Сан Мартино аи Монти

Сан Мартино аи Монти (San Martino ai Monti) — малая базилика 9 века, приходская и титулярная церковь, построенная на античном фундаменте и расположенная на улице Viale del Monte Oppio, 28 в районе Монти. Приход находится в ведении Кармелитов.

сан мартино аи монтиЦерковь имеет совместное посвящение папе Сильвестру I и Святому Мартину Турскому, основателю монастыря 4 века и епископу Турскому (Франция). Официальное название церкви — Санти Сильвестро е Мартино аи Монти.

Самая древняя постройка Aula a sei vani (Зал шести пространств) на участке находится не под базиликой, а под землей снаружи левой стены. Попасть в нее можно через конфессо, или крипту, вход в которую находится перед главным алтарем. Эта постройка относится к первой половине 3 века и является большим залом размерами 11 на 18 метров. Два массивных пирса делят помещение на два крыла, каждое из трех секций (отсюда и название) со сводчатыми потолками.

Несмотря на свидетельства использования этого помещения христианами, совершенно ясно, что строилось оно не в качестве церкви. Скорее всего его первоначальное предназначение было коммерческим. Его угол присутствует на Мраморном плане Рима. Все фрагменты росписей — христианские, но остатки черно-белой шахматной мозаики пола — оригинальные.

Первое упоминание о церкви встречается в Либер Понтификалис в разделе, посвященном папе Сильвестру (314-335): «Он построил в городе Риме на участке земли, принадлежавшем жрецу по-имени Эквиций, рядом с термами Домициана, церковь, возведенную как римский Титулус, которая и по сей день называется Титулус Эквиция». Титулус приблизительно соответствовал древней приходской церкви и располагался, как правило, в частном доме.

Трудности начинаются в этом же источнике, где говорится, что тот же папа учредил Титулус на свое имя в том же самом районе. Таким образом, мы имеем либо два Титулуса, либо один, но с двумя именами, возможно наследовавшими друг другу. Имеющиеся данные не позволяют сделать однозначный вывод.

Следующим был папа Симмах (498-514), указанный как строитель «от фундамента» базилики, посвященной Святому Сильвестру и Святому Мартину. В актах же синода, состоявшегося в его правление, в 499 году, упоминается церковь Эквиция. В так называемом Fragmentum Laurentianum, написанном около 516 года, зафиксирована дата основания церкви, посвященной только Святому Мартину, рядом с Санкти Сильвестри. Синод 595 года упоминает церковь Святого Сильвестра.

Папа Адриан I в 772 году беспокоится о восстановлении разрушенной базилики Святого Сильвестра, а также о церкви, посвященной Святому Мартину, соответствующей Титулусу Санкти Сильвестри. Подводя итог, можно сказать, что, по всей видимости, существовали две церкви, находящиеся рядом. Скорее всего то, что сейчас называется Залом шести пространств, было посвящено Святому Сильвестру, а существующая церковь первоначально посвящалась только Святому Мартину. Совершенно, впрочем, не ясно местонахождение Титулуса Эквиция.

сан мартино аи монти
Джузеппе Вази. Церковь святых Сильвестра и Мартина

Настоящая церковь была построена папой Сергием II (844-847) в 845 году. Был сохранен базиликальный план, и 24 античные колонны, находящиеся сейчас в нефе, предположительно взяты из церкви, построенной Симмахом. Из пригородных катакомб сюда было перенесено множество мощей ранних мучеников, оказавшихся под угрозой разграбления, в том числе от викингов и мусульман.

Среди них были мощи Святой Софии Римской, святых Артемия, Паулины и Сикстинния, помещенные под главным алтарем. К ним добавили и мощи папы Святого Мартина (649-655), замученного в Крыму. В крипте находятся мощи множества других мучеников, чьи имена «известны только Богу». Среди них покоятся и мощи пап — Святого Сотера, Сильвестра, Виктора I и Фабиана.

