Рим при папе Адриане I

Если к стараниям Адриана I о расширении молодого церковного государства можно относиться по-разному, то его заботы о благосостоянии римского народа безусловно заслуживают уважения. Адриан восстановил и обновил Рим, чему, конечно, способствовали и увеличивающиеся средства в церковной казне, и относительный мир в Италии.

Город был стар и разрушался. Практически все сооружения требовали серьезного ремонта. Внесло свою лепту и наводнение 791 года. Русло реки давно не расчисщалось, а берега не были укреплены. Разлившийся Тибр сорвал Фламиниевы ворота и угрожал целостности моста Антонина (сейчас это Понте Систо).

Понте Систо

Адриан поправил городские стены и башни. Для этой работы, помимо самих римлян, были призваны жители из всех патримоний церкви, а также из городских общин Тусции и Лациума. Такой массы народа, занятого работой, Рим не видел в своих стенах со времен первых императоров. Однако, вместе с восстановлением стен произошло и очередное разрушение античных памятников. Императорские эдикты больше не служили им защитой, и для добычи гипса из древних храмов и театров изымались мраморные плиты и обломки барельефов и статуй.

Восстановил Адриан и некоторые водопроводы, переставшие работать двести лет назад. Акведук Аква Траяна, частично налаженный после готского правления, видимо снова был разрушен Айстульфом, и в биографии Адриана говорится, что он оставался без употребления 20 лет. Для наполнения источника у базилики Святого Петра и бассейна, служащего паломникам для омовения, воду приходилось доставлять в сосудах. Восстановление Аква Траяна, получившего к этому времени название Аква Сабатина (он брал воду из источников у Сабатинского озера) относится к 775 году.

Аква Клавдиа, построенный в 52 году и со времени императора Константина снабжавший водой крестильню Латерана, также был разрушен готами. Он был частично восстановлен до Адриана, но давал городу совсем ничтожную струю воды и лишь при Адриане снова стал богат водой как в античности. Третий восстановленный водопровод назывался Джобиа. Четвертым стал Аква Вирго. Он был приведен в порядок настолько, что один смог снабжать водой практически весь город.

акведуки
Аква Клавдиа. Парк акведуков.

Сделанное Адрианом для римских церквей превзошло труды почти всех его предшественников. Одни церкви были перестроены до основания, другие восстановлены.

Базилика Святого Петра обязана ему новыми ценными украшениями. Под существовавшим в то время портиком базилики был возведен новый фундамент, на который ушло более 12 000 плит. После этого была исправлена колоннада портика. Тоже самое было сделано и для базилик Сан Паоло фуори ле Мура и Сан Лоренцо фуори ле Мура.

В атриуме базилики Святого Петра были восстановлены главная лестница и квадрипортик. Колокольню Стефана II украсили привезенными из Перуджи бронзовыми дверями. Карл Великий дал балки и несколько тысяч фунтов свинца для укрепления крыши. Пол перед исповедальней был выстлан листами чистого серебра весом в 150 фунтов, а сама исповедальня отделана внутри листами золота с изображениями событий из Священного Писания.

Стоявшие у гроба апостола серебряные изображения святых были заменены на золотые статуи Христа, Девы Марии и святых Петра, Павла и Андрея. По праздникам между колоннами нефа развешивались ковры, окрашенные в пурпур и отделанные золотом, а на Рождество, Пасху и годовщину посвящения папы зажигался огромный светильник в форме креста с 1370 огнями , прикрепленный к поперечной балке триумфальной арки.

Украсил Адриан и базилику Сан Джованни ин Латерано, а у базилики Святого Павла замостил мрамором атриум. Во все титулярные церкви им было пожертвовано по 20 тирских ковров для развешивания их между колоннами.

Вложив все свои творческие силы в строительство и украшение церквей Рим того времени совершенно отошел от наук и образования. Бывшие учителя уже не могли соперничать со своими учениками — монахами Франции, Британии или Ирландии. После Григория Великого никто не мог и помыслить вступить в ученую беседу с греческими патриархами или создать себе славу богословскими трудами. Даже лангобарды чувствовали свое превосходство в знакомстве со свободными науками.

Хотя Рим все еще считался матерью семи гуманистических наук, ни одна из них уже не имела в нем своего выразителя. Только духовная музыка развивалась в школе Латерана, основанной Григорием. Знакомство же с языческими поэтами было утрачено со времен падения готского королевства. Гомер, Вергилий и Гораций были более известны при франкском дворе, нежели в Риме, и единственные следы стихосложения того времени находятся лишь в надгробных надписях, язык которых, правда, становится достаточно варварским.

Вообще, в 8 веке наблюдается глубокая порча языка, доказательством чему служат письма пап к Каролингам. Эти письма, редактировавшиеся чиновниками архива, должны были быть лучшими образцами латыни, но в них уже нет ни грамматики, ни логики. Каков же тогда был язык повседневной жизни! Впрочем, это было естественным следствием процессов, происходивших в разрушавшемся городе. Противоречия между мертвым и живым привели к утрате латынью своего строя и превращения ее в некий зародыш новоримского языка.

Что касается устройства римского общества, то уже со времени готского правления оно разделилось на три основных класса — духовный, военный и низшее сословие, или клир, знать и народ вообще. Церковь тогда ведала своими собственными делами, а город, сохраняя свое муниципальное устройство, управлялся сенатом и должностными лицами во главе с префектом. С падением владычества готов такое установление распалось само по себе, безо всякого насилия. Главным же делом не захваченного лангобардами города стало налаживание воинской организации, которая соединила знать и простых граждан в городскую милицию. Так на следующие два века Рим стал городом, состоявшим из двух организаций — церковной и воинской.

Слабость греческого управления наиболее ясно выразилась в полном пренебрежении к созданию подчиненных экзархии вооруженных сил. Если бы экзархи располагали такими войсками в Риме, греческий император не допустил бы роста могущества пап и отделения Рима от своей империи. Вместо этого он удовольствовался сбором налогов, во всем остальном предоставив западные провинции самим себе.

При папе Мартине I в милиции замечается пробуждение национального чувства, и она становится выразительницей политической воли Рима. Из-за своей скупости Константинополь предоставил церкви платить войску жалованье, а начавшаяся борьба пап с императорской ересью только укрепила национальный дух этого войска. Со времени Адриана назначение на высшие посты в милиции производилось папой, а уже эти начальники сами выбирали себе помощников. Их титулы герцогов и трибунов в дальнейшем стали передаваться по наследству.

Гражданская организация города строилась на системе цехов (scholae), понятии, определившемся уже во времена Диоклетиана. Первоначально цехом назывался дом, в котором собирались люди одинакового рода занятий для обсуждения общих интересов. По названию места собраний его участники также стали называться scholaes и составили союзы с правами гражданских товариществ. Все цехи имели своих покровителей (патронов) из числа влиятельных лиц, выступавших их защитниками перед властью.

Цехи 8 века были очень сходны с союзами, существовавшими в древности, и существовали во всех классах римских граждан. В первоисточниках упоминаются цехи милиции, чужеземцев, нотариусов и папских певцов. Наряду с ними существовали и союзы врачей, ремесленников, купцов и других ремесел. Руководил цехом Приор; он же следил за соблюдением устава и представлял цех перед государством, которому платил некоторую дань. Каждый цех имел свою церковь, свое кладбище и своих патронов (правда теперь уже из числа святых).

Благодаря наличию цехов чужестранцев (scholae peregrinorum) Рим продолжал обладать космополитическим характером. Самыми древними были, конечно, колонии греков и иудеев. Кроме них существовали четыре германскии колонии: саксов, франков, лангобардов и фризов, а также колония англосаксов, созданная в 727 году для того, чтобы дать католическое обучение английским принцам и английскому духовенству. Эти пять колоний располагались в Ватиканском квартале.

С 579 года исчезают любые упоминания о римском сенате, что говорит о исчезновении этого древнейшего учреждения. Однако освобождение от власти Константинополя оживило в памяти старые установления римлян, и в 757 году имя сената снова возникает на сцене, но уже только как имя. Могущественные знатные фамилии, занимавшие первые должности в церкви, войске и городском управлении, облеченные титулами герцогов, графов, трибунов и консулов, стали новой аристократией Рима и предъявили свои притязания на величественное имя сената. Если бы сенат существовал как учреждение, то в употреблении был бы и титул сенатора, чего, однако, не встречается ни в одном из письменных источников.

Во времена греческого владычества экзарх назначал герцога, который становился начальником войска и правителем Рима и Римского герцогства, а так же судей (общее название для должностных лиц). Когда властителями экзархата и Рима стали папы, к ним перешло и право назначения на эти должности. В 743 году должность герцога Рима была упразднена и папы стали считать правителями города самих себя. С этого времени в Риме оказалось множество герцогов, являвшихся просто высшими должностными лицами.

Знатные люди, составившие класс оптиматов, сосредоточили в своих руках огромное влияние. Занимая все важные посты при дворе папы, в милиции и юстиции, они ведали городским управлением под председательством префекта. Из этой новой аристократии вырастали группы фамилий, ставшие известными в Средние века. Как конкретно было организовано городское управление, неизвестно, но в целом можно сказать, что муниципальное устройство Рима в эту эпоху было военно-олигархическим.

Далее: Конец Темных Веков. 795 — 800. Восстановление Римской империи
Назад: Экзархат. 767 — 795 гг. Адриан I и Карл Великий

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Базилика Святого Петра. Часть 5. Посещение.

Базилика Святого Петра работает ежедневно с 7:00 до 19:00, но с октября по март закрывается в 16:30. Поскольку церковь действующая,...

Закрыть