Дальняя часовня левого придела (20), часовня Кибо-Содерини, посвящена Распятию. Она была основана Теодориной Кибо после того, как последняя упала с лошади и счастливо избежала травм. Онако, в 1800 году семья Кибо передала ее Содерини, семье римских патрициев родом из Флоренции.
Распятие относится к 15 веку и, по легенде, святому Филиппу Нери было видение, когда он молился перед ним. Фрески на стенах и своде написаны в 1640 году Питером Ван Линдтом из Брюсселя. Снаружи часовни расположен памятник Джованни Баттисте Робиани (1585).
Третья часовня левого придела (21), часовня Меллини, посвящена Святому Николаю Толентинскому, и ее алтарный образ работы Агостино Мазуччи показывает святого с Богородицей и Святым Августином. Часовня была построена в конце 15 века Пьетро Меллини в качестве погребальной для своей семьи, и сейчас она просто переполнена гробницами. В начале 17 века кардинал Джованни Гарсиа Меллини отреставрировал ее и заказал фрески Джованни ди Сан Джованни. Свод содержит изображение сцен из жизни святого, а четыре люнета — аллегории главных добродетелей.
Памятник кардиналу — работа Алессандро Альгарди 1630 года. Ему же принадлежат бюст Урбано Меллини (слева от алтаря) и фигура Марио Меллини. Справа от алтаря находится гробница основателя часовни, кардинала Пьетро Меллини, работы Джованни Далмата 1483 года. Изображения кардинала Саво Меллини, Пьетро Меллини (другой) и кардинала Антонио Паоло Меллини выполнены французским скульптором Штефано Монно.
Снаружи часовни расположен памятник Алессандро Магги (конец 16 века), а напротив него — Теодоро Тривульцио (1614) и Луиджи Плачетери (1845) с его женой Марией.
Вторая часовня левого придела (22), часовня Киджи, посвящена Богоматери Лоретской. Это восьмиугольное купольное сооружение само по себе считалось бы важной римской церковью, если бы стояло отдельно от базилики.
Восьмиугольник плана неправильный, образованный скошенным квадратом. Его длинные стороны заняты входом, двумя гробницами и алтарем, расположенными в высоких, доходящих до антаблемента купола, арочных углублениях. Короткие стороны заняты нишами со статуями пророков, обрамленными парами коринфских пилястр, поддерживающих короткие антаблементы. Над антаблементами расположены усеченные паруса купола, украшенные медальонами с фресками.
Часовня была спроектирована Рафаэлем и оплачена его другом и покровителем, банкиром Агостино Киджи (умер в 1520) и его братом Сигизмондо (умер в 1526). Оба они похоронены здесь. Их гробницы из красного мрамора, по одной с каждой стороны часовни, имеют необычную пирамидальную форму, основанную на пирамиде Цестия. Гробницы были спроектированы Рафаэлем, а выполнены одним из его лучших учеников, Лоренцо Лотти по прозвищу Иль Лоренцетто. Эта работа настолько совершенна для того периода, что долгое время приписывалась Бернини.
Работа над часовней была прервана в 1520 году смертью и Рафаэля и Агостино, и закончили ее только к 1652 году для кардинала Фабио Киджи, будущего папы Александра VII.
Рафаэль нарисовал эскизы великолепных мозаик купола, которые были выполнены Луиджи де Паче из Венеции в 1516 году. Фон мозаичных панелей — голубой, а сами они помещены в роскошные золотые рамы. В центре расположен Бог Отец, как Творец Небесного Свода, а окружают его символы солнца и планет. Антаблемент купола несет на себе надпись, возвещающую о посвящении часовни Богоматери Лоретской.
Алтарный образ Рождество Богородицы выполнен Себастьяно дель Пьомбо в 1530-1534 годах и завершен Франческо де Росси, известным как Иль Сальвиати. Последний также закончил мозаики. Бронзовый барельеф на лицевой стороне алтаря, изображающий Христа и Самаритянку, принадлежит Иль Лоренцетто. Изначально он предназначался для гробницы Агостино Киджи, а сюда был перенесен Бернини.
Статуи пророков в нишах — это Иона и Илия работы Лоренцетто по эскизам Рафаэля и Аввакум и Даниил работы Бернини. Иона изображен с китом, Аввакум — с жертвенником и ангелом, а Даниил — со львом. Люнеты над гробницами братьев Киджи содержат изображения Творения и Падения. Считается, что они написаны Рафаэле Ванни в 1653 году. Медальоны с изображением времен года на парусах свода — работа Сальвиати.
Подвесной светильник с тремя херувимами-акробатами, как и пол в технике пьетра-дура, созданы Бернини. Крылатый скелет, держащий геральдический щит Киджи, типичен для художника. Эпиграф гласит: «Mors aD CaeLos (Смерть Небесам)», и его заглавные буквы складываются в дату MDCL, т.е. 1650 год.
На опоре слева от часовни Киджи находится один из лучших в церкви монументов — памятник принцессе Марии Фламинии Одескальки Киджи, установленный в 1771 году. Это один из последних памятников эпохи римского барокко и его называют Последней Гробницей В Стиле Барокко. Принцесса умерла во время родов в возрасте 20 лет. Черно белый мраморный портрет показывает римскую патрицию с длинной шеей и большим носом. Длина шеи была призвана убедить зрителя, что ее обладательница — не еврейка. В то время это имело большое значение.
Проект памятника разработал Паоло Пози. И в своей работе он использовал эмблемы, связанные с семьями Одескальки и Киджи. Портрет находится в бронзовом тондо со звездами (Киджи), которое перед знаменем из красного мрамора держит пара херувимов. Орел на вершине, выглядящий так, будто хочет закусить левым херувимом, — это Одескальки. Знамя несет на себе мемориальную надпись и поддерживается бронзовым дубом (Киджи). Внизу, выполненные из белого мрамора, находятся лев (Одескальки) на горе (Киджи) и курильница для благовоний (Одескальки). Сама работа выполнена скульптором Агостино Пенна. Композиция может казаться чрезмерной и безвкусной, но доставляет большое удовольствие.
Напротив находится памятник Франческо Мантика (1613).
Первая часовня левого придела, сразу у входа, — это баптистерий (23). Посвящена она, конечно, Иоанну Крестителю. Основал часовню в 1479 году Джованни ди Монтемирабиле, епископ города Везон во Франции. Его гробница расположена здесь, в полу.
Здесь находятся два кивория работы Андреа Бреньо, перенесенные из первоначального главного алтаря. Справа расположена гробница кардинала Франческо Кастильоне (1568), а слева — гробница кардинала Антонио Паллавичини (1507). Алтарный образ с изображением Крещения Христа написан Паскуалино Росси.
Санта Мария дель Пополо. Часть 1. История
Санта Мария дель Пополо. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария дель Пополо. Часть 3.1. Интерьер. Неф
Санта Мария дель Пополо. Часть 3.2. Интерьер. Правый придел
Санта Мария дель Пополо. Часть 3.3 Интерьер. Трансепт и Главный Алтарь
Санта Мария дель Пополо. Часть 3.4. Интерьер. Часовни левого придела