Папа Лев IV (847-855), преемник папы Сергия, украсил интерьер фресками и мозаикой, в настоящее время утраченными. Тем не менее, надпись сделанная им в апсиде, была скопирована до ее разрушения в 17 веке:

«Сергий, епископ, начал этот дом, который вы видите, но он умер и не успел украсить его. Однако, когда папа Лев IV унаследовал достоинство римского престола, он был осенен божественной любовью и окончил его лучше, чем это начиналось, и украсил все святыми образами. Также он основал святой монастырь и разместил в нем монахов, которые способны усердно воздавать хвалу Господу. Может он такими дарами быть вознесен в царствие небесное, где Мартин ликует и святой Сильвестр сияет и радуется вместе с предводителем Христом? Благодаря их добрым делам сияют эти знаменитые храмы.»

Новая базилика включила в себя два древних амвона из времени папы Льва. Они тоже утеряны в 17 веке, а их надписи были скопированы:

«Блаженному папе Сергию Младшему, спасенному нашим Господом» и «Поднимайтесь те, кто поет господу, те, кто читает с высоты людям. Да прозвучат возвышенные слова».

В правление папы Иннокентия III (1198-1216) церковь была отреставрирована кардиналом Угуччионе. В 1299 году монастырь был передан Кармелитам папой Бонифацием VIII. Он одновременно сделал церковь титулярной и создал приход. Принадлежность церкви кармелитам еще раз подтвердили в 1559 году.

В 1570 году Святой Карло Борромео сделал в церкви Сан Мартино аи Монти некоторые изменения, в том числе устроив новый потолок. Его назначили сюда кардиналом в возрасте всего 21 года. Он же оплатил новые входные двери. Фасад тогда был очень простым, с большим прямоугольным окном и меньшим круглым на фронтоне. Новый вход имел пару ионических колонн, поддерживающих антаблемент, украшенный трофеями. Над антаблементом находился сегментированный фронтон с панелью, содержащей геральдическую эмблему, увенчанную короной.

Важная реставрация была проведена в 1650 году Филиппо Гальарди, который был художником, а не архитектором. Здесь была устроена Генеральная Курия, или штаб-квартира, ордена кармелитов. Глава ордена, Джованни Антонио Филиппини, потратил на этот проект огромную сумму, включая свое личное состояние. Потолок был демонтирован, но кессонированные панели, установленные при Святом Карло, были сохранены и вставлены в новые рамы. Крипта мучеников под главным алтарем получила барочные украшения, а пол нефа был понижен для акцентирования внимания на ее входе. В результате, колонны теперь стоят на глупо выглядящих подставках.

В процессе переделок крипта и старый Aula a sei vani были очищены от щебня и грязи. К несчастью, это повлекло за собой и утерю древних украшений. Фасад должен был быть обновлен в 1676 году по поручению тогдашнего настоятеля Франческо Сканнапьечо. С 1687 года до самой своей смерти в 1720-м в монастыре жил Блаженный Анджело Паоли. В 2010 году он был канонизирован и его мощи хранятся в церкви. Следующую дорогостоящую реставрацию оплатил в 1780 году кардинал Франческо Саверио де Зелада.

В 18 веке и церковь и монастырь все еще были окружены садами и виноградниками. Сегодняшняя Viale del Monte Oppio была узенькой сельской тропинкой, ведущей к монастырю. Его главные здания находились прямо перед церковью, там где сейчас находится площадь, не позволяя рассмотреть фасад. Тупиковый подъездной путь вел южнее сегодняшней Via San Martino ai Monti к лестнице и входу рядом с апсидой (нынешней Via Equizia тогда не существовало). Святой Бенедикт Иосиф Лабр спал в ночлежке при монастыре, когда было слишком холодно или сыро для ночевки в Колизее (его обычной практики).

В 1873 году вместе с почти всеми другими монастырями города монастырь кармелитов был конфискован правительством. Старый корпус был разрушен, чтобы расширить дорогу и обустроить базарную площадь. Курия кармелитов переехала в новое помещение к западу от церкви. Там она и осталась. Рядом с Сан Мартино аи Монти также расположился Общественный Центр Святого Мартина, учреждение, оказывающее помощь бедным.

