«Время человеческой жизни миг; ее сущнось — вечное течение: ощущение смутно, строение всего тела бренно, душа — недостоверна» (Марк Аврелий. К самому себе).
Один из районов Рима, Колонна, получил свое название в честь колонны, стоящей на одноименной площади Пьяцца Колонна. Это триумфальный монумент, воздвигнутый в конце 2 века в честь побед императора Марка Аврелия над германскими племенами маркоманнов на севере империи. Когда-то колонну украшала мемориальная надпись, но сейчас она утрачена, и доподлинно неизвестно, когда установили памятник — еще при жизни императора или уже посмертно. Несомненно лишь то, что в 193 году она уже существовала.
За века своего существования колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio) просела в землю на 5 метров, но даже при этом она остается самой высокой колонной Рима. Ее высота составляет 42 метра, 10 из которых приходятся на пьедестал. Диаметр ствола, сложенного из 28 полых цилиндрических блоков, — 3,7 метра. Внутри колонны расположена лестница из 200 ступеней, ведущая на обзорную площадку с прекрасным видом на город. Долгое время подъем по лестнице был развлечением для публики, но сейчас доступ к ней разрешен только обслуживающему персоналу.
Образцом для колонны Марка Аврелия, конечно, послужила Колонна Траяна, что видно «невооруженным глазом». Обе они сделаны из гигантских барабанов каррарского мрамора, поставленных друг на друга. По обеим вьется рельефная лента с изображением двух кампаний римской армии против варваров, разделенных фигурой богини Победы со щитом. Внутри обеих расположена винтовая лестница, освещенная узкими окнами. На обеих изначально стояли статуи соответствующих императоров, замененные в конце 16 века на статуи апостолов. Но на этом сходства заканчиваются.
Колонна Марка Аврелия имеет гораздо более глубокий рельеф с выраженной игрой света и тени, его изображения более схематичные, головы персонажей слегка увеличены относительно тел. Это позволило детальнее отразить выражение лиц, а вот проработка элементов оружия и доспехов гораздо слабее, чем у прототипа. Колонна Марка Аврелия показывает войну более жестокой и кровавой. В отличие от Траяновой, рельеф здесь практически не содержит сцен строительства, а посвящен, в основном, битвам. Причем заметен мотив упадка — римляне, хоть и победили, но выглядят уставшими, а в глазах поверженного противника видна искра ненависти и желания мести.
Верхние витки рельефов показывают сцены битв войска императора с сарматами, а нижние — с германскими племенами. Насилие по отношению к мирному населению, тема, которой почти нет на колонне Траяна, здесь занимает важное место, — римские легионеры тащат за волосы варварок, вырывают из их рук детей, жгут поселения. Воинам противника отрубают головы, в том числе и явно по личному приказу императора.
Искусствоведы прошлого пытались объяснить эстетические различия барельефов колонн разницей характеров императоров, но сталкивались с серьезной проблемой. Как раз Марк Аврелий был единственным римским императором, исповедовавшим философию стоиков и заботившимся о том, чтобы не преступить нравственный закон. После него даже осталось большое философское сочинение на греческом языке — записки «К самому себе» (или «Размышления»). Это сочинение никак не указывает на кровожадность его автора.
Однако, можно отметить и то, что к концу 2 века дела в империи обстояли не так хорошо, как сотней лет раньше. Границы, расширенные Траяном и зафиксированные Адрианом, начали проседать, а варвары стали угрожать вторжениями в саму Италию, чего не происходило со времен Ганнибала. По империи прокатилось несколько эпидемий, чему толькоспособствовала налаженная система дорог. Времена ужесточались, и Марк Аврелий, несмотря на свою любовь к философии и просто благодушие, значительную часть своего правления провел в военных походах, что не могло не сказаться на его характере.
Были и предположения, что колонна Марка Аврелия возводилась уже после его смерти, при его сыне, императоре Коммоде, которого трудно было заподозрить в мягкосердечии. Возможно так и было. Самая ранняя из сохранившихся записей с упоминанием колонны относится к 193 году, т.е. ко времени, когда был мертв уже и сам Коммод. В ней императорский вольноотпущенник сообщает о своем назначении смотрителем колонны и разрешении ему построить домик на общественной земле рядом с памятником. Но, может, это просто свидетельство перехода от классического стиля с его реализмом к поздней античности, от которой оставался шаг до средневековых канонов, когда знание анатомии отступило перед символизмом.
Архитектурное соседство колонны в античности неизвестно. Возможно, за ней располагался храм обожествленного Марка Аврелия и его жены Фаустины, следовавшей за мужем в военных кампаниях и умершей в походе. Под одним из дворцов на Пьяцца Колонна были обнаружены остатки мраморного потолка, который вполне мог быть потолком храма. Неподалеку находится и место, где состоялась кремация императора.
С течением времени колонна разрушалась от попаданий молний и землетрясений. Поскольку металлические скрепы были давно изъяты, барабаны сдвигались относительно друг друга, и в ряде мест изображения перестали совпадать. Первая реставрация монумента была проведена архитектором Доменико Фонтана в 1588 году по заказу папы Сикста V.
Пьедестал колонны к этому времени частично погрузился в землю (точнее был скрыт поздними наслоениями), и при расчистке его рельеф полностью стесали, заменив надписью о реставрации, в которой была сделана ошибка — монумент назвали Колонной Антонина Пия. Однако, часть пьедестала все еще скрыта под землей, а еще ниже, вероятно, к нему ведут каменные ступени, которые никто не видел с античных времен. Изначальную бронзовую статую Марка Аврелия на вершине колонны заменили статуей апостола Павла. Сейчас Колонна Марка Аврелия является центральным элементом площади перед Палаццо Киджи.