Домине Кво Вадис

Домине Кво Вадис (Domine Quo Vadis) – церковь 17 века, расположенная на Старой Аппиевой Дороге, 72, посвященная Пресвятой Богородице. Официальное название церкви — Санта Мария делле Пианте (Santa Maria delle Piante), что буквально означает «Святую Марию Подошв Ног». Часто это переводится как «Богоматерь Плача», но тогда в названии было бы не delle Piante, а dei Pianti.

домине кво вадисСвязь церкви с историей попытки побега из Рима Святого Петра дала ей другое, неофициальное, название Домине Кво Вадис (Куда ты идешь, Господи), которое теперь более известно и принято епархией. В современных публикациях часто встречается старое название церкви — Санта Мария ин Палмис (Sanctae Mariae in Palmis). Это ошибка.

Часовня стоит на месте, где Петр, сбежавший из Рима, чтобы избежать мученической смерти, встретил Христа. Петр спросил: «Куда ты идешь, Господи?» и Христос ответил: «В Рим, чтобы снова быть распятым». Это помогло Петру преодолеть страх перед мучениями и он вернулся к своим преследователям.

Подлинность этой истории, взятой из апокрифических Деяний Петра, сомнительна. Однако история хорошо подтверждает то, что известно о Святом Петре из Евангелий — боящемся, сомневающимся, но всегда, в итоге, послушном.

Текст из Деяний гласит:

домине кво вадис
Петр встречает Христа. Аннибале Карраччи. 1602

И он повиновался голосу братьев и ушел один, говоря: «Не позвольте никому из вас уйти со мной, но я уйду один, изменив вид своих одеяний». И как только он вышел из города, он увидел Господа, входящего в Рим. И когда он увидел его, он спросил: «Куда ты идешь, Господи?» И Господь ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы быть распятым». И Петр сказал ему: «Господи, ты будешь распят снова?» Он ответил ему: «Да, Петр, я буду распят снова». И Петр пришел в себя и, увидев Господа, возносящегося в Небеса, вернулся в Рим, радуясь и славя Господа. Сказав, — «Я буду распят» — он принял свою судьбу.

Церковь Домине Кво Вадис стоит на пересечении двух важных древних дорог — Аппиевой дороги (Via Appia Antica) и Виа Арджентина (Via Argentina). Это позволяет предположить, что в старые времена здесь должно было находиться сооружение с высоким статусом, такое как, например, храм. Известно, что или здесь, или где-то совсем рядом находилось святилище бога Редикулуса. Нет никаких доказательств его существования под церковью, но если бы однажды ей потребовалась существенная реставрация, археологи были бы очень рады изучить ее основание.

Первое письменное упоминание о церкви, датируемое 9 веком, исходит от монастыря Сант Алессио алль Авентино (Sant’Alessio all’Aventino) и описывает ее как ubi Dominus apparuit, т.е. «где Господь появился». Обстоятельства ее фактического основания неизвестны, но разумно предположить, что это было ответом на легенду из Деяний Петра.

Впоследствии церковь имела три варианта названия. Sanctae Mariae ad Passus или ad Transitum относится к «прогулке» (буквально — «шаги»). Plantarum означает «подошвы ног», а de Palma означает или «пальму», или «ладони руки». Первый вариант в дальнейшем дал итальянское Santa Maria del Passo, второй — Santa Maria delle Piante, третий — Santa Maria in Palmis.

Все эти варианты, очевидно, имеют отношение к почитаемой в церкви мраморной плите с отпечатками ног Христа, которые он оставил здесь при вознесении после встречи с Петром. Правда, Palma на латыни относится только к рукам, а никак не к ногам.

На самом деле, плита является или древней мемориальной, или языческой, чему есть другие примеры. Она могла быть подношением богу Редикулусу после успешной поездки и возвращения (ноги — в сандалиях, а не босые).