сан мартино аи монтиЦерковь Сан Мартино аи Монти имеет классическое базиликальное устройство с боковыми нефами и центральным, находящимся под одной длинной скатной крышей. Крыша правого бокового нефа тоже скатная, но ниже центральной. Левый же боковой неф имеет над собой ряд бывших монастырских помещений с плоской крышей. Трансепта у церкви нет. Есть впечатляющая полукруглая апсида, являющаяся отличительной чертой улицы Via Giovanni Lanza.

сан мартино аи монтиСтены сложены, в основном, с использованием старого кирпича, но если спуститься по Via Equizia, можно увидеть, что нижняя часть правой стены сложена из крупных блоков туфа. Это, предположительно, остатки одной из двух церквей, сложенных при папе Сергии, а блоки изъяты из какого-то древнего сооружения, возможно, из находящейся поблизости Сервиевой стены. Но более вероятно, что блоки принадлежали церкви, поставленной папой Симмахом.

До расширения в 19 веке Viale del Monte Oppio доступ к нынешнему главному входу был затруднителен. Поэтому с 17 века вход для посетителей работал в дальнем конце правого бокового нефа, справа от апсиды (слева, если смотреть снаружи). Лестничный пролет ведет к простому высокому дверному проему с треугольным фронтоном, над которым расположено окно с круглым верхом. В 18 веке окно было эллиптическим, но позже, в какое-то время, было изменено. Изменена была и лестница — она стала длиннее после постройки улицы Via Giovanni Lanza. Растущие на лестнице сорняки говорят о том, что этот вход сейчас практически не используется.

Большая апсида впечатляет. В настоящее время в ней присутствуют два прямоугольных окна, защищенные решетками, но если приглядеться к стене, можно заметить, что раньше здесь были три окна с круглым верхом. В левой верхней части апсиды (правой, если смотреть снаружи) расположена двух-ярусная барочная колоколенка с арочными проемами для трех колоколов — двух внизу и одного вверху.

сан мартино аи монтиБарочный оштукатуренный фасад, как считалось ранее, был разработан Пьетро да Кортоной в 1650 году, но сейчас работа над ним приписывается Филиппо Гальарди. Он довольно старомоден для своего времени, а общий его вид достаточно беден. Фасад центрального нефа отделен от боковых, что делает композицию бессвязной. Кроме того, очевидно, что всей структуре требуется реставрация.

Фасад центрального нефа двух-ярусный. На первом — четыре тройных композитных пилястры поддерживают глубокий антаблемент, на фризе которого видна надпись, провозглашающая присутствие здесь Генералитета Кармелитов, и год, 1674. Высокому входному дверному проему предшествует девятиступенчатая лестница. В разрыв большого треугольного фронтона над входом вставлена раковина гребешка. Между парами окружающих вход пилястр расположены неглубокие рельефные ниши с изображениями трофеев и бюстами, обращенными ко входу. Это бюсты святых Сильвестра (слева) и Мартина. Лепнина выполнена Стефано Кастелли в 1667 году.

сан мартино аи монтиНа втором ярусе также находятся четыре тройных пилястры, выполненные в том же стиле, что и на первом. Они поддерживают антаблемент с дарственной надписью на фризе, над которым находится большой треугольный фронтон с горизонтальным эллиптическим окном и короной в тимпане. Центр яруса занят большим окном с округлым верхом в прямоугольной рамке с сегментированным фронтоном. По обеим сторонам окна расположены панели с рельефными трофеями, увенчанные восьмиконечными звездами (символы с герба кармелитов).

Фасады боковых нефов — прямоугольные. Они симметричны, но правый является фальшивым. Левый же скрывает за собой монастырские комнаты, расположенные сверху. Каждый из этих фасадов имеет овальное горизонтальное окно, большое прямоугольное вертикальное окно и квадратную панель с пальмовыми ветвями и короной. Это напоминание о мучениках, чьи мощи хранятся в церкви.

