Рим — город, который может похвастаться большим количеством древних обелисков. Их насчитывается 13, разбросанных по всем историческим районам, и всем им более 1500 лет. Однако существует и несколько менее старых и даже современных работ, чья форма была вдохновлена классическими монументами. Историки искусства исключают такие новоделы из списка «настоящих» обелисков, но мы расскажем и о них, выделив им отдельную статью.
Около половины античных шпилей, находящихся в Вечном Городе, происходят из Египта и оказались в Риме в результате разграбления древних памятников в то время, когда Египет был римской провинцией, т.е. с конца 1 века до н.э. до 4 века н.э. Тогда обелисков в Риме было значительно больше, чем сохранилось до наших дней (некоторые ученые, в прошлом, утверждали, что их было до 48!)
Некоторые из них упали и раскололись как, например, обелиск, стоявший до 14 века в центре Тибрского острова, три сохранившихся фрагмента которого теперь хранятся в музеях Неаполя и Мюнхена. А некоторые, все еще целые, перевезены в другие города.
В Египте эти монументы впервые появились около 24 века до н.э., но свой классический вид приобрели только к 15 веку до н.э. Их вырезали для различных целей — религиозных, событийных и просто декоративных. Чаще они производились парами — монументами-близнецами, но встречались и одиночные экземпляры.
Обелиски были частью бога солнца Ра, и их форма, высокая и стройная, указывающая на небо, была, вероятно, попыткой установить связь между землей и божеством. Все их четыре стороны обычно содержат иероглифы, прославляющие фараонов, часто — покойных отцов правителей, при которых они изготавливались.
Имена легко выделяются из других слов, поскольку они заключены в овальную рамку — картуш. На римских обелисках часто встречается имя Рамзеса II (1304-1237 гг до н.э.), фараона XIX династии. Иногда египетские имена могут сбивать с толку, поскольку вырезаны с использованием разных иероглифов. Например, для того же Рамзеса известно не менее 29 вариантов правильного написания, два из которых присутствуют на обелисках, вывезенных в Рим.
Однако не все египетские обелиски содержат надписи. Часть из них имеют гладкие поверхности (так называемые анэпиграфические обелиски). Объяснения этому могут быть различны. Например, часть могла использоваться просто для декорации, а часть осталась незавершенной из-за несвоевременной кончины заказавшего их фараона. Ну и, наконец, часть обелисков могла быть вырезана уже после завоевания Египта и оставлена с пустыми поверхностями для их дальнейшей росписи в Риме.
Египет покорился Риму в 31 году до н.э., став провинцией империи. После этого римлянам открылись различные особенности египетского мира, часть из которых, таких как культы богов Исиды и Сераписа или прихоть богатых граждан иметь собственную гробницу в форме пирамиды, была ими перенята.
Несколько обелисков разных размеров были доставлены в Рим в имперскую эпоху. Большие привезли из Гелиополиса и Фив, причем два из них были уже перемещены в Александрию перед тем как попасть в столицу империи.
Надписи, которые они несли на себе, были непонятны римлянам, рассматривавшим их скорее как экзотические украшения. Однако два обелиска, заказанных императорами Домицианом и Адрианом, были доставлены с чистыми поверхностями и заполнены иероглифами с посвящениями уже на месте.
Полное значение иероглифов было раскрыто в западном мире только в начале 19 века французским ученым Шампольоном, нашедшим ключ к интерпретации сотен маленьких стилизованных фигурок.
Римские императоры нашли обелиски наиболее подходящим украшением для своих цирков, где их начали устанавливать в середине центрального разделительного барьера (спины) гоночной трассы. Их также стали использовать при постройке храмов, посвященных египетским божествам (в основном, короткие), или перед входами в императорские гробницы — мавзолеи — для придания им более грандиозного вида.
Часть обелисков была создана в самом Риме. Их доставили сюда как частично незавершенные монолиты, и уже местные резчики по камню нанесли на них иероглифы в соответствии с классической египетской моделью. Качество резьбы, правда, было не столь хорошим, как у оригиналов.
С начала Средневековья и до позднего Ренессанса обелиски оказались в забвении. Все из них, кроме одного, попадали и развалились на обломки, которые лежали никому не нужные и зачастую погруженные в огромные бассейны грязи (как, например, Фламиниев обелиск). Возможно, причиной такой их судьбы стал захват Рима остготами в 537 году. Возвышающиеся символы состарившейся империи могли быть умышленно повреждены воинами Тотилы.
