Оба брата Констанция II умерли, не оставив наследников. Сам он тоже не имел детей, а большинство родственников по линии Констанция Хлора убил сразу после восшествия на престол. Возникла проблема с назначением наследника-цезаря.
Из всех мужчин в роду в живых оставались только двое сыновей сводного брата Константина I, внуков Констанция Хлора и двоюродных братьев Констанция II. Звали их Флавий Клавдий Констанций Галл и Флавий Клавдий Юлиан. Когда погиб их отец, они были совсем детьми, и Констанций не решился их убить. Более взрослого Галла изгнали из Константинополя и держали под наблюдением, а шестилетнего Юлиана оставили в столице под присмотром епископа Евсевия Никомедийского, проповедника арианства.
Двумя годами позже Юлиан оказался на попечении евнуха Мардония, который привил ему страсть к литературе и старым богам. Около 342 года император перевел его в Никомедию, а спустя некоторое время, вместе с Галлом, — в Каппадокию, где они оба получили христианское образование. Несмотря на это, Юлиан продолжал жадно поглощать классические труды языческих авторов. В 351 году он снова был отправлен в Никомедию, откуда для продолжения образования выезжал в Пергам и Эфес, где слушал проповеди неоплатоника Максима, тайно обратившего его в особую форму язычества, связанную с мистикой и магическими ритуалами.
В 351 году Констанций II сражался на Западе с Магненцием, убившим его младшего брата Констанса. В связи с непрекращающимися проблемами с Персией ему требовался надежный человек на Востоке, и император остановил свой выбор на Галле. Так, внезапно, 25-летний узник превратился в цезаря. В знак нового положения его даже женили на сестре императора, Констанции.
О жестокости Галла и его жены ходили легенды, но это мало беспокоило императора. Однако до Констанция стали доходить слухи о заговоре, составленном ими с целью свергнуть его с престола. После смерти (от естественных причин) Констанции в 354 году Галл был арестован и казнен.
Юлиан был изгнан из столицы, но через год Констанций, измотанный войнами с германцами, снова почувствовал необходимость иметь под рукой надежного человека. Выбирать было уже не из кого, и в 355 году Юлиан получил титул цезаря, жену Елену (другую сестру императора) и был отправлен на Запад, тогда как Констанций занялся персами на Востоке.
Молодой 20-летний полководец при полном отсутствии опыта мужественно атаковал и отбросил германцев, освободив провинцию. Более того, он трижды совершил рейды за Рейн, чтобы дать урок противнику. Штаб-квартира Юлиана находилась в городке под названием Лютеция. Однако его полное латинское наименование звучало как Lutetia Parisiorum, а потому городок иногда называли Парижем. Со временем за ним закрепилось именно это имя.
Благодаря своим способностям и уважительному отношению к солдатам Юлиан приобрел в армии огромную популярность, за ростом которой пристально наблюдал мрачный Констанций. На фоне успехов кузена его неудачи в борьбе с Персией выглядели особенно провальными. В 359 году после 10 недель осады пала находившаяся в ста милях от Нисибиса крепость Амида. Констанций решил воспользоваться этим предлогом для ослабления армии Юлиана, вызвав часть его солдат на Восток. Юлиан возражал, понимая, что в таком случае германцы снова начнут набеги на Галлию, но, в конце концов, был вынужден подчиниться.
Однако солдаты отказались покинуть своего командира и потребовали, чтобы он провозгласил себя императором. Юлиану пришлось согласиться. Во главе своих войск он двинулся к Константинополю (набеги германцев как-то сразу перестали его беспокоить), а Констанций выступил ему навстречу из Сирии. Выигрыш при этом доставался, конечно, Персии. Однако гражданской войны не случилось. До того, как обе армии встретились, Констанций II умер от болезни в Тарсе, и в 361 году Юлиан стал единоличным правителем империи. В декабре он беспрепятственно добрался до Константинополя.
Несколько сторонников Констанция были казнены, а остальные отправлены в изгнание. Еще не добравшись до столицы, Юлиан открыто заявил о своей приверженности язычеству. Прибыв же в Константинополь, он предоставил всем полную свободу вероисповедания и выделил значительные средства на поддержку языческих культов, чтобы они могли соперничать с христианской церковью. Христианство, как он отмечал, не помешало Константину и его наследникам совершить множество преступлений, в том числе и против семьи самого Юлиана.