Внутри Сан Мартино аи Монти боковые нефы отделены от центрального колоннадами. Пресбитерий и главный алтарь приподняты над уровнем пола, что акцентирует внимание на великолепном входе в расположенную внизу крипту. В левом нефе расположены три боковых часовни, установленных в неглубоких арочных нишах. В правом нефе — пять. Кроме того, еще одна часовня находится в конце левого нефа. Все украшения датируются 17 веком и позже.

сан мартино аи монтиКолоннады состоят из 12 мраморных античных колонн каждая. Часть колонн — коринфские, часть — композитные. Они не образуют единый комплекс, и здания, из которых они перенесены, неизвестны. Капители колонн были немного отреставрированы. Антаблемент расположен непосредственно на капителях, что было рискованно, но церковь простояла не одно столетие. Сами колонны установлены на странно выглядящие высокие постаменты, что было обусловлено снижением уровня пола в 17 веке.

Фриз антаблемента над колоннадами украшен рядами орудий пыток и мученичества на золотом фоне. Кроме того, на каждой стороне антаблемента расположены по четыре круглых панели с изображениями молитв иудеев в ветхозаветные времена (справа) и символов четырех евангелистов (слева).

сан мартино аи монтиСтены центрального нефа над антаблементом украшены коринфскими пилястрами, соответствующими колоннам под ними и поддерживающими свой антаблемент, на который опирается потолок. На каждой стороне этого яруса расположены по три широко расставленных окна с внутренними балконами. Дальнее окно с левой стороны является ложным. Центральные окна — прямоугольные, окруженные парами коринфских колонн с треугольным фронтоном.

В нишах между окнами находятся большие статуи святых (всего восемь). Каждая статуя окружена парой тарелок с изображением голов святых, соединенными с антаблементом. Под ними — реалистичные фрески, создающие впечатление взгляда сквозь арку на череду комнат. Это работа Филиппо Гальарди. Статуи святых выполнены Паоло Нальдини. Это (от правой ближайшей против часовой стрелки) святые Кириака, Стефен, папа Фабиан, Никандр (доктор медицины, обезглавленный в египетской Александрии в начале 4 века), Теодор, Мартин, папа Иннокентий и Хуста. Нальдини принадлежат и большие статуи святых Петра и Павла на внутренней стороне фасада.

Плоский деревянный потолок кессонирован и окрашен голубым, белым и золотым. Он отображает гербы участников реставрации 16 века, оставленные и после реставрации самого потолка в 17 веке. То объясняет присутствие герба папы Пия IV.

К святилищу, поднятому на уровнем пола, ведут две лестницы, расположенные по сторонам крипты. Само святилище окружено баллюстрадой, центр которой, находящийся над аркой входа в крипту, заменен интересной конструкцией из семи позолоченных колец.

сан мартино аи монтиГлавный алтарь не имеет ни образа, ни навеса. Он расположен в сооружении, напоминающем круглый храм, с шестью колоннами и куполом. Этот храм и входящие в его композицию шесть подсвечников созданы Франческо Белли, известным римским серебряных дел мастером 18 века. Колонны сделаны из алебастра, а купол — из цельного куска зеленого мрамора, соответствующего самому алтарю.

Триумфальная арка апсиды и сама апсида с раковиной оформлены панелями с белыми и золотыми завитками, в которые вставлены фрески. Стена апсиды имеет два больших окна, освещающих расположенный здесь монашеский хор. Фрески написаны Каваллуччи. Между окон изображены четверо кармелитских святых — Андрей Корсини, Мария Магдалина де Пацци, Петр Тома и Тереза Авильская. В раковине апсиды изображен Бог Отец (вверху), Мадонна с Младенцем (в середине) и святые Петр и Павел по краям. Триумфальная арка украшена изображениями святых папы Сильвестра и Карло Борромео слева и святых Мартина и Франциска Ксаверия справа.

