Базилика Святого Петра. Часть 3.3. Интерьер. Часовни приделов нефа.

Боковые приделы нефа состоят из трех секций каждый. Все секции имеют эллиптические купола. Своды между секциями поддерживаются коринфскими колоннами из красного Портсантского мрамора, установленными Бернини. Они соответствуют колоннам, поддерживающим сегментированные фронтоны над входными дверями приделов. В приделах находятся 7 часовен. В скобках даны номера описываемых объектов в соответствии с планом базилики. Номера кликабельны.

базилика святого петраПервой справа расположена Часовня Пьеты (80). На своде купола перед входом в нее находится мозаика Чиро Ферри и Пьетро да Кортоны с изображением Страстей, а под ней, на полу, — каменная эллиптическая мозаичная панель, посвященная Благословенному Папе Павлу VI (1963-1978), гробница которого находится в крипте. Вход в часовню выполнен в форме пропилея с треугольным фронтоном, поддерживаемого двумя коринфскими колоннами из красного мрамора. Изначально часовня называлась Cappella del Crocifisso (Часовня Распятия), но была переименована из-за установленной здесь в 1749 году Пьеты Микеланджело.

В 1971 году Пьета, одно из самых известных мировых произведений искусства, подверглась нападению со стороны психически неуравновешенного человека и теперь находится за пуленепробиваемым стеклянным экраном. Многие жалуются, что им приходится смотреть на Пьету с расстояния, но на самом деле это дает лучшее представление о ее пропорциях. Один скол от удара молотком позади головы Богоматери был оставлен в качестве напоминания, но остальной нанесенный скульптуре ущерб был полностью скрыт реставрационными работами и виден только в ультрафиолете.

базилика святого петраПьета изображает момент, когда тело Христа было помещено на колени его матери после Распятия. Она показывает горе Марии, но также и ее великую силу. Здесь есть важный богословский момент — Мария изображена более молодой, чем ее Сын. Последний, как Бог, создал ее.

Микеланджело было всего 22 года, когда он начал работу над Пьетой. Завершена она была в 1499 году. Скульптура была заказана Жаном Билересом де Лаграуласом, Кардиналом Легатом французского короля Карла VIII в Ватикане, и предназначалась для главного алтаря церкви Санта Петронилла (известной также как Часовня Франкских Королей) как часть его погребального мемориала. По контракту на работу отводился один год.

После ее установки в церкви художник подслушал, как служители рассказывают паломникам, что работу, на самом деле, по его дизайну выполнили другие скульпторы. Тогда однажды ночью Микеланджело вошел в церковь и подписал скульптуру, вырезав на ленте, пересекающей грудь Марии: «Микеланджело Буонаротти из Флоренции сделал это». Возможно, это самая нескромная подпись в мире.

В 1517 году скульптуру установили в церкви Санта Мария делла Феббе, поскольку Санта Петронилла была разрушена Браманте. Она оставалась там и тогда, когда старую церковь превратили в ризницу, но после постройки новой ризницы ее переместили в Часовню Хора. Затем она была установлена здесь.

Миниатюрные копии Пьеты можно найти в Риме повсюду. Если вы действительно хотите приобрести такую копию, будьте внимательны — большинство из них очень плохого качества. Посмотрите в одном из хороших магазинов религиозного искусства — там она будет стоить дороже, чем у уличных торговцев, но зато с ней вы будете куда счастливей все последующие годы.

базилика святого петра
Foto by Tomi Mäkitalo

Полихромная мраморная отделка часовни выполнена Джованни Ланфранко. Ему же принадлежит и потолочная фреска Триумф Креста. На правой стене — бронзовый медальон с изображением Бригитты Шведской. Это копия мраморного оригинала Доменико Гуиди, находящегося в монастыре Бригитток, соседствующего с церковью Санта Бриджида а Кампо де Фиори. Копия была помещена сюда в 1991 году, когда отмечалось 600-летие канонизации святой. В базилике нет ее статуи среди основателей религиозных обществ, поскольку сама она не стала Бригитткой.

3D панораму часовни Пьеты можно посмотреть здесь.

Далее идет Часовня Реликвий (на плане не отмечена), относительно небольшая эллиптическая часовня, вставленная в бывшую лестницу за первым правым столбом нефа. Это означает нарушение симметрии базилики, поскольку часовен стало четыре, вместо трех предложенных Мадерно. Проект принадлежит Бернини, но декорации должны были дождаться Ванвителли. Алтарный образ — деревянное распятие, приписываемое Пьетро Каваллини. Здесь же представлена мозаика Пьетро Паоло Кристофари, изображающая Святого Николая Чудотворца. Часовню редко можно найти открытой.

Вход в нее расположен под мемориалом Льву XII (79) работы Джузеппе Де Фабриса 1836 года. Папа показан благославляющим Юбилей 1825 года. Аллегорические фигуры под ним — это Правосудие и Религия.

На столбе напротив входа находится кенотаф Кристине Шведской (78) (умерла в 1689). Он был спроектирован Карло Фонтана и выполнен в 1697 — 1702 годах. Барельеф, изображающей церемонию 1655 года в церкви Хофкирш (Инсбрук), на которой она обратилась в Католическую Церковь, вырезан Жаном Батистом Теодоном. Кристина была дочерью шведского короля Густава Адольфа, сражавшегося за протестантов в Тридцатилетней Войне, и ее обращение считается победой католической веры. В крипте находится ее гробница.

Купол над входом в следующую часовню — Часовню Святого Себастьяна (76) — (которая должна была быть второй) украшен мозаикой с изображением Славы Мучеников работы Пьетро да Кортона. Часовня посвящена Святому Себастьяну Римскому. Мозаика над ее алтарем — копия фрески Доменикино 1631 года Мученичество Святого Себастьяна. Оригинал находится в Санта Мария дельи Анджели. Под алтарем находятся мощи папы Святого Иоанна Павла II. Они заменили мощи Благословенного папы Иннокентия XI, помещенные сюда после его беатификации в 1956 году и перемещенные через 50 лет под алтарь Преображения. На боковых стенах часовни находятся мемориалы папы Пия XI (77) работы Пьетро Каноники и папы Пия XII (75) работы Франческо Мессины.

базилика святого петраАрочный проход в следующую секцию содержит два монумента. Один из их — роскошный мемориал папы Иннокентия XII (74) работы Филиппо делла Валле. Аллегорические фигуры по бокам — это Правосудие и Милосердие. Первое имеет меч и фасции, символ власти в античном Риме, а второе — потомство. Второй монумент (73) фактически спроектирован Бернини и выполнен мастерами его школы в 1633 — 1637 годах. Он посвящен графине Матильде Тосканской, умершей в 1115 году (ее останки были привезены сюда из Мантуи). Причиной, по которой она была удостоена этой чести, является ее поддержка папства раннего Средневековья в борьбе за Инвеституру. Барельеф изображает папу Святого Григория VII, принимающего покорность от Генриха IV в Каноссе. Считается, что статуя графини выполнена Бернини. Херувим слева — работа Луиджи Бернини, сына мастера, а справа — Андреа Больи. Герб выполнен Маттео Буоначелли.

Внимание! В следующей часовне (72) совершаются Святое Причастие и молчаливые молитвы. Здесь не допускается разглядывание достопримечательностей, за чем внимательно следит дежурный. Необходимо проявлять уважение к таинству.

Купол входной секции украшен мозаикой работы Пьетро да Кортона 1656 года. Здесь показаны аллегории и ветхозаветные пророчества о Причастии, включая Небесный Алтарь Книги Откровения. Кованые железные ворота на входе в часовню выполнены Франческо Борромини и несут на себе геральдику папы Урбана VIII. Роскошный интерьер выполнен в стиле цветочного Барокко, а декоративные элементы спроектированы Пьетро да Кортона и выполнены Джованни Баттиста Риччи. Мозаика на потолке принадлежит Аббатини.

В люнетах представлены 14 барельефов со сценами из Ветхого Завета, спроектированные Франческо Ванни и выполненные в мозаике Маненти. Здесь же расположены четыре аллегорические статуи, изображающие Веру, Изобилие, Благотворительность и Жертвенность, а так же 16 ангелов. Кортона нарисовал и алтарный образ со Святой Троицей. В настоящее время это единственный нарисованный алтарный образ в базилике — все остальные были заменены мозаиками. Табернакль был разработан Бернини в 1674 году. Он базируется на Темпьетто Браманте и выполнен из позолоченной бронзы, украшенной золотом, серебром и лазурью. Считается, что левый из двух обрамляющих табернакль ангелов, выполнен самим мастером.

базилика святого петра
Foto by Burkhard Mücke

Слева от алтаря расположен дверной проем, ведущий в папский дворец. Святой Отец пользуется им, когда проводит литургии в базилике. На правой стене находится алтарь, посвященный Святому Франциску Ассизскому. Его алтарный образ — мозаичная копия картины Доминекино Святой Франциск Получает Стигматы. До 19 века она находилась над алтарем апсиды левой части трансепта. Напротив левой стены расположен орган в резном позолоченном футляре 16 века.

Арка за пределами часовни — это конец правого бокового придела. Здесь открывается вход в главный трансепт базилики. Арка содержит два папских монумента. Один из них, работы Камилло Рускони 1723 года, посвящен папе Григорию XIII (71). Обратите внимание на дракона — эмблему папской фамилии Буонкомпаньи. Барельеф, выполненный Карло Франческо Меллоне, отмечает введение папой Григорианского Календаря в 1582 году. Фигура справа, одетая как богиня Минерва, — это Доблесть, и она поднимает мраморную драпировку, чтобы открыть барельеф. Фигура слева — Религия. Второй, весьма сдержанный, мемориал посвящен папе Григорию XIV (70), умершему в 1591 году через 10 месяцев после своего избрания.

В дальнем конце левого придела нефа, напротив часовни Святого Причастия, находится часовня Хора (20) или Капелла дель Коро. Архитектурно хор церкви — это та ее часть, где священниками проводятся ежедневные литургии. Это называется Собранием Каноников, а места, где они сидят — кабинками. В базилике Святого Петра исторически это собрание было разделено на каноников, которые должны были проводить мессы, и бенефициариев, у которых был статус членов собрания, но не было обязанности проведения месс. Это изначально было неправильным, поскольку бенефициарии получали жалованье, не имея, возможно, никакой работы.

базилика святого петраВ средневековые времена хор, или скола канторум, часто располагался перед главным алтарем. Если главный алтарь был свободно стоящим, хор мог находиться за ним в виде полукруга кабинок в апсиде. Из-за наличия святыни ни один из этих вариантов не применялся в старой базилике. Вместо этого у каноников была небольшая часовня напротив левой стены нефа, вход в которую осуществлялся через пробитое в этой стене отверстие. Она располагалась примерно в том же месте, где и современная. Сейчас часовня редко доступна для посетителей, что весьма печально, поскольку она очень эффектна.

Купол входной секции украшен фреской Маркантонио Францескини, изображающей Видение Апокалипсиса. В антрвольтах и люнетах находятся изображения пророков и других ветхозаветных персонажей работы Карло Маратто и Чиро Ферри.

Сама часовня имеет прямоугольный план с отдельными комплектами кабинок в каждом конце. Все это было заказано папой Урбаном VIII (1623-1644) и выполнено в стиле Бернини, хотя, возможно, и не было разработано им самим. За каждым комплектом находится пара ребристых ионических пилястр, поддерживающих антаблемент и разделяющих стену на три зоны с арками. Большая центральная арка содержит в себе орган (в часовне их два), а меньшие боковые — кантории для соло-музыкантов.

Входная стена имеет одну арку для прохода с коваными железными воротами с геральдикой папы Климента XIII (1758-1769). Противоположная алтарная стена разделена на три зоны в том же стиле, что и боковые стены, с еще двумя канториями. Алтарный образ — огромная мозаика с изображением Непорочного Зачатия, встроенная в центральную арку. Оригинальная картина, которую заменили мозаикой, принадлежала художнику Пьетро Бианки. Балдахин украшен Голубем Святого Духа в лучах Славы. Пол часовни выполнен из полихромного мрамора и содержит простую могилу папы Климента XI (1700-1721).

На возвышении перед алтарем находится античная римская ванна, в которой хранятся мощи Святого Иоанна Златоуста. Это стало результатом перестройки конца 20 века, и в настоящее время святыня используется в качестве алтаря для проводимых здесь месс.

Стены и свод потолка богато украшены белой и золотой штукатуркой с рельефными панелями, содержащими сцены из Ветхого и Нового Заветов. Они были разработаны Джованни Делла Порта и выполнены Джованни Баттиста Риччи. Потолок имеет два люнета, слепой над входом и содержащий окно — над алтарем. Это окно — единственный источник естественного света в часовне, и, если освещение в ней отключено, вы увидите не слишком много, вглядываясь через входные ворота. В центре свода есть небольшой фонарь с геральдикой папы Сикста V (1585-1590).

3D панораму часовни Хора можно посмотреть здесь.

Арочный проход в следующую секцию левого придела содержит еще два папских монумента. Один из них посвящен папе Святому Пию X (18) (1903-1914), изображенному, как утверждается, молящимся о предотвращении войны. Это работа Флорестано Ди Фаусто. Бронзовые барельефы изображают два важных доктринальных вмешательства папы, Осуждение Модернизма в Католической Церкви и Причащение Детей (он уменьшил возраст Первого Причастия).

