Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 2. Экстерьер и интерьер

Снаружи комплекс Санти Куаттро Коронати выглядит почти как крепость, возвышающаяся над улицами с севера и запада. Его западная сторона обращена к улице Виа деи Кверчети, и именно здесь находится впечатляющая апсида церкви. Очевидно, что ее стена из красного кирпича возводилась в разные времена, и самая грубая нижняя кладка относится к 4 веку. Эта старая работа простирается справа вверх, доходя до центрального окна. Более аккуратная верхняя часть с отверстиями для строительных лесов относится ко времени папы Пасхалия II (1099-1118), за исключением небольшой области справа от центрального окна — времени папы Пасхалия I (817-824). Два видимых окна (третье заблокировали после строительства соседнего монастыря) сейчас прямоугольные, но заметно, что раньше у них были округлые вершины.

санти куаттро коронатиГрубая ограда слева от апсиды является концом правого бокового придела базилики папы Льва. Превращение придела в жилое помещение было проведено приютом в 1616 году. Построенный в 12 веке справа от апсиды монастырский блок был с тех пор значительно изменен. В юго-западном углу монастыря находится странное, диагонально расположенное сооружение, похожее на башню.

санти куаттро коронатиУлица слева от апсиды и за углом к Виа деи Санти Куаттро занята скучными коммерческими зданиями 19 века, но далее возвышается мрачный фасад старого кардинальского дворца, перестроенного в 1246 году. Приют заблокировал многие старые окна, чтобы девочки-сироты не могли выглядывать наружу, но каменные рамы остались в стенах.

Улица здесь интересна сама по себе. Это пережиток времени до 19 века, когда окрестности были сельской местностью, а узкие дороги протискивались между обнесенных стеной виноградников. Считается, что эта улица находится на месте античной Виа Тусколана, превратившейся в средневековье в ослиную тропу.

санти куаттро коронатиЕсли вы прогуливаетесь пешком, вам нужно подняться по лестничному пролету с крутой улицы. Так вы попадете на монастырскую площадь, которая сама является древним памятником. Она обнесена средневековой бордюрной стеной для придания ей надлежащего уровня и была устроена в 12 веке как место сбора. Дело в том, что в раннее средневековье вооруженные люди не допускались в сами монастыри.

Монахини этого монастыря соблюдают многовековую традицию раздачи милостыни беднякам у входа. По этой причине здесь можно встретить нищих, которые будут просить у вас денег.

санти куаттро коронатиВорота монастырского фасада довольно мрачные. Их установили в 9 веке, но несколько раз переделывали, вплоть до 17 века. Их внешний вид не спасает цвет охры и обвалившиеся куски штукатурки открывают кирпичную кладку. Продолжающаяся реставрация должна когда-нибудь дойти и до этих ворот, но пока можно заметить, что кирпичная кладка включает в себя и каменные блоки. Сам вход представляет собой ничем не украшенную арку с большим тимпаном. Сейчас тимпан пуст, но еще в начале 19 века на нем находилась фреска с четырьмя мучениками, коронуемыми ангелом.

санти куаттро коронатиПриземистая кирпичная колокольня 9 века, как утверждается, является самой старой из сохранившихся в Риме, хотя ее нынешний облик датируется 1914 годом. Южная сторона колокольни скрыта зданием монастыря, а остальные три имеют по аркаде из четырех акустических отверстий с двойными кирпичными архивольтами, из которых внешняя пара немного больше внутренней.

До восстановления Муньосом в 1914 году эти отверстия были заблокированы. На башне находились монастырские часы с циферблатами на западной и восточной сторонах, каждый под арочным карнизом с изогнутыми краями. Муньос избавился от часов и деталей Барокко, открыл аркады и установил в них разделяющие мраморные столбцы балюстрадной формы, но квадратного сечения. Это было его собственное изобретение.

За входом, расположенным под колокольней, вы попадете в блок монастырских ворот. Выход из него имеет форму остроконечной готической арки. На стене над ней расположены герб кардинала и надпись готическим шрифтом. Кардиналом был Алонсо Каррильо де Альборноц, служивший в церкви с 1423 по 1434 годы при папе Мартине V.

санти куаттро коронатиНадпись гласит: «Haec quaecumque vides veteri prostrata ruina, obruta verbenis hederis dumisque iacebant, non tulit Hispanus Carillo Alphonsus, honore cardineo fulgens, sed opus licet occupat ingens, sic animus magno reparatque palatia sumptu dum sedet extincto Martinus schismate quintus.(Все, что вы видите, было повержено и разрушено возрастом, сломано и скрыто ветвями плюща и колючим кустарником. Испанец Альфонсо Карильо, сияющий честью кардинала, не принял этого, а взялся за надлежащую работу и, вдохновленный, отремонтировал великий дворец во время правления папы Мартина V, когда закончился раскол).»

санти куаттро коронатиПервый внутренний двор находится на месте атриума Леонинской базилики. Большая его часть теперь имеет внешний вид 17 века благодаря строительным работам для приюта, добавившим аркады с дорическими пилястрами на северной и западной сторонах. Западная аркада открывается в сводчатую лоджию и ведет во второй внутренний двор, тогда как северная имеет пять арок, открывающихся в бывшую лоджию главного входа (тоже сводчатую) приюта. Дальняя (западная) арка этой лоджии заблокирована, поскольку за ней расположена часовня Святого Сильвестра. Старый публичный вход в часовню находится в дальнем правом конце западной лоджии и имеет простой дверной проем с треугольным фронтоном, опирающимся на столбы с триглифами. Между столбами размещена надпись: «Statuariorum et lapicidarum corpus, anno MDLXX (Тело резчиков статуй и каменщиков, год 1570)».

санти куаттро коронати
Первый внутренний двор. Photo by Riccardo Bonelli

Эта западная лоджия украшена фресками 1588 года. Над входом в часовню изображены Четыре Увенчанных Мученика с пальмовыми листьями. На дальней стене находится пара больших фресок, разделенных изображениями витых Соломоновых колонн. Левая изображает Рождество Пресвятой Богородицы, а меньшая правая — Представление Пресвятой Богородицы в Храме.

санти куаттро коронатиЮжная сторона архитектурно безлика и имеет небольшую лестницу в юго-восточном углу, ведущую в монастырь Маленьких Сестер Агнца. Весь двор имеет форму трапеции с правым монастырским блоком, расположенным под углом к главной оси. Дальняя стена западной лоджии с двумя вышеупомянутыми фресками фактически стоит на фундаменте фасада Леонинской базилики, поэтому двери во второй двор находятся на месте главного входа в церковь 9 века.

Сам второй внутренний двор занимает то, что раньше было ближним концом центрального нефа Леонинской базилики. На его дальней стороне находится вход в сегодняшнюю церковь, а на севере (справа) расположены три античные колонны, встроенные в стену августинского монастыря (здесь его главный вход).

3D-панорама второго внутреннего двора.

Эти три колонны — то, что осталось от колоннад, отделявших неф старой базилики от его боковых приделов. Их античные базы и ионические капители не совпадают. Одна из колонн вырезана из белого мрамора и рифленая (у нее нет базы), а две другие — из серого мрамора биджио антико. Колонны поддерживают аркаду из кирпичных архивольтов, на интрадосе (внутренней поверхности) одного из которых обнаружены следы оригинального украшения 9 века, состоящего из завитков акканта красного цвета на белом фоне.

Церковь имеет лоджию, открывающуюся через три арки, опирающиеся на две античные мраморные коринфские колонны. Глубина лоджии — две секции, и за колоннами аркады расположены еще две, ионические, встроенные в опоры. Над лоджией находится закрытая галерея 17 века, соединяющая помещения монастыря к северу и югу от церкви. Сочетание колонн и опор указывает на то, что в 16 веке лоджию перестраивали из ранее существовавшей, датируемой 12 веком. Фасад галереи очень прост, с тремя прямоугольными окнами в строгих рамах.

Над входом в церковь находится фреска конца 16 века с изображением сестер и девочек-сирот, поклоняющихся Четырем Увенчанным Мученикам.