Небольшая крипта была полностью перестроена Гальарди и оборудована церемониальной лестницей в 17 веке. Причина, по которой переустройство этой части церкви сфокусировало внимание на крипте, заключается в том, что здесь хранятся мощи ставших святыми нескольких пап (в том числе папы Мартина I), а так же мощи большого количества неизвестных мучеников.

сан мартино аи монтиПрямо напротив окончания лестницы находится сооружение, увенчанное внушительной конструкцией из большого порфирового диска в кольце из белого мрамора, заключенном в прямоугольную раму, заполненную зеленым мрамором. Сооружение окружено тосканскими колоннами (итальянская форма дорического ордера) и содержит украшенное драгоценными камнями распятие. Сводчатый потолок покрыт лепниной работы Нальдини. За сооружением есть полукруглый проход. Мраморные работы принадлежат Бенедетто Фольчини.

Слева видна дверь прохода в подземное здание 3 века. Она была устроена во время реставрации 17 века, когда Зал Шести Пространств был очищен и восстановлен. Реставраторы почувствовали ненужность в новом украшении его архитектуры и оставили все в первоначальном виде, за исключением возведения алтаря в честь папы Сильвестра.

Франсуа Мариус, 1806

В последнее время появлялись жалобы на то, что дверь обычно закрыта, а в церкви нет никого, кто мог бы открыть сюда доступ посетителям. С другой стороны, часть недавних визитеров пробовала открыть дверь и нашла ее незапертой. Кажется, главное беспокойство церковной администрации заключается в том, что люди, после осмотра помещения, не будут выключать за собой свет.

Здесь, на стенах и сводах, можно увидеть остатки отсыревших фресок 9 века, которые на старых рисунках показаны еще более четкими. Наиболее известным является фрагмент фрески 9 века, изображающий Христа в окружении святых Петра, Павла, Процессуса и Мартиниана. К этому же периоду относятся Богоматерь между двух святых, Агнец Божий со Святым Иоанном Евангелистом, крест, украшенный драгоценными камнями, на потолке и ряд других фрагментов.

сан мартино аи монтиНедавно была обнаружена большая панель с фреской начала 6 века, показывающей Отречение Святого Петра, Благовещение, ангела со святым, три сцены с неизвестными святыми и святого, получающего венец от Христа. Здесь же есть две мозаики конца 5-го или начала 6 века. Лучшую сохранность имеет мозаика, изображающая Богоматерь со святым папой Сильвестром. Хуже сохранилась мозаика над алтарем 17 века, показывающая пап Симмаха и Сильвестра.

Вернемся наверх. Боковые нефы Сан Мартино аи Монти имеют плоские кессонированные потолки, подобные потолку центрального нефа. Алтари у стен расположены в почти идентичных арочных нишах с дорическими пирсами простой панельной отделкой. Между ними расположено несколько обрамленных рисунков, некоторые из которых довольно большие.

Пейзажные картины написаны Гаспаром Пуссеном. На самом деле они иллюстрируют сцены из жизни пророка Илии, которого орден кармелитов считал своим духовным основателем. В 19 веке орден пошел еще дальше и стал утверждать свою историческую преемственность по отношению к пророку. Конечно, это фантазии.

сан мартино аи монтиБлиже всего ко входу в церковь у правой стены находится небольшой баптистерий. Он образован полукруглой балюстрадой из черного мрамора. Изображение Крещения Христа выполнено Кавалуччи. Следующий за баптистерием первый алтарь имеет своим образом картину Маттео Пиччионе Видение Святой Марии Магдалины де Пацци, покровительницы Неаполя и Флоренции. В Риме это единственная работа художника из Анконы. Образ следующего, второго, алтаря — Экстаз Святой Терезы Авильской работы Джованни Греппи, более известного в качестве архитектора. Рисование же было его хобби.

