Главные источники по раннереспубликанской истории Рима представлены сочинениями античных авторов, живших как минимум на триста лет позже описываемого периода и пользовавшихся не дошедшими до нас работами своих предшественников. К сожалению, не все стороны жизни интересовали их одинаково. Политическая история Рима в этих трудах явно превалирует над развитием самого Города. Кроме того, историки не задавались целью разъяснить то, что было понятно им самим и их современникам, но стало чуждо человеку нашего времени.
Не слишком много может сообщить и археология. Остатков памятников раннереспубликанского времени совсем немного. Рим постоянно перестраивался, следуя моде и новым потребностям. Кроме того, нередкие пожары просто уничтожали деревянные постройки. Так пожар 309 года до н.э. уничтожил практически весь город. И, хотя здания часто восстанавливались в прежнем виде, от их исходного состояния в лучшем случае сохранились лишь фундаменты. Тем не менее этих остатков, в общем, достаточно для подтверждения достоверности предлагаемой античными авторами информации. Исходя из этого мы и начнем знакомство с Римом 509 — 265 годов до н.э., то есть Римом периода ранней республики. В дальнейшем изложении «до н.э.» для краткости будет опускаться.
Начальный период истории республиканского Рима заканчивается свержением власти последнего царя — Тарквиния Гордого. Поводом для этого послужила гибель Лукреции — жены Тарквиния Коллатина. Выгнав царя, горожане в собрании по центуриям (по сто человек) избрали двух консулов — Брута и Коллатина. Таким образом в 509 году была учреждена Римская Республика. Вот что пишет об этом Тит Ливий (I, 59-60):
Вынеся тело Лукреции из дому, они идут с ним на форум и возбуждают население, дивящееся, как и следовало ожидать, небывалому делу и негодующее. Каждый жалуется на царское злодеяние и насилие. Производит впечатление печаль отца, порицания, высказываемые Брутом слезам и бессильным жалобам, и совет его взять оружие против дерзнувших на безбожное дело – так подобает мужам, так подобает римлянам. Наиболее храбрые юноши добровольно являются с оружием, за ними следуют и остальные. Затем, оставив часть у ворот Коллации для охраны и поставив караулы, чтобы кто-нибудь не известил царскую семью об этом движении, остальные вооруженные, под предводительством Брута, отправились в Рим.
Прибыв туда, вооруженная толпа производит смуту и панику всюду, где ни появляется; однако, видя, что впереди идут знатнейшие люди, полагают, что это, как бы то ни было, что-то важное. […] Итак, из всех частей города бегут на форум. Когда все собрались туда, глашатай созвал народ к трибуну «быстрых», в каковой должности тогда случайно состоял Брут. Здесь он держал речь, обнаружившую далеко не такой слабый ум и способности, какие он притворно показывал до того дня, о насилии и похотливости Секста Тарквиния, о неслыханном оскорблении Лукреции и ее печальной смерти, о сиротстве Триципитина, для которого причина смерти дочери более возмутительна и прискорбна, чем сама смерть. […]
Упомянув об этих ужасных преступлениях, а вероятно, и о других, что подсказывало негодование против настоящих событий и что нелегко воспроизвести писателю, он заставил возмущенную толпу лишить царя власти и изгнать Луция Тарквиния с женою и детьми. Сам же, выбрав и вооружив юношей, вызвавшихся добровольно, отправился оттуда в лагерь в Ардею бунтовать войско против царя; высшую власть в городе он оставил Лукрецию, который уже раньше царем назначен был префектом города. […]
Когда весть об этом дошла в лагерь, царь, встревоженный неожиданностью, отправился в Рим, чтобы подавить движение, а Брут, узнав о его приближении, свернул с дороги, чтобы не повстречаться; и почти в одно время разными дорогами прибыли Брут в Ардею, а Тарквиний – в Рим.
