Папа Феодор умер, когда борьба с монофелитством была в самом разгаре, и жертвой ненависти константинопольского императора стал его преемник Мартин I из Умбрии, вступивший на святой престол летом 649 года. Новый папа выступил решительным противником греческой церкви и 5 октября созвал в Латеране собор, призванный обсудить эдикт, изданный императором в 648 году и запрещавший христианам всякие споры о единой и двух волях Христа. В Италию был направлен новый экзарх Олимпий для принятия мер по признанию эдикта епископами, князьями, народом и чужестранцами.
Прибыв в Рим, Олимпий застал Латеранский собор в полном разгаре. Уже были осуждены и эдикт и все монофелитские патриархи. Экзарх постарался посеять на соборе раскол, однако все его попытки оказались тщетными. Не удалось и приписываемое ему Книгой Пап покушение на Мартина. Олимпий удалился на Сицилию, где уже укрепились арабы, и, после того как потерпел от них поражение, умер от какой-то болезни.
На его место снова заступил Феодор Каллиопа с приказом любой ценой сломить упорство Мартина. 15 июня 653 года он с войском вступил в Рим. Мартин выслал навстречу экзарху духовенство, а сам, сославшись на приступ подагры, остался в Латеранском дворце. На следующий день экзарх, не встретив сопротивления, окружил папский дворец войсками, а сам проследовал в Латеранскую базилику, где папа в окружении духовенства покоился на своем ложе перед главным алтарем. Здесь Феодор огласил императорский декрет, который предписывал низложить Мартина как узурпатора, занявшего святой престол без утверждения императора.
Духовенство ответило экзарху анафемой, после чего императорские солдаты стащили Мартина с ложа и увлекли во дворец цезарей. Ночью 18 июня папа был посажен на корабль и увезен в Порто. После долгого морского путешествия он был высажен на остров Наксос, а в сентябре доставлен в Константинополь, где был посажен в тюрьму. В числе прочих ему было предъявлено обвинение в призыве на Сицилию арабов. Низложенный и сосланный в Херсонес (Крым) Мартин умер 16 сентября 655 года. Его тело сначала было погребено в Константинополе, а позднее перевезено в Рим. Святость папы Мартина признана и греческой церковью.
10 августа 654 года по требованию императора был избран новый папа, римлянин Евгений. Константинопольский патриарх выслал Евгению свое изложение веры, синодик, как это было принято по существовавшему обычаю. Однако данное изложение было составлено в таких неопределенных выражениях, что встретило протест и со стороны народа, и со стороны духовенства, и Евгений был вынужден предать его осуждению.
Евгений умер в июне 657 года, а 30 июля в папы был посвящен латинянин из Сигнии Виталиан. Император, надумавший посетить Запад, постарался наладить отношения с римской церковью, и новый папа выразил ему свою готовность к примирению. Шесть лет спустя Констант действительно прибыл в Рим, но что происходило в городе в этот промежуток времени, совершенно неизвестно.
Император выехал из Константинополя в 662 году с намерением освободить от лангобардов Южную Италию, после чего подчинить себе Рим и римских епископов. Посетив Афины, весной 663 года он отплыл в Италию, где высадился в Таренте. Собрав войска из Сицилии, Неаполя и других, еще принадлежавших грекам, местностей, Констант двинулся на Беневент, два года назад захваченный лангобардским королем Гримоальдом. Сыну Гримоальда, герцогу Ромуальду, удалось отразить нападение императора. Узнав же о приближении с войском самого короля, Констант снял осаду и, оставив у Неаполя отряд в 20 000 воинов для прикрытия своего тыла, направился к Риму по Аппиевой дороге.
Прибытие в Рим восточного монарха, все еще по праву именовавшего себя императором римлян, стало для горожан великим событием, воскресившим в их памяти последние времена империи. Его торжественное вступление в город произошло 5 июля 663 года. Если бы императору удалось овладеть Беневентом и вступить в Рим победителем, это могло бы иметь тяжелые последствия для римской церкви. Но, поскольку этого не произошло, такие последствия не наступили. Однако смирение папы Виталиана перед Константом и вид греческих царедворцев, смотревших на обнищавших римлян с полным презрением, несомненно должны были вызвать у горожан горькие воспоминания о былом величии.
Известно, что император посетил базилику Санта Мария Маджоре, где сделал приношение, а так же базилику Святого Петра и Латеран. Нет никаких сведений о том, устраивались ли игры, была ли раздача народу денег и хлеба, предписывал ли император приступить к реставрации каких-либо зданий. Неизвестно и какой суммой из церковных средств Констант вознаградил себя за честь, оказанную им Риму своим посещением. Не испытывая никакого благоговения перед древним городом, он видел перед собой лишь церкви и монастыри, стоящие между развалин античных памятников, назначение которых уже мало кто помнил, и воздвигнутые из их же материала. Лишь амфитеатр Флавиев, в то время уже называвшийся в народе Колизеем, возвышался своей громадой в центре города. Именно в конце 7 века появилось знаменитое предсказание англосаксонского монаха Беды:
«Пока стоит Колизей, будет стоять и Рим;
Когда падет Колизей, падет и Рим;
Когда же падет Рим, погибнет мир».
Едва ли греческий император предавался размышлениям о судьбе бывшей столицы мира. Скорее, оглядывая развалины Рима как свою собственность, он с удовольствием отметил, что есть еще вещи, способные удовлетворить его корысть. На улицах и площадях еще оставалось немного бронзовых статуй, а всюду сновавшие греки разыскивали их и в закрытых языческих храмах. Сам Констант, заметив, что крыша Пантеона покрыта позолоченной бронзой, ни сколько не смущаясь ни Девы Марии, ни всех мучеников, приказал перенести драгоценную черепицу на свой корабль. С большой неохотой отказался он от намерения поступить также и с крышей базилики Святого Петра, побоявшись, видимо, вызвать восстание римлян.
Император пробыл в городе 12 дней, и за это короткое время город лишился всех своих последних бронзовых античных украшений. Каким-то чудом уцелела лишь конная статуя Марка Аврелия, стоявшая тогда на Латеранском поле, где во дворце своего деда Вера Марк Аврелий родился и получил воспитание. Правда воспользоваться своей добычей Констант не смог — достигнув на обратном пути Сиракуз, он стал собирать подать с Сицилии, Калабрии, Африки и Сардинии, не стесняясь забирать даже священную церковную утварь, и четыре года спустя был убит рабом во время купания. Собранные же в городе художественные произведения из Рима вскоре достались овладевшим Сиракузами арабам.
Виталиан умер в конце января 672 года, и 11 апреля папой был провозглашен римлянин Деодат. Его четырехлетнее правление ничем не отмечено в римской истории. Деодату наследовал избранный 2 ноября 676 года римлянин Домн, пробывший на престоле чуть более года. Книга пап сообщает, что он вымостил атриум базилики Святого Петра большими плитами из белого мрамора. Преемник Домна, сицилиец Агафон, добился признания первенства Рима и его ортодоксального вероучения как на Западе, так и на Востоке. Этому способствовало то, что новый император, Константин Погонат, благосклонно относился к католицизму.
Возросший авторитет папы Агафона помог и поражению монофелитства. Для того, чтобы положить конец долгому спору об этом учении, Константин Погонат предписал созвать в Константинополе вселенский собор, который был открыт 7 ноября 680 года. Заключения Рима были признаны каноническими, а монофелиты, после ряда заседаний, были объявлены побежденными. Патриарх Константинополя Георг раскаялся и признал свое заблуждение, тогда как Макарий Антиохийский упорствовал и был низложен и отправлен в ссылку. Таким образом христианство получило примирение в учении о двух волях, а Рим был признан догматическим главой христианского мира.
Лето 680 года принесло в Италию очередную эпидемию чумы, которая почти опустошила Рим. Было откровение, что чума прекратится, когда в церкви Сан Пьетро ад Винкула будет воздвигнут алтарь Святому Себастьяну. Мощи этого мученика перенесли в церковь, и чума действительно прекратилась. В левом приделе этой церкви можно увидеть древнюю грубую мозаику в греческом стиле, созданную, вероятно, по заказу самого Агафона. Святой Себастьян изображен на ней старцем и в одежде. Знакомое всем изображение святого в виде пронзенного стрелами обнаженного юноши появилось гораздо позднее.
17 августа 682 года, через год и семь месяцев после смерти Агафона, папой был объявлен Лев II, грек из Сицилии. При нем в Риме была построена церковь, посвященная Святому Георгию — Сан Джорджио ин Велабро. Основной изначальный план базилики сохранился до сих пор. Едва ли какая-нибудь другая римская церковь проникнута духом раннего христианства так же как эта — с ее первобытной формой и совершенной непритязательностью, с принадлежащими самым ранним векам скульптурами и надписями, частично греческими.
Лев II умер уже летом 683 года, а год спустя на его место был избран римлянин Бенедикт II. Он умер 7 мая 685 года. Следующим папой стал Иоанн V, сириец из Антиохии, тоже не проживший долго — его смерть наступила 1 августа 686 года. От чего зависела такая кратковременность правления большинства пап того периода, неизвестно. Возможно в папы избирались лица весьма преклонного возраста, но возможно присутствовали и обстоятельства другого, жестокого характера.
Из Книги Пап известно, что в то время население Рима разделилось на три больших класса — духовенство, войско и народ. Войско являлось представителем имущественных классов и под его понятием подразумевались вообще все полноправные римские граждане. Тогда же в Риме начала зарождаться новая знать. Ни одного древнеримского рода уже не существовало, и нигде более не встречаются имена древних патрицианских семей. Напротив, все чаще встречаются имена греческого происхождения — Сергий, Иоанн, Константин, Павел, Феодор и другие. И это продолжается до 9 века. Имущественные условия, дарованный церковью или императором тот или иной сан положили начало новым фамилиям. Помимо того, в Риме проживали и потомки латинизировавшихся знатных готов. Из всех этих людей и выбирались новые первые сановники церкви и государства, так называемые judices (судьи).
При выборе преемника Иоанну V Рим разделился на две партии. Духовенство предлагало архипресвитера Петра, а войско — пресвитера Феодора. Войско заняло Латеран, чтобы воспрепятствовать духовенству, и после долгих переговоров был избран третий кандидат — фракиец Конон. Затем акт избрания был подписан представителями всех трех классов и отослан экзарху. Насколько было велико влияние экзарха на избрание папы показывает следующий факт. Конон тяжело заболел, и стремившийся избраться папой архидиакон Пасхалис решил заблаговременно заручиться поддержкой экзарха, для чего поднес ему ценный подарок. Экзарх Иоанн Платина подарок принял и приказал судьям, назначенным им для управления городом, избрать папой по смерти Конона Пасхалиса.
21 сентября 687 года Конон умер, а римляне снова разделились на две партии со своими кандидатами — архипресвитером Феодором и архидиаконом Пасхалисом. Снова состоялось соглашение, по которому был выбран третий кандидат — пресвитер Сергий. Феодор подчинился решению, а Пасхалис тайно послал вестников к экзарху в Равенну. Экзарх объявился в Риме и убедился, что избрание Сергия было проведено по всем правилам, но потребовал, чтобы избранник уплатил ему обещанные Пасхалисом 100 фунтов золота из церковной казны. Сергий был вынужден расплатиться, после чего, 15 декабря 687 года, был посвящен в папы, а Пасхалис низложен и заключен в монастырь.
Не смотря на свое сирийское происхождение, Сергий с такой же решимостью, как и его предшественники, выступил противником константинопольских доктрин. Сам же город уже привык видеть своего защитника только в папе, и вскоре время показало, что и папа мог рассчитывать на поддержку римлян.
Несколько лет спустя после избрания Сергия, в Константинополе проходил Трулланский собор. Греческие теологи выяснили, что предыдущим собором не был установлен дисциплинарный канон, для чего и был созван нынешний. Было принято 102 закона, в части которых внимательный взгляд Сергия усмотрел опасность. Папа отказался подписать постановления собора и запретил их обнародование. Тогда император Юстиниан отправил в Рим своего чиновника с приказом доставить в Константинополь двух наиболее уважаемых прелатов. Поскольку римляне не оказали этому никакого сопротивления, Юстиниан решил, что может позволить себе большее — взять в плен самого папу. Вот тогда и стало очевидным национальное объединение Италии.
Когда императорский посол направился в Рим, туда же для спасения папы двинулись войска Равенны, Пентаполиса (пять приморских городов — Анкона, Синигалия, Фано, Пезаро и Римини) и всех местностей между Равенной и Римом. Причем войско Равенны теперь не состояло из греческих наемников, а представляло собой гражданскую милицию. Посол, уже находившийся в Риме, приказал закрыть городские ворота, а сам бросился искать спасения под кроватью папы. При виде такого унижения Сергий счел достаточно отомщенным своего предшественника Мартина I, благословил своих защитников, и отпустил императорского посла, сопровождаемого насмешками народа. Этот день стал одним из самых знаменательных за всю предшествующую историю пап, показав, что власть их приобрела национальное значение.
Благоговение к Риму как к главе церкви и почитание апостола Петра все более и более росли на Западе. Гробница простого галилейского рыбака в сверкающей золотом базилике становилась для Запада главной святыней, и к середине 7 века Рим уже посещали тысячи паломников из Галлии, Испании и Британии. Вернувшись на родину, многие из них становились миссионерами Рима, рассказывавшими о красотах и чудесах святого города, устанавливая связь народов с «матерью человечества», куда более действенную, чем та, что могла быть достигнута политическими методами.
Приходили в Рим и кающиеся короли, принося с собой немало золота. Эти приношения с каждым годом становились все обильнее и служили папам источником средств для придания римским церквям все большего великолепия. Во множестве их Сергий завел драгоценную утварь. Искусство продолжило свое развите в лице мозаистов и литейщиков.
В базилике Святого Петра в 688 году Сергий воздвиг гробницу Льву I, первую устроенную внутри самой базилики. С тех пор здесь стали хоронить наиболее почитаемых пап и поклоняться им. Таким образом был нарушен древний христианский принцип, допускавший в каждой церкви только один алтарь. Умер Сергий 7 сентября 701 года.
Далее: Экзархат. 701 — 731 гг. Григорий II и начало иконоборчества
Назад: Экзархат. 604 — 649 гг