Санта Сабина аль Авентино — раннехристианская церковь 5 века на Авентинском холме. Она прикреплена к Генеральной Курии или штабу Доминиканского ордена и является малой базиликой. Посвящена Святой Сабине, легендарной мученице 2 века.
Церковь была построена в 5 веке, возможно (хотя и не доказано) на месте оригинального Titulus Sabinae. Титулусы были первыми приходскими церквями Рима, в большинстве своем — частными резиденциями, в которых проводились собрания христиан (так называемые домовые церкви).
В 1 веке Авентинский холм был богатым районом с несколькими важными храмами и домами патрициев. Предполагается, что Сабина была богатой христианкой, владевшей домом в самом престижном месте на холме с видом на реку. Известно, что по соседству с ним находился храм Юноны.
В раннее средневековье была создана легенда, описывавшая Святую Сабину замученной в 114 году в Умбрии, в месте под названием Видена (совр. Рокка Сан Зеноне). Утверждалось, что она была обращена в христианство своей рабыней по имени Серапия, а ее мощи в 5 веке перевезли в новую базилику, выстроенную на месте ее дома в Риме.
Эта история должна относиться к совершенно другому человеку, и поэтому пересмотренный Римский мартиролог удалил ее и стал описывать Святую Сабину просто как основательницу церкви. Однако первое посвящение базилики было святым Сабине и Серапии, и последняя, возможно, так же имела отношение к домовой церкви.
Считается, что базилика Санта Сабина аль Авентино была возведена в 425 году. Известно так же, что ее основателем был иллирийский священник по имени Петр (Иллирия приблизительно соответствовала бывшей Югославии). Нам очень повезло, что над входной дверью контрфасада была найдена оригинальная надпись, гласящая:
CULMEN APOSTOLICUM CUM COELESTINUS HABERET
PRIMUS ET IN TOTO FULGERET EPISCOPUS ORBE,
HAEC QUAE MIRARIS FUNDAVIT PRESBITER URBIS
ILLYRICA DE GENTE PETRUS, VIR NOMINE TANTO
DIGNUS AB EXORTU CRHISTI, NUTRITUS IN AULA,
PAUPERIBUS LOCUPLES, SIBI PAUPER, QUI BONA VITAE
PRAESENTIS FUGIENS MERUIT SPERARE FUTURAM.
(Когда Целестин был на апостольской вершине и сиял во всем мире как первый епископ, Петр, священник Города от народа Иллирии, основал эту [церковь], которой вы восхищаетесь, человек достойный имени во [второе] пришествие Христа, дававший пропитание бедным людям в [своем] доме, человек богатый по сравнению с бедными, но сам бедный, избегавший благ нынешней жизни, заслуживающий надежду на будущее)
К сожалению, дата в надписи отсутствует. Ссылка же на Иллирию привела к неубедительным попыткам найти иллирийское влияние на архитектуру и убранство базилики. Целестин, о котором говорится в надписи — это папа Целестин I (422-432). Строительство продолжалось 8 лет и здание было освящено уже при папе Сиксте III в 432 году. В Либер Понтификалис (Книга пап) упоминается, что рядом с базиликой был построен баптистерий (крестильня), который использовался до 13 века, а сейчас совершенно отсутствует.
Первая задокументированная реставрация проводилась при папе Льве III (795-816) в конце 8 века и была продолжена папой Евгением II (824-827) около четверти века спустя. Эти работы включили в себя постройку хоров, иконостаса и пары амвонов или кафедр. Евгений II так же пожертвовал базилике скинию или серебряный цибориум, который хранился в церкви до трагического Разграбления Рима в 1527 году.
Во времена этой реставрации происходила депопуляция города, и Авентин перестал быть жилым районом. Базилику захватил Альберих II Сполетский, один из порочной группы дворян, контролировавшей Рим и папство во времена так называемой порнократии, и включил ее в состав замка или крепости, охранявшей город со стороны реки. Это произошло в период его могущества, в 930-954 годах. Главный вход базилики был перемещен с западной стороны к южному боковому проходу.
Позднее, в Средние Века, крепость перешла в руки благородной семьи Крешенци, а от них — Савелли. Последние в 1216 году восстановили базилику, построив для себя более современный дворец. Он стоял по соседству с церковью, с восточной стороны, где сейчас находится парк. Руины дворца можно увидеть со стороны Clivo di Rocca Savella.
В 1218 году папа Гонорий III (1216-1227), принадлежавший к семье Савелли и одобривший основание ордена Доминиканцев, передал церковь монахам этого ордена. Они построили монастырь к западу от базилики, а к самой базилике добавили романскую колокольню — кампаниллу. С тех самых пор монахи обслуживают эту церковь, а сейчас имеют в ней свою штаб-квартиру, хотя с 1370 года их главной церковью в Риме стала Санта Мария сопра Минерва.
Сам Святой Доминик жил в монастыре при церкви в течение некоторого времени до своей смерти в 1221 году. Среди других известных жителей монастыря были Святой Фома Аквинский, папа Святой Пий V и Святой Гиацинт, давший здесь свой обет.
К концу Средневековья Авентин стал полностью сельским, занятым фермами, виноградниками и полями, дававшими сено для корма дворянских коней. Единственными значительными строениями здесь оставались шесть больших крепостей-монастырей, доминировавшими над холмом с любой стороны. Кроме Санта Сабина аль Авентино это были Сант Алессио аль Авентино на западе, Санта Мария дель Приорато, Санта Приска на склоне, Сан Саба и Санта Бальбина на Малом Авентине на юго-востоке. Такая ситуация сохранялась до конца 19 века.
В 1586 году папа Сикст V поручил Доменико Фонтана обновить интерьер церкви. Путеводители и издания по истории искусств, как правило, очень нелестно отзываются о результате, говоря о изуродованности интерьера. Несомненно, Фонтана безжалостно уничтожил средневековые украшения базилики, но часть из них он все же использовал повторно в качестве строительного материала для своей маньеристской работы. Хоры, амвоны и иконостас были разрушены, мозаика апсиды удалена (скорее всего, она уже отваливалась), потолок так же удален, а большинство окон нефа заблокированы. Два последних изменения говорят о том, что Фонтана либо беспокоился за устойчивость здания, либо планировал сделать новый потолок. Так же Фонтана удалил декор косматеско 13 века с южного входа. Главному алтарю добавили балдахин и построили несколько боковых часовен.
В эпоху Барокко здесь с 1643 года работал Франческо Борромини. Еще некоторые дополнения были сделаны в 18 веке.
После завоевания Рима в 1870 году Королевством Италии доминиканцев изгнали из монастыря, а здания превратили в изолированный госпиталь для инфекционных больных. Это говорит о том, что в это время вокруг базилики все еще находилась сельская местность. Однако город быстро разрастался и расположение больницы стало неприемлемым. В результате в начале 20 века доминиканцы смогли восстановить свое владение частью монастыря. Для этого им пришлось отдать взамен свою штаб-квартиру в Сан Себастьянелло, которая стала фашистским полицейским штабом.
В 20 веке большинство пост-средневековых изменений и дополнений были удалены для возвращения церкви в ее первоначальное состояние. Радикальная реставрация была проведена в два этапа, в 1914 — 1919 и 1936 — 1938 годы. Первым этапом руководил Антонио Муньос, а вторым — П. Бертье. Работы оказались не бесспорными. За исключением часовни Эльчи, остальные барочные украшения и художественные работы удалялись без сожаления. Раскопки дали фрагменты средневековых деталей, которые Муньос использовал для замены окон нефа и постройки современного святилища. Общий результат выглядит весьма убедительно, но следует помнить, что существующий интерьер — современная работа.
В настоящее время церковь Санта Сабина аль Авентино является популярной частью брачного маршрута Centro Storico, что создает проблемы для ее посещения по выходным дням. Церковь никогда не была приходской и сейчас относится к приходу Санта Приски.
Первоначальный маршрут из города в церковь сам по себе исторически примечателен и проходит вдалеке от шумной толпы. Начинается он от «Уст Истины» в церкви Санта Мария ин Космедин на Бычьем Форуме. Нужно пройти на юг вдоль набережной Тибра чуть более 100 метров и за церковью Сан Винченцо де Паоли аль Авентино свернуть налево в переулок Кливо ди Рокка Савелла. Это была средневековая дорога к монастырю и дворцу Савелли. Мощеный переулок очень крутой и совершенно не изменившийся за столетия. Здесь открывается захватывающий вид на Гетто, а на изгибе слева видны остатки дворца. Дорога практически непригодна для людей в возрасте и инвалидов, а прогулка по ней в плохую погоду может представлять риск и для остальных посетителей. Колесные транспортные средства на нее не допускаются.
Снаружи церковь практически так же, как во время своей постройки в 5 веке и представляет собой классическую базилику с боковыми проходами без трансепта, ориентированную с юго-запада на северо-восток. Площадь перед базиликой носит имя ее основателя — Пьяцца Пьетро д‘Иллирия. Параллельно главной оси церкви идет улица Виа ди Санта Сабина.
К настоящему времени у церкви остались только две действующие внешние часовни. Одна из них расположена на правой, или южной, стороне, выходящей на площадь. Здесь же можно увидеть еще две часовни, которые сейчас не используются.
Между сохранившейся часовней и входной лоджией находится небольшое квадратное сооружение с вертикальным эллиптическим окном и фонарем с крошечным коническим куполом, покрытым черепицей. Постройка выглядит стоящей на месте исчезнувшего более крупного здания. Раньше здесь был входной портал в половину высоты базилики с односкатной крышей, но сейчас он снесен. Это изменение указано на карте Нолли 1748 года.
Справа от действующей часовни была еще одна с аналогичной входной пристройкой, сейчас так же снесенная. Если присмотреться, то под крышей можно увидеть фрагмент каменной кладки, указывающий на место ее крепления. Рядом с боковым проходом раньше было еще одно прямоугольное здание, имевшее вход из апельсиновой рощи на востоке (сейчас это общественный парк). Эти архитектурные детали так же указаны на карте Нолли.
Левая, северная сторона базилики всегда имела только одну часовню, архитектурно отделенное восьмиугольное сооружение.
Правый боковой проход (боковой неф) имеет защищенный лоджией вход со стороны площади. Лоджия содержит две высокие гранитные коринфские колонны, удерживающие трех-арочную аркаду. Внешние кирпичные пилястры тоже имеют коринфские капители. Все это было построено в 15 веке.
Что необычно для римских церквей, базилика Санта Сабина аль Авентино не имеет монументального фасада или триумфального входа. Причиной этого является то, что монастырь, состоящий сейчас из двух блоков, протянувшихся с севера на юг, построен прямо перед тем, что должно быть фасадом. На фасаде монастыря, обращенном к площади, есть открытая лоджия, являющаяся, фактически, большим сводчатым проходом, или притвором, тянущимся вдоль передней части базилики. Это главный вход в монастырь, и пройдя по притвору, можно найти оригинальную входную дверь церкви.
В углу притвора стоит короткая каменная колонна со странным полированным черным камнем, напоминающим круглую буханку хлеба. Это lapis diaboli, камень, который, по легенде, дьявол бросил в Святого Доминика, когда тот молился в церкви. Камень разбил плиту, на которой Доминик стоял на коленях. Был ли оригинальный камень метеоритом? Тот, что лежит на колонне, метеоритом не является, а выглядит как древнеримская мера веса, образцы которой сохранились и в других римских церквях.
Сам притвор — это сохранившаяся часть квадрипортика (квадратного двора, окруженного колоннами), заменившего средневековую крепость. Он имеет восемь античных колонн, четыре из которых гладкие и четыре спирально-ребристые.
Барочная кампанилла присоединена к ближнему левому краю нефа, и ее нелегко увидеть. Она заменила собой романскую кампаниллу, построенную в 13 веке и упавшую или снесенную в 17 веке. Замена представляет собой четырех-ярусную узкую прямоугольную плиту с парой открытых арок на каждом ярусе (на втором они заблокированы). Сооружение увенчано небольшой триумфальной аркой, окруженной парой дорических пилястр с каждой стороны, поддерживающих низкую пирамидальную черепичную «шапку» с поврежденным верхом.
Наружные стены базилики полностью кирпичные, крыша нефа — скатная, покрытая черепицей. Внешняя апсида почти достигает высоты крыши нефа и имеет свою скатную крышу, а так же небольшую часовню с правой стороны. Окна проходов представляют собой узкие арочные прорези, но окна верхнего ряда и окна апсиды необычно велики. Утверждалось, что это иллирийский, а не римский стиль архитектуры, но настоящая причина заключается в том, что строители этого периода были еще достаточно опытны, чтобы создавать такие окна, а так же стены без конрфорсов, не ставя под угрозу стабильность всего сооружения. Подобные базилики можно увидеть в Равенне.
Основы окон современны, от Муньоса, а узорчатые балки остекления основаны на найденных им фрагментах. Сами окна сделаны не из стекла, а из селенита. Таких окон — по тринадцать с каждой стороны нефа, три в апсиде и пять над входом.
Входная дверь из древесины кипариса датируется 420 — 450 годами. Около 10 из первоначальных 28 панелей отсутствуют, но любой деревянный предмет этого периода является большой редкостью. На одной из панелей со сценами жизни Моисея Бог-Отец изображен в виде протянутой из облака руки. Это самый ранний способ его представления в христианском искусстве. Сцена распятия Христа на верхней левой панели так же может быть самым ранним из сохранившихся изображений Христа, распятого между двумя преступниками, в западном искусстве.
Панели создавались сотрудничеством двух художников, а декоративное обрамление из виноградных лоз и гроздей появилось позже. Современное расположение панелей перепутано и может быть результатом реставрации 1836 года. Помимо этого, реставратор, как утверждается, перевырезал лицо тонущего фараона, чтобы изобразить Наполеона.
18 сохранившихся панелей изображают следующие сюжеты (слева направо и сверху вниз):
Распятие;
Женщины у пустой могилы после Воскресения;
Поклонение Волхвов;
Христос с Петром и Павлом, держащий Жемчужину Великой Цены;
Христос, воскрешающий Лазаря, умножающий хлебы и превращающий воду в вино;
Моисей в пустыне, Перепела, Манна и Моисей, разбивающий камень, чтобы добыть воду;
Вознесение Христа;
Второе Пришествие или Триумф Христа;
Христос является своим Ученикам после Воскресения;
Христос является Женщинам после Воскресения;
Христос предсказывает Отречение Петра;
Пророк Аввакум и Ангел, берущий его, чтобы накормить тех, кто в львином логове;
Моисей, получающий Закон, снявший сандалии, в Горящем Кусте и с овцами;
Представление Важного Человека (значение неизвестно);
Исход Израильтян с огненным столпом, Фараон, тонущий в Красном Море, и посох Аарона, превращающийся в змею;
Илия, восходящий на Небеса, и Елисей, ловящий его плащ;
Петр, моющий руки;
Христос перед Кайафой.
Оригинальный монастырь был пристроен к ближнему левому углу церкви и состоял из трех блоков. Северная часть монастыря имела аркадную дорожку, но не имела здания, и поэтому из комнат верхних этажей южной части открывался захватывающий вид на реку. Отдельное здание было пристроено к дальнему левому углу церкви и тянулось на северо-запад с выходом в апельсиновую рощу. Теперь его нет.
В стене напротив древней двери в притворе есть отверстие. В него можно увидеть апельсиновое дерево, происходящее от посаженного Святым Домиником. В монастыре есть и комната святого, преобразованная в часовню. По заявке можно увидеть и эту комнату, и комнату папы Святого Пия V.
Мужчины могут подать заявку и на посещение главной романской обители 13 века, а так же дома главы обители, где святые Цельс и Гиацинт, апостолы Венгрии и Богемии, дали свои доминиканские обеты.
В монастыре 103 колонны, и в последнее время все они отреставрированы.
Первое впечатление от входа в базилику Санта Сабина аль Авентино — это огромность пустого пространства, в котором доминируют колоннады аркад, и заполняющий его свет. Интерьер церкви отличается от большинства других ранних церквей именно из-за того, что ее большие окна пропускают так много света. Это было обычным для античных и ранне-средневековых церквей, но позже стало редкостью, поскольку церкви обносились стеной, а размеры их окон уменьшались. Формально считалось, что меньшее количество света создавало лучшие условия для молитвы, однако настоящая причина заключается в опасении за сохранность древних зданий. Меньшие окна означают более прочные стены, особенно для церквей с деревянным потолком.
24 ребристые мраморные коринфские колонны — античные, из 2 века, и представляют собой единый набор. Их резные капители имеют исключительное качество. Возможно они были взяты из одного из зданий на Авентине, опустевших к середине 5 века после разграбления Рима визиготами в 410 году. Помимо этого, в 395 году император Феодосий Великий закрыл все языческие храмы, и эти колонны могли попасть сюда из такого храма, находящегося поблизости. Однако на колоннах нет признаков повторного использования, что позволяет предположить так же, что они были взяты новыми на имперском строительном складе.
Колоннады поддерживают аркады, а не архитравы, и это один из самых ранних примеров такого строительства в Риме. Пропорции базилики основаны на эллинистических принципах, описанных Витрувием. Например, высота колонн равна 9 ½ их диаметра, а пространство между ними равно 5 их диаметрам.
Плоский кессонированный деревянный потолок, украшенный позолоченными звездами, представлен в 1938 году. Оригинальная базилика вообще не имела потолка, и появился он впервые только в Средние века.
В апсиде нет мозаики, что необычно для церкви этого периода. Правда изначально мозаики присутствовали и в апсиде и на триумфальной арке, но впоследствии они были утрачены. Описание 17 века указывает на то, что в это время мозаика еще была, а когда базилика была новой, даже стены нефа могли иметь мозаичные декорации. Не вызывает сомнений, что над аркадами были изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов.
Сохранившаяся мозаичная панель находится на контрфасаде над главными входными дверями. На ней изображены две женские фигуры с упомянутой выше посвятительной надписью между ними. Это аллегории ecclesia ex circumcisione (церковь из обрезания) и ecclesia ex gentibus (церковь из народов). Некоторые исследователи полагают, что они представляют Ветхий и Новый Заветы, но, скорее всего, это представление христиан еврейского происхождения и христиан, обращенных из языческих религий.
Между фигурами — текст, описывающий постройку церкви Петром Иллирийским, названным римским священником, ведущим аскетический образ жизни. Первая строка содержит утверждение верховного и общемирового авторитета Папы, являясь ранним примером такого текста. Документальные свидетельства об утраченных мозаиках говорят, что над окнами располагались символы четырех евангелистов, а по обеим сторонам окон находились изображения Петра и Павла.
Аркады украшены декоративной каменной кладкой в стиле штучной мозаики (opus sectile). Фон и внутренние поверхности арок облицованы каменной плиткой, выглядящей как каменная кладка. Над каждой колонной находится большое украшение из порфира и зеленого серпентина, в виде больших зеркал на подставках. Некоторые из них эллиптические, а некоторые — круглые. Столетия исследований не дали удовлетворительного объяснения значения этой схемы.
Утерянная мозаика апсиды в 1560 году была заменена фреской Таддео Зуккари, написанной в стиле маньеризма на основе, как утверждается, зарисовок с оригинальной мозаики. В 1836 году фреска была перерисована Винченцо Камуччини. Она показывает Христа на троне в лучах славы над Рекой Жизни, из которой пьют овцы, окруженного апостолами и святыми. Впереди — святые Петр и Павел (обратите внимание на папскую тиару на первом), слева — святые Сабина и Серапия. Голова Христа окружена головами крылатых херувимов, что совершенно не является ранне-христианским мотивом и указывает на весьма вольную интерпретацию Зуккари оригинальной мозаики.
Триумфальная арка украшена 17 тондо, 15 из которых содержат фрески с бюстами святых, а 2 — пустые. Их выполнил Эудженио Цистерна в 1920 году, основываясь на оригинальной мозаике 17 века. Слева и справа — стилизованные здания, изображающие Вифлеем и Иерусалим, а вдоль линии крыши — летящие голуби.
Следы фресок 5 века можно найти в дальнем конце левого прохода. Их обнаружили только в 1961 году, а сами изображения не очень ясны. Можно разглядеть парчовые завесы и виноградные лозы.
Каменная обстановка хора, состоящая из главного алтаря, епископского престола, двух амвонов и собственно хоров, современна и относится к реставрации 20 века. Однако в нее включены и фрагменты 19 века.
Под главным алтарем с порфировым фронтом хранятся мощи Святой Сабины и трех неопределенных мучеников, называемых Эвентиус, Александр и Федул. Они были перенесены сюда папой Евгением из пригородной церкви Сант Алессандро во время реставрации святилища.
В правом проходе есть ниша с античной колонной, которая, как считается, находилась в доме Святой Сабины. В этом же проходе расположена гробница 15 века испанского кардинала Аусиаса Деспуига, умершего в 1484 году. Автор неизвестен, но вполне вероятно, что он принадлежал к школе Андреа Бреньо. Надпись гласит: Ut moriens viveret, vixit ut moriturus (Чтобы жить после смерти, он жил как тот, кто собирается умереть).
Пол, переложенный во время реставрации 20 века содержит несколько средневековых гробниц. Наиболее примечательна та, что находится в середине нефа, с изображением Мастера Генерала Доминиканцев, вероятно, Муньоса де Заморы, умершего в 1300 году. Очень необычно то, что изображение выполнено мозаикой (единственное в Риме). Оно датируется 1300-ми годами по стилистическим особенностям, что служит подтверждением верности идентификации. Считается, что автором был Якопо Торрити. На другой интересной плите изображена Перна Савелли, умершая в 1215 году. Здесь мозаикой выполнен семейный герб.
Под решеткой пола церкви видна раскопанная комната античного римского дома. Возможно, это была оригинальная христианская домовая церковь Titulus Sabinae. С другой стороны, оригинальный титулус мог быть и где-то поблизости, как в других древних церквях.
Археологические останки под базиликой и вокруг нее довольно разнообразны. К северу от церкви располагалась Сервиева Стена, а среди останков под самой базиликой есть небольшой храм 3 века, вероятно, посвященный Юпитеру Либеру. Кроме того, появились доказательства использования части этого места поклонниками культа Исиды.
Как упоминалось выше, в настоящее время у церкви есть две внешние боковые часовни, фактически являющиеся отдельными строениями.
С правой стороны расположена квадратная в плане часовня Святого Гиацинта. Она была построена в 1600 году после канонизации святого. Настенные фрески работы Федерико Цуккаро очаровательно реалистичны. Они изображают людей, одетых по моде того времени, и выполнены, предположительно, на основе реальных персонажей. Алтарь имеет четыре алебастровые колонны и алтарный образ Богоматерь со Святым Гиацинтом художника Лавиния Фонтаны.
С левой стороны, по средине длины нефа, находится часовня д‘Эльчи. Это восьмиугольная в плане роскошная, богато украшенная барочная работа, посвященная известному доминиканскому мистику Святой Екатерине Сиенской. Архитектором был Джованни Баттиста Контини, а заказчиками и покровителями — семья тосканских дворян по имени Эльчи.
Купол часовни д‘Эльчи освещен восемью окнами в позолоченном обрамлении и украшен фреской Джованни Одацци с изображением Святой, Представляемой Христу Богоматерью. Алтарный образ — картина Джованни Баттисты Сальви да Сассоферрато Богоматерь Розария, на которой она показана в окружении Святого Доминика и Святой Екатерины. Алтарь имеет четыре коринфские колонны из красной, желтой и белой брекчии. На полу эффектно изображен в технике штучной мозаики герб семьи Эльчи с двуглавым орлом.
Если бы вы посетили церковь Санта Сабина аль Авентино до 1914 года, первое, что поразило бы вас, это почти полное отсутствие света по сравнению с сегодняшним днем. В каждой стене нефа над колоннадами было всего по три окна, и ни одного в апсиде. В последней, там где сейчас находятся окна, располагался алтарный образ Мученичество Святой Сабины работы Джованни Сильвани (1790-1853), окруженный фресками со святыми, по две с каждой стороны.
Хоров не было, вместо них была трехступенчатая лестница, поднимавшаяся к третьей с конца паре колонн. Она достигала ширины нефа и разрывалась небольшим конфессио перед главным алтарем. Здесь ворота с балюстрадой вели в небольшой склеп с мощами мучеников. Сам главный алтарь потерял свой балдахин 16 века на каком-то этапе до конца 19 столетия.
Потолок отсутствовал. Была открытая крыша с горизонтальными балками. Триумфальную арку украшали рожки в стиле барокко и лепные завитушки. Камень дьявола на своей маленькой колонне находился не в притворе, а посредине пола нефа.
Было так же несколько боковых часовен. В начале правого бокового прохода располагалась внутренняя часовня, образованная путем постройки блокирующих стен. Из этого же прохода были выходы в три внешние часовни, средняя из которых сохранилась. В конце прохода располагалась апсидальная часовня Святого Доминика, содержавшая алтарный образ Сассоферрато, находящийся теперь в часовне д‘Эльчи.
Последние четыре секции левого бокового прохода были преобразованы в часовню Богоматери Розария во время реставрации 16 века. Она имела маленькую прихожую, которая через дверной проем вела в саму часовню. У часовни была своя небольшая апсида, соответствующая апсиде часони Святого Доминика с другой стороны церкви.
Церковь открыта с 8:15 до 12:30 и с 15:30 до 18:00. Но если вы соберетесь сюда в субботу, то скорее всего натолкнетесь на свадьбу.
Во время мессы в церкови можно находиться только если вы ее (мессу) посещаете. Проводятся мессы в будние дни в 7:15, а по воскресеньям и праздникам — в 8:00, 10:30 и 11:30.
Праздник Святой Сабины — 29 августа. Он отмечается здесь с литургической торжественностью.
В монастыре есть магазин, продающий открытки и карточки с изображениями панелей передней двери, а так же религиозные предметы и литературу. Это может быть любопытно для интересующихся доминиканской духовностью.
Спасибо за подробную, неспешную экскурсию. Были в Риме, надеемся еще посетить его, и будем обращаться к Вашим материалам. Всех благ.
Спасибо за добрые слова. Пользуйтесь. Для того и делается.