Со временем церковь пришла в запустение и к началу 16 века превратилась в руины. Плита с отпечатками следов была перенесена в Сан Себастьяно фуори ле Мура (San Sebastiano fuori le Mura). В конце века кардинал Франциско де Толедо проследил за восстановлением церкви и назначил в нее священника. В 1620 году священник из Кастельфидаро предоставил средства на полное восстановление здания, результат которого мы сейчас и наблюдаем. Тогда же к церкви был пристроен небольшой монастырь. В 1637 году кардинал Франческо Барберини заплатил за новый фасад, поскольку церковь находилась на пути паломников в Сан Себастьяно, которую он реставрировал.

домине кво вадис
Церковь Домине Кво Вадис. Ахилл Пинелли (1809-1841)

С тех пор эта небольшая церковь стала, в основном, святыней для паломников, поскольку здесь никогда не было заметного местного населения, за исключением очень старой гостиницы напротив.

Здание церкви Домине Кво Вадис представляет собой прямоугольную кирпичную коробку с остроконечной, покрытой плиткой крышей. На правой стене можно увидеть боковую часовню между двумя кирпичными опорами. К левой стене примыкает небольшой монастырь. На правой стороне крыши находятся остатки колокольни или просто места для колокола, но с дороги они не видны.

Простой одноярусный фасад имеет бледно-желтый цвет и белые архитектурные детали. Его углы заняты парой двойных широких пилястров с узким углублением по центру. Пилястры поддерживают треугольный фронтон с гербовым щитом семьи Барберини (пчелы). На фронтоне — металлический крест и четыре пылающих факела.

Дверная коробка так же окружена пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон с головой шестикрылого серафима. Под фронтоном — короткая посвятительная надпись. Над фронтоном — большое прямоугольное окно, обрамление которого разбивает венчающий ярус антаблемент. Окно окружено сдвоенными пилястрами, поддерживающими фрагменты еще одного фронтона. Между входом и окном — раковина гребешка.

В церкви один неф. В районах входа и алтаря он немного уже, чем в центральной части. Каждая боковая стена прерывается аркой с архивольтой на паре дорических постаментов, предназначенной для часовни. Арки окружены парами дорических пилястров, поддерживающих глубокий антаблемент, окружающий все помещение. Оформление интерьера очень сдержанное, в белых и светло-серых

домине кво вадисПрямо за входом в центре пола находится мраморная плита с вырезанными следами ступней в сандалиях. Это копия 17 века. Оригинальная базальтовая плита, соответствующая материалу мощения Аппиевой дороги, находится в Сан Себастьяно фуори ле Мура. Сейчас плита защищена металлической решеткой. Ранее она была открыта, и хождение по ней привело к повреждению надписи, окружающей следы.

Домине Кво Вадис не содержит представляющих интерес произведений искусства. Можно отметить мемориал польскому писателю, лауреату Нобелевской премии, Генрику Сенкевичу (1846 — 1916), который установила польская община эмигрантов в 1977 году в связи с популярностью его исторической новеллы «Камо грядеше?»

Помимо этого, на каждой стороне нефа есть по нише с фресками 19 века, изображающими Христа и Святого Петра. В часовне с левой стороны находится фреска с изображением Франциска Ассизского, покровителя Италии. На стенах у алтаря — фрески распятых Христа и Святого Петра, последнего — вверх ногами. На потолке над алтарем — фреска 20 века с символами Евангелистов и Агнцем Божьим посередине. По сторонам окна над алтарем — фрески 19 века, изображающие встречу Христа со Святым Петром.

домине кво вадисБарочный алтарь выглядит так, будто часть его пропала. Пара тонких коринфских пилястров поддерживают антаблемент с бордюром и фронтоном с отсутствующей вершиной. Стена — голая, с нишей, в которой расположен фрагмент фрески «Мадонна с Младенцем», вероятно 15 века.

В середине 20 века обнаружить церковь Домине Кво Вадис открытой было удачей. С тех пор ситуация улучшилась. Уведомление на дверях сообщает, что церковь открыта с 8:00 до 18:30 в рабочие дни и с 8:30 до 18:45 по воскресеньям. Летом церковь закрывается на час позже.

Мессы служатся в 18:00 в рабочие дни и в 9:00, 11:00 и 18:00 (19:00 летом) по воскресеньям.

Скачать статью в формате pdf.

3D-интерьер

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 3 недели

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля