Базилика Святого Петра. Часть 4.1. Подземные помещения. Старые Grotte.

Термин grotte, означающий «пещеры», относится к крипте базилики, простирающейся под нефом вокруг захоронения апостола. Другое название «пещер» — Могилы Пап.

базилика святого петра
Базилика (коричневый), Пещеры (черный) и Некрополь (синий)

Освященный в 1594 году папой Климентом VIII новый главный алтарь базилики включал в себя и конфессо, вырытый Делла Портой. Во время работ был раскопана и первая часть grotte, так называемая Капелла Клементина, с устройством потайного прохода от нее во дворец. Единственный другой путь в grotte был доступен только через конфессо, через портал, оборудованный теперь стеклянными дверями.

Изменения были произведены в понтификат папы Павла V при расширении нефа, порученном Мадерно. Вместе с постройкой ряда боковых часовен были устроены еще два прохода в так называемые «старые пещеры» (grotte vecchie) от пирсов Лонгинуса и Андрея. Стены и своды этих проходов были украшены Джованни Баттистой Риччи да Новарой. Появившееся новое пространство использовали для размещения некоторых сочтенных достойными внимания произведений искусства из старой базилики.

В понтификат папы Урбана VIII Бернини руководил раскопками четырех маленьких часовен под пирсами купола в рамках устройства фундамента для своего балдахина. Часовни были соединены проходами с «новыми пещерами» (grotte nouve) и снабжены лестницами для связи с базиликой. Эти четыре входа оставались основными до 20 века.

В 1939 году было принято решение понизить уровень пола grotte vecchie, и, в процессе работы, под левой частью базилики обнаружили некрополь, что привело к раскопкам гробницы апостола. Понижение же уровня пола завершили в 1950-х годах. Во второй половине 20 века было создано несколько новых национальных часовен, а старые расширили. Нынешняя Ирландская Часовня датируется 1954 годом, Польская — 1958-м, Литовская — 1970-м, Часовня Покровителей Европы — 1981-м, а Мексиканская — 1992-м.

Рост числа посетителей привел к решению устройства внешнего входа к северу от базилики, хотя главным все еще оставался вход у одного из пирсов. Однако очередь, ожидающая входа рядом со святыней, стала отвлекающим фактором для других посетителей базилики, и доступ в grotte оставили только снаружи. Для этого пришлось провести серьезную реставрацию grotte nuove в период между 2003 и 2005 годами, оплаченную Рыцарями Колумба.

Крипта имеет форму миниатюрной базилики. Забавно, что неф крипты с приделами, находящийся под нефом самой базилики и являющийся более новой частью, называется Старыми Пещерами. Снаружи левого придела крипты располагаются шесть вспомогательных комнат, через которые открывается доступ в Некрополь. Они называются «Археологическими комнатами» и пронумерованы от I до VI. В аналогичном месте напротив, за правым приделом, находится ниша с могилой папы Благословенного Павла VI, за которой, в свою очередь, расположена Венгерская Часовня. Параллельно им идет так называемая «Галерея Климента VIII», в которой начинается коридор на выход. Старейшая часть вокруг гробницы Апостола, напротив, называется Новыми Пещерами и состоит из подковообразного коридора с выходящими от него часовнями. В дальнейшем описании в скобках указаны номера объектов в соответствии с приведенным ниже планом grotte.

базилика святого петраВходной вестибюль имеет средневековую статую Святого Петра (67) из старой базилики, переделанную из скульптуры философа 2 века. Из вестибюля выходят два коридора. В более широком, расположенном напротив входа, слева есть ниша (66) с кенотафом папы Калликста III. Расположенный над ней барельеф 15 века с изображением Святой Жертвы Христа раньше был алтарным образом нынешней Мексиканской Часовни. Напротив кенотафа — две колонных базы (65) из старой базилики. Этот коридор — основной путь в grotte.

Там, где коридор поворачивает направо, в правый придел grotte, в левом углу расположена Мадонна Паллавичини (64), копия фрески конца 13 века (убранной отсюда для сохранности), помещенной в 1586 году в табернакле базилики кардиналом Антонио Паллавичини Джентили.

Другой коридор, ведущий от вестибюля направо, трижды изгибается, прежде чем привести к вышеупомянутой Галерее Климента VIII (50). Из галереи есть два входа в Венгерскую Часовню (43), посвященную Святому Иштвану I и Всем Святым Венгрии. После галереи коридор переходит в Старые Пещеры.

Венгерская часовня была освящена в 1980 году и представляет собой длинную прямоугольную камеру с отделенным святилищем, вход в которое выполнен в виде простой арки. В часовню ведут два боковых входа из галереи, один — в неф, а другой — в святилище. Кованые железные ворота выполнены скульптором Йозефом Ковачем и установлены на входах в 1982 году. Пол покрыт плитками из красного венгерского мрамора, разделенными тонкими латунными пластинками.

базилика святого петра
Венгерская часовня

Дальняя стена святилища полностью покрыта тремя позолоченными панелями из нержавеющей стали, а две боковые — тиснеными фигурами легендарного оленя из венгерских народных сказаний. На центральной панели представлено древо жизни, а перед ней расположена статуя Богоматери Великая Госпожа Венгерская. У входа в святилище находится полноразмерная статуя Святого Иштвана, первого христианского короля Венгрии, показанного спускающимся по входной лестнице к Богородице, чтобы воздать ей почести. Эти две бронзовые статуи с позолоченными деталями одежды — работа венгерского скульптора Имре Варги. Плащ Святого Иштвана — точная копия оригинала, сотканного его женой, Блаженной Гизелой, сохранившегося в соборе Эстергома.

Литургическое наполнение святилища включает в себя элементы из старой базилики. Маленький алтарь имеет квадратную фронтальную плиту в стиле косматеско. Так же украшены трон, подсвечники, база креста и колонна. Боковые стены облицованы травертином и украшены двадцатью квадратными барельефными панелями из белого известняка с изображениями святых, связанных с Венгрией, и выполненными венгерскими скульпторами.

На стене, расположенной напротив святилища, находится овальный бронзовый барельеф работы Америго Тота с центральным крестом, разделяющим пространство на четыре равные части. В левом верхнем углу — Святой Иштван Получает Королевскую Корону от Папы Сильвестра II. Справа — папа Калликст III, который после победы в Битве за Белград в 1456 году ввел ежедневную полуденную молитву Ангел Господень. Внизу слева — Благословенный папа Павел VI, передающий модель часовни до ее постройки кардиналу Ласло Лекаи. Справа внизу — папа Иоанн Павел II, получающий от Примата Венгрии модель завершенной часовни.

Старые Пещеры в том виде, в каком они находятся сейчас, не представляют архитектурного интереса. Время, сырость и реставрация середины 20 века с понижением уровня пола разрушили их оригинальное оформление Мадерно, и все их пространство теперь представляет собой сводчатый подвал с квадратными пирсами и побеленными стенами.

Дальний конец подвала (23) оборудован парой стеклянных дверей, сквозь которые можно увидеть конфессо. Двери были установлены в 1975 году и заменили собой алтарь, называвшийся Алтаре дель Сальваторе (Алтарь Спасителя). На окружающих стенах — два рельефных ангела, пришедшие от памятника папы Бонифация VIII (1378-1389). Сбоку от дверей сидит пара львов, взятых из памятника папы Урбана VI (1295-1303). Утерянный алтарь первоначально был заменен простой плитой на фрагменте античной мраморной колонны, но теперь перед самыми дверями установили более лучший алтарь с литургическими элементами.

Слева от алтаря расположена Мексиканская Часовня (17), посвященная Деве Марии Гваделупской и оборудованная в 1992 году. Алтарный образ представляет собой мозаичную копию знаменитой иконы, которая находится над настенным плинтусом, являющимся частью Tegurium Браманте (временной структуры, установленной им над захоронением Святого Петра во время разрушения старой базилики).

базилика святого петра
Мексиканская часовня

Вершины алтарных опор имеют небольшие кубические серебряные вставки с символами евангелистов. Это часть большого дара нескольких мексиканских серебряных дел мастеров, включающего в себя и подсвечники, и впечатляющий крест. Из серебра сделаны и два настенных барельефа, показывающих Видение Богоматери Святому Хуану Диего Куаухтлатоатцину и Посещение Святыни Папой Святым Иоанном Павлом II. На полу находится порфировый круг в рамке из giallo antico и зеленого серпентина взятый из старой базилики.

Справа находится часовня Мадонны Между Святыми Петром и Павлом (19). Название соответствует барельефу 15 века, расположенному над алтарем. В нише слева (18) — гробница папы Пия VI (1799), установленная здесь в 1949 году по желанию папы Пия XII. Это саркофаг 4 века, украшенный рельефами. Панель сверху — фрагмент другого саркофага того же 4 века. Слева изображена продажа Иосифа в рабство, а справа — Поклонение волхвов.

базилика святого петра
Саркофаг Пия VI

Наибольшую известность grotte принесло его собрание папских гробниц. Большинство из них — в форме саркофагов, часть имеет скульптурные изображения. Подойти к гробницам вплотную нельзя. Описание начинается от статуи Пия VI (61) и продолжается против часовой стрелки по боковым приделам.

(55) Иннокентий VII. Копия 1600 года оригинальной работы 1406 года.

(62) Николай III. Христианский саркофаг 4 века. Не является оригинальной гробницей папы. На саркофаге изображены, слева направо, Омывание Ног, Святые Павел и Лука, Святые Петр и Марк, Пилат, Умывающий Руки.

(63) Бонифаций VIII. 1303 год. Саркофаг и скульптура сохранились от его разрушенного монумента. Стоит обратить внимание на мозаичные геральдические щиты и качество резьбы драпировки.

(56) Николай V. 1453 год. Создан, предположительно, Мино да Фьезоли. Разрушение Браманте этого монумента считалось его современниками вандализмом, хотя современные искусствоведы находят эту работу посредственной. Сохранившийся саркофаг с лежащей скульптурой занимал в монументе центральное положение.

(52) Павел II. Работа Ивана Дукновича. Скульптура Мино да Фьезоли.

(49) Иоанн VII. Мозаичный портрет.

(42) Благословенный Павел VI. Простая плита из полированного известняка в побеленной нише. Папа завещал похоронить его под землей под простой плитой без украшений. Поэтому, после его беатификации в 2014 году, единственным исправлением стало добавление слова Beatus к его могильной плите. Барельеф Мадонна с Младенцем на дальней стене приписывают школе Исайя да Пиза. Он окружен парой барельефов с ангелами из утраченной скинии (табернакля) Святого Копья.

(40) Марцелл II. Повторное захоронение в недавно найденном саркофаге в 1606 году после уничтожения его первоначальной гробницы в 1555 году. Саркофаг имеет центральный рельеф с изображением Христа и двух неизвестных фигур. В углах есть еще две фигуры, чьи личности остаются под вопросом — либо это святые, либо умершие.

(34) Иннокентий IX. Умер в 1591 году и был перезахоронен в grotte в 1606-м. В середине 20 века его останки были помещены в простой саркофаг 3 века.

(30) Королева Кристина Шведская. Умерла в 1689 году новообращенной католичкой. Ее простая неоклассическая мраморная гробница относится к началу 20 века.

(29) Королева Шарлотта Кипрская. Queen Charlotte of Cyprus.

(27) Папа Святой Иоанн Павел II. Умер в 2005 году. Простая мраморная гробница в небольшой нише. После беатификации его останки были эксгумированы и перемещены в Часовню Святого Себастьяна. На дальней стене расположен барельеф с изображением Богоматери с ангелами.

(25) Пий XI. Впечатляющая работа Джаннино Кастильони 1939 года в нише с реалистичной надгробной скульптурой на саркофаге из розового мрамора с мозаиками, изображающими Христа в лучах Славы, Святого Амвросия и Святой Терезы Лизье.

(28) Кардинал Рафаэль Мерри дель Валь. Умер в 1931 году. Простой саркофаг из Майоркского оникса.

(31) Стюарты. Останки изгнанной британской королевской династии Стюартов были соединены здесь в 1939 году, в саркофаге из полированного травертина с выпуклой крышкой с парой крестов в венках. Наверху — корона на подушке из бронзы.

(32) Кардинал Федерико Тедескини. 1959 год. Остроконечный гранитный саркофаг с эпитафией на бронзовой пластине.

(38) Иннокентий XIII. Умер в 1724 году, но его памятник в базилике был разрушен в 1836-м, чтобы освободить место для папы Льва XII. В середине 20 века его станки были перенесены сюда, в античный саркофаг. Над саркофагом — фрагмент барельефа с двумя головами крылатых херувимов, приписываемых Ивану Дукновичу, и гипсовым орлом из оригинального мемориала.

(41) Урбан VI. 1389 год. Похоронен в саркофаге 3 века, первоначально принадлежавшем супружеской паре, чья свадьба была изображена на центральном рельефе (сейчас повернут назад). Остальные три стороны саркофага были перевырезаны для папы. На той части, которая теперь стала фронтальной, папа изображен получающим ключи от Святого Петра. От его разрушенного монумента сохранилась пара львов, сейчас обрамляющих конфессо. Мраморная скульптура Мадонны с Младенцем, расположенная выше на стене, вероятно, пришла из утраченной церкви Санти Косма и Дамиано ин Банчи.

(51) Пий III. 1503 год. Простой христианский саркофаг 4 века. Выше — фрагмент барельефа времени Ренессанса, изображающий Христа, Возвращающегося как Судья.

(54) Адриан IV (единственный английский папа). 1159 год. В отличие от большинства пап находится в своей первоначальной гробнице — превосходном языческом саркофаге из красного асуанского гранита с выпуклой крышкой, украшенной двумя головами Медузы.

(57) Кардинал Людвиг Каас. 1952 год.

(58) Григорий V.

(59) Император Оттон II. 983 год. Умер в Риме и был похоронен в портике старой базилики в порфировом саркофаге с великолепным надгробием из полихромного мрамора. Мемориал был разрушен в 1610 году, а крышка саркофага, возможно, была превращена в купель базилики. Перезахоронен во вновь найденном античном саркофаге. Выше — сильно восстановленная мозаика, бывшая раньше частью мемориала и изображающая Христа со святыми Петром и Павлом.

(60) Юлий III. 1555 год. Простой античный саркофаг.

(33) Бенедикт XV. 1922 год. Впечатляющая мраморная гробница с лежащей скульптурой работы Джулио Барбьери.

(39) Иоанн Павел I. 1978 год. Массивный короб из мрамора с серыми прожилками работы Франческо Ваччини. Включает в себя два старых барельефа с ангелами работы Андреа Бреньо.

В ближнем конце нефа находится большая коленопреклоненная статуя папы Пия VI (61) работы Антонио Кановы. Изначально установленная в конфессо, в 1969 году она подверглась нападению вандала с молотком. После реставрации статую установили здесь.

Часть 1.1. История. Основание и Темные Века.
Часть 1.2. История. Средневековье и Ренессанс.
Часть 1.3. История. Новая базилика.
Часть 2. Экстерьер
Часть 3.1. Интерьер. Структура и неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.
Часть 3.3. Интерьер. Часовни приделов нефа.
Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта.
Часть 3.5. Интерьер. Ризница
Часть 4.1. Подземные помещения. Старые Grotte.
Часть 4.2. Подземные помещения. Новые Grotte.
Часть 4.3. Подземные помещения. Некрополь.
Часть 5. Посещение.

 

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля