17 век. 1655-1676

Выбиравший очередного папу конклав кардиналов продлился 80 дней. Победу одержал кандидат от испанской фракции Фабио Киджи, взявший себе имя Александра VII. Его избрание состоялось 7 апреля, а интронизация — 18 апреля 1655 года.

Александр VII

Род Киджи уже обладал большим состоянием, и Александр VII поначалу не только не стал продвигать свою семью на прибыльные должности, но даже запретил своим родственникам посещать Рим. Правда уже через год он заявил, в его брат и племянники прибудут в город для помощи в делах. И с этого времени управление делами Святого Престола, как обычно, сосредоточилось в руках папской родни.

В декабре 1655 года Александр VII принял иезуита Михаила Бойма с письмами от двора последнего китайского императора династии Мин, прятавшегося от маньчжурских оккупантов на юго-западе страны. Крещеные особы из окружения императора — вдовствующая императрица Елена Ван и главный императорский евнух Ахиллес Пан — просили у римского престола помощи против маньчжуров. Их надежды не осуществились, и Бойм вернулся в Китай с вежливым, но бесполезным ответом.

В это же время в Рим в возрасте 27 лет прибыла отрекшаяся от престола и перешедшая из протестанства в католичество бывшая шведская королева Кристина. Здесь она поселилась в Палаццо Фарнезе, и ее двор стал блестящим центром всего ученого Рима. Кристина изучала литературу и искусства и собрала богатую коллекцию редкостей и ценную библиотеку, основой которой послужили книги, вывезенные с родины. Из окружавшего ее общества итальянских ученых и поэтов образовалась римская Аркадская академия.

Кристина Шведская

Александр тепло принял Кристину и даже стал ее благодетелем, однако вскоре эта эксцентричная женщина стала вызывать его неудовольствие. Обладая мужеподобным голосом, бывшая королева предпочитала мужские костюмы и не особо скрывала свой интерес к женскому полу. Когда папа перестал выплачивать жалование ее слугам, те изрубили на дрова двери Палаццо Фарнезе.

Отказавшись от мужской одежды, Кристина стала носить намеренно провокационные платья, и велела развесить по стенам дворца совершенно неприличные картины, а со статуй убрать фиговые листья. Когда же папа попросил ее не делать показных жестов в связи с переходом в новую веру, Кристина ответила, что ее меньше всего интересуют «соображения, достойные одних священников».

В 1656 году Кристина покинула Рим, отправившись в Париж, и Александр VII вздохнул с облегчением. Но уже в 1658 году она вернулась обратно, поселившись, правда, в Палаццо Риарио, подальше от Ватикана.

При Александре VII ухудшились отношения Ватикана с Францией. Во время конклава кардинал Мазарини выступал против Киджи и после избрания последнего отговорил Людовика XIV отправлять к Александру VII посольство с поздравлениями. В 1662 году из-за злоупотреблений французского посла в Риме, герцога де Креки, состоялась ссора между папством и Францией, в результате которой папа на время утратил контроль над Авиньоном и в 1664 году был вынужден принять унизительный Пизанский договор.

Довольно быстро стало понятно, что Александр совсем не любил государственные дела, коим предпочитал литературу, философию и архитектуру. Папа лично поучаствовал в разработке проектов застройки римских улиц и стал очередным покровителем Джованни Лоренцо Бернини. Проектами Александра VII стали церковь Санта Мария делла Паче и площадь перед ней, улица Корсо, Площадь Колонны, перепланировка ворот Порта дель Пополо, базилики Санта Мария дель Пополо и площади Пьяцца дель Пополо, интерьер Ватиканского Дворца и площадь Святого Петра, часть Квиринальского дворца, а так же обелиск и слон на площади Пьяцца делла Минерва. Наверное, ни один понтифик не приложил руку и собственные средства к такому количеству знаковых мест сегодняшнего Рима.

Санта Мария делла Паче

В 12 веке недалеко от Пьяцца Навона на месте Санта Мария делла Паче стояла небольшая церковь. При Сиксте IV она была перестроена и получила свое нынешнее название по случаю заключения мира в междоусобной войне на севере Италии. Александр VII пригласил архитектора Пьетро да Кортона создать для церкви новый фасад. Результатом работы мастера стала выдающаяся композиция в стиле барокко: полукруглая колоннада на ступенчатом подиуме с неравномерно поставленными колоннами, аритмичность которых еще усиливается при взгляде с площади. В верхней части фасада контрастно сочетаются выпуклые и вогнутые поверхности, колонны и пилястры, треугольный и сегментированный фронтоны.

