Сан Грегорио Маньо. Часть 3. Интерьер

Церковь Сан Грегорио Маньо состоит из четырех секций центрального нефа с боковыми приделами с тремя главными входами из атриума. Первые три секции приделов (с каждой стороны) — это боковые часовни, хотя между ними и нет разделяющих стен. Четвертая секция справа служит входом в монастырь (этот же вход используется посетителями), а слева — входом в часовню Сальвиати. Эта большая квадратная часовня имеет свой собственный неф и святилище с куполом.

Святилище состоит из двух секций, дальняя из которых шире с обеих сторон. Главный алтарь располагается в неглубокой прямоугольной апсиде — не трехсторонней, как можно подумать при взгляде на церковь снаружи. Стены святилища очень толстые и могут содержать древнюю кладку, хотя точно это не известно. Окружающие его две часовни имеют каждая по своему маленькому апсидальному святилищу. Снаружи правой часовни находится небольшая комната, почитаемая как монашеская келья Святого Григория.

Неф отделен от приделов аркадами из четырех арок с каждой стороны. Арки разделены массивными опорами, ближние и дальние из которых соединены с контрфасадом и триумфальной аркой соответственно. Опоры украшены тройными ионическими пилястрами, поддерживающими антаблемент с сильно выступающим карнизом и пустым фризом.

сан грегорио маньоАрхивольты арок опираются не на импосты, прикрепленные к опорам, а на отдельно стоящие ионические колонны. Колонны — античные, и считается, что раньше они находились в средневековой церкви. Одиннадцать из них вырезаны из серого гранита, две — из серого мрамора bigio antico и три — из мрамора cippolino. Между каждой аркой и антаблементом находятся идентичные барельефы с перекрещенными пальмовыми ветвями внутри завитков гирлянд, увенчанных головами херувимов.

Большая часть интерьера церкви, включая лепные украшения, созданные в 1725 году Карло Понциано под руководством Феррари, окрашена в кремовый цвет. Впечатляющий пол косматеско из полихромного мрамора датируется 13 веком. В 18 веке братья могли заменить его на мраморные плиты, как это было сделано во множестве римских церквей, но вместо этого они заставили Феррари переложить имеющийся. Мы должны быть благодарны им за это.

Сводчатый потолок опирается на антаблемент. Над каждой аркой аркады расположен большой полукруглый люнет с окном, увенчанный лепным венком. Центр потолка украшен фреской Плачидо Констанци 1727 года, изображающей Восславление Святых Григория и Ромуальда. Боковые панели содержат лепных херувимов работы Порциано.

сан грегорио маньоГлубокая триумфальная арка святилища опирается на на две пары ребристых композитных полуколонн, обрамленных со стороны нефа парой ионических пилястр. Здесь формованный архивольт соединяется с антаблементом и касается карниза. Люнет над последним содержит большой рельефный медальон, поддерживаемый парой летящих ангелов, с изображением папы Григория, организующего английскую миссию. Это работа Джованни Баттисты де Росси по проекту Феррари. Перед триумфальной аркой находятся статуи святых Андрея и Григория, предположительно, работы Паоло Романо конца 15 века.

сан грегорио маньоПроект святилища и главного алтаря выполнен в 1733 году Далмаццони. Третья пара полуколонн поддерживает архивольт триумфальной арки неглубокой прямоугольной апсиды, в которой еще две отдельно стоящие колонны, поддерживают еще один, внутренний, архивольт. Свод святилища содержит изображение Голубя Святого Духа в лучах Славы.

сан грегорио маньоАлтарный образ с изображением Мадонны с Младенцем со Святыми Андреем и Григорием, выполненный в 1734 году Антонио Балестрой, расположен в большой позолоченной арочной раме, над которой находятся гирлянды, завитки и раковина гребешка.

Боковые часовни нефа выполнены по одной схеме. Это небольшие арочные ниши в толще боковой стены, формованные архивольты которых располагаются на ребристых ионических колоннах. Алтарные образы плотно вписаны в ниши, а сами небольшие алтари украшены полихромным мрамором.

Первая справа от главного входа часовня посвящена Святому Бенедикту. Алтарный образ работы Джона Паркера 1749 года представляет Святого Григория мальчиком (вместе с матерью), имеющем видение Святого Бенедикта, предсказывающего его папство.

Следующая справа часовня посвящена Святому Петру Дамиани, чья монашеская конгрегация в Фонте Авеллана позднее присоединилась к камальдолийцам. Алтарный образ работы Франческо Манчини 1751 года показывает святого с папой Александром II.

Третья правая часовня посвящена Святому Ромуальду, основателю камальдолийцев. Алтарный образ работы Франческо Фернанди 1733 года показывает смерть святого.

Снаружи часовни, правее на стене находится барельеф с богоматерью, почитаемой ангелами, датируемый приблизительно 1500 годом.

В конце правого придела расположена часовня, посвященная Святому Григорию (напомним, что главный алтарь церкви посвящен, не ему, а Святому Андрею). Ее свод содержит окулус, или круглое окно, а раковина апсиды украшена позолоченной лепниной в гротескном стиле. Алтарь часовни освещен двумя боковыми окнами в форме капсул. Алтарный образ работы Систо Бадалоккио 1606 года показывает Святого Григория, Вдохновленного Святым Духом.

сан грегорио маньоЛицевая часть алтаря — это мраморный барельеф, вырезанный Луиджи Каппони по заказу Микеле Бонси, памятник которому (тоже работы Каппони) расположен в атриуме. Три квадратные панели иллюстрируют легенду о Григорианских мессах, встречающуюся в приписываемых папе «Диалогах». Центральная панель показывает видение Христа Григорию во время чтения им мессы, из которого он понял, что празднование тридцати последовательных ежедневных месс способно освободить душу от чистилища. Левая панель изображает первое проявление этой практики, случившееся с душой одного из монахов, а правая — папу, продолжающего ее для множества душ.

сан грегорио маньоУ входа в часовню находится античный римский мраморный стул, датируемый 1 веком до н.э. По традиции этот стул является кафедрой, или креслом, в котором сидел папа, возглавлявший литургию в основанной им здесь церкви. Этот стул — один из четырех известных такого типа. Его конструкция почти наверняка имеет древнегреческое происхождение. Полукруглая спинка украшена мелким рельефом с изображением крылатого бородатого гения. Постамент стула утерян, и можно лишь предполагать, как выглядел весь объект. Сейчас он стоит на квадратной каменной панели, украшенной в стиле косматеско и, очевидно, не имеющей к нему никакого отношения.

сан грегорио маньоДверной проем в правой части часовни ведет в маленькую комнату, которая почитается как подлинная келья, которую занимал Святой Григорий, когда он был монахом. Она не совсем прямоугольна — левая сторона заметно отклонена. Ее нынешние гротескные украшения на стенах и потолке относятся к 18 веку.

Две ниши защищены бронзовыми решетками. Меньшая из них, не имеющая треугольного фронтона, содержит текст, идентифицирующий ее как спальное место или Lettuccio святого: «Nocte dieque vigil longo hic defessa labore, Gregorius modica membra quiete levat (Бодрствуя ночью и днем, измученный долгим трудом, Григорий успокаивает свои конечности небольшим отдыхом». К слову, имя Григорий на греческом означает «бодрствующий», или «наблюдатель». Находящийся снаружи часовни мраморный стул несколько столетий хранился в этой нише.

Дальняя часовня левого придела (слева от святилища) посвящена Святому Причастию. По оформлению она практически идентична часовне Святого Григория, но имеет ограждение в виде низкой балюстрады. Алтарный образ выполнен Альберто де Роденом в 1893 году и имеет титул Anglia Dos Mariae или Англия, Приданое Марии. На нем изображены Мадонна с Младенцем, святые Иосиф, Петр и Григорий и святой с пальмовой ветвью, возможно, Андрей. Слева расположен памятник кардиналу Плачидо Зурла, а справа — бронзовый бюст папы Григория XVI. Оба были монахами камальдолийцами и близкими друзьями. Эти работы выполнены скульптором Джузеппе де Фабрисом.

Рядом с часовней Святого Причастия находится дверь, ведущая в часовню Сальвиати, задуманную кардиналом Антонио Мария Сальвиати в 1594 году как семейную усыпальницу. Архитектором должен был стать Франческо да Волтерра, но он умер в этом же году, и проект был продолжен Карло Мадерна, завершившим строительство в 1600 году.

Структурно часовня представляет собой небольшую церковь. Она имеет единственный неф с антаблементом, опирающимся на слепые (не имеющие капителей) пилястры, на который, в свою очередь опирается сводчатый потолок с люнетными окнами. Оформление часовни сдержанное, выполненное в бледно-желтом и белом тонах. Памятники, расположенные здесь, принадлежат Райньери Интераннати (1579) и кардиналу Амброджо Бьянки (1864). Вход из церкви находится в правой стене часовни рядом с простой глубокой триумфальной аркой.

Квадратное в плане святилище приподнято и своим оформлением контрастирует с остальным интерьером часовни. Его купол через паруса опирается на антаблемент, поддерживаемый четырьмя расположенными в углах ионическими колоннами из мрамора циполлино. Фриз антаблемента содержит надпись, сообщающую, что кардинал устроил часовню в честь хранящейся здесь античной иконы Божьей Матери.

Нижняя часть стен облицована полихромным мрамором, а их верхняя часть и купол украшены фресками работы Джованни Баттиста Риччи да Новара 1600 года. Купол содержит изображение Деисуса, на котором торжествующий Христос в сопровождении Богоматери и Святого Иоанна Крестителя окружены небесным воинством. На парусах купола изображены ангелы и херувимы с символами мученичества. Другие херувимы и святые украшают архивольты. В люнетах находятся изображения евангелистов и пророков.

Алтарь расположен в арочной нише и увенчан треугольным фронтоном, поддерживаемым двумя античными мраморными (джалло антико и неро антико) коринфскими колоннами. Источником этого мрамора был карьер в Тунисе, в месте, известном сейчас как Чемту. Алтарный образ представляет собой копию работы Аннибале Карраччи Святой Григорий в Молитве.

Боковые стены святилища имеют похожие нише, но более узкие. Та, что справа, содержит икону Мадонны с Младенцем конца 7 века, стиль которой заметно отличается от греческого. Традиция утверждает, что Святой Григорий молился перед этим изображением, и Мадонна говорила с ним. Об этом сообщает и надпись на антаблементе святилища. Икона находится в каменной раме, поддерживаемой фресочными изображениями ангелов.

Слева от алтаря находится превосходный шкафчик для святого масла, заказанный аббатом Грегорио Аматиско в 1496 году мастерской Андреа Бреньо. Он выполнен из мрамора с позолоченными деталями и представляет собой триумфальную арку в стиле тромплёй. Центральная арка, в ложной перспективе, содержит изображение Мадонны с Младенцем, две маленькие боковые — изображения святых Андрея и Григория, а сверху расположены два тондо с изображением Благовещения. На фризе показано Чудо Замка Святого Ангела. По легенде, когда Святой Григорий возглавил покаянную процессию в ответ на бушевавшую в Риме эпидемию, он увидел на вершине замка Архангела Михаила, вкладывающего в ножны свой меч. В люнете наверху здесь изображен Бог Отец.

Сейчас часовня используется румынскими католиками греческого обряда, и в святилище установлен простой деревянный иконостас, разделивший его на две части.

Третья от входа часовня в левом приделе посвящена Непорочному Зачатию Девы Марии. Алтарный образ, выполненный в 1739 году Франческо Манчини, является аллегорией ее сотворения Богом Отцом. Сатана изображен здесь в виде поверженного дракона. Другое название часовни — Капелла Фиораванти.

Вторая слева часовня — Капелла Габриэлли — патронируется семьей из Губбио и посвящена некоторым из ее святых членов. Алтарный образ, выполненный в 1739 году Помпео Батони, показывает четырех из них, молящихся Мадонне с Младенцем. Епископ — это Рудольф из Губбио, монах из монастыря Фонте Авеллана, управлявшегося Петром Дамиани. Рудольф стал епископом в своем родном городе и почитается там как святой, но его культ никогда не был подтвержден, и он не упоминается в Римской Мартирологии. Монах впереди — Блаженный Фортис Габриэлли, тоже из Фонте Авеллана, чей культ получил подтверждение. Монах и монахиня позади — Кастора и Питер Габриэлли. Питер был братом Рудольфа, а Кастора — покаянной францисканской терциарией, умершей в 1391 году. Их культы не подтверждены.

Первая слева от входа часовня посвящена Блаженному Микеле Пини, флорентийскому камольдолийскому отшельнику и духовному писателю, умершему в 1522 году, культ которого не подтвержден. Алтарный образ показывает его видение Христа и выполнен в 1745 году Джованни Баттистой Понфрени.

Сан Грегорио Маньо. Часть 1. История
Сан Грегорио Маньо. Часть 2. Экстерьер
Сан Грегорио Маньо. Часть 3. Интерьер
Сан Грегорио Маньо. Часть 4. Садовые часовни

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 1 день

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 399Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Сан Грегорио Маньо. Часть 2. Экстерьер

Над Пьяцца ди Сан Грегорио аль Челио доминирует большой портик, расположенный на вершине лестницы. За портиком находится атриум, обрамленный двумя...

Закрыть