Базилика Санта Мария ин Арачели

Санта Мария ин Арачели (Basilica di Santa Maria in Aracoeli) церковь Святой Марии Жертвенника Небесного. Это малая базилика, основанная в 13 веке как монастырская церковь и находящаяся на самой вершине Капитолия. Посвящена Пресвятой Деве Марии.

 

базилика
санта мария ин арачели

Место, на котором стоит церковь, рассматривалось древними римлянами, как место первого поселения их будущего города. Традиция, бывшая очень старой уже в те дни, утверждала, что это поселение называлось Сатурния, в честь своего основателя Сатурна. Главное поселение латинов в раннем железном веке, около 1000 года до н.э., находилось в Альбанских горах, а Рим был периферийным укреплением, основанным, вероятно, для контроля брода через Тибр (там, где сейчас находится мост Ponte Palatino).

На самом деле, Капитолий — изолированный холм, являющийся ядром потухшего вулкана, с двумя вершинами, с которых просматривается брод. Более высокая вершина называлась, собственно, Капитолий, а менее — Arx (Крепость). На последней и находится церковь.

На высокой вершине стоял главный храм города — храм Юпитера Капитолийского — с тремя статуями, изображавшими самого Юпитера, его жену Юнону и их дочь Минерву, богиню мудрости. Но у Минервы был и собственный храм, стоявший на вершине пониже, — храм Юноны-Монеты (Юноны Предостерегающей). В храме совершались жертвоприношения, а жертвенными животными были гуси. Именно эти гуси по легенде спасли Рим от захвата Капитолия галлами, разбудив своим гоготом спящую стражу. Здесь чеканились первые римские деньги, откуда и пошло слово «монета». Именно этот храм стал основанием сегодняшней церкви. Он был построен в 345 году до н.э., но раскопки показали, что и у него был предшественник.

базилика средневековье
Джованни Антонио Канале. Капитолийская площадь в Риме. 1749 год

Никаких лестниц для подъема на холм со стороны Piazza Aracoeli в те времена не было. На холм вела дорога Clivus Capitolinus (Капитолийский Спуск), начинавшаяся от арки Септимия Севера, поднимавшаяся по склону холма мимо храма Сатурна и резко сворачивавшая вправо к храму Юпитера. Во время землетрясения 847 года эта сторона холма разрушилась и дорога была уничтожена. Считается, что в это время церковь уже стояла на вершине. Доступ к ней осуществлялся по лестнице Scalae Gemoniae от храма Конкордии в верхней части Форума.

Исторические корни церкви неизвестны. Однако средневековая легенда, упомянутая в Mirabilia Urbis, составленном в 1140 году, но сама, возможно, относящаяся к 8 веку, дает объяснение имени церкви. В ней говорится о том, что во времена правления Августа сенаторы задумали возвести первый храм в честь императора. Август решил узнать, угодно ли это воле богов, и отправился на Капитолий, чтобы принести в жертву двух голубей. На пути он встретил прорицательницу сивиллу, которая, выйдя из транса, повернулась к нему и возвестила свое пророчество о истинном боге, чье рождение она увидела — «Посмотри! Вот Он, истинный Бог, рожденный от Бога, которому вскоре будут поклоняться на холмах Рима!». Руки императора ослабли и голуби улетели. После этого Август запретил строить в честь себя храм, но приказал установить на месте видения алтарь — Жертвенник Небесный.

По этой причине сивиллы рассматривались в средние века, как пророки Христа среди язычников, и их изображения присутствуют в нескольких церквях, включая Сикстинскую Капеллу.

Алтарь, установленный Августом, имел надпись «Noscas quod Caesar tunc struxit Octavianus hanc ara, celi sacra proles cum patet ei» (Вы знаете, что тогда Цезарь Октавиан установил этот алтарь, когда сын Неба был представлен ему). Невежественные люди могли соединить слова ara (алтарь) и celi (небесный) вместе. Первое задокументированное упоминание названия Санта Мария ин Арачели относится к 1323 году.

В 6 веке здесь, на античных руинах, построили свой монастырь греческие (византийские) монахи, бежавшие в Рим от мусульманских завоевателей. Нынешняя же базилика берет свое начало в 10 веке. Она была построена бенедиктинцами из обломков античных зданий и носила название Санта Мария ин Капитолио. О ее монастырских зданиях ничего не известно, но по поводу самой церки существует согласие в том, что она была ориентирована с юга на север, а ее фасад находился на том месте, где сейчас стоит Палаццо Нуово. Главный алтарь находился на месте нынешней часовни Святой Елены.

Во времена средневековья базилика выполняла еще и функции Форума — здесь проходили народные собрания, провозглашались законы, назначались встречи.

К концу 12 века бенедиктинцы Рима оказались настолько коррумпированы, что были лишены своей собственности. А в 13 веке храм передали францисканскому ордену, который в 1250 году начал реконструкцию и расширение сооружения по проекту архитектора Арнольфо ди Камбьо в соответствии с романским и готическим стилями. Новое освящение было проведено в 1268 году, хотя работы над интерьером продолжались до 1300 года. Они проводились под патронажем семьи Савелли, получившей большую погребальную часовню в трансепте. Для решения проблем с финансированием монахи стали привлекать богатых людей к строительству боковых часовен, множество которых можно увидеть сегодня.

лестницаВ 1347 году в отсутствие пап, живших в это время в Авиньоне, власть в Риме захватил Кола ди Риенцо. Победив дворянство, он объявил себя Трибуном и Освободителем Священной Римской Республики. В 1348 году в благодарность Мадонне за избавление Рима от чумы по его приказу была построена лестница, ведущая к базилике от подножия холма. Проект этой широкой, состоящей из 124 ступеней лестницы, принадлежит архитектору Лоренцо Симоне Андреоцци. Оплачено строительство было простыми жителями города. Вскоре дела трибуна пошли плохо, и он был вынужден скрыться из города, не дождавшись окончания строительства. Через шесть лет он вернулся, был схвачен и казнен у подножия лестницы. В саду справа есть его небольшая статуя. Впоследствии, здесь продолжали казнить осужденных преступников.

Спустя некоторое время возникла легенда, согласно которой подъем по этой лестнице на коленях ведет к прощению всех прегрешений, а бесплодным женщинам дает возможность вымолить ребенка. Желающие же выиграть в лотерею должны проделать этот путь в полночь, моля Святую Деву о выигрыше.

санта мария ин арачели
Ван Хеемскерк, 1532

В 1464 году была проведена реставрация начавших приходить в плохое состояние церковных стен. Между 1534 и 1549 годами были добавлены ризница и современная колокольня. Оригинальная колокольня 13 века, находившаяся над нынешним боковым входом, была разрушена. В 1565 году была снесена апсида, а на ее месте возведены хоры, так же находящиеся позади главного алтаря. В 1575 году главный неф получил великолепный резной потолок в честь победы объединенного итальянского флота на турками в битве при Лепанто.

санта мария ин арачели
Неизвестный автор, 1561

В 1686 году оригинальные готические окна верхних стен нефа заменили на прямоугольные. В 18 веке францисканцы добавили ряд украшений, соответствующих их ордену, включая восстановленный в 1723 году главный алтарь и несколько боковых алтарей своих святых.

Джованни Баттиста Пиранези, 1761

В 1797 году, во время французского вторжения, церковь была осквернена использованием ее в качестве конюшни для кавалерии. Копытами лошадей был поврежден пол, а несколько часовен — разграблены. Монастырь был закрыт до 1815 года. А в 1873 году его конфисковало итальянское правительство, превратив в казарму для городской полиции.

Несмотря на древность монастырских зданий, относящихся в основном к 13 веку, в 1885 году они были снесены, чтобы освободить место памятнику Витторио Эмануэле II, открытому в 1911 году и занимающему сейчас северный край холма. Этот проект, по-счастью, не затронул саму церковь Санта Мария ин Арачели.

Настоящая трагедия произошла в 1994 году, когда, несмотря на серьезную охрану, была украдена святая реликвия — фигурка Младенца Христа (Santo Bambino или Bambino Gesu), вырезанная из дерева оливы, произраставшего в Гефсиманском саду. В документах 1581 года упоминается о ее освящении в водах Иордана. Статуя была украшена записками с просьбами об исцелении сть предание, что при обращении к ней неизлечимо больного губы фигурки Иисуса оставались бледными, а если же исцеление было возможно, губы младенца краснели). Сейчас на ее месте установлена копия. Тем не менее Святому Младенцу до сих пор шлют письма со всего мира. Адрес простой — Roma, Bambino.

санта мария ин арачелиВ плане Санта Мария ин Арачели — типичная базилика. Она имеет центральный неф, состоящий из 12 секций, два боковых нефа, трансепт и святилище с хором. Три покрытых черепицей крыши центрального нефа, трансепта и святилища образуют латинский крест. Боковые часовни имеют свои отдельные крыши. Их девять по левой стороне, примерно одинакового размера, и они не совпадают с секциями нефа. Часовен правой стороны — восемь, а место девятой занимает вестибюль бокового входа. Четвертая, пятая и шестая имеют свои апсиды. Их размеры различны, и четвертая — самая большая.

Еще одна пара внешних часовен (№№ 12 и 14 на плане) обрамляет святилище. Причем к правой пристроена еще одна (15). Магазин, ризница и часовня Святого Младенца вынесены за левый конец трансепта. Над последней часовней левой стороны есть помещение, а между ним и крышей трансепта установлена колокольня 1537 года. Она имеет вид двух очень высоких кирпичных арок с треугольным фронтоном, в котором есть отверстие с круглым верхом. Колокола датируются 1566, 1595, 1615 и 1719 годами.

Стены церкви сложены из найденного поблизости античного кирпича. Если подойти к левому концу трансепта, внизу наружной стены можно заметить туфовую кладку. Видимо, это остатки прежней бенедиктинской церкви.

Внушительная лестница 1348 года имеет 124 мраморные ступени. Этот мрамор был снят с античных зданий, и на некоторых плитах можно найти следы резьбы. Лестница была традиционным местом политических дискуссий, а бедные паломники часто ночевали на ней. Маленький садик справа существует здесь с того времени, когда Микеланджело создавал Капитолийскую площадь (конец 16 века).

Фасад Санта Мария ин Арачели сложен в 13 веке из кирпича, собранного в различных античных зданиях. Он так и не был закончен в соответствии с первоначальными планами, не предполагавшими оставлять голый кирпич. Попытки закончить работу продолжались вплоть до середины 19 века. Сейчас мы по-прежнему имеем базовую кирпичную кладку с отверстиями для строительных лесов.

санта мария ин арачелиФасад имеет три входа с двумя круглыми окнами над меньшими боковыми. Его часть, находящаяся над этими окнами, является ложной. Это просто стена, скрывающая крыши боковых нефов. В центре находится прямоугольная ниша, содержащая необычное окно в форме сердца.

На вершине фасада — необычный карниз в виде горизонтальной стены с изогнутыми наружу краями, содержащей округлое окно, освещающее чердак над потолком нефа. Причина такой изогнутости краев заключается в том, что раньше здесь была мозаика и ее вид не должен был искажаться при взгляде на нее с вершины лестницы. От мозаики остались лишь несколько небольших фрагментов, но видевший ее в 16 веке Бенвеннуто Челлини считал, что она была выполнена Якопо Торрити. Темой мозаики был Сон Папы Иннокентия III, история о том, что сон уверил папу в правильности зарождающегося в конце 12 века францисканского движения, находящегося в опасности быть обвиненным в ереси.

Главный вход украшен полукруглой аркой со следами фрески 1465 года в тимпане. Боковые входы имеют готические тимпаны с двумя евангелистами на мраморных барельефах 16 века. Справа — Святой Матфей, слева — Святой Иоанн.

В отверстии карниза в 1412 году были установлены часы — главный хронометр города. Их обслуживали два человека, Moderatores Horologi, следящие за правильностью показаний. Проблема заключалась в том, что до 19 века в Риме сохранялась античная форма представления времени, при которой день и ночь делились на отрезки по 12 «часов». Очевидно, что продолжительность дня менялась в течение года, и часы должны были ежедневно переводиться. Возможно, по причине такого частого вмешательства часы вышли из строя. В 1806 году они были демонтированы.

Боковой вход в Санта Мария ин Арачели со стороны Капитолийской площади, с правой стороны церкви, находится за Палаццо Нуово и доступен через короткую лестницу. Он выполнен в том же стиле, что и центральный. В люнете его арки находится мозаика Мадонна и Два Ангела работы или Якопо Торрити, или школы Пьетро Каваллини. Над входом можно увидеть остатки оригинальной средневековой колокольни.

санта мария ин арачелиЧтобы добраться до этого входа с площади, нужно пойти вверх по лестнице, а затем повернуть налево за обратной стороной Палаццо Нуово. Наверху лестницы находится лоджия со скатной крышей и аркадой из трех арок, разделенных дорическими пилястрами. Это вход в монастырь, единственная оставшаяся от него часть.

санта мария ин арачелиТело церкви состоит из центрального нефа и двух боковых. Двадцать две античные колонны в аркадах были взяты из различных древних зданий и представляют собой смесь стилей и материалов. Их капители также различны. Есть и дорические, и ионические, и коринфские, и композитные. Различаются колонны и по длине — часть стоит на базах, часть не имеет никаких оснований. Третья колонна с левой стороны имеет высеченную надпись E CUBICULO AUG[USTORUM], означающую, что она была взята из одной из спален (cubicula) какого-то императорского дворца.

Пол представляет собой восхитительную смесь Косматеско и большого количества могильных плит. При вставке плит куски Косматеско иногда перекладывались совершенно бессистемно, но и другие части пола выглядят весьма запутанно.

интерьерНад аркадами расположена пара антаблементов с карнизами, защищенными металлическими оградами и образующими два очень узких прохода, встречающихся под окном обратной стороны фасада. Над каждой колонной под антаблементом находятся эллиптические фрески с изображениями францисканских святых. Их, соответственно, двадцать две, и они выполнены одним из монахов по имени Умиле да Фолиньо.

Между окон центрального нефа расположены большие прямоугольные фрески со сценами из жизни Богоматери, Царя Давида и пророка Исайи, выполненные Умиле, а также Джованни Одацци и Джузеппе Пассери. Стиль этих фресок очень живой и притягивающий взгляд.

санта мария ин арачелиКессонированный позолоченный деревянный потолок, один из шедевров Санта Мария ин Арачели, увековечил Битву при Лепанто (1571 год). Одним из адмиралов в этой битве был Маркантонио Колонна, командующий папским контингентом и получивший триумфальное шествие, закончившееся у этой церкви. В центральном кессоне находится деревянный рельеф, изображающий Богородицу с Младенцем и окруженный по главной оси парой городских гербов (SPQR). В боковых кессонах показаны боевые трофеи, в том числе клювы галер. Резьба по дереву очень сложная, окрашенная в синий, красный, зеленый и золотой цвета.

санта мария ин арачели

Потолок трансепта соответствует потолку нефа. Боковые нефы имеют не декорированные бочкообразные своды со стрельчатыми арками.

санта мария ин арачелиЧетвертая колонна по левой стороне украшена фреской с изображением Мадонны и Младенца, считающейся работой художника 15 века из Сиены. Эта фреска привлекла к себе множество молящихся и, как следствие, в начале 18 века здесь была устроена небольшая часовня путем добавления алтаря и невысокой ограждающей баллюстрады. Часовня получила название Часовни Богоматери, Убежища Грешных. Архитектор — Джероламо Фаби.

Алтарь напротив был создан этим же архитектором. Он посвящен Святому Джеймсу Маркскому из реформированного ордена францисканцев 15 века, канонизированному в 1726 году. Автор алтаря 18 века неизвестен. Малоизвестен и сам святой.

Стена над входом с внутренней стороны фасада украшена огромным доминирующим гипсовым свитком, поддерживаемым двумя ангелами, под окном со сложным обрамлением с папской тиарой и ключами, а также витражом с пчелами семьи Барберини. Надпись, датируемая 1634 годом превозносит папу Урбана III Барберини. Разработка этой декорации приписывается Бернини, а исполнение — Семини. Последнему также принадлежат три монументальных панели ниже, восхваляющих Карло Барберини, племянника папы.

санта мария ин арачелиСлева от входа находится памятник архидиакону Джованни Кривелли, приписываемый Донателло. Надгробие предназначалось для установки в пол, но в 1881 году было вмонтировано в стену. Оно было создано между 1432 и 1433 годами, так что люди ходили по нему почти 450 лет, что привело к видимому износу плиты. С этой же стороны установлен большой памятник кардиналу Луису дАльбрету, умершему в 1465 году, прекрасно выполненный скульптором Андреа Бреньо.

Справа от входной двери — игривый ренессансный памятник астроному Людовико Грато Марджани, умершему в 1531 году. Это работа школы Андреа Сансовино. С этой же стороны расположены памятники Джулио Кастроветере (1588) и Пьетро Аллио ди Аллису (1312).

Трансепт структурно отличается от нефа. Вход в него оформлен триумфальной аркой. Потолок здесь также хорош, как и в нефе, но при осмотре часто упускается из виду. Его центральный кессон содержит деревянный рельеф со Святым Франциском во Славе с херувимами.

Екатерина Боснийская

На внутренних сторонах столбов триумфальной арки можно увидеть два амвона в стиле Косматеско, созданных около 1200 года и, следовательно, принадлежавших предыдущей бенедиктинской церкви. Над правым амвоном находится маленькая фреска работы Джованни де Веччи, показывающая икону Богоматери Арачели, которую несут по городу в процессии, возглавляемой папой Григорием Великим (590 — 604), во время эпидемии чумы. Над левым — памятник Екатерине, королеве Боснии (1478).

Пол Косматеско имеет два огромных порфировых медальона, отпиленных от античной колонны очень высокого статуса. В левый врезана могильная плита в барочном стиле, и оба сильно потресканы. Во время постройки хора пор был перестелен.

Святилище Санта Мария ин Арачели не относится к средневековью. Первоначально на его месте располагалась апсида с раковиной, в которой находилась мозаика Пьетро Каваллини, изображавшая легенду о Небесном Алтаре (Ara Coeli) и видении императора. Однако монахи хотели иметь свой хор за алтарем, а не в трансепте или нефе, и апсида была разрушена и в 1565 году заменена совмещенными святилищем и хором, прямоугольными в плане.

Современный главный алтарь относится к 1723 году. Сооружение в стиле позднего барокко необычно тем, что не имеет каких-либо пилястр или колонн, но украшено парой позолоченных гипсовых ангелов на урезанном треугольном фронтоне, поклоняющихся францисканской версии монограммы Иисуса в позолоченном ореоле.

алтарьЗдесь находится икона Мадонна с Младенцем, выполненная в Византийском стиле и известная как Мадонна дАрачели. Она выполнена на буковой доске и ориентировочно датируется 10 веком. Тем не менее, некоторые ученые утверждают, что икона старше и может относиться к 6 веку. Они связывают ее с греческими монахами, построившими здесь первую церковь. Вероятно, икона была частью большей работы, такой как иконостас или триптих, поскольку положение рук Богоматери указывает на недостающее представление Христа.

санта мария ин арачелиСогласно вышеупомянутой легенде, именно с этой иконой Святой Григорий Великий ходил по улицам Рима во время эпидемии чумы. Во время Черной Смерти 1348 года поступили точно так же. Короткая продолжительность этой вспышки чумы была приписана заступничеству Богоматери Арачели и горожане, в благодарность за избавление от смерти, собрали деньги на постройку лестницы.

Икона была коронована в 1636 году, но в 1797 году корону украли французские войска. Новую корону добавили в 1938-м. Сейчас она на реставрации, а традиция украшать древние иконы коронами с драгоценными камнями потеряла свою популярность.

Позади алтаря расположен хор, недоступный для посетителей. В нем довольно неудачно громоздится церковный орган. Впервые орган установили здесь в 1848 году, но нынешний инструмент относится к 1926 году. К хору ведут две двери, окруженные бюстами святых Петра и Павла, а также большими статуями святых Бернардина и Антония.

Свод украшен фреской Богоматери, почитаемой ангелами, работы Николо Мартинелли. На боковых панелях — император Август и Тибуртинская Сивилла, как намек на мозаику апсиды, разрушенной при постройке хора. У левой стены расположен памятник Джованни Баттисте Савелли работы Андреа Бреньо 1498 года. На картинах изображены Святой Франциск и Пресвятой Иоанн дель Прадо. Это работы Одоардо Вичинелли и Франческо Бертази, соответственно. Иоанн дель Прадо был замучен в Марракеше в 1631 году, когда проводил службу для христианских рабов.

Боковые часовни описываются по порядку против часовой стрелки начиная справа от главного входа.

Первая справа часовня (25) посвящена Святому Бернардину Сиенскому и больше известна как часовня Буфалини, по имени своих первых патронов. Стены часовни покрыты фресками с изображениями святого работы Бернардино Пинтуриччио 1485 года. Святой помог погасить вражду между кланами Буфалини Читта ди Кастелло и Бальони Перуджинскими. В благодарность Николо Буфалини построил часовню после канонизации святого в 1450 году. Святой был также покровителем Пинтуриччио и работа последнего — тоже знак благодарности своему патрону. Эти фрески, возможно, лучшие в церкви.

На правой стене — сцены из жизни святого, на левой — Похороны Святого Бернардина, шедевр художника. Фреска скошена вправо для просмотра зрителем снаружи часовни. Пинтуриччио явно наслаждался демонстрацией своего понимания новой техники перспективы, а также рисовал вполне реальных людей. Сам Никколо — пожилой человек в желтом слева. В отдалении — душу святого забирают на Небеса. На заднем плане происходит ряд странных вещей, в том числе коррида.

санта мария ин арачелиФреска алтаря — элемент старой кампании францисканцев. Святой был неутомимым проповедником, сосредоточившимся на Имени Иисуса, и всегда носил знамя с буквами IHS, производными от греческого IHΣYΣ ( в церкви все еще хранится то, оригинальное, знамя). Превознесение имени было новым учением и францисканцы надеялись, что его популярность позволит объявить святого Отцом Церкви. Этого не произошло, но желания повлияли на фреску — слева изображен Святой Августин, а справа показан Святой Антоний Падуанский, Отцы Церкви. Святой Бернардин держит открытую книгу (атрибут Отца), в которой написано Pater, manifestavi nomen tuum omnibus (Отец, я делаю твое имя известным каждому). Фрески были восстановлены Винченцо Камуччини после повреждения их влагой.

