Золотой Дом Нерона

Первым императором, построившим для себя дворец на Палатине, был Август. Тиберий во время своего недолгого пребывания в Риме жил в этом же дворце. Следующий дворец, соединенный с Капитолием высоким деревянным мостом, выстроил Калигула. Нерон же начал с постройки «проходного дворца» (domus transitoria), соединившего в низине Палатинский и Эсквилинский холмы. Другого приличного свободного места в центре города просто не было. И если решить вопрос с частными зданиями в принципе было возможно, то снести десятки храмов не мог себе позволить даже Нерон.

золотой дом нерона
Фрагмент Золотого Дома Нерона. Одна из реконструкций

Эту проблему решил за него страшный пожар 64 года, расчистивший обширные пространства, прилегавшие к Палатинскому холму. Задача постройки нового крупнейшего сооружения, дворца дворцов, была возложена на архитекторов Севера и Целера. По словам Тацита они были «наделены изобретательностью в попытках посредством искусства добиться того, в чем отказала природа, и расточении казны принцепса». Их замысел состоял в постройке целого дворцового комплекса не только с различными строениями, но и с лугами, полями, прудами, рощами, виноградниками и фруктовыми садами, т.е. подобия загородной виллы, но в самом центре Рима. Причем императорская резиденция должна была соединяться со всеми частями города.

Золтой Дом Нерона. Одна из реконструкций
Золтой Дом Нерона. Одна из реконструкций

По историческим источникам известно, что при жизни Нерона проект был реализован на три четверти. Была распланирована и озеленена территория, возведено и отделано внутри большинство второстепенных построек. Неоконченной оказалась отделка основного дворца, что, впрочем, не помешало императору заселиться в него, заявив: «Замечательно! Наконец-то я смогу жить по-человечески!»

золотой дом нерона
Золотой Дом Нерона. Одна из реконструкций
нерон
Статуя Нерона. Одна из реконструкций

Планы Севера и Целера не сохранились. Известно, что «Золотой Дом» был крупнейшей городской резиденцией правителя, когда-либо существовавшей в Европе. Современные историки оценивают ее площадь в пределах 40 — 120 гектар. Ее территория включала в себя Палатин, Эсквилин, склоны Квиринала и Целия и низину между ними. На границе между дворцом и остальным городом стояла, окруженная портиком, статуя Нерона (Colossus Neronis) из бронзы, золота и серебра. Ее высота оценивалась в 30 — 36 метров. При Адриане ее передвинули к Колизею (откуда и могло пойти его название). Фундамент статуи был разобран в 1936 году.

Осуществить свой грандиозный замысел Север и Целер смогли, в немалой степени, благодаря новому строительному материалу — бетону. Его применение позволило создавать арки и купола немыслимых ранее размеров. Кроме того, они теперь не требовали слишком мощных стен для опоры, и весь дворец получился легким и, как бы, воздушным, строением светлым и безмятежным.

золотой дом неронаЧерез вестибюль дворца посетители попадали в просторный портик, занимавший весь Велийский холм. В долине, там где сейчас стоит Колизей, было устроено искусственное озеро с соленой водой, на котором совершались лодочные прогулки. Портики соединяли между собой и отдельные части дворца. Некоторые из них имели протяженность до полутора километров. Гуляющие под ними постоянно будто переносились в новые края в череде садов, рощ и пастбищ. В парках работали разнообразные фонтаны, в прудах плавали рыбы и плескались птицы, а в лесах гуляли прирученные звери.

золотой дом нерона
Золотой Дом. Средневековая реконструкция

Центром же притяжения всего комплекса стал сам дворец с позолоченным куполом, от которого, видимо, и пошло название. Это был первый случай применения внешней позолоты в частной, а не в храмовой постройке. В первую очередь посетителей дворца поражало искусное освещение — солнце проникало даже в самые дальние комнаты. Через тщательно продуманные отверстия в потолках и стенах свет направлялся на струи воды и позолоченные фрески, которые украшали не только стены, но и своды дворца, что было новшеством для того времени. Одна из высоких сводчатых галерей, например, содержала живописные панно, имитировавшие окна с видами на окружающие пейзажи.