Другой монумент посвящен папе Иннокентию VIII (19) (1484-1492). Эта работа Антонио дель Полайолло была завершена в 1498 году, и ей так восхищались, что сохранили при разрушении нефа старой базилики и переустановили здесь в 1621 году. Папа изображен дважды — мертвым на своем саркофаге и живым на троне над саркофагом. Правая рука живой фигуры поднята в благословении, а левая держит копию копья Святого Лонгинуса. Предполагается, что наконечник этого копья был доставлен в Рим во время понтификата Иннокентия. В надписи упоминается об открытии нового мира в его правление (речь идет об открытии морского пути в Индию).

В старой базилике было много папских мемориалов, но большинство из них оказались разбиты Браманте и его преемниками. Часть их осколков сейчас находится в Гротто.

Следующая (средняя) часовня левого придела нефа (16) — часовня Представления. Купол ее входной секции показывает Коронацию Богоматери как Царицы Небесной. Это работа Карло Маратта. Алтарный образ часовни — мозаика Представление Марии в Храме. Это копия оригинала 1640 года работы Джованни Франческо Романелли, находящегося сейчас в Санта Мария дельи Анджели. Под алтарем хранятся мощи Пия X.

базилика святого петраСправа от алтаря находится памятник папе Святому Иоанну XXIII (17) (1958-1963) с четырьмя позолоченными бронзовыми пластинами работы Эмилио Греко, на которых изображены события его понтификата. Слева от алтаря — памятник папе Бенедикту XV (15) (1914-1922) работы Пьетро Каноника с бронзовой барельефной иконой Богоматери Мира.

Следующий арочный проход содержит два монумента светским личностям. Правый (14) посвящен Дому Стюартов, Британскому Королевскому Дому, изгнанному после так называемой Славной Революции, свергнувшей короля Якова II. Сын свергнутого короля, Яков III, его внук, Красавчик принц Чарли, и кардинал Генрих Бенедикт Стюарт похоронены в склепе под монументом. Памятник — типичный неоклассический, в виде стелы с рельефными портретами трех Стюартов над эпитафией. Под ними — ложная дверь, окруженная парой обнаженных крылатых Гениев Смерти с перевернутыми факелами. Это работа Антонио Канова 1831 года.

Левый мемориал (13) посвящен Марии Клементине Собеской, внучке польского короля Яна III Собеского. Он был разработан Филиппо Бариньони и выполнен Пьетро Браччи в 1742 году. Мозаичный портрет покойной — работа Людовика Стерна. Старые путеводители и некоторые онлайн-источники описывают дверной проем под монументом, как возможность подняться на купол. Теперь это уже не так.

Последняя (ближайшая к входу) часовня левого бокового придела (12) — это баптистерий. Купол перед входом в него украшен фресками, нарисованными по эскизам Франческо Тревизани. На самом куполе изображены три формы таинства крещения, признанные католической церковью — водой, кровью (для замученных до крещения) и желанием (для искренне стремившихся к крещению, но умерших до этого). На антрвольтах показаны четыре человеческие расы, что подчеркивает универсальность христианства. Люнеты содержат в себе сцены крещения и типажи из Священных Писаний — Моисея, раздвигающего Красное Море, Ноя после Потопа, крещение Христа, крещение центуриона Корнелиуса, крещение эфиопского евнуха и крещение императора Константина.

базилика святого петра
Foto by Jebulon

Поскольку часовня является баптистерием, в ней, естественно, находится купель. По древней традиции, расположение купели рядом со входом, а не у главного алтаря, символизирует крещение как вход в церковь. Сама купель — это бывшая крышка античного порфирового саркофага. Считалось, что она долгое время находилась в захоронении императора Оттона II, но сейчас по этому вопросу появились серьезные сомнения.

Покрытие и украшения были разработаны Карло Фонтана, который в 1692 году спроектировал всю часовню целиком, и выполнены Джованни Джиардини. Исключение составляют Агнец Божий работы Лоренцо Оттони и Троица в окружении двух ангелов работы Мишеля Майлле.

В часовне три мозаики. Та, что над алтарем, изображает Крещение Христа и основана на работе Карло Маратта. Мозаика слева копирует картину Андреа Прокаччини, показывающую Святого Петра, крестящего святых Процессуса и Мартиниана. Мозаика справа — копия картины Джузеппе Пассери, изображающей Святого Петра, крестящего центуриона Корнелиуса. Статуи над входом — последняя работа Андреа Больи перед его отъездом в Неаполь в 1650 году. Левая — это Церковь, а правая — Божественное Правосудие.

Далее: Базилика Святого Петра. Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта
Назад: Базилика Святого Петра. Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте ранее:
Готы. Нарзес. 552-567 гг

После поражения от Нарзеса 6000 готов остались лежать на поле Тагины. Спасшиеся же бегством направились к реке По, где в...

Закрыть