санта мария ин арачели
Пинтуриччио. Житие святого Бернардина Сиенского. Фрагмент

Роспись потолка фресками евангелистов также принадлежит Пинтуриччио. Пол Косматеско очень хорош, но является восстановленным. К нему добавлена надпись вокруг центральной розетки: Riposo alla memoria dei trapassati Mar[c]h[e]si Origo. После семьи Буфалини патронами часовни стали Манчини, а за ними — Ориджо. Снаружи часовни находится памятник Джоаккино Ориджо, 1865 года, генералу папской армии в последние дни папского правления в Риме.

Вторая справа часовня (24) посвящена Богоматери Печалей и называется Часовней Пьеты. Алтарный образ 16 века создан Марко де Пино. Здесь находятся памятники Туччиа Колонна 1500 года и Паоло Маттеи 1590 года. Фрески на стенах принадлежат Кристофоро Ронкалли и изображают Снятие с Креста слева, Погребение справа и Гефсиманский Сад на потолке. В полу снаружи часовни — несколько могильных плит 15 века.

санта мария ин арачели
Григорий XIII

Между второй и третьей часовнями установлена гигантская статуя папы Григория XIII работы Пьетро Паоло Оливьери 1585 года. Раньше она стояла в холле Палаццо Консерваторов, но после падения папского правительства в 1872 году была выброшена и нашла свое место здесь.

Третья справа часовня (23) была посвящена Святому Иерониму и называется Часовня Дельфини. Картины здесь созданы Джованни де Векки. Алтарный образ представляет святого как отшельника в своей пещере в сирийской пустыне. Он же появляется в левом люнете в компании льва. На обеих картинах он держит камень, которым бьет себя в грудь, чтобы отогнать грязные мысли.

Памятники у стен посвящены Марио Дельфини (1584) и Джентиле Дельфини (1559). Фрески вокруг них изображают францисканских святых и ученых. В 18 веке часовню перепосвятили Святому Бонавентуре, а в 1875 году отреставрировали. Алтарный образ святого был создан Францем фон Роденом и помещен над образом Святого Иеронима. Возможно к счастью, работу Родена украли и алтарь предстал в плохом состоянии, после чего был хорошо отреставрирован.

Часовня Распятия, четвертая справа (22), является самой большой из боковых и имеет собственную апсиду с парой окон. Здесь находится деревянное распятие, вырезанное францисканцем Винченцо да Бассиано в 17 веке. Изображение Преображения Господня, расположенное на правой стене, принадлежит Джироламо Сициоланте да Сермонета и раньше находилось в ризнице.

Пятая справа часовня (21) посвящена Святому Матфею Евангелисту. Это часовня семьи Маттеи. Ее разработкой по поручению Кириако Маттеи в 1580 году занимался Чезаре Неббиа. Декорации были закончены Якопо дель Дукой в 1589-м. В 1686-м Томмазо Маттеи провел реставрацию. Алтарный образ с изображением святого с Мадонной и Младенцем выполнен Джироламо Муциано и значительно переработан Бонавентурой Джиованелли в конце 17 века. Раньше на месте этой часовни был боковой вход в церковь.

Шестая справа часовня (20) посвящена Святому Петру Алькантрийскому, испанскому реформатору францисканского ордена 16 века. Он запрещал своим последователям носить любую обувь и иметь собственные библиотеки, но был известным духовным лидером и другом Святой Терезы Авильской. Алтарь часовни имеет нишу для реликвий с решеткой и, предположительно, содержит его останки.

Дизайн часовни принадлежит Джовану Баттисте Контини, вдохновленному, по-видимому, работой Бернини над часовней Раймонди в Сан Пьетро ин Монторио, и относится к 1684 году. Скульптура алтаря, находящегося в апсиде, освещенная из окна, создана Микеле Маилле и показывает святого в экстазе. Фрески на потолке выполнены Маркантонио Наполетано, а лепнина — Франческо Каваллини в 1682 году. На главной фреске — апофеоз святого.

Седьмая по правой стороне часовня (19) посвящена Святому Диего из Алькалы, испанскому францисканскому брату 15 века, получившему известность в Риме, ухаживая за больными, находящимися в монастыре. Город Сан Диего в Калифорнии назван в его честь. Эта часовня принадлежала семье Ченчи и была посвящена Святому Лаврентию, но в 1597 году была выкуплена францисканцами, перестроена и перепосвящена.

Микеле Антонио ди Салюццо

Алтарный образ святого выполнен Джованни де Векки, а фрески на стенах — Веспасиано Страда. На одной изображен святой, дающий милостыню, на другой — излечивающий сумасшедшую. На фронтальной панели алтаря — рельефная скульптура святого из белого мрамора. Снаружи часовни расположен памятник Микеле Антонио ди Салюццо, погибшего в бою в 1529 году, выполненный Джованни Антонио Досио в 1575 году.

Далее по правой стороне располагается вестибюль бокового входа (18) Санта Мария ин Арачели. Здесь находится памятник Пьетро Манци де Вичентини, епископу Чезены, работы Андреа Сансовино 1504 года. Здесь же есть надгробие Чеччино Брачи, умершего в 1545 году. Надгробие создано Пьетро Урбано по дизайну Микеланджело.

Далее находится восьмая, и последняя по правой стороне нефа, часовня (17) посвященная святым Лаврентию Бриндизийскому и Паскуалю Байлону. Часовня имела алтарный образ работы Винченцо Витториа и роспись стен сценами из жизни Святого Паскуаля работы Даниэля Сейтера в стиле Караваджо. Это была погребальная часовня семейства Бузи с памятниками 17 и 18 веков, посвященными их семейству. Тем не менее, она была очищена, чтобы приспособиться к очень важному открытию, сделанному во время ремонта в конце 20 века.

Сейчас здесь находятся фрагменты фресок, приписываемых Пьетро Каваллини или Якопо Торрити, редкого примера так называемой «романской натуралистической» школы периода около 1300 года. На этом примере можно увидеть переход от иератического и византийского стилей к стилю маньеризма эпохи Ренессанса. Фреска алтаря — Мадонна с Младенцем между святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом. На стенах — поврежденные изображения зданий и Христа между Двух Ангелов.

санта мария ин арачелиНедостатком этой реконструкции является то, что алтарная фреска оказалась на открытой кирпичной кладке внутри барочного алтаря, что выглядит глупо. Над алтарем, в его фронтоне, есть еще одна фреска с изображением Святого Лаврентия Бриндизийского. На лицевой части алтаря изображен Святой Паскуаль. Потолок оформлен Карло Стангеллини. Лепнина — работы Каваллини. Снаружи часовни — пилястр с памятником Алессандро Камерини 1612 года.

Часовня в правом углу трансепта (16) посвящена Святому Франциску Ассизскому. Она стала погребальной часовней семьи Савелли , когда, к концу 13 века, ее украсил Лука Савелли. Его надгробие находится слева и приписывается Арнольфо ди Камбио (1287). Это передняя часть древнего языческого саркофага с замысловатой резьбой, на который помещена гробница, украшенная работой косматеско.

Напротив находится надгробие жены Луки, Ваны Альдобрандески (1288). Их сыном был папа Гонорий IV (1285-1287), останки которого в 16 веке были извлечены из гробницы в старом Соборе Святого Петра и перемещены сюда, к матери. К сожалению, в 1728 году готические навесы обоих надгробий были заменены плохо исполненными горизонтальными перемычками.

санта мария ин арачели
Надгробия Луки Савелли (слева) и Ваны Альдобрандески (справа)

Гробница Ваны получила подкладочную плиту из желтого сиенского мрамора неправильного размера. Что было потеряно после этого акта вандализма можно увидеть на примере надгробия Акваспарта в противоположном конце трансепта. Остальные семейные надгробия в часовне принадлежат Антонио, Мабилии, еще одному Луке и Пандольфо с дочерью.

Алтарный образ очень большой, как и подобает святому. Он выполнен Франческо Тревизани в 17 веке и изображает Святого Франциска в Экстазе, в Присутствии Ангелов. На потолке сохранились остатки фресок школы Каваллини. Здесь же находится захоронение Брата Джунипера, сподвижника Святого Франциска, останки которого были перенесены сюда в 1956 году. Это современный памятник из желтого и серого мрамора с парой бронзовых ангелов.

В часовне справа от святилища (14) находится Святое Причастие. Здесь место для приватной молитвы (отнеситесь к этому с уважением). Алтарный образ — статуя Непорочное Зачатие. Первоначально часовня посвящалась Святому Михаилу Архангелу, затем — Святому Франциску Римскому и, наконец, — Святому Франсису Солано, францисканскому миссионеру, умершему в Перу в 1610 году.

Часовня богато украшена бронзовыми подсвечниками, алебастровыми пилястрами и цоколями, а так же многоцветной мраморной баллюстрадой. Архитектором был Антонио Жерарди. Ему же принадлежат рисунок в левом люнете Смерть Святого Франсиса Солано и две небольшие панели на потолке апсиды со сценами из жизни святого. Остальные фрески выполнены Джузеппе Гецци.

В центре передней части алтаря изображен монах, играющий на гитаре. Существует городская легенда, что высокопоставленный член Братства Святого Пия Х заметил изображение и кисло сказал, что это было пророчество об отвратительных народных мессах в сопровождении гитары, распространенных францисканцами в 1970-х годах.

Необычно, но эта часовня имеет «свою» боковую восьмиугольную часовню с правой стороны (15). Она посвящена Святой Розе из Витербо, мистику 13 века. Часовня была спроектирована Стангеллини, но перестроена в конце 17 века. Картины принадлежат Паскуале де Росси, кроме одной анонимной работы изображающей Чудо Святой Розы. Четыре работы Росси это — Святая Роза Излечивает Слепоту Деликаты, Святая Роза Проповедует под Покровительством Папы, Святая Роза Превращает Хлеб в Розы и Святая Роза Возносится на Небеса.

Сокровищем часовни является маленькая мозаика 13 века Богородица на Троне Между Святым Иоанном Крестителем и Святым Франциском. Автором может быть Каваллини или Торрити.

Между часовней Святого Причастия и святилищем находится алтарь, посвященный Святому Карло Борромео, созданный в начале 17 века Антонио Пьетра. Соответствующий алтарь слева от святилища посвящен Святому Иосифу. Его автором тоже является Антонио Пьетра.

Часовня слева от святилища (12) посвящена папе Григорию Великому. Она была возведена в 14 веке для семьи Орсини, но позже стала местом погребения для семьи деКавельери, несколько из членов которой похоронены здесь. Алтарный образ показывает Богородицу, Почитаемую Святыми Григорием и Франциском. Под алтарем покоятся останки Блаженного Иоанна Триорского, францисканского миссионера, замученного в Китае в 1816 году.

Фото Renй Buursma — Wageningen NL

Дверь слева от часовни Григория Великого ведет в часовню Святого Младенца (11), в которой находится копия Santinissimo Bambinello (итал. — Благословенное Дитя). Часовня выла построена в области ризницы в конце 19 века. До этого времени Младенец хранился в ризнице и извлекался только по особым случаям и для помощи больным людям. Оригинальная статуя 15 или начала 16 века была украдена в 1994 году. По легенде она была вырезана францисканским монахом в Иерусалиме из оливкового дерева, произраставшего в Гефсиманском саду и доставлена в Рим в 1647 году. Это было не самое красивое изображение Святого Младенца, но с ним оказались связаны многочисленные чудесные исцеления тяжело больных и умирающих людей, что привело к необычайной популярности статуи в 19 веке.

Церковь получает большое количество писем на имя Святого Младенца, которые помещаются перед статуей нераспечатанными перед тем как быть сожженными. Они предназначены Младенцу, а не священникам. К сожалению, копия не так почитаема, как оригинал. Она должна совершить какие-то собственные чудеса.

За часовней Младенца расположена ризница. В ней находится копия Святого Семейства Джулио Романо. Она получила прозвище Мадонна с Котенком, поскольку на ней присутствует котенок. Оригинал хранится в Неаполе.

Мадонна с котенком

В левом конце трансепта находится весьма необычная часовня Святой Елены (10). Ее алтарь не находится у стены, а стоит свободно и представляет собой ротонду или tempietto (храм). Дело в том, что это — место оригинального алтаря Ara Coeli, построенного императором Августом. Говорят, что Святой Франциск Римский левитировал, молясь у этого алтаря.

Оригинальная ротонда была возведена в 1602 году вокруг алтаря конца 12 или начала 13 века, оставшегося с бенедиктинских времен. Здесь была помещена античная порфировая урна с мощами Святой Елены, матери императора Константина. Ее оригинальный мавзолей, сейчас разрушенный, находился на месте Санти Марчеллино е Пьетро ад Дуас Лаурос, мощи из которого были перенесены сюда в 12 веке.

санта мария ин арачелиНа самом деле ротонда так и не была закончена, а после 1798 года французы вообще разобрали ее. После восстановления папской власти восстановили и ротонду. Это был проект Пьетро Холла, завершенный в 1833 году. В 1963 году археологические исследования обнаружили, что алтарь стоит на месте древнего римского сооружения, возможно, алтаря авгуров.

Ротонда представляет собой восьмигранник с восемью коринфскими колоннами из розового мрамора, соединенных балюстрадами. Полусфера купола состоит из восьми секторов, разделенных широкими ребрами с лепными цветами, и опирается на антаблемент с выступающим карнизом с надписью на фризе, посвященной Богоматери. Внутренняя поверхность купола — кессонированная , а на вершине находится статуя Богоматери. Мотивы внешней поверхности купола — аллюзия обнаружения Святой Еленой Животворящего Креста.

Сейчас на алтаре находится полихромная статуя Святой Елены, заменившая современную скульптуру, выглядевшую как привидение. Сквозь отверстие можно увидеть переднюю часть алтаря, выполненную в технике Косматеско, с Агнцем Божьим в центре, Мадонной с Младенцем в правом верхнем углу и императором Августом в левом верхнем углу. Вокруг ротонды находятся несколько интересных памятников, в том числе надгробные плиты 14 и 15 веков, расположенные на полу. Дверь в левой стене ведет в маленький магазин.

Напротив левого столба триумфальной арки расположен алтарь из полихромного мрамора в стиле позднего Барокко с четырьмя дорическими колоннами. Это алтарь Святого Иоанна Капистрана. Фронт алтаря имеет необычную монограмму имени Иисуса с крестом и гвоздями. Над колоннами находятся три урны (одна исчезла) с изображением пламени. Хотя это выглядит как растущие грибы.

Последняя, девятая, по левой стороне нефа часовня (9) посвящена Богоматери Лоретской. Алтарный образ, выполненный Марцио Ганассини, показывает ангелов, несущих Святую Хижину из Назарета в Лорето, а Мадонна с Младенцем сидят на крыше. Алтарь имеет пару мраморных коринфских колонн, поддерживающих треугольный фронтон. Разработал часовню в 1613 году Онорио Лонги, фрески на стенах и потолке со сценами жизни Богородицы написаны Марцио ди Колантонио, а окружающий их узор, по-видимому, его отцом.

На полу снаружи часовни находится могильная плита Пьетро ди Ланте (1403). Здесь же можно увидеть памятник Феличе де Фредису (1528), который в январе 1506 года откопал знаменитую статую Лаокоона, находящуюся сейчас в музее Ватикана. На столбе между этой и следующей часовнями — мемориал с картой Восточно-Африканской империи Муссолини, после завоевания им Эфиопии.

Мемориал Феличе де Фредиса

Восьмая слева часовня (8), выстроенная в 1729 году, посвящена Святой Маргарите Кортонской. Алтарь часовни — яркий кусочек позднего Барокко, вогнутый, из полихромного мрамора с парой рифленых композитных колонн из желтого сиенского мрамора. Очень хорош пол в технике Косматеско. Алтарный образ 1823 года работы Г.Сэйлса показывает святую в экстазе. Очаровательно изображена ее собака. Настенные фрески выполнены Марко Бенефиалом. Он изобразил преображение и смерть святой. Первое событие произошло, когда она увидела труп своего возлюбленного. Принадлежавшая ему собака привела ее в лес, где она и нашла его убитым.

Седьмая слева часовня (7) посвящена Святому Михаилу Архангелу и была перестроена в 17 веке по проекту Карло Райналди. Алтарный образ неизвестного художника показывает святого, побеждающего дьявола. Работа довольно бледная, но на нее стоит посмотреть.

Шестая слева часовня (6) спроектирована в 1582 году Онорио Лонги по поручению семьи Орсини и посвящена Вознесению Христову. Алтарный образ — копия работы Муциано, фрески выполнены Иль Трометта. Здесь находятся памятники Камилло Падро Орсини и его жене, Виттории Орсини Франжипани. Бюсты выполнены Мартино Лонги Старшим, и дама выглядит весьма грозно. Снаружи, на полу, — могильная плита дворянки 14 века.

