Санта Пуденциана (Santa Pudenziana) – раннехристианская церковь 4 века, перестроенная из римских бань 2 века. Ее здание — одно из немногих античных строений, никогда не превращавшихся в развалины. Расположена она поблизости от Санта Мария Маджоре, на улице Via Urbana, и является малой базиликой. Посвящена Святой Пуденциане, легендарной римской мученице.
В античные времена улица Via Urbana называлась Vicus Patricius. И на ней в 1 веке стоял частный дом, остатки которого сохранились под церковью. Возможно, это был один из титулусов, первых тайных приходских церквей Рима, хотя археологи и не нашли здесь следов христианской деятельности (ну, на то она и тайная).
Согласно традиции, первая часовня на территории сада этого дома была установлена уже в понтификат Пия I (140-155 гг). В более поздние века она была известна как Titulus Pudentis, и этот Пуденс, возможно, был просто владельцем дома.
Более поздняя вымышленная романтическая легенда, которая, впрочем, может содержать имена реальных людей, описывает Пуденса как римского сенатора, приютившего Святого Петра и замученного во время христианских погромов, организованных Нероном. У него были две дочери-девственницы, так же замученные, Пуденциана и Прасседа. Историчность дочерей сомнительна. Сам же Пуденс был удален из пересмотренного Римского Мартиролога.
Причина, по которой местом первоначальной часовни считается сад, состоит в том, что дом был уничтожен, предположительно, в 139 году, чтобы расчистить место для постройки небольшой общественной бани, называемой в источниках Thermae Novae.
Новое здание бань состояло из двух комнат — большей, прямоугольной, и меньшей, обращенной на запад, служившей входом и раздевалкой и занятой сейчас часовней Каэтани. В каждом конце главной комнаты была экседра. Одна из них сохранилась позади апсиды церкви. Три внешних арочных галереи с каждой стороны поддерживали внешние стены. В главной комнате располагалось несколько бассейнов с водой разной температуры. Они сохранились под полом церкви.
Недавний новый анализ места вызвал сомнения по поводу идентификации здания как бань, не выявив здесь древних систем водоснабжения. Есть предположение, что в здании находился кожевенный завод. Споры по этому вопросу продолжаются.
Первой частью комплекса, использовавшейся для богослужений, стала входная комната. Возможно, она была часовней, которую после 250 года стали использовать новацианские еретики. Исторически достоверной, согласно Либер Понтификалис, она становится, когда папа Сириций (384-399 гг) перепосвятил ее Святому Петру. Священнослужителями того времени были Максимус, Леопардус и Илицеус. Их имена упоминаются и в сохранившейся надписи. Причем Леопардус назван чтецом Пуденцианы (lector de Pudentiana), и это первое исторически зафиксированное использование такого названия.
В часовне находилась мозаика Христос, Добрый Пастырь с надписью, снова относящейся к этим трем священникам, послужившая поводом для более позднего переименования ее в часовню вымышленного Святого Пастора (пастор — пастух на латыни).
По-видимому, те же самые три священнослужителя наблюдали за перестройкой главной комнаты в настоящую базилику. Апсида была вставлена в западную экседру и украшена сохранившейся мозаикой в последнее десятилетие 4 века. 12 колонн из серого мрамора были откуда-то изъяты, чтобы устроить здесь галереи. Новый вход построили со стороны нынешней Via Urbana. Фасад сделали из внешней стороны восточной экседры. Сводчатый бетонный потолок был заменен на деревянный, а бассейны залиты раствором и скрыты под полом.
Синод римского духовенства 499 года уже говорит о Titulus Pudentis.
Позднее восточная экседра была разрушена и заменена существующим до настоящего времени фасадом. Произошло это, как считается, при папе Адриане I (772-795 гг). Утерянная мозаичная запись о реконструкции, говорила о нем, хотя неизвестно сколько именно было проделано работы. Другая, также утерянная, надпись упоминала о дальнейшей реконструкции при папе Григории VII (1073-1085).
Постройка колокольни не задокументирована, но, вероятно, это произошло при папе Иннокентии III, в начале 12 века. Приблизительно в это же время была построена певческая школа в стиле косматеско, разрушенная, к сожалению, при большой реконструкции в 16 веке. В 1130 году церковь была передана каноникам Санта Мария дель Рено в Болоньи, основавшим здесь монастырь.
