Средневековые фонтаны

На протяжении Готской войны (535 — 553 гг) Рим несколько раз оказывался в осаде. Самая длительная, продолжавшаяся около года, была устроена остготским королем Витигесом, который отрезал город от все еще работавших тогда акведуков. Большинство фонтанов иссякло и превратилось в бесполезные громоздкие руины, ставшие источником бесплатного строительного материала.

Колодец в церкви Святого Бартоломео на Тибрском острове. 11 век.

Все средние века большинству жителей Рима приходилось снова, как и их предкам тысячу лет назад, брать воду из реки. Это, в сочетании с рядом других исторических событий, оказало разрушительное воздействие на демографию, сократив население города с полутора миллионов до нескольких десятков тысяч человек. Можно себе представить, как нехватка воды для гигиены создавала такие антисанитарные условия, в которых расцветало множество заболеваний, вплоть до чумы.

В эти мрачные столетия, помимо реки, немногими источниками воды оставались несколько выходов акведука Аква Вирго (он работал более надежно, чем другие, но обслуживал лишь небольшой район под Квиринальским холмом), выходы других, время от времени восстанавливаемых акведуков (ни один из них после ремонта не работал более 200 лет), и ряд колодцев, собиравших дождевую воду. Использовались и подземные источники, но их поиск и содержание могли позволить себе только церкви и монастыри.

Колодец в монастыре Собора Сан Джованни ин Латерано. 9 век.

Подземные источники применялись в нескольких целях. В частности, они снабжали водой хосписы и больницы, принадлежавшие религиозным учреждениям. Этой воды хватало для поддержания в них минимальных гигиенических норм. Вода источников шла и на полив монастырских садов, в которых монахи выращивали лечебные травы, а так же для наполнения крестильных бассейнов, в которые человек, проходивший обряд крещения, окунался по пояс.

Главные церкви раннего средневековья имели в садах или во дворах отдельные источники воды в виде фонтана или ванны, где верующие могли освежиться и провести ритуальное омовение перед входом в святое здание.

Эти сады также были известны, как «райские». В большинстве случаев вода вытекала из большой вазы или чаши со спиральными ручками, называемых кантарус, почему и фонтан целиком стал называться таким же именем. Эти вазы были взяты из древних бань или вилл, где они лежали заброшенными. Часть ваз все еще существует, но только одна из них до сих пор находится перед церковью, тщательно воссоздавая обстановку раннего средневековья. Она расположена в саду базилики Санта Сесилия. Хотя сам участок и претерпел изменения, но мраморный кантарус все еще льет воду в низкий квадратный бассейн.

кантарус
Кантарус во дворе базилики Санта Сесилия

Наиболее известным из самых ранних пост-имперских фонтанов был фонтан, стоящий перед базиликой Святого Петра. Выполненный в классической форме вазы, он был установлен на свое место около 4 века, вскоре после возведения базилики. Хотя традиция приписывает его строительство папе Симмаху (498-514).

По своей структуре старая базилика Святого Петра была типичной раннехристианской базиликой. От открытого пространства, соответствующего современной площади перед собором, лестничный пролет вел к окруженному колоннами квадратному двору перед церковью, посередине которого стоял фонтан.

кантарус
Кантарус из терм Диоклетиана. Римский Национальный Музей.

Чтобы обеспечить водой строящийся комплекс, уже при папе Дамасии (366-384) под Ватиканским холмом была вырыта система каналов для забора воды из ряда мелких источников, известных с ранних времен, но никогда не использовавшихся на полную мощность. Этот мини-акведук позволил базилике удовлетворить свои потребности в воде, хотя ее количество было не слишком велико и не слишком постоянно.

Примерно 400 лет спустя, вероятно, при папе Адриане I (772-795) ваза была заменена античным фонтаном в форме огромной бронзовой сосновой шишки, взятой из развалин терм Агриппы, располагавшихся за Пантеоном.

Именно при папе Адриане I было проведено полное восстановление Аква Траяна, античного акведука, проходившего вдоль соседнего Яникульского холма. Этот акведук, наконец, снова стал обеспечивать район Ватикана достаточным количеством воды. Его торжественное открытие могло послужить хорошим поводом для обновления старого фонтана. Сосновая шишка извергала воду два столетия, пока акведук снова не прекратил работу.

Пока Аква Траяна не работал, использовали старую систему каналов, а в особых случаях, таких как религиозные праздники, недостающая вода для омовения паломников носилась вручную из Тибра.

Фонтан базилики Святого Петра. Рисунок неизвестного автора. 1525 год

Средневековые хроники, такие как знаменитая Mirabilia Urbis Romae (12 век), упоминали фонтан базилики Святого Петра как одну из достопримечательностей города. Вода лилась из огромной сосновой шишки через сотни маленьких отверстий на ее поверхности. Рисунки эпохи Возрождения показывают фонтан стоящим в центре квадратного бассейна под навесом, опирающимся на восемь колонн (первоначально их было четыре), и богато декорированным мрамором различных видов. Наверху стояли бронзовые павлины, возможно взятые из Мавзолея Адриана, в описании, предоставленном хрониками, названные «грифонами», покрытыми листовым золотом.

Выдержка из Le Miracole de Roma (Чудеса Рима), 13 век:

О кантарусе Святого Петра.

В райском саду Святого Петра находится Кантарус, построенный папой Симмахом. И он был украшен порфировыми колоннами. И по кругу он был облицован мрамором. И наверху были четыре золотых грифона. И верхняя часть была сделана из меди и украшена золотыми цветами. И четыре медных дельфина наверху извергали воду из своих ртов. И в середине Кантаруса была золотая сосновая шишка, которая когда-то венчала церковь Санта Мария Ротонда. Над сосновой шишкой находилась статуя богини Сивилы, матери всех богов. Сосновая шишка через свинцовую трубу изливала воду для всех желающих.

Фонтан упоминается и в «Божественной Комедии» Данте Алигьери, где ему уподоблено лицо великана:

Лицом он так широк и длинен был,
Как шишка в Риме близ Петрова храма;
И весь костяк размером подходил;

[Ад, XXXI, 58-60]
(пер. М.Л. Лозинский)

Во время полной перестройки собора Святого Петра (1506-1614) фонтан и навес были демонтированы, а большинство из драгоценных материалов были использованы повторно в других целях. Все, что сохранилось — это павлины и шишка, которую около 1565 года Пирро Лигорио установил в большой нише Бельведерского двора.

Выставленные рядом с шишкой павлины являются копиями. Оригиналы, по-прежнему блестящие как золото, хранятся в музеях Ватикана.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Феодосий Великий (379 — 395 гг)

Феодосий I Великий (Флавий) (император-соправитель 379-392 гг, оспоренный 392-394 гг, единоличный император 394-395 гг) родился в 347 году в Кауке,...

Закрыть