Третий алтарь по правой стороне показывает Святого Мартина, Делящего свой Плащ с Нищим. Это работа Фабрицио Чиари 1645 года. Она напоминает о истории, по которой святой в морозный день, будучи тогда на армейской службе, встретил голого обездоленного человека, разрезал свой солдатский плащ пополам и отдал нищему одну половину. Половина, которую он оставил себе, по легенде, была сохранена в специальной камере его базилики в Туре. Эта камера была названа капеллой (часовней), поскольку латинское cappella означает «маленький плащ», и стала первой в истории христианства часовней.

Четвертый алтарь посвящен Святому Стефану Первомученику и его образ написан Джованни Анжело Канини в 1645 году. Образ пятого алтаря — Экстаз Святого Карло Борромео работы Филиппо Герарди 1693 года.

Дальняя часовня левого нефа посвящена Богоматери Кармельской. Это единственная настоящая часовня в церкви. Она была построена в 1593 году Катериной де Нобили и перестроена в 1793 году Андреа Де Доминичисом. Икона Мадонна с Младенцем написана Джироламо Массеи в 1596 году и вставлена в рисунок Каваллуччи Души в Чистилище. Фреска с изображением Симона Стока на потолке выполнена Джузеппе Шаккой в 1793 году поверх работы Каваллуччи.

Последний по левой стороне алтарь имеет своим образом Святую Троицу со святыми Николаем и Варфоломеем работы Канини. Образ второго алтаря — изображение Святого Альберта Великого, покровителя ученых, выполненное Джироламо Муциано в 1575 году. Этот алтарь отличается от остальных наличием надлежащего сооружения с парой колонн из зеленого мрамора, поддерживающих треугольный фронтон. Во фронтон вставлена панель с изображением Голубя Святого Духа, имеющая собственный фронтон. Под алтарем, в стеклянном ящике, находится саркофаг Святого Джузеппе Мария Томази, в котором хранились мощи святого, пока их не перенесли в церковь Сант Андреа делла Валле. Далее, по направлению ко входу, располагается фреска Папа Сильвестр Председательствует в Синоде 324 Года, выполненная Галеаццо Леонкино в 1640 году.

Ближайший ко входу левый алтарь имеет образ Святого Ангелуса в Пустоши работы Пьетро Теста. Святой был кармелитом из Иерусалима в те дни, когда орден только был основан. Он поехал на Сицилию, где был избит рыцарем, которого обвинил в инцесте, и умер. Далее идет фреска Гальарди, показывающая интерьер церкви Сан Джованни ин Латерано до его барочного переоформления. По поводу точности этого изображения есть сомнения.

В ближайшем ко входу конце левого нефа находится фреска Жана Миэля с изображением Святого Кирилла, Крестящего Султана, нарисованная в 1651 году. Это Святой Кирилл Константинопольский, греческий монах начала 13 века из Святой Земли. Ошибочно утверждалось, что он был Учителем Церкви и главой кармелитов. Все приписываемые ему сочинения имеют других авторов и нет никаких доказательств, что он вообще был кармелитом.

В левой стене, между вторым и третьим алтарями, находится вход в ризницу, но обычно он закрыт для посетителей. Здесь хранится лампа 5 века из листового серебра, которая, как считается, сделана из тиары папы Сильвестра. Кроме того, здесь находится множество предметов для служб, принадлежавших, вероятно, кардиналу Гуала Биккьери (1211-1227). Среди них — епископская митра, манипул и полотенце, вышитое зотолой нитью.

Церковь Сан Мартино аи Монти обычно открыта ежедневно с 7:00 до 12:00 и с 16:30 до 19:00. Здесь проводятся свадьбы, особенно по субботам.

Мессы служатся в 8:30 и 18:00 в рабочие дни и в 8:30, 10:00, 11:30, 18:00 и 19:30 по воскресеньям. Летом воскресная месса в 11:30 отменяется, а 18:00 переносится на 18:30.

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Принципат. Септимий Север (193 — 211 гг)

Луций Септимий Север родился в 145 году в Лептис Магне, в Триполитании (Северная Африка). О его отце, Публии Септимии Гете,...

Закрыть