Папа Пий V (1566-1572) передал комплекс доминиканским пенитенциариям Санта Мария Маджоре. Собственниками они оставались недолго. В 1587 году папа Сикст V вернул церковь реформированной цистерцианской общине фельянтинцев. В результате с северной стороны был построен новый крупный монастырь (не путать с L-образным блоком небольшого старого монастыря с правой стороны церкви).
В 1588 году Санта Пуденциана была кардинально изменена Франческо да Вольтеррой по заказу кардинала Энрико Каэтани. Некоторые из изменений оказались крайне неудачны. Это частичное искажение мозаик 390 года и снос древней часовни Святого Пастора для того, чтобы освободить место для часовни Каэтани. Деревянный потолок нефа заменили цилиндрическим сводом, открыли древние колонны и на месте потолка трансепта установили один из первых в Риме эллиптических куполов. Боковые нефы разделили на секции для устройства в них часовен. Цистерцианский монастырь уничтожили.
Фельянтинцы были распущены во время Французской Революции и уже не восстановились. После французской оккупации комплекс был передан августинским канониссам Латерана. Это объясняет присутствие в Санта Пуденциана некоторых произведений искусства на августинские темы. В 1803 году кардинал Лоренцо Литта предоставил церкви новый главный алтарь и перенес в него реликвии Святой Пуденцианы, находившиеся раньше в небольшой часовне левой стороны.
В 1870 году очередную реконструкцию церкви заказал кардинал Лючиано Бонапарте, внучатый племянник Наполеона. Был восстановлен фасад и, в процессе работ, под церковью и близлежащими зданиями были найдены остатки античных сооружений. Возможно, одно из них было домашней церковью, принадлежавшей упоминавшемуся выше Пуденсу. К несчастью, при восстановлении фасада были утеряны фрески 16 века работы Никколо Цирциньяни. Они рассыпались при перемещении.
Двумя годами позже монастырь был конфискован в пользу итальянского правительства. Сохранился лишь старый блок. Канониссы выехали в другую обитель, а церковь лишилась своего монастырского статуса.
Последние реставрационные работы были завершены в 1964 году, когда подземные структуры церкви были очищены от щебня и законсервированы, к сожалению, без надлежащего археологического исследования. Современный пол нефа относится к этому времени.
По причине существенной иммиграции в Италию филиппинцев в 1970-х годах Конференция Итальянских Епископов предложила учредить специальный сан Филиппинского Капеллана (На Филиппинах проживает самое многочисленное католическое население Азии). Это заняло много времени. Наконец, в 1980-х годах Конференция Епископов Филиппин начала договариваться о использовании церкви в Риме. В 1991 году их миссия была открыта в Санта Пуденциана. Она имеет собственное филиппинское духовенство, которому помогают филиппинские сестры.
Тем не менее, Санта Пуденциана не является церковью национальной епархии, поскольку община филиппинских эмигрантов, в отличие от экспатриантов других национальных церквей, не отвечает за управление церковью и не содержит ее. Есть проблемы и с языком вероисповедания. Службы сейчас ведутся на тагальском языке, который считает своим родным только четверть филиппинцев. Остальные предпочитают английский и молятся в других местах, чаще всего — в английской национальной церкви Сан Сильвестро ин Капите.
Церковь имеет прямоугольный базиликальный план с центральным нефом и более низкими боковыми. Монастырь расположен с правой стороны и первые три секции правого нефа заняты его частными часовнями. Первые две секции левого нефа теперь служат вестибюлем, а третья является первым ярусом колокольни.
Дальше идет трансепт с восьмиугольным куполом на пересечении с нефом. Купол увенчан большим декоративным факелом, а его барабан содержит вертикальные эллиптические окна. Ризница имеет внутреннюю апсиду с проходом вокруг ее задней части и расположенной над ним отдельной часовней со своим входом. Часовня Каэтани — отдельное, пристроенное к левой стороне базилики, здание со входом из пятой секции бокового нефа.
Когда посетители впервые видят Санта Пуденциана со стороны Via Urbana, им кажется, что она находится в яме. На самом деле это не так. Просто при папе Сиксте V была поднята сама улица, чтобы улучшить доступ к Санта Мария Маджоре.
К фасаду церкви с улицы ведут ворота в ограждении из декоративных металлических прутьев, две поперечные лестницы и небольшой внутренний дворик. Все это было устроено в 1870 году. Ворота установлены в паре каменных восьмиугольных столбов, украшенных шарами. На шарах можно увидеть герб кардинала Лючиано Бонапарте.
Обратная сторона Санта Пуденциана выходит на Via Cesare Balbo. Здесь можно увидеть часовню Пресвятой Девы Марии (ту, что расположена над проходом вокруг внутренней апсиды ризницы) с отдельным входом и четырьмя кирпичными арками фасада.
Колокольня вставлена в ближайший угол между церковью и часовней Каэтани. Она относится к началу 13 века (некоторые источники говорят о 1160 годе). Это прекрасный образец кирпичной пятиярусной кампаниллы. Нижний ярус имеет по две открытые арки на каждой стороне, а остальные ярусы — по три. Арки трех верхних ярусов разделены веретенообразными мраморными колоннами. Последний ярус украшен дисками из зеленого камня, вероятно, серпентином из Спарты.
Простой, но художественно важный фасад быт восстановлен Антонио Манно в 1870 году по заказу кардинала Лючиано Бонапарте. По-видимому, он более или менее перестроен, хотя первоначальная форма и сохранена. У фасада два яруса в желтой охре, выглядящей потертой. Нижний ярус — это простые стены с каждой стороны дверного проема на высоком известняковом пьедестале с зубчатым карнизом, ограниченные тройными прямоугольными пилястрами без капителей. Пара пилястр поддерживает восхитительный антаблемент, разделяющий ярусы. Бордюр над архитравом украшен пурпурными овалами и зелеными квадратами в стиле косматеско. Карниз украшен листьями и головами херувимов.
Центр фасада обрамлен двумя узкими зонами, соответствующими боковым нефам. Каждая из них имеет пилястру на внешнем углу, пару узких вертикальных окон и пару маленьких каменных архивольт, заменяющих собой бордюр и архитрав антаблемента.
Входной дверной проем был реконструирован в 16 веке с использованием средневековых материалов. Он имеет мраморную дверную коробку и протирум, состоящий из пары античных колонн из белого мрамора, поддерживающих антаблемент и треугольный фронтон. Бордюр протирума, скорее всего, относится к 11 веку. Фрески внутреннего поля фронтона принадлежат занимавшемуся реконструкцией в 1870 году Антонио Манно и изображают Богоматерь на Престоле с Младенцем Иисусом на руках.
Верхний ярус обрамлен парой тройных пилястр, соответствующих нижним. Они поддерживают еще один высокохудожественно оформленный антаблемент. Архитрав украшен иоником, бордюр орнаментирован разноцветными овалами с символом хризмы в центре, а карниз имеет двойные зубцы. Венчающий ярус большой треугольный фронтон украшен поврежденной фреской с Христом во Славе. До 1870 года здесь находился большой герб.
Раньше верхний ярус имел большое арочное окно в барочном стиле (его можно увидеть на сохранившейся гравюре Джузеппе Вази 18 века). В 1870 году оно было заменено парой окон с круглым верхом, состоящих из двух арок, разделенных колонной. Над каждой парой арок находятся повернутые друг к другу бюсты святых Петра и Павла. Стена яруса серьезно повреждена. С нее исчезли фрески Пьетро Гальярди, изображавшие Святого Петра между святыми Пуденцианой и Пуденсом. Последний был одет как римский сенатор. С внешних сторон окон были изображены святые Григорий Великий и Пий I.
В настоящее время вход для посетителей осуществляется не через главную, а через боковую левую дверь. Она ведет в вестибюль, занимающий две секции левого нефа. Первые три секции правого нефа объединены в часовню Святого Августина. Остальные три образуют отдельные часовни. Секция слева, ставшая первым ярусом колокольни, так же содержит часовню. Трансепт составлен двумя более глубокими секциями. Святилище расположено на пересечении. Концы трансепта связаны с проходом вокруг внутренней апсиды. В углах находятся еще две часовни.
Секции боковых нефов разделены арочными опорами. Каждая опора включает в себя античную колонну из серого мрамора, оставшуюся от оригинальной базилики. Своды потолка опираются на ничем не поддерживаемый антаблемент. Они не имеют декораций, а просто выкрашены в кремовый цвет. Пол, переложенный в 1963 году, содержит геральдическую символику кардинала Альберто ди Йорио и некоторые указания на расположение древнего, лежащего ниже, уровня.
С обратной стороны фасада над главным входом находятся две картины — Святой Августин Гиппо работы Гиацинто Джиминьяни и Крещение Святого Пуденса работы Аванцино Нуччи.
Вход в святилище обрамлен триумфальной аркой, образованной полукруглым архивольтом опирающимся на пару импостов, покоящихся, в свою очередь, на двух гигантских дорических колоннах из белого мрамора с черными прожилками. На краеугольном камне архивольта закреплен герб кардинала Каэтани, удерживаемый двумя ангелами с красными крыльями.
Инновационный эллиптический купол на пересечении был разработан Фраческо Каприани да Вольтеррой. Он украшен фреской Помаранчио Христу Поклоняется Хозяин Небес. У барабана купола есть четыре эллиптических окна с изображениями десяти святых между ними (по три на длинных дугах и по два на коротких).
Главный алтарь начала 19 века присоединен к стене апсиды и окружен двумя ионическими колоннами из желтого мрамора с серыми прожилками, поддерживающими горизонтальный карниз. Нет ни антаблемента, ни фронтона. Алтарный образ, выполненный в 1803 году Бернардино Ноччи, изображает Апофеоз Святой Пуденцианы. Алтарь обрамлен парой рельефных панелей, включающих маленькие коринфские пилястры, с изображениями святых Тимоти и Новатиана, предполагаемых братьев Святой Пуденцианы.
Мозаика в раковине апсиды, датирующаяся 390 годом, является самой старой в Риме. Однако, есть письменные свидетельства о ее реставрациях вплоть до 19 века, что доставляет беспокойство историкам искусства. Чтобы увидеть больше деталей, можно опустить монету в стоящее справа устройство. После этого на несколько минут включится искусственное освещение.
Темой мозаики является Христос, председательствующий над своими апостолами во дворе, окруженном аркадой. Фигуры двух апостолов были уничтожены. Ближайшие к Христу — это Святой Петр слева и Святой Павел (заменивший Иуду) справа. Только Иисус имеет ореол, как и на всех мозаиках того времени. Он держит книгу с надписью ”Dominus Conservator Ecclesiae Pudentianae“ (Господь, Хранитель Церкви Пуденциана).
Поучительно сравнение натуралистичного стиля фигур с традицией Византийской иконографии. Здесь мы имеем сохранившийся более древний классический стиль живописи, родственный фрескам катакомб. Здесь нет использования антиперспективы, лица (за исключением Христа) не повернуты прямо к зрителю, жесты естественны. Главенствующая фигура Христа, восседающего на позолоченном троне, украшенном драгоценностями и покрытом пурпурной тканью, напоминает древние изображения Юпитера. Апостолы одеты в тоги как римские сенаторы.
Имелись некоторые разногласия по поводу двух женских фигур за святыми Петром и Павлом. Традиционно считалось, что это святые Пуденциана и Прасседа, но такого не может быть, поскольку они коронуют венками двух главных апостолов. Скорее, это Экклезия и Синагога, языческий и еврейский элементы раннего христианства. Правая фигура коронует Петра, Апостола Язычников, а левая — Павла, Апостола Обрезания, в соответствии с его заявлением на Иерусалимском Соборе.
Здания на заднем плане могут быть церквями, построенными императором Константином на месте Гроба Господня в Иерусалиме, а не изображением Небесного Града Иерусалима из Апокалипсиса, как тоже утверждается. Признаком этого может служить крест с драгоценными камнями, который, вероятно, олицетворяет драгоценный реликварий, хранящий Животворящий Крест. Он находился в Иерусалиме, пока не был утерян крестоносцами в Битве при Хаттине.
Если такая интерпретация верна, то круглым зданием слева является Анастазис, соответствующий существующей ротонде у Гроба Господня, а квадратным зданием справа — Мартирион или огромная утраченная базилика к востоку от Голгофы. Сам крест стоит на Голгофе, оставленной Константином открытой для Неба.
