Санта Мария сопра Минерва — малая базилика 13 века, титулярная и изначально монастырская церковь на Пьяцца делла Минерва в районе Пинья. Посвящена Пресвятой Деве Марии.
Вплоть до 1930-х годов считалось, что название церкви сопра Минерва (поверх Минервы) означало, что она была построена на месте разрушенного храма Минервы, древнеримской богини мудрости. Такое утверждение до сих пор можно встретить и в современных публикациях, но оно совершенно не верно.
Современные археологи помещают церковь в северную половину Септы Юлия, огромной, окруженной колоннами площади, которая во времена империи была частью монументального комплекса Марсова поля. К востоку от нее располагались Храм Исиды и Сераписа (Исеум-Серапеум), где сейчас находится церковь Сан Стефано дель Какко, и круглый храм (не совсем настоящий) Минервы Халкидики. Второе имя богини связано с древнегреческим городом Халкида на острове Эвбея, а само здание построил император Домициан. Местоположение храма установлено по Мраморному Плану Рима, и сейчас там находится разрушенная церковь Санта Мария дель Колледжио Романо.
Почему базилика получила имя богини неизвестно. К северу от Исеума-Серапеума, между самим храмом и его атриумом, был проход, соединяющий Септу и внутренний двор храма. Сейчас это улица Виа Пие ди Мармо, и, возможно, на каком-то этапе она носила имя Минервы, хотя и была собственностью Исеума-Серапеума. Более изобретательная теория, не имеющая никаких доказательств, состоит в том, что культовая статуя Минервы была церемониально разбита и брошена в фундамент первоначальной базилики в знак презрения к язычеству.
Кстати, знаменитый обелиск со слоном, установленный перед церковью, изначально находился в Исеуме-Серапеуме и был выкопан на граничащей с территорией храма части монастыря.
Время постройки базилики тоже неизвестно. Оно приходится на темный период между началом 7 века, когда Септа Юлия еще не потеряла свою идентичность, и 9-м веком, когда площадь превратилась в лабиринт узких и грязных улочек, сохранявшийся до 19 века.
Панчиролли писал, что нашел в архивах монастыря документ, в котором говорилось о передаче церкви папой Захарием (741-752) общине монахинь, беженок из Константинополя, спасавшихся от иконоборческой политики своего правительства. Захарий предоставил им место в монастыре церкви Санта Мария ин Кампо Марцио, перешедшим позднее к бенедиктинкам. Однако, есть подозрение, что речь шла другой, посвященной Деве Марии, церкви. Вопрос так и остается открытым.
Первая достоверная ссылка на старую церковь находится в Путеводителе Айнзидельна 800 года, где упоминается Minervium, ibi Santa Maria. В другом документе говорится о передаче церкви доминиканкам в 1276 году, причем папа должен был вывести ее из-под юрисдикции капитула базилики Сан Марко, что намекает на изначальное основание церкви как вспомогательной приходской во время застройки района в 8 веке. Бенедиктинские же монахини могли завладеть ей позже.
До прихода доминиканок, церковь некоторое время была занята религиозным сестричеством. Папа Александр IV пожаловал ее в 1255 году сообществу mulieres poenitentes….in carnis suae corrutione gesserunt, т.е. раскаявшихся проституток. Интересно, что новообращенные руководствовались привычками и правилами цистерианок, хотя не могли быть полноправными монахинями, поскольку не являлись девственницами. Еще до вселения доминиканок, они перебрались в Сан Панкрацио.
К концу 13 века доминиканцы обосновались в Санта Сабина на Авентине, но им хотелось иметь штаб-квартиру поближе у центру. Судя по всему они получили желаемое в 1260-х годах, а в 1276 году, как уже упоминалось, папа Иоанн XXI подтвердил независимость церкви и монастыря от Сан Марко. С этого времени Санта Мария сопра Минерва стала приходской церковью.
Доминиканцы немедленно начали строительство с нуля, задумав большую церковь и монастырь. Однако работы замедлились из-за Авиньонского пленения пап. Начало стройки было положено в 1280 году под патронажем папы Николая III. Проект составили два доминиканца, Ристоро да Кампи и Систо Фиорентино, основываясь на модели орденской церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Конечно, флорентийские экспатрианты в Риме покровительствовали новой церкви, пока не построили свою собственную, Сан Джованни деи Фиорентини.
Сейчас это единственная средневековая готическая церковь внутри античных стен Рима (есть еще одна разрушенная, Сан Никола а Капо ди Бове, на Аппиевой дороге). Другие готические церкви (точнее, неоготические) были построены в конце 19 века.
В 1288 году сюда из Санта Сабины был перенесен теологический колледж, предназначенный для образования монахов из римских провинций. Он стал отдаленным предшественником Ангеликума.
Папа Бонифаций VIII (1294-1303) выделил средства на строительство боковых приделов, но работы остановились, предположительно, на временной крыше недостроенного центрального нефа. Следующую сотню лет ничего не происходило.
Монастырь снова появляется в исторических хрониках, когда становится местом проведения двух папских конклавов — в 1431 году при избрании папы Евгения IV, и в 1447 году при избрании папы Николая V. Латеранский дворец в то время был разрушен, а в новой папской резиденции в Ватикане, видимо, не было подходящих помещений.
В 1451 году в церкви была похоронена Святая Екатерина Сиенская. На этом месте сейчас расположена часовня Капраники.
В 1453 году строительство, наконец, возобновилось. Испанский кардинал Хуан де Торквемада вложил деньги в создание свода центрального нефа, а также в реконструкцию монастыря. Частью этого проекта стало и написание в монастыре фресок с библейскими сценами. Кардинал оказался достаточно дальновидным, чтобы в 1467 году заказать копии этих фресок в виде серии гравюр на дереве. Гравюры сохранились, а оригинальные фрески — нет.
