на нее следует заранее договориться с администрацией церкви.

санти джованни э паолоСправа от входа в церковь, в первой секции бокового придела, находится ризница. Ее размещение столь же необычно как и ее восьмиугольная форма. Оба эти факта прямо намекают на то, что она заменила собой древний баптистерий.

У ее входа расположены памятники кардиналу Роберто Джованни Роберти 1867 года (прекрасная нео-классическая работа с бюстом и барельефом, изображающим четырех плакальщиков), Франческо Стурбинетти 1865 года, Густафу фон Штакельбергу из Вены 1847 года (еще одна нео-классическая композиция с отдельно стоящим бюстом) и Александру фон Штакельбергу 1856 года.

Также в вестибюле ризницы находится картина Аврелиано Милани 1716 года, изображающая святых Франциска Сальского, Иоанну де Шанталь и Викентия де Поля. Эта работа была частью заказа на несколько картин, полученного художником от лазаристов, французского ордена, основателем которого был Викентий де Поль.

В самой ризнице находится алтарный образ Мадонна с Младенцем со Святыми Иоанном Крестителем, Иеронимом, Иоанном и Павлом. Согласно примечанию эта работа традиционно приписывалась Антониаццо Романо или его мастерской, но недавние исследования указывают на авторство неизвестного умбрийского мастера и предполагают, что картина была заказана для церкви в конце 15 или начале 16 века. Алтарь ризницы расположен в нише с изображениями Обращения Святого Павла слева и Святого Карла Борромео справа. На потолке представлен Апофеоз Святого Павла Креста.

Секции боковых приделов, не имеющие какого-либо отдельного назначения, в 18 веке были переоборудованы в боковые часовни. Всего их шесть — две справа и четыре слева. Их отделка очень похожа, алтарные образы не имеют эдикул, а над образами расположены арочные окна. В 20 веке произошло «перемещение» посвящений этих часовен, поэтому будьте осторожны со старыми описаниями в интернете.

Первый алтарь в правом приделе посвящен Святому Сатурнину, малоизвестному мученику середины 3 века, первоначально захороненному в Катакомба ди Тразоне на Виа Салариа. Сейчас его мощи находятся здесь. Алтарный образ написан Марко Бенефиалом в 1716 году. Ранее алтарь был посвящен Святому Франциску Сальскому, а его алтарный образ принадлежал французскому художнику по имени Барбо.

Второй справа алтарь посвящен Святому Паммахию, римскому сенатору и одному из предполагаемых основателей церкви. Алтарный образ написан Милани, изобразившим святого с планом базилики, по которому она была изначально построена.

Третья секция правого придела занята вестибюлем большой внешней часовни, построенной для мощей Святого Павла Креста, изначально захороненных в часовне в конце этого придела. Мощи хранятся под алтарем в стеклянном коробе, заключенном в лежащий манекен. Алтарный образ написан Франческо Когетти и показывает Святого Павла Креста, Обнимающего Распятого (видение, пережитое святым). Две коринфские колонны эдикулы вырезаны из египетского алебастра. Набор таких колонн был подарен Мухаммедом Али Египетским папе Пию IX. Сам алтарь был спроектирован Раффаэле Ингами. Над алтарем находится окно с витражом, изображающим эмблему пассионистов, обрамленное гипсовыми ангелами.

В плане часовня представляет собой греческий крест с очень короткими рукавами. Своды рукавов несут на себе фрески Когетти, изображающие сцены из жизни святого. Над алтарем он показан на смертном одре в соседнем монастыре. На боковых стенах — фрески Христос в Гефсиманском Саду и Пьета работы Франческо Гранди 1879 года. Фрески обрамлены изображениями женских аллегорий Добродетелей работы Когетти.

Барабан купола имеет восемь больших окон, разделенных парами рифленых коринфских пилястр, а сам купол украшен одной большой фреской Когетти — Апофеоз Святого Павла Креста. В окулусе фонаря изображен Голубь Святого Духа, а в парусах купола — ангелы с Орудиями Страстей.

В четвертой секции раньше находился алтарь, посвященный Сцилитанским мученикам (Сцила — город в Нумидии), и памятник кардиналу Лоренцо Литте 1820 года. Однако, в конце 19 века алтарь удалили, чтобы установить лестницу к раскопкам под базиликой. Сейчас этот спуск закрыт.

Часовня в дальнем конце правого придела сначала была посвящена Святому Сатурнину. Сейчас она посвящена Святому Гавриилу Скорбящей Богоматери, молодому пассионисту, умершему в возрасте 24 лет. Его запомнили по «героическому самоотречению в мелочах» и канонизировали в 1920 году. Его портрет написан Джованни Баттиста Конти.

Соответствующая часовня в левом приделе является часовней Святого причастия и посвящена Успению Богоматери. Алтарный образ, изображающий это событие, написан Джованни Торелли в 1716 году. При лазаристах часовня была посвящена Святому Винсенту де Полю, их основателю, и ее алтарный образ, изображающий святого, был написан Симоном де Ровита.

Очевидно, что центральной темой пассионистов являются Страсти Христовы. Она отражена в четвертой часовне левого придела, посвященной Распятию, алтарный образ которой, написанный Томмазо Конкой, показывает Голгофу. Блондинка — это Мария Магдалена.

Третья часовня левого придела посвящена Святому Иосифу (раньше она была второй). Алтарный образ работы Аврелиано Милани 1720 года показывает его с Младенцем Христом. Первоначальный алтарный образ, Обращение Святого Павла, был написан этим же художником.

Расположенный рядом памятник кардиналу Джузеппе Гарампи 1829 года с портретным медальоном выполнен Кристофоро Проспери.

Вторая часовня левого придела хранит мощи 12 Сцилитанских мучеников. Они приняли смерть в Карфагене в 180 году, отказавшись поклониться духу-хранителю императора. История их мученичества является драгоценным ранним свидетельством наличия христианской Церкви в римской Африке, о происхождении которой совершенно ничего не известно. Имена мучеников — Сператус, Нарзалес, Циттинус, Ветуриус, Феликс, Аквилинус, Лаэтанциус, Януариус, Генероса, Вестия, Доната и Секунда — восемь мужчин и четыре женщины. Алтарный образ — Аврелиано Милани.

Первая часовня левого придела посвящена Святой Джемме Гальгани. Эта молодая женщина (она умерла в 1905 году в возрасте 27 лет) жила в Лукке приверженкой пассионистского «убежища», но ее физическое и психическое здоровье не позволяло ей стать монахиней. У нее появлялись стигматы и необычайные духовные переживания, заставлявшие многих считать ее обманщицей или одержимой демонами. Ее канонизация, проходившая под патронажем пассионистов в 1940 году, встретила серьезное противодействие.

Братья немедленно установили в ее честь алтарь, и, что необычно, в качестве алтарного образа использовали витражное стекло. На витраже изображена Святая Джемма, Получающая Стигматы от Распятого. Эта работа выполнена Джулио Чезаре Джулиане в 1942 году. На самом алтаре изображена святая, записывающая свои переживания под руководством своего ангела-хранителя.

Здесь же находятся (или находились) памятники Олимпиаде Пезенцини 1836 года, кардиналу Винченцо Макки 1860 года, Джованни Фаджелле 1830 года, Терезе Сарачинелли 1855 года, Анне Пиери 1862 года и Джованни Баттисте Бонти 1862 года.

Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 1. История.
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 2. Экстерьер
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 3. Интерьер
Базилика Санти Джованни э Паоло. Часть 4. Римский дом

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля