Сан Грегорио Маньо. Часть 1. История

Сан Грегорио Маньо аль Челио — сильно отреставрированная средневековая монастырская и титулярная церковь, принадлежащая монастырю камальдолийских бенедиктинцев на западном склоне Целия. Ее почтовый адрес — Пьяцца ди Сан Григорио 1, в районе Челио (исторический район Кампителли). Садовые часовни сейчас имеют отдельный адрес под номером 2.

сан грегорио маньоЦерковь посвящена совместно Святому Андрею и папе Святому Григорию Великому, и по историческим причинам епархия предпочитает употреблять название Санти Андреа э Грегорио аль Челио. На практике все называют ее Сан Грегорио Маньо, хотя епархия именует так другую церковь — Сан Грегорио Маньо алла Мальяна Нуова, которая радикально отличается по своему архитектурному стилю.

Григорий I
Григорий I Великий

На самом деле, еще до недавнего времени епархия настаивала на названии Сант Андреа аль Челио. Однако, когда Миссионеры Милосердия приобрели часть собственности монастырского комплекса, они превратили центральную садовую часовню в свою церковь, которая теперь и известна под именем Сант Андреа аль Челио. Епархии пришлось отказаться от претензий на это название. В общем, все остается довольно запутанным.

Область, которую занимает церковь, была застроена еще в античные времена, а в поздний имперский период она превратилась в богатый жилой район. По легенде, домом на месте монастыря в это время владела семья Анициев. Ее имущество перешло к Святому Григорию Великому (540-604), который в 575 году и основал здесь первый монастырь, посвященный апостолу Андрею Первозванному. Сам Григорий жил в нем как монах и настоятель в течение 15 лет, пока в 590 году не был избран папой.

В этот же период он мог завладеть Библиотекой Агапита, основанной его родственником, папой Агапитом I (535-536), и размещенной чуть севернее, в апсидальной базилике. Остатки апсиды до сих пор заметны в садовой часовне Святого Андрея, и совершенно очевидно, что при основании библиотеки было использовано более древнее здание. Правая боковая стена этого здания граничит с древней улицей Clivus Scauri и видна оттуда.

Неясно, насколько запущенным стал городской пейзаж к тому времени. Население города трагически уменьшилось, но реальное разрушение дворцового комплекса на Палатине и зданий Форума завершилось только к началу 9 века после сильного землетрясения. Вполне вероятно, что монахи просто захватили дом Анициев и, не создавая никаких пристроек, использовали одну из его больших комнат в качестве часовни. На эту возможность намекает современная практика ограничения количества монахов в монастыре числом тринадцать, что подтверждается и «Диалогами», приписываемыми Святому Григорию (эта работа, скорее всего, является подделкой 8 века).

После того как Григорий стал папой, он использовал свой монастырь для обучения английских мальчиков, купленных им на римском рынке рабов, для того, чтобы они стали монахами (обратите внимание на существование рабства еще через два столетия после запрета язычества в Риме). Мальчиков готовили к миссионерству в Англии, но вместо этого в 596 году туда был отправлен настоятель монастыря Святой Августин Кентерберийский вместе с несколькими другими братьями. В Кентербери они основали собор, прославив в истории монастырь Святого Андрея.

Первоначальный дом, скорее всего, частично сохранился под нынешней базиликой, но так и не был раскопан. Учитывая крутой наклон, все, что можно сейчас сказать, это то, что здание, вероятно, своей главной осью повторяло контур холма.

Из-за отсутствия документов можно заподозрить, что после смерти Григория монастырь оказался заброшен. Светское духовенство того времени было возмущено тем, что папа продвигал в курию монахов, о чем свидетельствует Книга Пап.

Остается добавить, что мы ничего не знаем о образе жизни монахов монастыря Святого Андрея, о правилах, которым они следовали, и о том, как монастырь управлялся. Рассказы о том, что и папа и монахи были бенедиктинцами, исторически ложны и анахроничны не менее, чем на 300 лет.

В 8 веке по указанию папы Григория II (715-731) монастырь перестроили и передали греческим монахам. Папская курия была в то время грекоязычной, и в монашеской жизни города доминировали беженцы из восточного средиземноморья, спасавшиеся от завоеваний ислама и политики иконоборчества Восточной империи.

Вражда между церковными центрами Рима и Константинополя привела к Великому расколу 1054 года. Однако, восточные монахи рассеялись по Южной Италии или вернулись домой задолго до этого события. В дальнейшем их присутствие и доминирующее влияние в римском монашестве на протяжении двух столетий было намеренно вычеркнуто из истории.

В 10 веке французское бенедиктинское реформаторское движение из Клюни получило монастырь в свою собственность. Именно в этот период и распространилась легенда о том, что Святой Григорий был бенедиктинцем, а его монастырь — изначально бенедиктинским.

В 1084 году монастырь был разграблен норманнами Роберта Гюискара из Сицилии. Восстановил его папа Пасхалий II (1099-1118). Clivus Scauri к тому времени стала очень оживленной улицей, поскольку была самым удобным маршрутом от западной части застройки города к Латеранскому дворцу.

сан грегорио маньо
Джироламо Франчино, 1588

Датировка фактической структуры нынешней церкви затруднительна из-за отсутствия документации. Тем не менее, наиболее вероятно, что и она, и монастырь были полностью перестроены в конце 12 или начале 13 веков. Сохранившиеся изображения эпохи Возрождения показывают колокольню в романском стиле (кампаниллу), построенную в 12 веке и похожую на те, что имеют многие другие римские церкви. На месте нынешних построек церковь имела атриум и портик, такие же как сохранились в Сан Клементе.

В 1300 году в церкви был освящен алтарь, посвященный святым Григорию и Бенедикту, ставший здесь первым, посвященным святому папе. Монастырь тогда зависел от Сан Паоло фуори ле Мура.

К этому времени бенедиктинцы изрядно опорочили себя. Их монахи получили право на частные доходы, что привело к тому, что многие из них стали жить в роскоши, одеваться как дворяне, носить оружие и содержать любовниц. В результате, с 13 века большинство бенедиктинских монастырей города стало передаваться другим религиозным орденам. Этот монастырь продержался дольше других, но в 1573 году тоже был передан камальдолийцам папой Григорием XIII. Однако право выбирать настоятеля папа оставил за собой.

Братья камальдолийцы немедленно развернули долгую кампанию по реконструкции комплекса, начав с постройки новой ризницы и портика (последний, в дальнейшем, снова заменили). В 1594 году кардинал Антон Мария Сальвиати, настоятель монастыря, возглавил строительство большой купольной часовни для семейных захоронений, закончившееся в 1600 году. Его преемником стал кардинал Цезарь Бароний, не только проведший полную реставрацию церкви, но и построивший новую часовню Святой Сильвии. С 1629 по 1633 годы был построен новый портик по проекту Джованни Баттиста Сориа.

сан грегорио маньо
Джованни Баттиста Фальда, 1667-1669

В 1706 году аббат Аполлинаре Монтанари начал программу по восстановлению монастыря. Этот проект занял десять лет и оставил после себя нынешнее здание, а также хоспис для бедных, что указывает на то, что здешние монахи отошли от своего первоначального, полностью созерцательного образа жизни.

С 1725 по 1734 годы интерьер церкви был полностью обновлен малоизвестным художником Франческо Феррари. В ходе этой реставрации множество погребальных памятников было вынесено и заново установлено в атриуме. Средневековый пол в стиле косматеско был переложен заново, а в 1745 году в церкви установили новый главный алтарь. Вероятно, в это же время снесли средневековую колокольню. Результатом этих работ стало сегодняшнее здание.

Во время наполеоновской оккупации Рима, с 1809 по 1814 годы, монастырь был разграблен и поврежден французскими солдатами.

В 1828 году папа Лев XII передал три Садовые Часовни под опеку главы Санта Мария Маджоре, где они остаются и по сей день. В 1831 году здешний камальдолийский монах стал папой Григорием XVI. В 1834 году он сделал церковь Сан Грегорио Маньо титулярной.

В 1872 году монастырь (вместе со всеми остальными в городе) был секвестирован итальянским правительством. В 1876 году правительство передало городу Риму право собственности на здания монастыря, а в 1880 году — на его обширные сады и виноградники. Большая часть последних была использована для расширения дорог, а вначале 20 века через виноградники была проложена линия электрического трамвая. Она все еще функционирует, как маршрут №3. Монашеское жилье переоборудовали в муниципальную богадельню для бедных — Ricovero di Mendicità.

Монахи смогли вернуться в часть монастырских помещений после Латеранских соглашений 1929 года. После этого их учреждение стало римской штаб-квартирой и учебным заведением камальдолийцев. В 1966 году эта ветвь присоединилась к ордену Святого Бенедикта. Так спустя почти пять столетий церковь вернулась к бенедиктинцам.

В 1968 году город сдал часть помещений монастыря в аренду Сестрам Матери Терезы. В них расположился римский штаб конгрегации и центр информационно-пропагандистской работы среди бедных иммигрантов и экспатриантов. В комплексе также располагается школа нянь, а часть бывших огородов стала общественным парком — Parco di San Gregorio al Celio.

В 2002 году монахи обновили часть своего крыла монастыря, сделав ее платной гостиницей. Это стало ответом на серьезное снижение пожертвований, грозившее оставить их сообщество без средств на существование.

Церковь должны были закрыть на время в 2010 году, поскольку ее своды начали разрушаться из-за дефектов в штукатурных работах. Была установлена защитная сетка, позволившая возобновить посещения, но необходимость в срочном ремонте предполагает закрытие церкви на продолжительное время в ближайшем будущем.

В том же 2010 году часовня Сальвиати была переоборудована для использования ее румынской греко-католической церковью по греческому обряду. В 2012 году епархия вернула часовне Святого Андрея статус полноценной церкви со священником, назначаемым главой Санта Мария Маджоре.

сан грегорио маньоПроще всего до церкви Сан Грегорио Маньо добраться на метро, поскольку она расположена рядом со станцией Чирко Массимо (Circo Massimo). Так же мимо ее входа проходит трамвай №3.

Публичные мессы проходят в церкви по рабочим дням в 19:15. Сестры Матери Терезы проводят собственные мессы в 6:30 по рабочим дням и в 10:00 по воскресеньям.

Из неофициальных источников известно, что церковь открыта ежедневно с 9:00 до 12:00 и с 15:30 до 19:00. Однако, в отличие от большинства римских церквей, Сан Грегорио Маньо не имеет прямого входа с улицы. Даже если она открыта, войти в нее можно только через монастырь, позвонив в двери справа в атриуме и попросив разрешения на вход у дежурного привратника.

Если ворота решетки атриума закрыты, то церковь недоступна для посещения. Кроме того, если нет никого, кто мог бы открыть двери монастыря, один из монахов ответит вам по интеркому, что вы не можете войти в церковь. Не пытайтесь спорить или договариваться. Не стоит также обращаться к монахам, которых вы можете встретить, поскольку сейчас они очень заняты.

Сан Грегорио Маньо. Часть 1. История
Сан Грегорио Маньо. Часть 2. Экстерьер
Сан Грегорио Маньо. Часть 3. Интерьер
Сан Грегорио Маньо. Часть 4. Садовые часовни

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
0

Автор публикации

не в сети 1 день

Dmitry

0
Комментарии: 8Публикации: 399Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Читайте ранее:
Храм Божественного Клавдия

«Дорогая Ливия, как вы меня просили, я обсудил с Тиберием, стоит ли поручать вашему племяннику Клавдию какое-либо дело во время...

Закрыть