Перед Тарквинием были заперты ворота и ему объявлено изгнание; напротив, освободитель города был с радостью принят в лагере, дети же царя изгнаны оттуда. Двое последовали за отцом, отправившись в изгнание в Церу в Этрурии. Секст Тарквиний, ушедший в Габии, будто в свое царство, был убит недругами в отмщение за прежнюю вражду, которую он навлек на себя убийствами и грабежом.
Луций Тарквиний Гордый царствовал двадцать пять лет. Царская власть в Риме от основания города до его освобождения продолжалась двести сорок четыре года. Затем центуриатными комициями, созванными префектом города, были выбраны, на основании записок Сервия Туллия, два консула – Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин [509 г.].
Однако свержение монархии не привело к сильным изменениям в политическом устройстве Рима. Начало свободы следует видеть не в ограничении самой власти (которого не произошло), а в ее сменяемости — место пожизненного царя заняли два избираемых на один год из числа патрициев консула («впереди идущие»). Каждый консул исполнял свои обязанности в течение месяца, а в следующем месяце его сменял другой. Каждый консул мог наложить вето на решение другого, что должно было защищать граждан от произвола власти. Консулы представляли собой высший «магистрат» и обладали исполнительной властью царя (imperium), которая давала им право командовать армией, а также толковать и исполнять закон. Выбирали консулов голосованием, как прежде — царей. Они носили пышные одежды, похожие на царские, сидели на курульном кресле и имели свиту из ликторов. Религиозные обязанности царя передали жрецу, или царю священнодействий (rex sacrorum).
Первыми консулами Римской Республики стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин, смененный вскоре из-за ненависти народа к самому имени (!) Тарквиний на Публия Валерия. Брут убедил народное собрание дать клятву, что оно больше не позволит ни одному человеку стать царем в Риме. Один из первых законов республики провозгласил, что становиться правителем без избрания на эту должность считается преступлением, которое карается смертной казнью.
Число сенаторов, сократившееся при последнем царе, снова было увеличено до 300 человек. Функцией сената было давать советы консулам. Однако сенат обладал и весьма важным свойством — авторитетом. Теодор Моммзен пишет, что авторитет «был больше, чем совет, но меньше, чем приказ, то есть — совет, который нельзя просто так проигнорировать». При этом сенат еще и олицетворял собой непрерывность, коллективный опыт и знания. Считалось, что сенаторами должны быть честные и принципиальные люди. Им запрещалось участвовать в банковской деятельности, вести внешнюю торговлю и заключать соглашения. Их деятельность не оплачивалась.
При этом с изгнанием Тарквиниев борьба за власть не закончилась. Тарквиний Гордый отправил в город посланников, которые передали римлянам его сообщение о сложении им своих полномочий и обещание не использовать войска для возвращения к власти. В уважительной форме он попросил вернуть ему все деньги и всю собственность его семьи. Однако истинная цель посланников не имела никакого отношения к его собственности — Тарквиний лишь хотел с их помощью проверить общественное мнение и узнать, есть ли у него сторонники. Предание рассказывает о попытке заговора знатной молодежи (в том числе и сыновей Брута), близкой к царскому дому. Но попытка не удалась, так как заговор был раскрыт (сообщивший о нем раб Виндиций получил свободу). С этим событием связывают образование Тибрского острова:
Дело относительно имущества царского, которое решили было выдать, поступило вновь на рассмотрение сената. Под влиянием раздражения сенат запретил выдачу, но запретил и конфискацию в казну: оно было отдано на разграбление народу, чтобы, получив часть этой добычи, он навсегда потерял надежду на примирение с царями. Поле Тарквиниев, находившееся между городом и Тибром, посвящено было Марсу и стало после того называться Марсовым полем. Говорят, что там была посеяна пшеница и она уже созрела для жатвы, но так как есть плоды с этого поля было грешно, то посланная туда толпа народу, срезав хлеб, перетащила его в коробах вместе с соломою в Тибр, в котором было мало воды, как это обыкновенно бывает в жаркое лето. Вследствие этого кучи хлеба, останавливаясь на мелких местах, затянуты были тиной; из этого и других туда же нанесенных предметов, которые без разбора несет течение реки, образовался мало-помалу остров. После, вероятно, сделана была насыпь, и вообще труды рук человеческих помогли образованию возвышенной площади, достаточно прочной даже для сооружения храмов и портиков. (Тит Ливий, II, 5)
Тогда изгнанный царь обратился за помощью к этрускам. Объединенное войско двух этрусских городов, Тарквиний и Вей, двинулось против Рима. В легендарной битве у Арсийского леса на правом берегу Тибра погиб Брут, но ни та, ни другая сторона не имели решительного успеха. Однако этруски, испуганные ночью голосом бога Сильвана, отступили, и поле боя, таким образом, осталось за римлянами.
Тарквиний бежал к Ларсу Порсене, царю города Клузия. Порсена, считая выгодным для этрусков восстановление власти Тарквиния, пошел на Рим. К тому времени, когда этруски подошли к мосту через Тибр, ведущему на левый берег, римляне еще не успели его разрушить. Но римский воин Гораций Коклес, находившийся на сторожевом посту, один удерживал врагов до тех пор, пока его товарищи не разрушили мост. После этого Коклес в полном вооружении бросился в реку и благополучно достиг левого берега. Тем не менее Порсена все же осадил Рим. Затянувшаяся осада со временем привела к недостатку продовольствия. Тогда один знатный юноша, Гай Муций, решил убить царя. Но, пробравшись в лагерь врагов, он по ошибке убивает не Порсену, а его писца. Схваченный стражей и приведенный к царю, Муций прямо заявил, что пришел убить его и что не он один задумал сделать это — множество римских юношей готово последовать его примеру. Когда же царь стал грозить ему пытками, юноша сам положил правую руку на огонь, стойко перенося страшную боль. Пораженный Порсена приказал отпустить Муция, получившего после этого прозвище «Сцевола» (Левша). Пример римского героизма так впечатлил этрусского царя, что он согласился снять осаду за уступку вейентинцам части территории и выдачу заложников.
Однако есть и другая версия этих событий. Тацит говорит, что в действительности Рим был взят Порсеной. А по свидетельству Плиния Старшего, Порсена навязал римлянам унизительный договор, по которому они могли пользоваться железом только для сельскохозяйственных орудий. Какая из двух версий достовернее? Скорее, вторая, а основной вариант — поздняя патриотическая фальсификация. Второй вариант скорее подтверждается и дальнейшими событиями — походом этрусков под предводительством сына Порсены Арунта против латинского города Ариции (507год). Этруски были разбиты латинами и греками из Кум под начальством Аристодема. Участие римлян в битве при Ариции нигде не упоминается. Это можно объяснить тем, что римляне в это время сами были под властью этрусков.
Часть этрусков поселилась в городе. Им было отведено место для поселения, названное после этого Этрусским кварталом (Vicus Tuscus – улица между Палатинским и Капитолийским холмами).
В 506 году был заключен окончательный мир с Порсеной, который по доброй воле вернул Риму заложников и отнятые ранее земли.
505-501 года прошли в удачных войнах с соседями — сабинянами, аврунками, латинами.
В 501 году в ожидании большой войны с союзом тридцати народов (30 городов Лация) в Риме был избран первый диктатор — Тит Ларций (бывший консул) – старший над консулами на время ведения войны.
В 499 году в битве с латинами был ранен находящийся в их войске уже немолодой Тарквиний Гордый.
В 497 году был освящен храм Сатурна у подножия Капитолийского холма (его руины можно увидеть на Римском Форуме) и установлен праздник Сатурналий. А в 495 году освящен храм Меркурия (находился на Авентинском холме около цирка).
В том же 495 году умирает Тарквиний Гордый. Это событие ставит точку в возможности восстановления «законной» царской власти в Риме. Республика состоялась.
Дополнительные материалы:
Далее: Ранняя республика. Плебеи и патриции. Часть 1. 509 — 450 года до н.э.
Назад: Царский период. Часть 8. Итоги.