Кроме того, в течение Средних Веков Рим неоднократно подвергался сильным землетрясениям, разрушившим ряд памятников, среди которых обелиски были наиболее уязвимыми.
Однако к концу 19 века известный археолог Рофольфо Ланциани выдвинул более правдоподобную гипотезу. После отмены запрета на христианство императором Константином I (Миланский эдикт 313 года) и провозглашения его государственной религией Западной Римской империи Феодосием I (395 год) римские епископы, в свою очередь, запрещая любые другие культы, могли приказать разрушить городские обелиски как языческие реликвии. Известно, что по причине религиозного рвения, граничащего с фанатизмом, ими было уничтожено множество старых храмов и статуй императоров.
Любопытный поворот судьбы произошел в позднее Возрождение. К власти пришел папа Сикст V (1585-1590), ставший первым и самым крупным инициатором появления нового интереса к древним обелискам. По его заказу они были восстановлены и перемещены на их нынешние места. Руководил этими работами главный папский архитектор Доменико Фонтана из кантона Тичино (ныне Швейцария). Об этом напоминают надписи на постаментах четырех установленных им обелисков — Латеранского, Фламиниевого, Ватиканского и Либерианского (показан еще разбитым на картинке выше).
Сикст V был сильно озабочен тем, что эти внушительные монументы первоначально посвящались не-христианским божествам. По этой причине он ввел обычай устанавливать на их вершинах кресты, а так же заключать в них фрагменты христианских реликвий. На постаментах вырезали посвящения обелисков Святому Кресту, а в некоторых случаях даже провели над сооружениями обряды экзорцизма для исключения какого-либо остаточного языческого влияния.
Сами обелиски — это монументы со своеобразными особенностями. Они вырезаны из целого куска камня (т.е. являются монолитами), чаще всего красного гранита, и представляют собой обычную призму с квадратным сечением, слегка сужающимся кверху, заканчивающуюся коротким пирамидальным элементом, называемым пирамидионом.
В Египте на вершину пирамидиона ничего не устанавливалось. Зато он сам покрывался пластинами электрума, сплавом золота и серебра, для отражения солнечного света вокруг монумента. Вероятно, на пластины так же были нанесены имена фараонов и богов. Римляне же стали украшать эти пирамидионы навершиями в виде бронзовых шаров.
Обычай размещения дополнительного элемента на вершине обелиска сохранился и в эпоху Возрождения, и в последующие времена. Вновь обнаруженные обелиски восстанавливались и переносились на новые места. Если у них сохранялась античная сфера, она удалялась и заменялась на христианский крест и геральдику семьи того папы, который заказывал эту работу. Лишь один монумент, называющийся обелиском Маттеи, сохранил римскую сферу.
Хотя верхние элементы большинства обелисков кажутся идентичными, на самом деле их форма различна (с одним исключением). Наименее распространенными формами обладают те, что содержат флёр-де-лис (у церкви Тринита деи Монти) и пятиконечную звезду (у вокзала Термини).
Но самыми важными отличиями обелисков являются их возраст, вес и размер, наличие (или отсутствие) иероглифов на поверхностях и, конечно, история, стоящая за ними и иногда упоминаемая в надписях на их постаментах.
И последнее любопытное замечание о этимологии слова обелиск. Оно происходит от греческого ὀβελσς (вертел), уменьшительной формой которого является ὀβελίσκος. Дело в том, что первым европейцам, увидевшим их (среди которых был и Геродот), эти монументальные сооружения напомнили форму «маленького вертела»!
Все статьи по теме:
Обелиски Рима. Часть 1. Общие сведения.
Обелиски Рима. Часть 2.1. Египетские обелиски. Латеранский обелиск или обелиск Тутмоса III
Обелиски Рима. Часть 2.2. Египетские обелиски. Фламиниев обелиск
Обелиски Рима. Часть 2.3. Египетские обелиски. Ватиканский обелиск
Обелиски Рима. Часть 2.4. Египетские обелиски. Солнечный обелиск или обелиск Монтечиторио
Обелиски Рима. Часть 2.5. Египетские обелиски. Либерианский и Квиринальский обелиски
Обелиски Рима. Часть 3. Египетские обелиски из Исеума-Серапеума
Обелиски Рима. Часть 4. Римские обелиски.
Обелиски Рима. Часть 5. Обелиск из Аксума
Обелиски Рима. Часть 6. Современные обелиски (19-20 века)