санти куаттро коронатиРеальные стены церкви не видны внутри монастырского комплекса (за исключением южного конца трансепта, видного из монастыря). Упомянутая выше галерея имеет плоскую крышу с третьим ярусом фасада церкви за ней. Фасад имеет три прямоугольных окна, но они не видны с территории двора. Три крыши самой церкви — скатные черепичные. Это крыша нефа с коньком на стороне входа, крыша трансепта с коньками с обеих сторон, и шестисекционная крыша апсиды.

Церковь сама по себе довольно маленькая. Доминирует в ней непропорционально большая апсида, принадлежавшая куда более крупной Леонинской базилике. Неф имеет пять секций с боковыми приделами. За ним идет трансепт, превращенный теперь в хоры для монахинь. Далее располагается апсида. Боковые часовни у самой церкви отсутствуют. Под святилищем располагается конфессио, или склеп для поклонения.

3D-панорама интерьера базилики

Неф отделен от узких приделов аркадами, состоящими из пяти коринфских колонн каждая. Над приделами располагаются галереи, или matronea, каждая из которых имеет по две аркады из трех арок, разделенных ионическими колоннами. Друг от друга аркады отделены столбами. Стены нефа над аркадами не украшены, так же как и совершенно простая триуфальная арка, ведущая в трансепт. Матронеи ранее предназначались для сестер и девочек-сирот. Сейчас монахини поклоняются в своем хоре перед главным алтарем.

санти куаттро коронатиПотолок нефа выполнен из резного и лакированного, но не раскрашенного дерева и содержит герб будущего короля Португалии Генриха I, бывшего здесь кардиналом. Он установил этот потолок в 1580 году. Герб находится в центральном зубчатом овальном кессоне. Два других кессона, тоже зубчатых, но восьмиугольных, расположены в «фокальных» точках и несут в себе изображения креста.

Пол в стиле косматеско был уложен в 1084 году мастером Паулусом и не похож на большинство других в городе, поскольку не реставрировался в последующие столетия. Однако он получил заплатки из фрагментов ранних погребальных эпитафий, которые сами по себе представляют интерес. Похоже, что «реставраторы», добывая строительные материалы, разграбили местное кладбище или катакомбы.

санти куаттро коронатиКонтрфасад состоит из трех ярусов. На втором ярусе находятся зарешеченные отверстия, выходящие на соединительную галерею над входной лоджией, а на третьем — три окна, обеспечивающие большую часть естественного освещения церкви.

Две опоры триумфальной арки несут на себе пару боковых алтарей. На правой находится довольно скудная фреска Распятие неизвестного автора 17 века с изображением Богоматери, святых Иоанна Евангелиста и Марии Магдалены, а также святых Лаврентия и Стефана Первомученика. Лицевая часть алтаря инкрустирована в стиле косматеско, но относится к 20 веку.

Алтарь на левой опоре украшен мраморной скинией 15 века в форме эдикулы на пьедестале, где место Святого Причастия почитается четырьмя стоящими ангелами. Дверь выполнена из позолоченной бронзы и содержит рельефное изображение Иисуса Назареянина со своим крестом и колонной бичевания. Эта работа приписывается Луиджи Каппони или Антонио Бреньо. Скинию перенесли сюда в начале 17 века и дополнили боковыми фресками святых Петра и Павла. Бог Отец, иображенный вверху, окружен целым роем херувимов.

санти куаттро коронатиПервоначально оба алтаря имели одинаковые лицевые части с позолоченным узором из виноградных лоз, исходящих из овального тондо на белом фоне.

Поскольку трансепт сейчас преобразован в хоры для монахинь, он отделен довольно уродливыми современными стальными перилами. В конце 16 века кардинал Джованни Антонио Факкинетти де Нуче предоставил сюда отдельный потолок, выполненный в том же стиле, что и у нефа. Отличие состоит лишь в том, что центральный кессон здесь содержит изображение Четырех Увенчанных Мучеников. Пол трансепта тоже, как и пол нефа, выполнен в стиле косматеско и отделен от последнего очищенными мраморными плитами.

Лестницы с обоих концов трансепта ведут вниз, в конфессио. Боковые стены здесь показывают ткань аркад Леонинской базилики, а также несколько старых эпиграфов (в том числе 4 века) из катакомб Сант Эрмет на Виа Салариа.

Над левой лестницей находится небольшое место поклонения Богоматери Скорбящей 17 века с изображающей ее фреской в арочной нише. Ниша обрамлена парой средневековых эпиграфов, один из которых перечисляет реликвии, переданные сюда папой Львом IV, а другой отмечает ремонтные работы папы Пасхалия II в 1111 году. Под фреской находится мраморная плита, принадлежавшая ранее главному алтарю, освященному Пасхалием, о чем говорит сохранившаяся на ней надпись: «Vetus hic lapis in ara maxima, sanctorum corporibus frat[rum] impositus (Этот старый камень был помещен на место тел святых братьев в великом алтаре)».

Святилище включает в себя апсиду и поднято над основным уровнем базилики на пару ступеней. Оно отделено мраморной балюстрадой 17 века и несколькими мраморными панелями с обеих сторон отдельно стоящего главного алтаря. В балюстраде есть проходы.

санти куаттро коронатиСам алтарь обращен в сторону нефа и состоит из двух уровней. Нижний, 17 века, выполнен из простых мраморных панелей, окружающих овальное fenestra confessionis, или отверстие, через которое виден небольшой туннель, соединяющий алтарь и конфессио с мощами мучеников. Верхний уровень современный, выполненный из белого мрамора с серыми прожилками и с красным крестом. Алтарь имел скинию и навес, свисавший с триумфальной арки апсиды, но их удалили в 20 веке.

Апсида богато украшена фресками и золотой на белом лепниной. Пилястры ее триумфальной арки имеют увеличенные импосты, переходящие в зубчатый антаблемент, проходящий под раковиной апсиды. В самой апсиде этот антаблемент поддерживается шестью ребристыми коринфскими пилястрами. Стена апсиды содержит два ряда фресок, семь панелей в нижнем и четыре — в верхнем. На панелях представлены сцены из легенды о мученичестве Четырех Увенчанных Мучеников. Между фресок верхнего ряда находятся три занавешенных шторами окна. Шторы служат для сокрытия того факта, что левое окно заблокировано корпусом соседнего монастыря.

Раковина апсиды целиком занята большой фреской Слава Небес. Троица (Отец, Сын и Голубь Святого Духа) находится на самом верху, и первыми ее чтут Богоматерь и Иоанн Креститель. Они окружены сонмом ангелов, а ниже находится огромная толпа святых, многих из которых можно идентифицировать по их атрибутам.

санти куаттро коронатиИзображенных здесь ангелов в прошлом называли Il coro delle angiolesse (хор ангелесс), поскольку многие из них, очевидно, женского пола. Скорее всего, это было жестом художника для маленьких девочек в приюте, но в то время вызвало серьезные споры, поскольку ангелы, по учению, бесполы.

Фреска была выполнена в 1630 году Джованни да Сан Джованни. Ему же принадлежат изображения Четырех Увенчанных Мучеников на внешних сторонах пилястр и двух женских аллегорий на пазухах свода триумфальной арки (Религия слева и Стойкость справа). Боковые стороны пилястр украшены лепными ангелами очень высокого качества.

Конфессио представляет собой U-образный проход под изогнутой стеной апсиды от одной лестницы до другой. В дальнем конце этого изгиба расположена маленькая часовня, над алтарем которой находится зарешеченное отверстие. Через это отверстие можно увидеть еще одну небольшую камеру, ведущую в низкую сводчатую нишу, в которой якобы хранятся четыре древних саркофага в форме капсул с мощами мучеников. Здесь есть остатки фресок 17 века. Стены датируются 9 веком и принадлежат Леонинской базилике.

В прошлом монахини показывали конфессио интересующимся посетителям, но сейчас эта практика прекратилась.

Боковые приделы базилики имеют сводчатые потолки, а их пол покрыт очищенными мраморными плитами.

В правом приделе можно увидеть несколько колонн из аркады Леонинской базилики, встроенных в стену церкви при ее восстановлении папой Пасхалием и открытых Муньосом при реставрации в 1913 году.

Здесь же представлено несколько фресок, датируемых приблизительно 1400 годом. У входа это Святой Антоний Великий (?) в окружении двух неопознанных святых. Затем идут два комплекта не идентифицированной геральдики. Далее — ранняя форма Пьеты между святыми Петром и Павлом. Христос изображен здесь в момент снятия с креста, а не на коленях Богоматери. Следующая панель показывает Святого Варфоломея, держащего свою содранную кожу, рядом неопознанным епископом. За ней — Святой Бернард (?), почитаемый монахом, и святой Василий (?). Завершается ряд фресок изображением святых Стефана и Лаврентия, первого — с камнями, а второго — с решеткой, орудиями их смерти.

санти куаттро коронати
Пьета между святыми Петром и Павлом

В приделе есть боковой алтарь, посвященный Рождеству, с алтарным образом неизвестного художника, изображающим Поклонение Пастухов. Картина заключена в очень сложный мраморный барочный каркас с вырезанным фронтоном и несколькими резными головами крылатых херувимов. Теперь это алтарь Святого Причастия. На нем расположена отдельно стоящая бронзовая скиния, интересное современное произведение цилиндрической формы с рельефным изображением Тайной Вечери.

В конце придела, рядом с трансептом, расположен прекрасный барочный памятник Луиджи д’Аквино 1679 года. Он выполнен из разноцветного камня на подложке из красного мрамора с эпитафией на черном в желтой рамке из Сиенского мрамора. Наверху находится погребальная урна из розового с черным мрамора с двумя умиротворенными львами. Над урной — хороший погрудный портрет в овальном тондо.

В левом ближнем углу церкви есть еще несколько фресок 14 века. На опоре аркады изображен святой папа (Лев I?), почитаемый двумя монахами, один из которых одет в белое (цистерианец?), а другой — в черное (бенедиктинец?). У последнего даже есть имя — Магистр Райнальдус. Далее идет изображение Святого Августина Иппонийского (?), затем — трех сидящих с обратной стороны арочного окна святых (центральный — ранний монах). Следующая фреска показывает папу и двух святых, плывущих в лодке по воде, полной рыбы, что символизирует Барку Святого Петра. На последней фреске изображен неопознанный епископ. Сохранившийся фрагмент внизу выглядит как мученичество с мечом.

В левом боковом приделе находятся два алтаря. Первый, с необычно маленькой многоугольной менсой, имеет в качестве алтарного образа картину Джованни да Сан Джованни Благовещение. Картина заключена в сложную позолоченную барочную раму и расположена над зарешеченным отверстием. Идея состоит в том, что приватная Месса может читаться для небольшого числа монахинь, находящихся в помещении с другой стороны. Справа от алтаря находится входная дверь (теперь постоянно закрытая), над которой есть фреска с изображением двух херувимов.

Второй алтарь посвящен Святому Себастьяну. Две тонкие ионические колонны из красного мрамора поддерживают разделенный треугольный фронтон и обрамляют алтарный образ Джованни Бальоне, изображающий Святых Ирину и Лючину, Заботящихся о Ранах Святого Себастьяна. Ниже находится решетка, обрамленная завитками из черного мрамора, через которую можно увидеть небольшую барочную раку с черепом святого. Между решеткой и картиной расположен эпиграф с посвящением 1632 года.

Далее следует выход в монастыри. А рядом с трансептом находится пара монументальных эпитафий, одна над другой, посвященных кардиналу Пьетро Респиги (1913 год) и его племяннику Карло. Кардинал оплатил реставрацию, проведенную Муньосом. Под эпитафиями, на полу, стоит короткая мраморная колонна с грубой коринфской капителью, перенесенная, предположительно, с алтарного экрана Леонинской базилики 9 века.

Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 1. История
Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 2. Экстерьер и интерьер
Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 3. Монастыри, кардинальский дворец и внешние часовни

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 22 часа

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 375Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Средневековье. 14 век. 1348-1354. Юбилейный год и «второе пришествие» Колы ди Риенци.

Занявший Неаполь Людовик Венгерский отпустил со своей службы Вернера фон Юрелингена, внука герцогов Сполетских. Этот командир сколотил из немецких воинов...

Закрыть