золотой дом нерона

фабулл
Фабулл пишет в позлащенном доме Нерона Минерву.
19 век

Большая часть росписей, по-видимому, принадлежит главному художнику Нерона Фабуллу (Fabullus), специалисту по комбинации фресок и живописи. Плиний Старший, современник Нерона, полагал, что художнику очень не повезло — практически все его работы оказались сосредоточены во дворце императора и погибли вместе с ним («Темницей его искусства был Золотой Дом»). Конечно, работал он не один, а с командой помощников. Известно, что одет он был всегда в обычную римскую тогу, подчеркивая этим свою роль римлянина, руководящего греками и выходцами в Востока.

В конструкции дворца использовались и новейшие технологии своего времени. Почти в каждом зале имелись какие-либо технические сюрпризы, как, например, приводимый в действие вручную, первый в мире лифт. В обеденных залах в потолках были устроены отверстия для рассеивания ароматов и поворотные плиты для рассыпания цветов. Главный трапезный зал был даже оборудован ложным внутренним куполом, безостановочно вращавшимся, имитируя движение небесных светил. В бани, помимо обычной, подавалась также серная и соленая вода. Где-то здесь же работал крупнейший в мире гидравлический орган.

золотой дом неронаВ 68 году Нерон совершил самоубийство. Отон, правивший всего три месяца выделил на достройку дворца 50 000 000 сестерциев. Флавиям, Веспасиану и Титу, дворец был не интересен и очередной пожар дал повод для ликвидации грандиозного сооружения. На землях дворца построили новый форум, термы, амфитеатр (Колизей) и другие общественные сооружения. Низменности были засыпаны землей, благодаря чему до нас и дошли в неприкосновенности отдельные залы дворца.

золотой дом нерона

Лаокоон
Лаокоон

Эти залы были случайно вскрыты в 15 веке. Многие известные художники Возрождения спускались под своды «Золотого Дома» и срисовывали его фрески, оставляя на них свои автографы. Подземный дворец надолго стал главным источником вдохновения для художников, возрождавших забытую в Средние века живопись. В частности, эти росписи сильно повлияли на Рафаэля и его школу. Они повторяются в оформлении многих итальянских зданий. Однако, хорошо сохранившиеся к тому времени фрески начали разрушаться под воздействием влаги. На данный момент их сохранилось всего 1500 кв. метров против первоначальных 30 000.

Помимо росписей в «Золотом Доме» было найдено колоссальное количество различных предметов и скульптур, в том числе и знаменитый Лаокоон, находящийся сейчас в Ватикане. Во времена, когда территория дворца застраивалась заново, эти скульптуры не представляли интереса для вывоза их в другие места. Они ведь были всего лишь копиями с еще существовавших греческих оригиналов. Так у нас появилась возможность увидеть работы гениальных греческих мастеров, несмотря на уничтожение в Средние века их оригиналов.

Фрески Золотого Дома Нерона. Копия эпохи Возрождения

« из 14 »

Из-за дождей в 20 веке произошли обвалы некоторых потолков. В 1999 году были открыты для посетителей дворцовые помещения в парке Траяна, но в 2005 снова закрыты по соображениям безопасности. После проведения неотложных работ комплекс снова открыли в 2007, а в 2010 опять обрушилась большая часть потолка. В настоящее время доступ в подземные залы закрыт. Археологические же работы продолжаются. Исследователи полагают, что большая часть дворца все еще скрыта под землей, и рассчитывают на множество интересных находок.

золотой дом нерона
Обрушение части потолка Золотого Дома
золотой дом нерона
Видимые на поверхности руины Золотого Дома

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Dmitry

0
Комментарии: 15Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля