Базилика Святого Петра. Часть 3.1. Интерьер. Структура и неф.

Базилика Святого Петра совершенно симметрична. Она состоит из нефа с приделами и тремя боковыми часовнями с каждой стороны. Затем идет огромный квадратный трансепт с четырьмя мощными свободно стоящими пирсами, поддерживающими купол, под которым находится святилище. По углам квадрата расположены четыре часовни, а три стороны (кроме соединяющейся с нефом) заканчиваются апсидами. В дальней — кафедра Святого Петра. Угловые часовни соединены с нефом и апсидами огромными сводчатыми проходами, называющимися ambulacra или деамбулаториями.

базилика святого петра
Неф базилики. Foto by Jean-Pol GRANDMONT

Многими отмечен странный эффект незаметности того, насколько огромна базилика при первом ее посещении. Причина этого в том, что ее пропорции, несмотря на размеры, точно такие же, как и у гораздо меньших церквей. Некоторые архитектурные критики (не все) рассматривают это как недостаток, сравнивая базилику с церковью Святой Софии в Константинополе, дающей более удивительное ощущение пространства.

Можно еще отметить, что большинство из того, что выглядит как фрески и картины, написанные маслом, на самом деле является мозаиками. Это политика, проводившаяся последние пару столетий. Картины перемещались в Музеи Ватикана (с лучшими условиями хранения) или в другие церкви и заменялись мозаичными копиями, выполненными в знаменитых Ватиканских мастерских. Дело в том, что мозаики гораздо долговечней огромных холстов, которые со временем начали трескаться и раскалываться.

Изначально базилика была спроектирована Микеланджело и имела план Греческого креста. План был изменен Мадерно по двум причинам. Во-первых, в то время, по литургическим причинам, предпочтение стало отдаваться Латинскому кресту, а во-вторых, ощущалась потребность в большей площади. Это легко достигалось увеличением размеров нефа. Мадерно закончил неф в 1615 году, а его отделка белым и полихромным мрамором была начата в 1640-х Бернини.

Неф состоит из трех секций, а боковые приделы отделены от центра аркадами на огромных прямоугольных столбах с парами коринфских пилястр, поддерживающих антаблемент, проходящий по внутренней части базилики. Позолоченный фриз антаблемента содержит цитаты из стихов Нового Завета, относящиеся к Святому Петру.

Из карниза «вытекает» кессонированный квадратами и прямоугольниками сводчатый потолок Мадерно. Общий дизайн, как утверждается, был позаимствован у Браманте и соответствует потолку трансепта и кафедры. Большая его часть позолочена, с небольшим количеством белого для контраста. Украшения в виде ангелов с виноградными лозами над окнами были добавлены в 1750 году Джованни Баттистой Майни, а позолоту нанесли в 1780 году. Медальон в центре содержит герб папы Пия VI (1775-1799), заказавшего эту работу.

базилика святого петра
Свод нефа. Foto by Matthias Kabel

Свод состоит из двух частей. В первых двух секциях нефа у него есть люнеты с окнами, а в третьей он немного уже и ниже и не имеет люнет. Это связано с тем, что последняя пара столбов значительно больше первых двух, чтобы поддерживать вес купола.

Между каждой парой пилястр на столбах расположены по две ниши, закругленная внизу и прямоугольная наверху. В них установлены статуи основателей религиозных орденов, что является частью более обширной схемы в базилике. Каждая пара ниш разделена мраморной облицовкой с зигзагообразным узором, который так же проявляется повсеместно.

На арках расположены фигуры аллегорий добродетелей, сопровождаемые соответствующими символами. На пилястрах под импостами арок находятся поддерживаемые херувимами овальные тондо с барельефными портретами ранних пап. На каждой пилястре их по два, разделенных панелью с папской символикой. Наверху и внизу каждой пилястры — голубь, эмблема семьи Памфили папы Иннокентия X (1644-1655). Все это является частью декоративной схемы, создававшейся под наблюдением Бернини после 1647 года, над которой работали 39 скульпторов во главе с Антонио Рагги. Схему расположения папских портретов можно посмотреть здесь.

Еще две пилястры находятся на контрфасаде и две — в углах. Над тремя входными дверями центрального нефа расположены три больших посвятительных таблички, а над ними — три занавешенных окна, выходящих в помещения за аттиком фасада. Тройное люнетное окно над антаблементом фактически находится за венчающими фасад статуями и потому не видно снаружи. Циферблаты и их позолоченные украшения в стиле Рококо так же выполнены Майни.

базилика святого петраНа полу между Часовней Пьеты и баптистерием, неподалеку от входа, находится порфировый круг, или rota, сохранившийся от старой базилики. Утверждается, что Карл Великий стоял на коленях на этом круге, когда короновался Императором папой Львом III (795-816) в 800 году. Этот ритуал был повторен следующими 21 императорами Священной Римской Империи. В старой базилике было шесть таких кругов, выпиленных из огромной античной колонны. Остальная часть полихромного мраморного покрытия пола принадлежит Мадерно.

Кроме того, в полу, далее от входа, есть несколько поперечных бронзовых линий с надписями из бронзовых букв. Каждая из них ограничивает длину одной из наиболее крупных церквей мира, ясно показывая, что базилика Святого Петра больше любой из них (измерение идет от Кафедры Святого Петра за святилищем). Названия даны на латыни, но вы поймете большинство из них, даже не зная этого языка. Список самых длинных церквей мира можно посмотреть здесь (на английском).

На входном конце находятся две огромные чаши со святой водой, выполненные в форме херувимов, держащих раковины. Они разработаны Агостино Корнаккини. Раковины из желтого сиенского мрамора выполнены Джузеппе Лирони и демонстрируют большое мастерство. Херувимы — работа Франческо Модерати и Джованни Баттисты Де Росси.

базилика святого петра
|Foto by Jorge Royan

Статуи в нишах нефа — часть из 39 изображений основателей религиозных сообществ, продолжение которых можно найти в трансепте и на трибуне. В нефе их 12, у центральных опор купола — 15 (по четыре, за исключением опоры Лонгинуса, которая имеет только три из-за наличия у нее статуи Святого Петра), в трибуне и боковых апсидах трансепта — по 4. Статуи датируются 18 — 20 веками и имеют разное качество, но многие из них служат хорошими примерами скульптуры позднего Барокко. Подробнее статуи можно рассмотреть здесь. С начала правой стороны нефа и далее против часовой стрелки это:

(правая сторона нефа) Святая Тереза Авильская (орден Босых Кармелитов) работы Филиппо Делла Валле 1754 года, Святая Мадлен Софи Бара (конгрегация Святейшего Сердца Иисуса) работы Энрико Кваттрини 1934 года, Святой Викентий де Поль (конгрегация Лазаристов) работы Пьетро Браччи 1754 года, Святой Иоанн Эд (конгрегация Иисуса и Марии) 1932 года, Святой Филипп Нери (конфедерация Ориторианцев) работы Джованни Баттисты Майни 1734 года, Святой Жан-Батист де Ла Саль (Братья Христианских Школ) 1904 года;

(пирс Лонгинуса) Статуя Святого Петра, Святой Иоанн Боско (Салезианцы) работы Пьетро Каноника 1936 года, Святой Каэтан Тиенский (конгрегация Театинцев) работы Карло Мональди, Святая Франциска Ксаверия Кабрини (сестры-миссионеры Святейшего Сердца);

(правый трансепт) Святой Иероним Эмилиани (конгрегация Сомаски) работы Пьетро Браччи 1756 года, Святая Иоанна Антида Туре (конгрегация Сестер Божественного Милосердия), Святой Иосиф де Каласанс (орден Пиаристов) работы Инноченцо Спинацци 1755 года, Святой Бонфилиус Мональди (один из семи основателей ордена Сервитов) 1906 года;

(пирс Елены) Святой Бруно Кельнский (орден Картезианцев) 1744 года, Святой Павел Креста (конгрегация Пассионистов) работы Игнацио Джакометти 1876 года, Пророк Илия (фантазия со стороны ордена Кармелитов) работы Агостино Корначчини, Святой Франциск Сальский (орден Визитанток);

(трибуна) Святой Доминик (орден Доминиканцев) работы Пьерра Ле Гроса Младшего 1706 года (собака — каламбур от латинского Domini canis), Святой Францис Караччиоло (Младшие Регулярные Клерики) работы Алессандро Массимилиано Лабуре 1834 года, Святой Франциск Ассизский (орден Францисканцев) работы Карло Мональди 1727 года, Святой Альфонсо Мария де Лигуори (конгрегация Редемптористов) 1839 года;

(пирс Вероники) Святой Бенедикт (орден Бенедиктинцев) работы Антонио Монтаути 1735 года, Святая Франческа Римская (основательница не ордена, а женского бенедиктинского монастыря Санта Мария Аннунциата а Тор де Спекки; ее присутствие здесь — результат чрезмерного влияния римской знати), Святая Юлиана Фальконьери (орден Сервитов), работы Паоло Кампи 1740 года, Святой Уильям Верчелли (орден Монтеверджинцев, более не существующий) 1878 года;

(левый трансепт) Святой Норберт (орден Премонстрантов) работы Пьетро Браччи 1767 года, Святая Анджела Меричи (конгрегация Урсулинок) 1866 года, Святой Петр Ноласко (орден Мерседариев) работы Паоло Кампи, Святая Луиза де Марийяк (конгрегация Дочерей Милосердия) 1953 года;

(пирс Андрея) Святой Иоанн Божий (орден Бонифратров) работы Филиппо Делла Валле 1745 года, Святая Мария Евфразия (конгрегация Сестер Пресвятой Девы Марии Милосердия Доброго Пастыря) работы Джованни Никколини 1940 года, Святой Франциск из Паолы (орден Минимов) 1732 года, Святой Петр Фурье (Августинские Канонессы Богоматери) 1899 года;

(левая сторона нефа) Святой Игнатий де Лойола (орден Иезуитов) работы Камилло Рускони 1733 года, Святой Антонио Мария Дзаккария (орден Варнавитов) 1909 года, Святой Камилл де Леллис (орден Камиллианцев) 1753 года, Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (конгрегация Монфортанцев) работы Джакомо Паризини 1948 года, Святой Петр Алькантрийский (Босоногие Францисканцы, более не существующие) 1713 года, Святая Люсия Филиппини (Блаженные Учителя Филиппини) 1949 года.

3D панораму нефа можно посмотреть здесь.

Далее: Базилика Святого Петра. Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь,
Назад: Базилика Святого Петра. Часть 2. Экстерьер

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее:
Базилика Санта Сабина аль Авентино

Санта Сабина аль Авентино — раннехристианская церковь 5 века на Авентинском холме. Она прикреплена к Генеральной Курии или штабу Доминиканского...

Закрыть