Ностра Синьора дель Сакро Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore), – титулярная церковь и монастырь 15 века, расположенные на Пьяцца Навона (Piazza Navona) и посвященные Пресвятой Богородице. Церковь находится на попечении Миссионеров Священного Сердца.
Большую часть своей истории эта церковь была известна как Сан Джакомо деи Спаньоли (San Giacomo dei Spagnoli) и это ее имя до сих пор иногда употребляется. Полное же имя, данное церкви епархией, звучит как Ностра Синьора дель Сакро Куоре а Пьяцца Навона, поскольку в Риме расположены еще две часовни со схожим названием. Относящееся к доктрине объяснение ее названия заключается в том, что Богоматерь была храмом Священного Сердца Иисуса, как физически, во время беременности, так и духовно, сделав его обучение смыслом своего существования.
Церковь стоит на части территории галереи бывшего Стадиона Домициана и впервые зарегистрирована как построенная в 13 веке. Стадион просуществовал удивительно долго, оставаясь местом развлечения еще в Средневековье. Регулярное уничтожение его конструкций началось, по-видимому, только в 14 веке, поскольку занимаемое им место приобрело ценность для строительства. Между тем известно, что уже тогда под сводами его зрительских галерей были установлены несколько часовен. Позже самая известная из них дала начало церкви Сант Аньезе ин Агоне (Sant’ Agnese in Agone), а еще одна была посвящена Святой Катерине Александрийской.
Нет никаких прямых доказательств того, что на месте нынешней церкви была одна из таких часовен. Однако, ее вход вполне соответствует одному из входов в галерею снесенного стадиона.
Первая документальная запись на существующую церковь обнаруживается в завещании Инфанта Энрике (1230 — 1304 годы), четвертого сына короля Святого Фердинанда III Кастильского. В 1259 году он предоставил средства для постройки церкви и двух хосписов для каталонских паломников — один для мужчин и один для женщин. Церковь была посвящена Святому Джеймсу Великому, покровителю Испании и, в особенности, Реконкисты, т.е. освобождения страны от мусульман.
В святом 1450 году церковь была полностью перестроена на частное пожертвование Альфонсо де Парадинаса, каноника Севильского Собора. Умерев в 1485 году, он оставил все свое состояние на завершение проекта, который включал в себя и постройку нового большого хосписа для паломников взамен двух старых.
Папа Александр VI (сам испанец) интересовался окончанием работы, которая продолжилась еще и созданием небольшой площади на севере от главного входа. Он же заказал создание фасада на Пьяцца Навона. Фасад был разработан Бернардо Росселлино, и эта работа стала одним из первых шагов по превращению разрушенного стадиона в городскую площадь. В это же время сюда с Капитолия переместили главный городской рынок.
В 1506 году церковь с хосписом объявили национальной церковью Королевства Испания в Риме (королевства Кастилии и Арагона объединились в Испанию в 1469 году). Дальнейшие работы провел в 1518 году Антонио Сангалло Младший, ответственный за создание свода потолка и часовни Святого Джеймса.
В этом же году арагонцы построили в Риме еще одну церковь с хосписом, Санта Мария ин Монсеррато (Santa Maria in Monserrato), и таким образом у нового Соединенного Королевства в Риме стало две национальных церкви.
Важность церкви для Испании сказалась на ее богатом внутреннем оформлении, выполненном, по большей части, в стиле маньеризма. В конце 18 века она все еще оставалась короткой и широкой базиликой с главным входом на восточной стороне. Неф имел четыре прохода с галереями, поддерживаемыми большими колоннами. Описание внутреннего устройства составил Мариано Армеллини, добавив к нему замечание о невероятности того, что испанцы в дальнейшем сочли целесообразным разрушить такой художественный ансамбль.
По Армеллини, в церкви было тринадцать (!) боковых часовен — шесть слева и семь справа (со стороны Пьяцца Навона). Первая по левой стороне была посвящена Вознесению. Ее построил в 1551 году Франческо Тифернате да Читта ди Кастелло. Фрески на потолке принадлежали Перино дель Вага. Следующая, построенная в 1584 году, посвящалась Воскресению Нашего Господа Иисуса Христа (первоначально — святым Косьме и Дамиану). Настенные фрески и холсты принадлежали Чезаре Неббии, а роспись потолка — Бальдассаре Кроче.
Третья слева часовня посвящалась Непорочному Зачатию. За ней находился вход в ризницу с великолепными ренессансными хорами, сохранившимися до нашего времени. Четвертая часовня, построенная в 1618 году Гонзало Мартинезом де ла Пенья, была посвящена Святому Иоанну Крестителю. Пятая, оформленная в 1543 году, посвящалась Святой Анне — матери Богоматери и содержала прекрасную мраморную скульптуру обеих. Шестая часовня посвящалась Святым Петру и Павлу и была построена в 1571 году Джулио Пьячентино.
Первая часовня справа была возведена в 1463 году и посвящена Распятию. В ней находились мраморные статуи святых Петра, Павла, Лаврентия, Себастьяна и Роха. Вторая изначально посвящалась Святому Михаилу Архангелу (1469 год), но позднее, в 1602 году, была перепосвящена Святому Иакову Алфееву. Здесь были фрески Фламинио Понцио, лепнина Амброджио Миланези и холсты Аннибале Карраччи. В третьей часовне, выстроенной в 1501 году и посвященной Святому Ильдефонсу, находилась могила щедрого благотворителя, кардинала Саенса де Агирры.
Четвертая часовня, описанная как самая красивая, была посвящена Святому Джеймсу. Частично она сохранилась. Ее архитектором был Антонио ди Сангалло Младший. Мраморная статуя святого создана Сансовино (Армеллини не уточняет, Джакопо или Андреа), а настенные фрески — Пеллегрино Аретузи, учеником Рафаэля. Здесь же находилась могила кардинала Альборенсе Джакомо Серра, покровителя искусства. Три остальные правые часовни посвящались Рождеству, Благовещению и святым Косме и Дамиану.
Главный алтарь имел образ Распятия, выполненный Джироламо Сичоланте да Сермонетой.
Во время оккупации Рима французы мстили своим врагам, грабя их церкви. Соответственно, после наступления мира, в 1815 году обе испанские церкви оказались в очень плохом состоянии. По каким-то причинам испанцы решили сосредоточить свои усилия на восстановлении упоминавшейся выше Санта Мария ин Монсеррато, что и было закончено ими к 1829 году. Они удалили большинство произведений искусства, часть из которых забрали в Испанию, а часть оставили в другой церкви.
Миссионеры Священного Сердца выкупили заброшенную церковь в 1879 году. Папа Лев XIII проявил заинтересованность в ее полном восстановлении и перепосвящении Богоматери. Церковь получила имя Ностра Синьора дель Сакро Куоре. Главный вход был перемещен в конец Пьяцца Навона, а главный алтарь — в восточную часть здания.
Однако, в 1938 году, при постройке улицы Corso del Rinascimento, ориентацию церкви вернули в исходное состояние. Восточный фасад уничтожили, алтарь переместили в противоположную сторону и был открыт новый вход, как часть здания, установленного на новой улице. Эта улица была фрагментом безумной схемы фашистов, пересекающей крест-накрест исторический центр новыми автострадами, фокусирующимися на важнейших исторических памятниках, таких как, например, Пантеон.
В 1965 году Ностра Синьора дель Сакра Куоре стала титулярной — папа Павел VI сделал ее диаконией.
Стены церкви, за исключением ее фасада на Пьяцца Навона, невидимы с улицы. Два яруса этого фасада вводят смотрящего в заблуждение. На самом деле, к церкви относится только нижний ярус. Второй же прикрывает апартаменты, расположенные над церковью по всей ее длине. В них размещается часть испанского хосписа. В общем, можно сказать, что церковь теперь не имеет архитектурной идентичности. Она никогда не имела колокольни и даже места, где можно повесить колокола.
Фасад на Пьяцца Навона — редкий случай сохранившейся, хотя и измененной, римской церковной архитектуры конца 15 века. До 1879 года он состоял из одного яруса с огромным фронтоном, в котором было одно круглое окно. В 19 веке этот фронтон переделали во второй ярус с тремя окнами. Сейчас фасад представлен в бледно-розовом цвете с архитектурными деталями из белого травертина.
Нижний ярус имеет высокий постамент с шестью пилястрами, поддерживающими антаблемент с посвятительной надписью: Deo Optimo Maximo in honorem Mariae nostrae Dominae a Sacro Corde Iesu aedes dedicata an[no] MDCCCLXXIX. Над тремя входами располагаются три арочных окна.
Центральный вход имеет гораздо большие размеры, чем боковые. Над ним расположен бордюр, украшенный гирляндами, а над бордюром — треугольный фронтон с летящими ангелами, держащими щит. Сохранились имена художников, создавших эти фигуры. Левый ангел — работа Паоло Такконе, правый — Мино да Фьесоле. На вершине фронтона — современная статуя Богоматери. Боковые входы не имеют фронтонов. Вместо этого они оформлены карнизами с архивольтами, напоминающими каменную радугу.
Второй ярус, расположенный над реальной линией потолка церкви, имеет ширину первого и половину его высоты. Здесь те же шесть пилястров, что и на первом ярусе, но более узких. Они поддерживают второй антаблемент с посвятительной надписью: Ametur ubique terrarum Cor Iesu Sacratissimum, означающей «Может Священное Сердце Иисуса быть любимым везде, во всех землях». Треугольный фронтон занимает только среднюю треть фасада и содержит крест с трилистниками на концах. Такой же крест установлен на вершине фронтона. В его центре — изображение Священного Сердца. Круглые окна второго яруса освещают, естественно, не церковь, а помещения над ней.
Фасад главного входа, как говорилось, находится теперь на Corso del Rinascimento. Он бледно оранжевого цвета. Под линией крыши — большая колоннированная лоджия. Мраморная, с лепными украшениями, дверная коробка входа — старая, сохранившаяся и установленная повторно. Ее перемычка оформлена щитом Королевства Испании. Над перемычкой — бордюр с раковинами гребешка, являющимися эмблемой Святого Джеймса. Над бордюром — простой фронтон. Выше фронтона расположен большой, довольно примитивный окулус в каменной раме.
По своему внутреннему устройству церковь Ностра Синьора дель Сакро Куоре является церковью-залом, т.е. высота ее боковых проходов равна высоте центрального нефа. Каждая сторона имеет по четыре квадратных столба, своды между которыми поддержаны четырьмя пилястрами того же стиля, что и на фасаде. Боковые часовни расположены в арочных нишах с цилиндрическими сводами, украшенными гирляндами. Проходы — сквозные, от одного конца церкви к другому.
Пресбитерий обозначен парой стен-экранов между дальней парой столбов и дальней же стороной церкви. В каждой стене — по две арки. Над арками — декоративное оформление в стиле штучной мозаики с цветочным мотивом на восьмиугольных панелях. Этот же мотив повторяется в современных фресках часовен.
Современный главный алтарь — необарочный, в форме триумфальной арки, с элементами более старых архитектурных деталей. Арка поддерживается парой коринфских колонн из красного мрамора, за которыми расположены пары пилястров. По сторонам арки — рельефные панели с изображением воздающих почести ангелов. Колонны и пилястры поддерживают украшенный орнаментом антаблемент с двух сторон арки. Над аркой — треугольный фронтон со своим углубленным антаблементом, поддержанный крошечными пилястрами с причудливыми завитушками. По сравнению с этой работой, алтарный образ выглядит не впечатляюще. Это современный портрет Мадонны с Младенцем в неярких пастельных тонах.
Большинство старых произведений искусства и надгробных памятников Ностра Синьора дель Сакро Куоре были, в свое время, перемещены испанцами в Санта Мария ин Монсеррато. После реставрации почти не осталось оригинальных настенных фресок и создается общее впечатление строгости обстановки побеленных стен.
Великолепны хоры над дверью в ризницу работы Пьетро Торриджано. Это изысканно декорированный балкон с баллюстрадой и гербом кардинала. Сейчас на хорах установлен орган, хотя предназначены они были для сольных певцов.
Неповрежденной осталась часовня Святого Джакомо, хотя фрески Пеллегрино Аретузи находятся в плохом состоянии. Цилиндрический свод часовни — работы Сангалло. Передняя часть алтаря — византийская резная мраморная плита 7 века. Остальные часовни содержат современные религиозные работы разного, некоторые — просто ужасного, уровня. Хорош лишь алтарный образ часовни Святой Анны, изображающий ее с Богоматерью в виде маленькой девочки.
Церковь Ностра Синьора дель Сакро Куоре открыта для посещений с 6:30 до 9:50 и с 17:00 до 19:00 в рабочие дни и с 7:30 до 12:00 и с 17:00 до 19:00 по воскресеньям.
Мессы служатся в 7:00, 8:00 и 18:00 в рабочие дни и в 8:30, 10:30, 12:00 (только зимой) и 18:00 по воскресеньям. В это время посетителям не следует заниматься осмотром.
Поскольку большинство туристов направляется в более популярную на площади церковь Сант Аньезе ин Агоне, здесь можно побыть в тишине. Это даже несколько сюрреалистично — тихое спокойное место рядом с шумной суетливой площадью с музыкантами, некоторые из которых очень хороши, а кое-кто просто нуждается в отстреле.