Ранняя Республика. Архитектура. Часть 1. Храмы

(все даты — до н.э.)

В период ранней республики Рим был относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени развивалась под сильным влиянием архитектуры этрусской. Например, форма римского раннего храма и его украшения, применение арки и свода были заимствованы у этрусков.

Самым крупным сооружением, господствовавшим над городом, по-прежнему оставался построенный еще в царские времена храм Юпитера Капитолийского. Он несколько раз реконструировался, его декорации обогащались, в 296 году терракотовая квадрига на фронтоне была заменена бронзовой.

храм юпитера капитолийского
Храм Юпитера Капитолийского. Реконструкция

Несмотря на непрерывные войны с соседями, в это время было построено и несколько новых храмов, все же сильно уступавших по размерам грандиозному Капитолийскому.

храм диоскуров
Храм Кастора и Поллукса. Реконструкция

В 496 году римляне одержали победу над латинами у Регильского озера (в этой битве был ранен Тарквиний Гордый — изгнанный из Рима последний царь). По легенде победу эту римлянам помогли одержать сыновья Зевса, братья Диоскуры — Кастор и Поллукс. После победы они появились на Форуме, где вымыли у источника своих коней. В память о их благодеянии римский военачальник поклялся основать храм. Несмотря на мифологичность этого события, археологами подтверждается возведение храма именно в то время и в том месте. Храм так же неоднократно перестраивался, становясь все более величественным. Остатки окончательного варианта храма Кастора и Поллукса, созданного при императоре Тиберии, можно и сегодня увидеть на Форуме.

В 493 году на Авентинском холме во исполнение обета, данного римлянами во время голода, построили храм богини урожая и плодородия Цереры. Несмотря на небольшой размер, он был очень похож на храм Юпитера на Капитолии. В храме, помимо статуи Цереры, помещались так же статуи ее дочери, Прозерпины, и Отца-Либера — италийского аналога греческого Диониса. Вскоре этот храм стал оплотом плебеев и безопасным прибежищем для беглецов.

храм сатурна
Храм Сатурна

Не дошедшие до нас в первоначальном виде храм Сатурна на Форуме (489 год) и храм Аполлона на Марсовом поле (431 год), вероятно, были небольшими ареостилями (храмами с широко раздвинутыми колоннами) с деревянным антаблементом, покрытым терракотой, и представляли собой обычные древне-италийские или этрусские храмы. Но, возможно, уже в это время начали появляться и новые схемы планировки храмов.

Раннереспубликанский храм Согласия (Конкордии), построенный на Форуме в 367 году в честь уравнивания прав патрициев и плебеев при выборе консулов, скорее всего сразу получил такую своеобразную схему.

храм весты
Храм Весты. Реконструкция

Храм Весты на Форуме, круглый в плане, вероятно, был построен в той же традиционной деревянной технике, что и прямоугольные храмы. По преданию, он сооружен
одновременно с основанием города, но, скорее всего, его первоначальный вид относится к 6 веку до н. э.

В 392 году, после взятия города Вейи, культ Юноны Царицы был перенесен из Вей в Рим, где для нее так же был сооружен храм на Авентинском холме.

В 344 году в Крепости на Капитолийском холме был построен и освящен храм Юноны Монеты.

В 306 году цензор Гай Юний Бубульк закончил строительство храма богини Спасения на Квиринальском холме (месте древнего культа этого божества), воздвигнуть который он пообещал во время войны с самнитами. А в 305 году на Капитолии поставлена и освящена большая статуя Геркулеса.

храмы
Италийский план

Небольшие храмы 3 века до н.э. нередко имели своеобразную конфигурацию с портиком на трех сторонах и с задней стеной целлы, выступающей в стороны и замыкающей боковые портики (так называемый италийский план). Передний портик глубже и значительнее остальных, а расстановка колонн очень широка. Таким образом, у римского храма передний фасад выделен уже самой постановкой колонн. Значение переднего фасада подчеркивается также лестницей, которая ведет на подий только с него — опять-таки по идущему от этрусков композиционному принципу.

В первые века Республики обычной была расстановка храмов, при которой два, три и даже четыре храма ставились параллельно и настолько близко друг к другу, что комплекс производил впечатление единой тесно связанной группы, хотя сами храмы и отличались друг от друга.

Примерами таких комплексов в самом Риме являются три храма на Овощном Рынке (форум Голиториум) и четыре храма на современном Ларго Арджентина. Все они неоднократно перестраивались и дошли до нас либо в фундаментах (Ларго Арджентина), либо в более поздней реконструкции (форум Голиториум).

храмы
План трех республиканских храмов на форум Голиториум

Из трех храмов на Овощном рынке, слева — дорический, два другие — ионические. Ионический справа имеет характерную италийскую композицию с продолженной задней стеной целлы. У маленького дорического главный фасад подчеркнут очень глубоким портиком. Все три храма стоят на подиях, на которые доступ возможен только с одной, восточной стороны.

Сходна, но менее жестка планировка священной площадки на Ларго Арджентина — все четыре храма обращены на восток и имеют подъем по ступеням только оттуда. Однако они поставлены не так тесно, как в предыдущем комплексе. Самый древний из храмов, храм С (вероятно, 3 век до н. э.), имеет характерный италийский план. Подий очень высок и увенчан простым, строгим профилем.

храмы
План республиканских храмов на Ларго Арджентина в Риме

Чрезвычайно интересен по плану соседний круглый храм В, дошедший до нас в перестроенном виде. Первоначально это был круглый храм с лестницей только перед входом, как в более поздних римских круглых храмах. Позднее, но все еще в республиканское время, к круглому храму спереди был добавлен четырехколонный портик, что еще сильнее подчеркнуло его главную ось. В этой, еще довольно примитивной композиции, сложившейся постепенно, можно проследить на одном конкретном памятнике зарождение и развитие схемы Пантеона с ее чисто римской идеей — сочетать центральный план целлы с осевым построением всего памятника.

храмы
Ларго Арджентина

Храмы Ларго Арджентина пользовались большим почитанием в Риме в течение многих веков. Они были сохранены и включены в планировку театра Помпея с его портиками, примыкавшими к храмам. В императорское время они, видимо, были закрыты общим портиком и охранялись как реликвия далекого прошлого. До нас не дошло ни одного письменного упоминания об этих храмах. Поэтому они остаются безымянными и обозначаются буквами.

Далее: Ранняя республика. Архитектура. Часть 2. Жилые кварталы.
Назад: Ранняя республика. Римская армия.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля