14 марта 1605 года 62 кардинала открыли конклав для избрания преемника умершего Климента VIII.
1 апреля ими был выбран кардинал Алессандро Медичи, четвертый человек из этого рода, принявший сан папы римского. 10 апреля он прошел интронизацию и принял имя Льва XI. Однако, уже на 28 день своего понтификата Алессандро умер от переутомления и переохлаждения во время процедуры принятия сана в Латеранской базилике. Из-за такой скоротечности правления Лев XI получил прозвище Papa Lampo (Папа — молния).
16 мая следующим, 233-м папой был избран кардинал Камилло Боргезе. При интронизации, состоявшейся 29 мая, он принял имя Павла V. В отличие от своего семидесятилетнего предшественника Павел был сильным, пышущим здоровьем и энергией человеком, внешне походившим на преуспевающего купца.
Начало его понтификата отметилось обострением отношений Рима с Венецианской республикой, принявшей законы, по сути отделявшие церковь от государства. Угрозы со стороны Павла V не возымели никакого действия, и в апреле 1606 года понтифик подверг Венецию интердикту. Этот случай стал последним в истории отлучением от церкви целого суверенного государства. Интердикт также ни к чему не привел, тем более, что позицию правительства республики поддержала и большая часть венецианского духовенства. При посредничестве Франции и Испании конфликт был несколько сглажен, и в марте 1607 года Павел снял с Венеции отлучение.
Не смотря на то, что Павел сделал все, чтобы его семейство могло наслаждаться радостями, предоставляемыми богатством, он в то же время был глубоко верующим и усердным в молитве человеком. Образованный и трудолюбивый, понтифик проявлял и милость к бедным, и тратил огромные деньги на строительство и приобретение произведений искусства. Правда в его покровительстве художникам присутствовали и политические мотивы.
Римская Церковь, выходившая из Контрреформации и постоянно осаждаемая врагами, оставалась слишком уязвимой для того, чтобы перейти в активное наступление. Ее ближайшей задачей стало не угнетение и изгнание, а привлечение. В эту стратегию вошла и замена холодного маньеризма менее строгим искусством, характеризовавшимся бурным проявлением чувств, цветистостью и пышностью, позднее получившим название «барокко».
Духовенство сделалось в Италии гораздо богаче и могущественнее светских владык. Увеличившиеся доходы церкви и ее растущие амбиции способствовали бурному строительству в Риме, который украсился множеством богатых и причудливых церквей, дворцов, площадей и фонтанов. Новая великолепная архитектура будто воплотила в себе саму суть папской власти с ее безграничными претензиями и изощренностью в политике.
Папы любили напоминать своим гостям, что во времена императора Траяна в городе работало 11 водопроводов, снабжавших водой 1300 фонтанов. Нынешний Рим никак не мог соперничать в этом отношении с античным, но все же заслуживал большего, чем имел, и для начала Павел V отремонтировал акведук того самого Траяна, получивший теперь название Аква Паола. Он нес воду из озера Браччано до самого Трастевере. В ознаменование окончания этих работ в 1612 году папа построил грандиозный фонтан Аква Паола на Яникульском холме.
Новые фонтаны были сооружены во дворе Бельведера, на Пьяцца Скосса Кавалли и Пьяцца ди Кастелло (разрушен во время революции 1849 года), на Пьяцца ди Санта Мария Маджоре и перед Латераном. Построили фонтан «для жаждущих крестьян и покрытых пылью возчиков» на Виа Чернайя и фонтан для иудеев на площади перед их синагогой. Карло Мадерно спроектировал три фонтана для ватиканского сада: Фонтана дельи Спекки, Фонтана делле Торри и Фонтана делло Скольо. Ему же принадлежат пять фонтанов в северной части площади Святого Петра.
Павел V заказал строительство внешней часовни Боргезе (капелла Паулина) у Санта Мария Маджоре, завершенное в 1611 году, и водружение огромной сосновой шишки во дворе Шишки (Кортиле делла Пинья) в Ватикане. Было отреставрировано и украшено несколько старых церквей и возведена новая — Санта Мария делла Витториа, а также расширен Квиринальский дворец и продолжено мощение улиц.
Позаботился папа и о своем семействе, украсив принадлежащие ему три дворца — Палаццо Жиро-Торлония, построенный в Борго для кардинала Адриано Кастелесси да Корнето, Палаццо Боргезе, возведенный для испанского кардинала Дезы и приобретенный папой в 1605 году и дворец, построенный для племянника Павла, кардинала Сципионе Боргезе. На постройку последнего, называющегося сейчас Палаццо Паллавичини-Роспильози, пошла наземная часть терм Константина. Факт, что к памятникам античной архитектуры сохранялось прежнее равнодушное отношение, и древние здания разбирались на строительные материалы без всякого сожаления.
Кардинал Сципионе и сам был щедрым покровителем города, оплатившим реставрацию базилики Сан Себастьяно и строительство фасадов Сан Грегорио Маньо и Санта Мария делла Витториа. В большом парке за церковью Тринита деи Монти кардинал построил виллу, в которой разместил одну из лучших в мире частных коллекций произведений искусства и древностей.
По свидетельствам посетителей, в саду были представлены множество самых вкусных плодов и всяческая экзотика, фонтаны различных форм, рощи и ручьи. К саду примыкал виварий со страусами, павлинами, лебедями, журавлями, оленями, зайцами и разными необычными зверями. Рядом с домом тянулась мраморная балюстрада с фонтанчиками и статуями на пьедесталах. Стены дома были покрыты инкрустациями со сценами из античных мифов.
Сады, разбитые около виллы, были во всех отношениях достойны Рима, ставшего к тому времени цветущим садоводческим центром. Там были «секретные сады», giardini segreti, в которых аромат апельсинов смешивался с запахами редких трав, нижний сад, засаженный анемонами, гиацинтами и нарциссами, сад тюльпанов, обрамленный кустами роз, жасминовые изгороди и грядки с земляникой. Гостей виллы встречала большая мраморная табличка: «Откуда бы ты ни пришел, ты — свободный человек, не страшись здесь оков законов! Ступай туда, куда пожелаешь, спрашивай обо всем, что возбудит твой интерес… Да будет наслаждение единственным законом для гостей…»
В один из дней 1605 года во время мессы в базилике Святого Петра на пол упала большая мраморная глыба, едва не придавив собой членов общины, стоявших у алтаря Мадонны делла Колонна. За шестьдесят с лишним лет, прошедших с кончины Микеланджело, облик базилики кардинально изменился, но под ее куполом все еще располагалось множество ветхих построек разных периодов и стилей. После этого неприятного происшествия Распорядительный совет был вынужден признать, что все старые обветшавшие фрагменты здания необходимо снести. Папа с неохотой согласился. Правда теперь с монументами и реликвиями обошлись более уважительно, чем во времена Юлия II «Разрушителя». Останки аккуратно извлекли и перезахоронили со всеми подобающими почестями, а ценную утварь тщательно упаковали и вывезли в другие церкви.
Чести строить новый неф удостоился Карло Мадерно, преемник делла Порты и архитектор, работами которого восхищался Павел V. К Числу последних относится, например, фасад базилики Санта Сусанна (1605 год). Постройкой нефа Мадерно занимался с 1607 по 1617 годы. Поскольку папа пожелал, чтобы здание стало более вместительным, архитектору пришлось значительно удлинить неф, что привело к несоответствию между куполом и фасадом. Современники сурово критиковали Мадерно как за неф, так и за законченный им в 1614 году фасад: первый за то, что он закрыл вид на купол с площади, а второй — за непропорционально большую по отношению к высоте ширину.
Над гигантскими колоннами фасада расположилась латинская надпись, сообщающая о том, что это здание построил Павел V Боргезе, римлянин, Великий Понтифик. Поскольку эти слова оказались как раз над центральным входом, в Риме начали острить, что это храм скорее Павла, нежели Петра.
В 1611 году, в ореоле своей славы, в Рим приехал Галилей. Он надеялся убедить папу в том, что учение Коперника вполне совместимо с католицизмом. Ученый не только был принят хорошо, но и избран шестым членом Академии деи Линчеи, а также познакомился с Павлом V и рядом влиятельных кардиналов. Он продемонстрировал кардиналам свой телескоп, давая осторожные и осмотрительные пояснения, а те создали целую комиссию для выяснения вопроса, не грешно ли смотреть на небо в трубу, но пришли к выводу, что это позволительно.
Обнадеживало открытое обсуждение римскими астрономами вопроса, движется ли Венера вокруг Земли или вокруг Солнца (смена ее фаз говорила в пользу последнего), и в 1613 году осмелевший Галилей в письме к своему ученику аббату Кастелли заявил, что Священное Писание относится только к спасению души, а в научных вопросах не имеет авторитета. Более того, он опубликовал это письмо, чем вызвал к себе повышенное внимание инквизиции.
В том же 1613 году Галилей выпустил книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто поддержал гелиоцентрическую систему Коперника. И лишь более года спустя, 25 февраля 1615 года, римская инквизиция завела против него первое дело по обвинению в ереси. Не смотря на это Галилей призвал Рим высказать окончательное отношение к коперниканству. Реакция церкви оказалась ровно обратной ожидаемой.
12 апреля 1615 года кардинал-инквизитор Беллармино направил теологу Паоло Антонио Фоскарини, защитнику коперниканства, письмо, проясняющее позицию церкви. В этом письме указывалось, что церковь не возражает против трактовки коперниканства как удобного математического приема, но принятие его в качестве реальности означало бы признание ошибочным традиционного толкования библейского текста, что пошатнет авторитет церкви.
24 февраля 1616 года эксперты инквизиции официально определили гелиоцентризм как опасную ересь:
- Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира — мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Священному Писанию.
- Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остается неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения.
5 марта Павел V утвердил это решение и декрет Римской курии, который включил книгу Коперника «Об обращениях небесных сфер» в Индекс запрещенных книг. Правда, книги Галилея, защищавшие гелиоцентрическую систему, упомянуты не были. Находившийся в Риме Галилей безуспешно пытался повернуть дело в другую сторону. Еще 26 февраля 1616 года он был вызван Беллармино и заверен, что лично ученому ничего не грозит, но впредь всякая поддержка «коперниканской ереси» должна быть прекращена. 11 марта в знак примирения Галилей был удостоен 45-минутной прогулки с папой, после чего вернулся во Флоренцию, где проживал с 1610 года.
В октябре 1615 года Рим посетило первое дипломатическое посольство из Японии. Результатов, правда, никаких достигнуто не было. Сам Павел развивал миссии в Конго и Парагвае.
28 января 1621 года Павел V умер от инсульта в Квиринальском дворце. Его похоронили в построенной им Паолинской часовне Санта Мария Маджоре.
9 февраля новым папой был избран кардинал Алессандро Людовизи, принявший при интронизации, состоявшейся 14 февраля, имя Григория XV. Старый и немощный понтифик умер уже через пару лет после своего избрания, 8 июля 1623 года. В 1621 году он издал буллу, урегулировавшую папские выборы, которые теперь должны были проводиться тайным голосованием, а в 1622 году создал Священную Конгрегацию Пропаганды Веры, которой отдавались в подчинение все католические миссии. Кроме того, 20 марта 1623 года Григорий XV выпустил буллу, смягчавшую более ранний указ против колдовства. Назначавшиеся указания уменьшались, а смертная казнь вводилась только для тех, кто доказанно вступил в сговор с дьяволом и совершил убийство с его помощью.
Далее: Барокко. 17 век. 1623-1655. Урбан VIII Барберини и Иннокентий X Памфили
Назад: Возрождение. 16 век. 1572-1605. Сикст V и Климент VIII