Вокруг креста — символы евангелистов на фоне облачного неба. Это самый старый из сохранившихся примеров таких символов, собранных вместе. Аркада за фигурами является загадкой. По одному из предположений, она символизирует северный фасад улицы Vicus Patricius, перестроенной в то же время, что и церковь, в конце 4 века. Нижняя часть мозаики была разрушена во время реставрационных работ 1588 или 1598 годов. Были утеряны двое апостолов и посвятительная надпись.
Первые три секции правого нефа отгорожены и содержат одну большую закрытую часовню, посвященную Святому Августину. Она функционировала как частная закрытая часовня монастыря августинских канонисс, пока они жили здесь, и имеет два входа из монастыря и только один из церкви. Сейчас очень редко можно обнаружить ее открытой. В ней находится изображение Святого Августина школы Пьетро да Кортоны и Успение Людовико Джиминьяни. Вход в часовню из церкви находится в первой правой арке. Следующая арка содержит холст неизвестного художника 17 века Крещение Святого Пуденса.
Далее, между двух античных колонн, располагается памятник кардиналу Влодзимирцу Чацки работы Пиуса Велонски 1887 года, выполненный в средневековом стиле. Над ним — очень странная картина с монахиней, обжигающей свою руку воском зажженной свечи. Кардинал был похоронен в Кампо Верано, но расположение его могилы было забыто. Только в 2002 году его обнаружили и перезахоронили в Санта Пуденциана.
За мемориалом располагаются три небольшие часовни, занимающие три секции правого нефа. Первая из них — часовня Распятия. На ее левой стене находится бронзовое Распятие работы Ахилла Тамбурлини. Алтарный образ работы Антиведуто Грамматика показывает Ангела-Хранителя. Скорее всего, он перемещен из церкви Сант‘Агостино и принадлежал канониссам.
Часовня Богоматери Милосердной имеет изображающий ее алтарный образ 16 века. Он происходит из византийской иконографической традиции. Алтарь из многоцветного мрамора обрамлен парой колонн из черного мрамора с белыми прожилками. Холсты на стенах работы Лаззаро Бальди изображают Рождество Мадонны и Рождество Христа. Ему же принадлежат настенные фрески на тему Благовещения.
Третья часовня посвящена Святому Бернарду Клервоскому. Ее алтарный образ принадлежит неизвестному художнику и показывает Видение Богоматери Святому Бернарду. Причина этого посвящения состоит в том, что святой был основателем цистерцианского монашества. Холсты на стенах принадлежат Мишелю Циппителли и показывают Экстаз Святой Катерины Сиенской и Видение Святого Бенедикта. Это, приблизительно, 1700 год.
За часовней Святого Бернарда находится вход в ризницу. Фреска на ее потолке показывает Преображение Святого Уильяма Аквитанского. Она приписывается Филиппо Наполетано.
Проход вокруг задней части апсиды является элементом древних бань. Здесь частично сохранились античные стены и пол и полностью — потолок. Кладка стены включает в себя декоративные кирпичи со скругленными углами, которые никогда не производились в Средние века.
В дальних углах прохода, в нишах перед поворотами, находятся две часовни. В правом — часовня Святого Пуденса с современной статуей, установленной в 1980 году, и серьезно поврежденными фресками Аванцино Нуччи на потолке. На правой стене снаружи часовни — мемориал кардинала Альберто ди Йорио 1979 года.
В противоположном, левом, углу — часовня Святого Петра. Ученые полагают, что она заменила собой часовню Святого Пастора. Здесь находится знаменитый алтарный образ — скульптурная группа Христос, Вручающий Ключи Святому Петру работы Джанбаттисты делла Порта 1594 года. Барочный алтарь окружен парой ионических колонн из черного с белыми прожилками мрамора, поддерживающих сегментированный фронтон. Присутствует также красный, зеленый и белый мрамор. Сам алтарь относится к 19 веку и отличается стилистически. Он хранит и часть древнего деревянного алтаря, предположительно использовавшегося Святым Петром. Фрески потолка работы Джованни Бальоне почти полностью обвалились.
Над проходом, за раковиной апсиды, находится Марианская Оратория, существование которой совершенно не заметно из церкви. Вход в нее расположен в левом нефе, в дальнем конце часовни Каэтани. Стены этого маленького сооружения опираются на стены прохода под ним. Оно относится к средневековью и содержит очень интересный цикл фресок, датирующихся концом 11 века. Сейчас фрески повреждены, но, по счастью, в 17 веке, когда они находились в лучшем состоянии, с них были сделаны рисунки, которые теперь хранятся в Королевской Библиотеке в Виндзоре в Англии.
Справа от входа — Распятие 17 века. Над алтарем — Богоматерь и Младенец Иисус со Святыми Прасседой и Пуденцианой. На левой стене — Святой Павел Проповедует и Крестит Пуденса и его Семью. На правой — Крещение Новатуса и Тимоти. На обратной к алтарю стене — Ангел Коронует Валериуса, Тибуртиуса и Папу Урбана, а на потолке — Агнец Божий, окруженный символикой евангелистов.
Вниз от часовни Святого Петра, в левом нефе, около входа в часовню Каэтани находится святой источник. Легенда утверждает, что сестры Пуденциана и Прасседа спрятали трупы трех тысяч мучеников, собрали их пролитую кровь и вылили в этот источник. Он имеет квадратное обрамление, накрытое порфировой плитой. Раскопки под церковью показали, что сам источник давно иссяк.
В неглубокой нише находится интересная живопись, показывающая святых сестер. Одна вытирает кровь с груди трупа, а другая — с отделенной головы. На заднем плане — сцена резни и орудия пыток. Раньше эта работа приписывалась Агостино Чампелли, но теперь автором считается Антонио Танари (около 1700 года).
Из левого нефа есть вход в погребальную часовню семьи Каэтани. Снос древнеримской и раннехристианской оратории, посвященной Святому Пастору, был, безусловно, актом глупого вандализма, но результатом стала прекрасная работа в стиле барокко. Прямоугольное строение было заказано кардиналом Энрико Каэтани в 1588 году. Первоначальный дизайн принадлежал Франческо Вольтерре, а после его смерти в 1601 году проект закончил Карло Мадерно.
Алтарь находится в неглубокой прямоугольной апсиде с триумфальной аркой, соответствующей входной арке, с фреской в люнете. На боковых стенах — архивольты с такими же люнетами. Четыре архивольты разграничивают потолок в форме овального блюдца.
Интерьер часовни в своем многоцветном богатстве напоминает интерьер Сикстинской капеллы (часовни) в Санта Мария Маджоре. Пол инкрустирован мрамором с геральдикой семьи, стены также покрыты многоцветным мрамором, а потолок фантастически украшен позолоченной штукатуркой, окружающей панели с фресками. Мраморная работа принадлежит Джамбаттисте делла Порта. Ангелы в углах, где встречаются архивольты, овальные щиты с рельефами, показывающими сцены из жизни Святого Пуденса, над ангелами и пары позолоченных херувимов, держащих геральдические знаки, на краеугольных камнях архивольт выполнены Вальсольдо.
Алтарь окружен парой композитных колонн из желтого мрамора, поддерживающих треугольный фронтон с разорванной вершиной. Разрыв открывает витраж с изображением Распятия. Алтарный образ — барельеф с изображением Поклонения Волхвов, работы Пьетро Паоло Оливьери.
Два надгробия принадлежат кардиналу Энрико Каэтани (слева) и герцогу Филиппо Каэтани. Каждое окружено парой коринфских колонн с треугольными фронтоном, на котором сидят два ангела с геральдическими знаками. Между колоннами расположены саркофаги из черного с желтыми прожилками мрамора, на которых находятся портретные бюсты из белого мрамора.
В четырех нишах по сторонам памятников находятся аллегорические статуи основных добродетелей. Это Благоразумие Клода Адама (1700-1759), Сила Духа Джованни Антонио Мари, Справедливость Винченцо Феличи и Умеренность Карло Малависты. Три последних были сделаны в 1650 году.
Над входом — люнет с мозаикой Святые Прасседа и Пуденциана Собирают Кровь Мучеников работы Паоло Россетти 1621 года. Он же работал над панелями на потолке и люнетами боковых стен. Четыре больших панели показывают евангелистов, а четыре меньших — ангелов.
Говорят, что в 1610 году в часовне произошло чудо. Усомнившийся священник был укреплен в вере, когда из освященной чаши полилась кровь. Слева от алтаря можно увидеть вставленные в ступени два небольших белых мраморных диска. На дисках — оранжевые пятна, будто бы оставленные капающей кровью.