Религия, допускающая жестокость и тиранию, не могла, по его мнению, отличаться от других в лучшую сторону. Христианская церковь была лишена финансовых привилегий, а во время последовавших за этим беспорядков ее члены подверглись более суровым наказаниям, чем преступники-язычники. Пытаясь подорвать позиции христианства, Юлиан даже проявил благосклонность к иудеям и строил планы восстановления Иерусалимского храма. Однако его запоздалая попытка повернуть историю вспять, за которую его прозвали Юлианом Отступником, была обречена на неудачу.
Тем не менее, Юлиан не пытался преследовать христиан. Вместо этого он постановил с одинаковой терпимостью относиться и к иудеям, и к язычникам, и к христианам (Эдикт о терпимости 362 года). Более того, он официально разрешил исповедовать любые ереси, возникающие внутри церкви, и вернул из ссылки всех изгнанных за это епископов. Возможно, он полагал, что если лишенные поддержки различные направления христианства передерутся друг с другом, эта религия распадется на множество сект и потеряет всякую власть.
Сам Юлиан вел высокоморальный образ жизни, правя разумно и справедливо, с уважением относясь к сенату и по сути являясь более христианином, нежели любой император до или после него. Он даже пытался привить язычеству соблюдение христианской этики, что сделало его еще более неприятным для христиан того времени, поскольку добродетельный язычник был для них гораздо опаснее нетерпимого, выглядя более привлекательным.
Юлиан был более плодовитым писателем, чем любой из римских императоров, и значительно превосходил их всех литературными способностями (за исключением, может быть, Марка Аврелия). До нас дошли его речи, статьи и письма на хорошем греческом языке. Утрачены его записки о войне с германцами. После восшествия на престол император начал излагать свои личные духовные идеи. Дошел до нас и ряд его сатирических произведений.
«Кто пренебрегает возможным, делая вид, что стремится к невозможному, на самом деле и не старается достигнуть одного и не выполняет другого». Юлиан Отступник
Юлиан делал все возможное для возрождения приходящих в упадок восточных городов-государств. Он предпринял меры для снижения роста цен и сделал попытку сократить безмерно разросшуюся имперскую бюрократию. Культурные пристрастия императора выразились в основании им в Константинопольской базилике библиотеки на 120 000 томов.
Идя наперекор традициям во многих сферах жизни империи, Юлиан все же не смог отказаться от надежды разгромить персов. В марте 363 года он прибыл в Антиохию и, несмотря на дурные предзнаменования (сгоревший храм Дафны и начавшийся голод), начал подготовку к войне. Император отправил свой флот по Евфрату, а сам во главе 65-тысячной армии двинулся через Месопотамию. Одерживая победу за победой, он достиг столицы Персии Ктесифона, но посчитал, что у него не хватит сил для взятия города и отступил в ожидании подхода резервных частей. Однако подкрепления и армянские союзники, которые должны были ударить по Ктесифону с севера, не явились.
Римская армия постоянно вступала в мелкие стычки с отрядами Шапура II, слабея и страдая от жары. Повторялась ситуация, в которую в свое время попал Ганнибал, только теперь в роли карфагенян оказались римляне. У Шапура было достаточно места для отступления и он сумел сохранить свои войска, избегая прямых столкновений.
Один пожилой уважаемый перс пообещал Юлиану предать Персидское царство, вызвавшись проводить римлян вглубь страны. Император сжег свой флот, стоявший на Тигре, и излишки продовольствия, но «проводник» завел его армию в Карманитскую пустыню, где небыло ни воды ни пищи. Юлиан был вынужден начать отступление, постоянно сталкиваясь с мобильными отрядами персов.
26 июля 363 года в битве при Маранге император получил три ранения — в руку, грудь и печень. Последняя рана оказалась смертельной. По некоторым слухам, его смерть была самоубийством: поняв, что положение его армии безнадежно, он сам кинулся на вражеское копье. Один же из его друзей, известный оратор Либаний, сообщает, что императора убил его солдат-христианин, признавая, правда, что это только предположение. Юлиану было 32 года. Детей у него не было и род Констанция Хлора по мужской линии прекратился. Тело Юлиана, по его просьбе, похоронили в окрестностях Тарса, но впоследствии перенесли в Константинополь и положили в церкви Святых Апостолов, но без отпевания, как тело отступника.
Назад: Константин II, Констанций II и Констант I (337 — 361 гг)
Далее: Иовиан (363-364 гг), Валентиниан I (364-375 гг) и Валент (364-378 гг)