В этом же году Франческо Орсини и кардинал Доменико Каприаника профинансировали строительство фасада, оставшееся, правда, незавершенным. В 1588 году Джироламо Франчино опубликовал гравюру с его изображением. Фасад базилики на ней очень похож на фасад нынешней Санта Мария ин Арачели. Он был сделан из голого кирпича, с наклонными краями крыши и нависающим горизонтальным карнизом. Предполагалось размещение здесь мозаики, но она так и не появилась. Три круглых окна уже присутствовали, как и три дверных проема, хотя все фронтоны над последними были треугольными.
В начале 16 века Джулиано да Сангалло внес некоторые изменения в хоры. В средневековье они располагались перед главным алтарем, в schola cantorum, но в 16 веке такая практика стала считаться неуместной и хоры стали перемещать за алтарь.
В 1545 году кардинал Палуццо Альтьери вложил крупную сумму денег в восстановление монастыря. Руководивший работами архитектор Джуидетто Джуидетти перестроил старый монастырь на новом месте, немного севернее, чтобы освободить пространство для левых боковых часовен церкви. Работы проводились с 1559 по 1569 годы.
В 1567 году доминиканцы получили дополнительный стимул после провозглашения Святого Фомы Аквинского Отцом Церкви, ставшего первым новым латинским Отцом Церкви с патриархальных времен. Под впечатлением от этого события епископ Хуан Солано, бывший житель Куско в Перу, профинансировал расширение монастыря и теологического колледжа, переименованного в Collegium Divi Thomae.
В 1600 году Карло Мадерна провел капитальную реставрацию церкви с расширением апсиды и добавлением декоративных элементов интерьера в стиле раннего барокко. При работах в святилище был удален средневековый балдахин. Фасад получил свою нынешнюю форму, но так и остался без украшений.
В 1627 году комната, в которой умерла Святая Екатерина Сиенская, была разобрана и возведена заново рядом с ризницей. Оставшееся от нее пустое место на улице Виа ди Санта Кьяра превратили в маленькую часовню под названием Санта Катерина да Сиена ин Транзито. Комната получила посвящение в 1630 году, после того как была расписана фресками.
В 1628 году монастырь стал штаб-квартирой Конгрегации доктрины веры. Здесь в 1633 году состоялся суд над Галилеем. С 1636 по 1657 годы монастырь и прилегающий к нему дворец были значительно расширены. Осуществил эту работу магистр ордена Винченцо Джустиниани под руководством кардинала Антонио Барберини. После небольшой паузы к комплексу добавили гостевой дом, в процессе постройки которого был обнаружен античный обелиск. О могуществе доминиканцев говорит то, что они смогли оставить этот драгоценный артефакт у себя.
В 1698 году кардинал Джироламо Казанате подарил монастырю свою обширную библиотеку. В 1701 году было открыто построенное для нее здание, Biblioteca Casanetense, а 1725 году — общественный читальный зал. Это дополнение к комплексу стало последним, и теперь он занимал целый городской квартал, так называемый insula dominicana.
В 1725 году монахи решили, наконец, закончить фасад, оставленный Мадерна в голом кирпиче. Для экономии денег к нему не добавили никаких декоративных элементов, а поверхность обработали в очень простом стиле. Этот фасад и сохранился до настоящего времени.
В период французской оккупации Рима с 1798 по 1814 годы в монастыре размещались два пехотных полка. В 1810 году монахов выгнали, а по возвращении они нашли церковь в очень плохом состоянии, поскольку она использовалась в качестве конюшни. Тщательную реставрацию смогли провести только в 1848 году. Работы провели сами доминиканцы под руководством Фра Джироламо Бьянчеди.
Был удален декор в стиле барокко, добавлены витражи в окна и написаны псевдо-средневековые фрески на сводах и стенах. Структурные изменения заключались в замене пилястр на мраморные, перекладке основного пола (тоже на мраморный), замене прямоугольных окон центрального нефа на круглые и возведении новых сводов над трансептом и святилищем, соответствующих своду центрального нефа. Работы завершились в 1855 году переносом мощей Святой Екатерины Сиенской из часовни Капраника в главный алтарь.
В 19 веке был упразднен приход.
В 1871 году монастырь был секвестирован итальянским правительством и превращен в офисы Министерства финансов. В 1884 году был закрыт и колледж. В конце концов он нашел себе место в Санти Доменико э Систо и переименовался в Университет Ангеликум.
В 1929 году доминиканцы вернули себе и церковь и жилые помещения вокруг старого монастыря. Остальная часть insula dominicana с 1974 принадлежит Палате Депутатов и включает в себя как ее библиотеку, так и библиотеку Сената. В 2007 году они были объединены в одну Парламентскую библиотеку.
Согласно сайту базилики (на май 2019 года) она открыта:
с понедельника по пятницу с 6:55 до 19:00;
по субботам с 10:00 до 12:30 и с 15:30 до 19:00;
по воскресеньям с 8:30 до 12:30 и с 15:30 до 19:00.
Следует учесть, что здесь проводятся свадьбы, и доступ, особенно по выходным, может быть ограничен.
Санта Мария сопра Минерва. Часть 1. История
Санта Мария сопра Минерва. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.1. Интерьер. Неф и часовни правого придела
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.2. Интерьер. Святилище и часовни трансепта
Санта Мария сопра Минерва. Часть 3.3. Интерьер. Часовни левого придела