Между входным вестибюлем и левой стороной левого нефа находится маленькая первоначальная часовня Святой Пуденцианы со входом у основания нефа. Она почти всегда закрыта. Реликвии перенесены из нее в 1803 году к главному алтарю. Стены этой часовни поддерживают колокольню, для которой она является первым ярусом. Пинароли писал в 1725 году, что часовня, какой она была тогда, имела лепные украшения работы Леонардо Рети.
Наконец, слева у входа установлен мемориал кардиналу Лючиано Бонапарте, реставратору Санта Пуденциана в 19 веке. Он установлен ровно напротив мемориала Чацки и так же помещен в арку декоративной аркады с изображением монахини на холсте сверху. Монахиней на картине является Святая Тереза Авильская с Младенцем Иисусом. Сам памятник выполнен в форме триумфальной арки из белого мрамора с темно-серыми вкраплениями.
В левом углу часовни Каэтани расположен дверной проем входа в подземную область церкви, находящуюся, приблизительно, на девять метров ниже уровня пола. Публичного доступа в нее нет. Интерес к тому, что находится под церковью, возник в начале 18 века. Известно, что тогда начались и первые раскопки. Существенные находки были сделаны во время реконструкции фасада в 1870 году и частичной расчистки в 1895-м. Продолжение последовало лишь в 1962 — 1964 годах. К сожалению, эти работы по расчистке подземелья проводились без должного археологического надзора. Мотивацией работ была попытка решить проблему растущей влажности, разрушающей облицовку стен церкви, но результатом стало лишь обнаружение постоянного поступления воды на расчищенные площади. Этим объясняется отсутствие открытого доступа.
Самые древние из найденных остатков лежат на глубине девяти метров от уровня пола, ближе к фронту. Они включают в себя стену, сложенную в технике Opus Incertum, применявшейся между 200 и 50 годами до н.э., и пол, уложенный в технике Opus Signinum, относящейся к тому же периоду. Это остатки здания, относящегося, приблизительно, к 175 году до н.э. «Новое» здание появилось на его месте в 1 веке до н.э. От него остались мозаичные полы, один из которых представляет собой редкий интересный пример совмещения больших фрагментов многоцветного мрамора и белой смальты. Вероятнее всего, это было роскошное частное жилище.
Уже поверх этого здания было построено следующее, судя по печатям на кирпичах, в правление императора Адриана (117 — 138 гг). Судя по остаткам, оно имело шесть комнат на двух этажах и декорацию в виде красных рамок на белом фоне. Постройка была обнаружена в 1870 году и интерпретировалась как инсула (античный многоквартирный дом).
Перед возведением банного комплекса в качестве его фундамента был построен ряд больших продольных галерей. Они находятся на 1,5 метра ниже уровня пола церкви и имеют длину 16 метров, ширину 4 метра и высоту 7 метров. Стены галерей сложены в технике Opus Mixtum, состоящей из укладки кирпичей «елочкой» (Opus Spicatum) с вкраплениями «нормальной» укладки (Opus Latericum). Печати на кирпичах относятся ко времени правления императора Марка Аврелия (161 — 180 гг).
В галереях было несколько встроенных баков так называемой mixtilinear формы, с прямыми и изогнутыми сторонами. Здесь же находится поперечная галерея из трех арок, опирающихся на две колонны. В одной из галерей была обнаружена фреска 9 века с изображением Святого Петра между святыми Пуденцианой и Прасседой. Интересно, что Pudentiana написано как Potentiana.
Под площадью снаружи церкви, слева от святилища, найден ряд других продольных галерей меньшего размера, прилегающих к дальней стене часовни Каэтани, находящейся на территории вестибюля бань.
Из неофициальных источников следует, что церковь Санта Пуденциана открыта ежедневно с 8:30 до 12:00 и с 15:00 до 18:00. Находиться в церкви во время литургии можно только тем, кто желает участвовать в ней.
Мессы на итальянском языке проводятся в 7:30 с понедельника по пятницу. На тагальском — по воскресеньям в 9:00, 10:30, 12:00 и 17:00, по четвергам в 17:00 и по субботам в 18:00. День Святой Пуденцианы отмечается 19 мая.