Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 3. Монастыри, кардинальский дворец и внешние часовни

Доступ к монастырям осуществляется через дверь в левом боковом приделе. Раньше, чтобы открыть дверь, необходимо было обращаться к хранителю церкви или к одной из монахинь. Возможно, после недавней реставрации доступ будет свободен в часы, когда церковь открыта для посещений. Это место часто называют одним из самых тихих и спокойных в Риме. Естественно, посетители должны вести себя соответствующим образом, поскольку монастыри являются действующими.

Этот монастырский комплекс был построен в начале 13 века (так считается) семейством Космати для бенедиктинского сообщества. Существует очевидная зависимость его дизайна от материнского аббатства в Сассовино, которое было построено в 1239 году. Архитектором аббатства был Пьетро де Мария. Вероятно, он же отвечал и за монастырский комплекс Санти Кваттро Коронати.

План комплекса прямоугольный, с дорожками (амбулаториями) по всем четырем сторонам. Есть центральный сад размерами 10 на 15 метров, недавно хорошо восстановленный. В амбулаториях можно обнаружить множество кусков резной каменной кладки различных времен, как античных, так и средневековых, большинство из которых были найдены Муньосом во время реставрационных работ и перенесены сюда.

санти куаттро коронати
Двор монастыря

Амбулатории коротких сторон, северной и южной, состоят из двух частей, разделенных центральной опорой, по шесть арок в каждой части. Амбулатории длинных сторон также разделены на две части по восемь арок, но не опорой, а немного большей аркой, обрамленной парой опор в дорическом стиле со скошенными углами. Эти центральные арки служат входами в сад.

Арки амбулаторий опираются на плиточные импосты, лежащие на парах небольших колонн с капителями в форме лилий. Угловые опоры и опоры входов в сад, а также опоры коротких сторон украшены боковыми ребристыми пилястрами, поддерживающими арки со своих сторон. Интрадосы арок украшены оригинальными геометрическими фресками — мозаичными черно-белыми треугольниками и красно-зелеными каплями слез на белом фоне.

Раньше амбулатории имели черепичные крыши, пока новый приют не построил второй этаж по всем четырем сторонам. Северная и восточные стороны имеют открытые лоджии с очень простыми колоннами между проемами. Эти лоджии соединяются с галереей через входную лоджию церкви, что позволяет монахиням обходить весь монастырь без необходимости пересечения открытого двора. По завершении работы амбулатории получили сводчатые потолки, однако оригинальные средневековые карнизы крыш сохранились. Это кирпичные зубцы, мраморные модильоны и мозаичные панели в стиле косматеско с изображениями звезд, крестов и квадратов.

санти куаттро коронатиВ центре сада расположен фонтан 12 века, или сantaro. Его нынешняя чаша имеет форму поперечного сечения опоры арки, служащей входом в сад, но когда-то она располагалась во втором внутреннем дворе. Из сада виден мрачный кирпичный фасад южного конца трансепта базилики с круглыми окнами и отверстиями для лесов.

Из монастырей можно добраться до часовни Святой Варвары ( Cappella di Santa Barbara). Сейчас это отдельное здание, но первоначально оно было частью Леонинской базилики 9 века и имело вход из ее (теперь разрушенного) левого бокового придела. Восстановление базилики в 12 веке при папе Пасхалии оставило ее изолированной от церкви. Позже она была присоединена к построенным здесь монастырям.

санти куаттро коронати
Часовня Святой Варвары

План часовни почти квадратный, поскольку ее стены слегка отличаются по длине. Северная стена (слева от входа) ранее содержала вход из базилики, а теперь примыкает к комнате, в которой монахини когда-то слушали приватные мессы, читавшиеся у алтаря Благовещения. Три другие стены имеют узкие апсиды с раковинами, а в западной был пробит вход в монастырь. Все внутренние стены — кирпичные.

Крестообразный свод опирается на квадратные мраморные кронштейны с несколькими рядами причудливых лепных украшений. Это либо 4-й, либо 5-й век.

Изначально стены часовни были полностью покрыты фресками, от которых сейчас остались лишь фрагменты. Следы оригинальной работы 9 века сохранились над южной апсидой. Все остальное — 14 век. На потолке изображены четыре символа евангелистов, в восточной апсиде — Мадонна с Младенцем и святыми, на северной стене — фрагмент изображения епископа, а на остальных панелях — сцены из легенды о Святой Варваре.

Прямоугольное окно над восточной апсидой сохранило свой оригинальный мраморный экран или transenna. В соответствующем окне над входной апсидой — только его копия. На стенах размещены фрагменты мраморных экранных плит 9 века из Леонинской базилики.

К северу от базилики расположен бывший кардинальский дворец. Несколько его залов представляют архитектурный и художественный интерес, но их посещение затруднено, поскольку сам дворец находится внутри ограды женского монастыря.

В 1996 году в комнате, которую монахини использовали для глажки, были обнаружены впечатляющие фрески 13 века, расположенные на стенах, забеленных в 16 веке, когда дворец отдали под приют. К 2006 году фрески восстановили, но по указанной выше причине они еще несколько лет были недоступны для публичного осмотра. Вопрос решился в мае 2015 года, когда было разрешено посещение комнаты, названной Aula Gotica (готический зал), в составе экскурсионной группы. Информация о том, как это можно осуществить (на итальянском языке) находится здесь.

санти куаттро коронати
Аула Готика

Считается, что этот зал служил главной приемной дворца, и в нем же располагался суд. Зал состоит из двух секций с крестообразными сводами, опирающимися на карнизы. Как стены, так и своды были полностью покрыты фресками, работа над которыми предварительно приписывается так называемому Третьему Мастеру Ананьи и относится к 1240-м годам (святые Франциск и Доминик изображены как недавно канонизированные).

Фрески южной секции имеют три уровня, изображающих аллегории Земной Жизни: средневековый университетский курс обучения (Тривиум и Квадривиум), Сезоны, месяц за месяцем, и Пороки. Фрески северной секции изображают Духовную Жизнь, представленную аллегорическими Добродетелями, фигурами из Ветхого и Нового Заветов и святыми. В центре, вероятно, изображен Царь Соломон, вершащий правосудие, — намек на одну из функций зала в средние века.

санти куаттро коронати
Аула Готика. Фреска «Октябрь»

Часовня Святого Николая ранее располагалась в правом приделе Леонинской базилики, напротив часовни Святой Варвары. Ее стены сохранились и в нынешнем сооружении. Сам же бывший правый придел теперь занят трапезной монахинь. Недавние реставрационные работы обнаружили здесь остатки колоннады и оригинальный пол 9 века, выполненный в технике opus sectile со стилизованными изображениями цветов.

Во втором внутреннем дворе, справа, находится главный вход в августинский монастырь. Комната за дверью называется Stanza del Calendario из-за литургического календаря, выполненного в виде фрески для монашеских нужд во второй половине 13 века.

Там, где ранее располагалось начало правого бокового придела базилики (сейчас это северо-восточный угол второго монастыря), находится часовня Святого Сильвестра, представляющая собой прямоугольную комнату. Главный вход в нее расположен за Stanza del Calendario, а боковой вход — в правом (северном) конце лоджии в дальней части первого внутреннего двора. Этот боковой вход был публичным до конца 19 века, когда часовня функционировала как церковь.

санти куаттро коронати
Холл перед часовней Святого Сильвестра. Photo by Peter Bardwell

Вплоть до недавнего времени, чтобы получить доступ в часовню, нужно было позвонить в колокол у входа в монастырь, справа во втором дворе. Монахиня, исполняющая обязанности привратницы, должна была передать вам ключ через так называемый «поворот», цилиндрическое вращающееся устройство, предназначенное для предотвращения личного контакта. После посещения часовни вам следовало вернуть ключ с некоторым пожертвованием.

санти куаттро коронати
«Поворот» Photo by Peter Bardwell

Монахини полны решимости поддерживать эту традицию, возникшую во времена большего доверия, несмотря на растущую критику. Однако страховые компании весьма неодобрительно относятся к такому неконтролируемому доступу и настаивают на том, чтобы часовня оставалась открытой, но с присутствующим в ней хранителем. К маю 2015 года традиция еще оставалась в силе (добавили лишь плату в 1 евро за вход), но в любое время доступ может быть переориентирован на контролируемые экскурсии.

Часовня проста архитектурно. Прямоугольный неф имеет цилиндрический свод, встроенный в боковые стены с плавными изгибами. Справа от главного входа находится одно арочное окно с проемом, врезанным в потолок. С этой же стороны, чуть ниже, расположен боковой вход, выводящий на лоджию напротив входа в монастырский комплекс в первом дворе.

санти куаттро коронатиПол в своей центральной части имеет качественную оригинальную работу в стиле косматеско. Однако его боковые части у стен выложены геометрическими узорами из мраморных плиток черного, белого и серого цветов и похожи на 18 век. Эти площади должны были быть заняты кабинками хора братства резчиков по мрамору, когда они переоборудовали часовню в 16 веке. Единственная надгробная плита принадлежит Маттео Анно (1577), резчику из Комо. Его сын, Джузеппе Пьетро Анно (1594), поставивший этот памятник, имеет свой собственный настенный монумент слева.

Вход в святилище оформлен неукрашенной аркой, смещенной вправо от главной оси и имеющей квадратное сечение. Потолок святилища — крестообразный, а в дальней стене находятся три окна, два арочных вокруг алтаря и одно круглое сверху. Еще одно круглое окно находится в правой стене.

санти куаттро коронатиСвод нефа покрыт фресками белого цвета с повторяющимися красными крестами и серыми восьмиконечными звездами. В центре есть необычная особенность — пять горшков из майолики исламского происхождения, расположенных в форме креста.

Часовня известна своим циклом фресок 1246 года, созданных когда она была частной, освященной для кардинальского дворца. Этот цикл является откровенной политической пропагандой и иллюстрирует легенду о папе Сильвестре I и императоре Константине I (включая крещение императора папой и, что важнее, Дар Константина), основанную на поддельном средневековом документе.

Три панели на правой стене содержат сцены из других легенд о папе, в том числе очень странную, рассказывающую, что папа избавился от дракона, жившего на Римском Форуме и создававшего неудобства для граждан.

Цикл начинается на входной стене. В люнете свода находится Деисус, изображающий Христа с Богородицей, Святым Иоанном Крестителем и апостолами. Ниже, слева направо: Император Константин Отказывается Купаться в Детской Крови, чтобы Вылечить Проказу; Императору Снятся Святые Петр и Павел, Советующие Ему Связаться со Святым Папой Сильвестром в Изгнании и Посланники Императора Выезжают к Папе на Гору Соратте.

санти куаттро коронатиНа левой стене: Посланники Поднимаются на Гору Соратте к Папе; Папа Возвращается в Рим и Показывает Императору Икону Святых Петра и Павла; Папа Крестит Императора; Император Предоставляет Светский Суверенитет Папе на Престоле; Папа в Процессии в Сопровождении Императора.

санти куаттро коронатисанти куаттро коронатисанти куаттро коронатиНа правой стене: Папа Воскрешает Быка, Убитого Евреем; Святая Елена, Мать Императора, Разыскивает Животворящий Крест; Папа Освобождает Город от Дракона (эта сцена сильно повреждена).

санти куаттро коронатиПанели с фресками обрамлены ярким цветным растительным орнаментом, а под ними находится еще один ряд из тондо с изображениями пророков и патриархов. К несчастью, их повредили в 16 веке при установке хоровых кабинок.

Маленькое святилище украшено фресками Раффаэлино 16 века. Пол, как и в нефе, выполнен в стиле косматеско и поднят на три ступени. Алтарь относится к позднему Барокко (1728 год) и имеет фронтал из полихромного мрамора. Алтарный образ неизвестного автора с изображением Голгофы создан около 1700 года. Мраморная рама увенчана надписью «Regnavit a ligno Deus» и сегментированным фронтоном.

Фреска на левой стене показывает Четырех Увенчанных Мучеников, осужденных императором. Фреска на правой стене говорит о том, что их поместили в свинцовые ящики перед тем, как бросить в реку. Над алтарем, вокруг круглого окна изображено Благовещение.

Широкие двойные ребра свода образуют узкие панели, на которых находятся фрески с довольно симпатичными ангелами. На центральной панели изображен Христос Царь, а на четырех боковых — Евангелисты. На пазухах свода снова представлены мученики, каждый со своим именем.

Стороны входной арки содержат изображения императора Константина и папы Святого Сильвестра, а ее интрадос — тондо с Богоматерью Царицей, обрамленное двумя другими монохромными тондо с инструментами резчика.

Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 1. История
Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 2. Экстерьер и интерьер
Базилика Санти Куаттро Коронати. Часть 3. Монастыри, кардинальский дворец и внешние часовни

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 23 часа

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 375Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Средневековье. 14 век. 1355-1377. Возвращение Святого престола

В октябре 1354 года в Италию прибыл Карл IV, германский монарх и формальный римский король. Обстоятельства сложились так, что его,...

Закрыть