Сан Джорджио ин Велабро (San Giorgio in Velabro) – церковь в Риме, посвященная святому Георгию Победоносцу, римскому военачальнику из Каппадокии, обезглавленному в 303 году при императоре Диоклетиане. Голова и меч святого находятся под главным алтарем. Сама базилика расположена на бывшем болоте Велабр (лат. velabrum), где, по легенде, пастух Фаустул нашел Ромула и Рема.
Значение слова Велабр неизвестно. Возможно оно имеет еще до-этрусское происхождение. Болото осушили при римских царях, когда была построена канализационная система Cloaca Maxima. Позже здесь расположился Бычий Рынок (Forum Boarium). Пристройка слева от базилики — это Арка Аргентариев, возможно, служившая входом на рынок.
Самыми древними на месте нынешней базилики являются обнаруженные под ее правым нефом остатки каменного строения 2 — 3 веков. Первая же церковь появилась здесь в 5 веке, о чем свидетельствует надпись, найденная в катакомбах Калликстуса на Старой Аппиевой Дороге, датируемая 482 годом. В 6 веке строение было расширено и стало диаконией — монастырем, насельники которого оказывали помощь бедным и обездоленным. Остатки этого строения обнаружены на уровне 30 см ниже современного пола.
Первые надежные сведения появляются в Книге Пап (Liber Pontificalis) 10 века, являющейся копией более раннего документа. Из этого источника следует, что современная базилика была построена на месте первоначальной диаконии во время правления папы Льва II (682-683) и посвящена Святому Себастьяну. Его бездыханное тело, как считается, было сброшено в Большую Клоаку, устье которой находилось рядом с базиликой. Датировка подтверждается исследованиями стен церкви — кладка большей части фасада относится к 7 веку.
Посвящение базилики Святому Георгию произошло при папе Захарии (741-752), когда сюда были перенесены мощи святого, хранившиеся до того в базилике Сан Джованни ин Латерано. Это довольно необычно для ранней церкви Западной Европы, поскольку поклонение Георгию началось только после крестовых походов. Святой Георгий был замучен и похоронен в Лидде, в Святой Земле, и первоначально почитался как солдат-святой Востока. Появление его культа в Риме в 6 — 8 веках свидетельствует о наличии в городе процветающей греческой колонии. Первым же доказательством его значимости стало введение в римский обряд мессы в его честь при папе Адриане I (784-791).
При папе Григории IV (847—855) церковь была перестроена. К ней добавили сохранившуюся до наших дней апсиду и портик (заменен на нынешний в 12 веке). Внутри обустроили мраморные хоры, подобные хорам в соседней Санта Мария ин Космедин. От хоров остались незначительные фрагменты. Мозаика, выполненная в то же время, утеряна полностью. Церковь, по всей видимости, проводила службы по греческому обряду в 9-м и, что необычно, 10 веках.
В 10 веке греческие монахи были заменены светскими (белыми) священниками, и базилика из монастырской стала приходской церковью.
В 12 веке в базилике были устроены пресбитерий и главный алтарь, сохранившиеся практически неизменными. В это же время построили кампаниллу (типично римскую колокольню) и новый портик. Для портика использовали материалы от других зданий — часть колонн, например, имеет античное происхождение. Колокольня была разрушена молнией и восстановлена в 1837 году.
В 1259 году кардинал Пьетро Капоччи прибавил к церкви соседний участок земли в качестве сада для служившего здесь духовенства.
Около 1300 года кардинал Джакомо Гаэтани Стефанески заказал фреску для украшения апсиды. Эта работа приписывается Пьетро Каваллини (по другим исследованиям — Джотто).
В 1347 году Кола ди Риенци оставил на внешней стороне портика запись о восстании против папского правления.
В 1601 году пол был приподнят до уровня наружной земли, а в 1611 году нашлось место для небольшого мужского монастыря. В 1669 году по распоряжению папы Климента IX был существенно восстановлен портик, а в 1704 году архитектор Чивалли по заказу кардинала Джузеппе Ренато Империали выполнил деревянный потолок центрального нефа.
После Наполеоновской оккупации Рима церковь оставалась заброшенной, и в 1819 году папа Пий VII предоставил ее светскому братству Pia Unione di Santa Maria del Pianto. Это братство заботилось о бедных девочках, предоставляя им бесплатное образование.
Очередные реставрационные работы проводились здесь в 1828, 1837 и 1869 годах. Были внесены изменения в портик и, видимо, разблокированы некоторые окна. К концу 19 века исчезла фреска с потолка. Фреска апсиды потемнела, но была восстановлена в 1910 году.
В 1923 — 1926 годах по заказу и на средства кардинала-диакона базилики Луиджи Синчеро была проведена капитальная реставрация. Работами руководил Антонио Муньос — глава отдела предметов старины Фашистского правительства. В ходе этой реставрации были удалены все барочные наслоения и обнажена изначальная кладка наружных стен. Пол понизили до первоначального уровня, а потолок заменили. Украшения по штукатурке были соскоблены. После этого Сан Джорджио ин Велабро приобрела строгий вид типичной романской церкви 12 — 13 веков. Однако, при этом, многие произведения искусства и надгробия 17 и 18 веков были разрушены и заменены современными «средневековыми», причем, в понимании одного человека.
27 июля 1993 года портик был разрушен заложенной в автомобиль бомбой. Была также пробита дыра в фасаде нефа позади него. Этот взрыв стал частью бомбовых атак мафии, нацеленных на принуждение правительства к отмене ряда законов, направленных на подавление организованной преступности. Портик отремонтировали в 1997 году, оставив часть повреждений в качестве мемориала. Расходы взяло на себя итальянское правительство.
С архитектурной точки зрения Сан Джорджио ин Велабро представляет собой трехнефную базилику с одной апсидой, завершающей собой центральный неф. Однако, в плане она является не классическим прямоугольником, а фигурой, схожей с трапецией. Наибольшую кривизну имеет правый боковой придел. Его ширина меняется от 7,5 метров у входа до 3 метров у противоположного конца. Этому возможны два объяснения — либо церковь строилась на ранее существовавшем фундаменте, либо была «сжата» находящимися рядом строениями.
Центральный неф отделен от боковых приделов 8 колоннами по каждой стороне, и среди этих 16 колонн нет ни одной одинаковой пары. В ходе реставрации Антонио Муньоса, сопровождавшейся опусканием пола на прежний уровень, выяснилось, что они еще и разной высоты. Для выравнивания уровня их капителей под каждую из колонн пришлось заводить различные подпорки.
Фасад нефа очень прост — cтена цвета желтой охры с большим круглым окном. Ему предшествует внешний притвор или портик. Основание портика сейчас на 15 см ниже уровня улицы. Его оригинальный фундамент был обнаружен в 1924 году и был ниже еще на 25 см, но на 55 см выше уровня древней дороги. Четыре его ионические колонны — античные. Одна сделана из греческого Эвбейского мрамора, другая — из серого египетского гранита, две остальные — из греческого Паросского мрамора. Промежуточные железные решетки относятся к 17 веку. Над портиком готическим шрифтом вырезана надпись:
Stephanus ex Stella, cupiens captare superna, eloquia rarus virtutum lumine clarus, expendens aurum studuit renovare pronaulum. Sumptibus ex propriis tibi fecit, sancte Georgi. Clericus hic cultus prior ecclesiae fuit huius, hic locus ad velum pronomine dicitur auri (Стефан из Стеллы, необычайно красноречивый и известный светом своих достоинств, позаботился о восстановлении пронаоса, затратив золото. Он сделал это для тебя, Святой Георгий, из своих средств. Этот священник был главой культа этой церкви в этом месте, названном золотой занавес).
Эта надпись относится к 13 веку, но, вероятно «перевырезана» в 16 веке.
Чтобы войти в церковь, нужно сделать несколько шагов вниз, поскольку ее пол был опущен при последней реставрации. Здесь мало декораций в оформлении и совсем немного интересных произведений искусства, но церковь дает ощущение старины и спокойствия.
Алтарь располагается в апсиде. Он выполнен из мрамора в технике косматеско в 12 веке. Под алтарем устроено маленькое конфессо для поклонения реликвиям Святого Георгия Победоносца. Сами реликвии — часть головы и меч — находятся прямо под алтарем и открыты для лицезрения паломникам. Ранее здесь хранилась еще одна реликвия — знамя Георгия Победоносца (белое с красным крестом), но 16 апреля 1966 года папа Павел VI подарил его римскому муниципалитету, и теперь оно хранится в Капитолийских музеях.
Алтарь осенен мраморным киворием (тоже 12 века). Поддерживающие его четыре белые мраморные колонны установлены в 19 веке взамен похищенных французскими солдатами оригиналов. На кивории расположены 28 небольших колонн, поддерживающих меньший карниз с восьмиугольным отверстием, на котором, в свою очередь, расположены еще 20 подобных колонн, образующих восьмиугольник. На них опирается восьмиугольный конический купол с фонарем и наконечником, поднятым еще на восьми маленьких колоннах. Алтарь устроен так, что совершающий мессу священник всегда находится лицом к слушателям, как папа в соборе Святого Петра.
Единственная фреска базилики, как говорилось выше, находится в апсиде. На темно-синем фоне, символизирующем небо, изображен Христос. Слева от него — Богородица и Святой Георгий со знаменем, справа — Святые Петр и Себастьян.
Церковь открыта для посещений в четверг, пятницу и субботу с 10:00 до 12:30 и с 16:00 до 18:30. Кроме того, здесь проводятся литургии по воскресеньям в 8:30 и по четвергам, пятницам и субботам в 12:40.
День Святого Георгия празднуется 23 апреля.
Думаю, каждому россиянину, оказавшемуся в Риме, следует заглянуть в эту церковь. И дело не в вере. Именно Святой Георгий Победоносец, поражающий копьем Змия, еще со времен Дмитрия Донского изображается на гербе Москвы и считается ее покровителем. А со времен Ивана III, деда Ивана Грозного, его изображение появляется и на гербе России. Ну и наша «копейка». Она от того самого копья.
Святой Великомучиниче и Победоносче Георгие моли Бога о нас!