Пятая левая часовня (5) посвящена Святому Апостолу Павлу. Алтарный образ — очень плохое изображение апостола работы, якобы, Джироламо Муциано, который точно был в состоянии сделать это лучше. Фрески написаны Иль Помаранчо. Слева внизу — могила Филиппо Делла Валле.

Снаружи в полу — несколько могильных плит 15 века, а на пилястре — памятник Анне Луизе Монтойе. Она была дочерью мексиканского посла и скончалась в Риме в 1856 году в возрасте 23 лет.

Четвертая с левой стороны часовня (4) посвящена Святой Анне, матери Богородицы. Она была оборудована для семьи Чезарини в 18 веке, но перекрашена в 19 и 20 веках и до сих пор находится «в реставрации». Она полностью загорожена и, по-видимому, является церковной кладовкой. Справедливости ради, в церкви просто негде держать инструмент для уборки.

В часовне можно отметить три произведения искусства. Это алтарный образ Святое Семейство Является Блаженной Серафине Сфорца работы Франческо Тревизани, картину Франческо Бертози, изображающую Блаженного Эндрю Конти, Излечивающего Бесноватого, и памятник Винченцо и Фортунате Ланци, дизайн которого приписывается Микеланджело.

Третья слева часовня посвящена Святому Антонию Падуанскому. Она была расписана фресками Беноццо Гоццоли около 1450 года, но сейчас сохранился только фрагмент изображения Святого Антония с дарителями, служащий алтарным образом. Есть несколько интересных моментов, связанных с фреской. Во-первых, святой показан не с Младенцем Христом и лилией, как это принято сейчас, а с книгой и горящим сердцем. Книга — это намек на его мастерство в объяснении Писания, а сердце относится к Дороге в Эммаус (Евангелие от Луки, 24:32), где сердца учеников горели в них самих. Во-вторых, над фреской дано его правильное имя — Sanctus Antonius Ulixbonensis. При жизни святой был Братом Антонием Лиссабонским, по месту своего рождения, а Падуя каким-то образом умудрилась дать ему свое имя после его смерти.

В-третьих, красные тона фрески получены из киновари, или оксида ртути, очень ядовитой, а синий фон — это ультрамарин, безумно дорогой пигмент, получаемый из лазурита через сложный и утомительный процесс экстракции. Кроме того, с его использованием очень трудно получить такие однородные блоки цвета, какие демонстрирует фреска.

Потолок расписан фресками Иль Трометта с Христом, Почитаемым Воинством Небесным на куполе. На стенах — фрески школы Муциано. Эта часовня принадлежала семейству Палюцци, и бюсты, окружающие алтарь, показывают двоих из них. Справа — могила Антонио Альбертони Патрици 1509 года.

Павел III

Снаружи часовни находится памятник Фра Маттиа да СантЭустачио, относящийся к 1300 году, одно из самых ранних точных изображений францисканцев и того, во что они были одеты. Между этой и второй часовнями расположена большая статуя папы Павла III, созданная в 1563 году для Палаццо Консерваторов, но выброшенная в 1876 году, как и ее «коллега» напротив.

Вторая слева часовня посвящена Рождеству и в настоящее время фактически является не часовней, а яслями. Она открывается только на Рождество, когда Santissimo Bambino помещается в ясли на позолоченный трон. В это время здесь собирается большая толпа, особенно, когда дети приходят читать стихи. Отметить здесь можно только фреску в окулусе купола, выполненную Сермонетой и изображающую Бога Отца. Сами ясли были построены в 1833 году.

Первая слева часовня посвящена Непорочному Зачатию. Здесь на алтаре хранится позолоченный трон Bambino. Алтарный образ создан Марцио Ганассини и показывает Святых Франсиса Солано и Бонавентуру, почитающих Богоматерь. Фрески написаны Франческо Пичи в 1555 году. На куполе находятся четыре панели с ветхозаветными сценами, аллегорически показывающими Непорочное Зачатие. Это Давид и Авигея, Соломон с Царицей Савской, Соломон с Вирсавией, Эстер и Ахашвероша. Так же оформлены боковые стены и люнеты.

Через боковые двери базилики можно попасть в маленький сад. Недалеко от выхода есть розовая мраморная плита. Во времена режима Муссолини здесь был установлен памятник, посвященный погибшим во время марша 1922 года чернорубашечникам. Памятник был украшен знаками итальянских фашистов — бронзовыми секирами. После падения режима толпа опрокинула монумент и сняла с него все украшения.

Церковь Санта Мария ин Арачели открыта с 9:00 до 12:30 и с 14:30 до 18:30 летом и до 17:30 зимой.

Доступ закрыт во время месс — с 12:00 в рабочие дни.

3D – панорама

Скачать статью в формате pdf.

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Базилика Санта Мария ин Арачели: 4 комментария

  1. Трудоёмкая статья с интересным изложением, но непонятно, почему статуя папы Григория III, который ввёл григорианский календарь , приписывается в статье папе Павлу III? Может быть я что-то не знаю?

    0
    1. Григорианский календарь ввел не Григорий III, а Григорий XIII. Правда я тоже допустил в статье эту ошибку, точнее описку. Статуя Павла III — это именно статуя Павла III. Убедиться можно здесь — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Santa_Maria_in_Aracoeli;_Paul_III.JPG (На постаменте статуи все написано)

      0
    1. Совершенно не за что извиняться. В статьях не исключены ошибки, а потому лишняя проверка никогда не помешает. Здесь, например, я назвал Григория XIII Григорием III. Так что спасибо!

      0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля