В начале левого придела базилики Сан Клементе расположена часовня Святой Екатерины Александрийской. Если войти в базилику через боковую дверь, она окажется сразу справа. Часовня выполнена в готическом стиле, довольно необычном для Рима, и полностью покрыта прекрасными фресками раннего Возрождения (Кваттроченто). Эти изображения приписываются Мазолино да Паникале и датируются 1428-1431 годами. Старые путеводители указывают на их принадлежность Мазаччо, но теперь это предположение отвергнуто.
Часовня имеет квадратную форму с простым готическим крестовым сводом, исходящим из углов. К сожалению, ее приходится держать закрытой, чтобы разные идиоты не выцарапывали граффити на фресках, а значит и сами фрески сложно разглядеть.
Над входом изображено Благовещение, показанное как совершающееся в открытой лоджии. Художник демонстрирует свое видение заново открытых законов перспективы, еще не совсем правильно понимая их. Бог Отец появляется в тондо вверху в центре. Необычно, что модель, позировавшая для фигуры Богоматери, была весьма привлекательной блондинкой и, похоже, послужила также моделью и для изображений Святой Екатерины внутри часовни.
На левой входной опоре изображен Святой Кристофер, держащий на плече Младенца Христа, который, в свою очередь, держит мир. На архивольте готической входной арки — двенадцать апостолов, а на своде — евангелисты и Учителя Церкви.
Алтарная стена несет на себе изображение Распятия, являющееся центральной частью всей художественной композиции. Фреска находится не в очень хорошем состоянии и изуродована в двух местах. Пустое пятно слева отмечает местонахождение скинии, а справа внизу — длинного эпиграфа в честь кардинала Бенедетто Наро. Последний акт вандализма произошел здесь в 1832 году.
На левой стене представлены сцены из жизни Святой Екатерины. Вверху слева святая обсуждает Христианство с императором Максенцием в языческом храме. Она одета в голубое платье и указывает на идола на колонне. Следующая сцена показывает ее обращающей жену императора (полностью вымышленное событие) и обезглавливание последней. Ниже слева святая обращает группу римских философов при председательствующем императоре, который после этого сжигает их. Здесь святая одета в черное. В середине святую мучают колесованием (так называемые колеса Екатерины), и ангел разрушает колеса. Заключительная сцена — обезглавливание святой. Гора справа на этой сцене — это Синай, куда, по легенде, чудесным образом было перенесено ее тело.
Фрески правой стены представляют сцены из жизни Святого Амвросия Миланского, хотя до последней реставрации их относили к Святому Клименту. Переустановка центрального окна и повышение влажности серьезно повредили этот цикл. Вверху слева Святого Амвросия в детстве посещает пчелиный рой, от которого пытается отмахнуться его нянька. Эта легенда была намеком на его дальнейшую сладкоречивость. Справа вверху показано его избрание в епископы, когда ребенок кричал из зала: «Амвросия в епископы!». Слева внизу святой и его спутники покидают дом злого богача в момент поглощения его землей. Внизу в центре — комната святого для учения (эта сцена сильно повреждена), а справа — смертное ложе.
Часовня была построена по заказу кардинала Бранда да Кастильоне, важного покровителя искусств того времени. После долгого забвения, приведшего к повреждению фресок, ее несколько раз реставрировали и в процессе работ обнаружили две синопии Мазолино. Одна из них относится к Распятию, а другая к обезглавливанию Святой Екатерины. Сейчас они выставлены на обозрение за пределами часовни.
В конце левого придела расположена часовня Богоматери Розария, поклонение которой принесли доминиканцы. Она же является часовней Святого Причастия и под алтарем здесь хранятся мощи Святого Сервулуса. Алтарный образ, выполненный Себастьяно Конкой, содержит изображение Богоматери Розария со святыми Домиником и Екатериной Сиенской. Здесь же находится картина Джакопо Цукки с изображением Богоматери со Святым Младенцем и младенцем Иоанном Крестителем. Стиль картины не каждому по вкусу (толстые мальчики в обнаженном виде не в почете у религиозной иконографии), но ее исполнение очень хорошее.
Рядом с часовней расположено несколько памятников. Наиболее значительный принадлежит кардиналу Джакопо Антонио Венье, умершему в 1479 году. Он включает в себя две колонны из скинии 6 века, заказанной будущим папой Иоанном II. Другие памятники принадлежат Висконте Бартоломео ди Бастеро и его жене (скульптор — Гаэтано Форливезе, 1874 год), а также Пьетро Сальвати (скульптор — Фолиньо, 1628 год).
Часовня в конце правого придела посвящена Святому Иоанну Крестителю. В качестве алтарного образа в ней используется статуя 16 века, приписываемая Симоне Джини. Сам алтарь современный, поскольку часовня недавно восстанавливалась. Здесь есть остатки поврежденных фресок.
Рядом с часовней находятся два погребальных памятника 15 века. Они принадлежат Джованни Франческо Брусати (скульптор — Луиджи Каппони, 1485 год) и кардиналу Бартоломео Роверелле (скульптор — Андреа Бреньо, 1476 год). Детали последнего, включая Богоматерь с ангелами и Вечного Отца, выполнены Джованни Далматой.
В начале правого придела, на месте средневековой колокольни, находится маленькая часовня Святого Доминика. Она содержит три картины со сценами из жизни святого, приписываемые Конке.
Рядом с часовней Святого Доминика, за дверью в правом приделе, находится магазин. Он занимает помещение бывшей ризницы. Базилика зависит от доходов своего магазина, так что постарайтесь что-нибудь купить.
Снаружи правого придела расположена внешняя часовня святых Кирилла и Мефодия, апостолов славян и покровителей Европы. Мощи Святого Кирилла, вероятно, были помещены в нижнюю церковь после его смерти в 869 году (Мефодий умер в другом месте) и не были перенесены в восстановленную базилику, поскольку тогда он не считался святым. Этот статус ему присвоили в Риме вместе с Мефодием в 1880 году. Часовня пользуется популярностью у паломников, особенно из восточной Европы, поскольку Святой Кирилл считается изобретателем кириллицы, хотя, на самом деле, изобрел он глаголицу.
Отделка часовни датируется 1888 годом, после ее посвящения двум святым, по указанию епископа Йосипа Штросмайера. Большой фресочный алтарный образ Святой Климент Представляет Святых Кирилла и Мефодия Христу, а также настенные фрески со сценами из их жизни выполнены художником Новелли. Снаружи входа расположен памятник Теодоро Рамсдену и его жене работы Форливезе 1874 года. Они были английскими экспатриантами, проживавшими в Риме.
Часть 1. История
Часть 2. Экстерьер
Часть 3. Интерьер.
Часть 4. Часовни.
Часть 5. Подземные сооружения.