Порта дель Пополо. Внешний фасад

Порта дель Пополо, бывшие Фламиниевы ворота в стене Аврелиана, получили новый внутренний фасад, заказанный папой Бернини по случаю приезда в Рим Кристины Шведской. На внешнем фасаде были установлены античные колонны и статуи святых Петра и Павла.

Бернини же полностью перестроил фасад стоящей вплотную к воротам базилики Санта Мария дель Пополо, после чего, в 1662 году, Александр VII заказал архитектору Карло Райнальди проект еще двух церквей-близнецов, которые завершили бы архитектурное оформление площади Пьяцца дель Пополо в стиле барокко.

Санта Мария дель Монтесанто и Санта Мария деи Мираколи

Райналди расположил эти церкви на южной стороне Пьяцца дель Пополо, обозначив ими величественный вход в Вечный Город. Строительство Санта Мария дель Монтесанто было закончено в 1675 году, а Санта Мария деи Мираколи — в 1678.

Архитектору пришлось решить уникальную по своей сложности задачу. Проблема заключалась в том, что участки земли между улицами оказались разных размеров, и построить на них идентичные здания было просто невозможно. Райналди нашел гениальное решение. Зданию Санта Мария дель Монтесанто он придал овальную форму, и его эллипсоидальный купол стал визуально равен круглому куполу Санта Мария деи Мираколи. Несмотря на разницу в геометрических размерах, обе церкви, при взгляде на них со стороны Порта дель Пополо, кажутся совершенно одинаковыми.

Но самым значимым архитектурным сооружением, созданным под патронатом Александра VII стала, конечно, площадь Святого Петра с ее колоннадами — очередной шедевр Бернини, законченный в 1667 году. Она представляет собой поперечный эллипс длиной 240 метров, соединенный с трапецией, замкнутой фасадом базилики. Эллипс охвачен двумя открытыми колоннадами, каждая из которых состоит из четырех рядов, образующих три дорожки. В общей сложности здесь насчитывается 88 пилястр и 284 дорические колонны.

Площадь Святого Петра. Вид со стороны базилики.

Дорические колонны поддерживают ионический антаблемент, вдоль карниза которого проходит балюстрада. Сторона, выходящая во «внешний мир» ничем не украшена, но на стороне, обращенной к площади, расположены 96 статуй святых по 3,1 метра в высоту каждая. Все статуи вылеплены учениками Бернини.

Внешние концы колоннад выполнены в форме фасадов греческих храмов с парой внутренних колонн и внешних пилястр, поддерживающих треугольный фронтон. На внешних углах фронтонов установлены еще две статуи. По углам каждого фасада находится боковой вход, образованный выдвижением антаблемента вперед на паре дополнительных колонн. Над внутренними входами расположен герб папы Александра VII.

Центральный обелиск площади обрамляют два одинаковых фонтана. Вода из озера Браччано поступает в них по акведуку Аква Паола, построенному папой Павлом V. Справа — оригинал, спроектированный Мадерно и установленный в 1613 году. Бернини переместил его на главную ось эллипса своей площади и предложил поставить второй фонтан для симметрии. Фактически, его устанавливал Фонтана в 1677 году.

В год завершения работ на площади Святого Петра Александр VII умер. Похоронили его в базилике Святого Петра в гробнице, сооруженной по проекту того же Бернини.

20 июня 1667 года под нажимом Франции конклав избрал папой кардинала Джулио Роспильози, принявшего имя Климента IX. Интронизация состоялась 26 июня.

Климент IX

Непотизм нового понтифика оказался вполне умеренным, и его родственники не принимали участия в управлении делами церкви и папского государства. Впрочем, управление политикой церкви уже начало переходить от папы к римской курии, которая к этому времени практически полностью состояла из представителей аристократических семей Италии, обязанных своей карьерой непотизму предыдущих пап.

Ничего примечательного за недолгое правление Климента IX не произошло, хотя папа снискад себе популярность у народа из-за своей тяги к благотворительности и приветливости к людям. Дважды в неделю он служил в базилике Святого Петра исповедником, слушая всех, кто желал ему исповедоваться, часто посещал больницы и не скупился на милостыню бедным. Климент IX не сделал практически ничего для обогащения своей семьи и, из скромности, запретил указывать свое имя на возведенных в период его правления зданиях.

Папа покровительствовал живописцу Никола Пуссену и был страстным любителем оперы, для которой даже сочинял либретто. При его содействии на месте старой городской тюрьмы был открыт первый публичный оперный театр Рима, а 1668 году, на празднование Карнавала, в Палаццо Роспильози была поставлена духовная опера La Baltasara на текст папы и музыку Антонио Мария Аббатини. Декорации для оперы были изготовлены Бернини. Пережив уже трех понтификов, мастер продолжал украшать Рим своими творениями.

В 1669 году пала Кандия (сейчас Ираклион), последний христианский бастион на занятом турками Крите. 6 сентября посланный туда под командованием Винченцо Роспильози папский флот потерпел поражение. От этих новостей Климент IX заболел и 9 декабря умер, возможно, от инфаркта.

20 декабря 62 кардинала собрались на конклав. Для избрания папы были необходимы 42 голоса, но после 4 месяцев (!) бурных дискуссий никто из кандидатов так и не набрал этого количества. За это время кардинал Джованни Конти получал максимум 22 голоса, кардинал Роспильози (племянник покойного папы) — 30 голосов, а кардинал Черри — 23 голоса.

В итоге кардиналы решили прибегнуть к старому испытанному способу — предложить тиару самому пожилому из присутствовавших на конклаве. Им оказался 80-летний кардинал Эмилио Бонавентура Альтьери, набравший 59 голосов. Считая себя слишком старым, чтобы нести такую ношу, Эмилио возражал и указывал на кардинала Бранкаччио, но, в конце концов, уступил и 29 апреля 1670 года принял тиару под именем Климента X. Интронизация состоялась 11 мая.

Климент X

Обладая от природы мягким и справедливым нравом, новый понтифик стал успешным дипломатом, находящим компромиссы и улаживающим скандалы. Миролюбивая политика Климента X привела к временному перемирию между Францией и Габсбургами, распространению влияния католической церкви и, как следствию, увеличению престижа папского двора. Благодаря его усилиям, контрреформация одержала окончательную победу в Польше, сделав ее одной из самых католических стран мира.

Единственной серьезной ошибкой папы стало назначение кардиналом своего усыновленного племянника Палуццо, получившего теперь фамилию Альтьери и не замедлившего тут же обогатить свою семью. Встав во главе правительства, он установил новый налог в 3% на ввоз любых товаров в Рим, в том числе и товаров, предназначавшихся для кардиналов и послов. Дипломатический корпус, естественно, проявил недовольство. Кардиналы тоже жаловались, хотя и умеренно. Недовольным Палуцци-Альтьери заявил, что Климент X в своем собственном государстве может делать все, что пожелает.

Послы империи Габсбургов, Франции, Испании и Венеции послали своих секретарей требовать аудиенции у папы, но обер-камергер ответил им, что понтифик в этот день занят. Так продолжалось четыре дня подряд, после чего Климент X, с удивлением узнав о происходящем, заявил, что не давал подобных приказов. Послы отправились к Палуцци, но тот не только отказался их принять, но и закрыл двери папского дворца и усилил его охрану.

Конфликт длился более года, и Климент X, не любивший скандалов, передал вопрос на решение совету. Через некоторое время кардинал Палуцци заявил, что никогда не относил послов к тем, на кого распространялся его указ.

В 1673 году в Рим прибыло посольство от русского царя Алексея Михайловича за формальным подтверждением царского титула. Папа помнил, что Алексей Михайлович оказал сильную финансовую поддержку польскому гетману Яну Собесскому в борьбе с турками, но, поскольку на Руси не исповедовали католическую веру, не захотел ссориться с королем Польши, форпоста католицизма на востоке Европы. Послы были приняты радушно, но подтверждения титула для русского царя так и не получили.

В 1675 году Климент организовал празднование очередного Юбилейного года. Невзирая на свой почтенный возраст, он посетил необходимые церкви, сожалея лишь о том, что подагра не позволила ему совершить все задуманные паломничества. Двенадцать раз он приходил в больницу Троицы, чтобы омыть ноги паломникам и раздать им подарки.

Прочно обосновавшаяся в Риме Кристина Шведская вынудила папу запретить обычай во время Карнавала прогонять по улицам евреев. Позже, в 1686 году, она и вовсе взяла местных евреев под свою защиту.

Мост Святого Ангела

При Клименте X Бернини украсил мост, ведущий к замку Святого Ангела, десятью статуями ангелов из каррарского мрамора, а Карло Райнальди заново построил апсиду для базилики Санта Мария Маджоре. Причем, изначально работа над апсидой была поручена все тому же Бернини, но его проект включал в себя постройку окружающей апсиду колоннады и был отвергнут из-за предполагаемых расходов.

санта мария маджоре
Апсида базилики Санта Мария Маджоре

22 июля 1676 года подагра все-таки довела Климента X до смерти. В свои 86 лет он оказался самым пожилым папой 17 века.

Далее: Барокко. 17 век. 1676-1700
Назад: Барокко. 17 век. 1623-1655. Урбан VIII Барберини и Иннокентий X Памфили

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 23 часа

Dmitry

0
Комментарии: 13Публикации: 429Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля