Древние кирпичные стены оригинальной базилики полностью скрыты более поздними наслоениями. Центральный неф современной Санта Мария Маджоре имеет двухскатную черепичную крышу. Такая же крыша и у трансепта. Апсида накрыта свинцовым полукуполом, невидимым с улицы. Колокольня расположена над первой секцией правого нефа.
На первом ярусе входного фасада находится открытый портик, на втором — Лоджия Благословений, содержащая мозаику 13 века. Сам фасад окружен двумя служебными блоками, из которых правый вмещает в себя ризницу и папские апартаменты, а левый — церемониальную лестницу к Лоджии Благословений. Кроме того, левый блок продолжается вдоль левого нефа, до соединения с Паолинской часовней и скрывает в себе две большие часовни — часовню Сфорца и часовню Чези.
Правый блок не тянется вдоль базилики, поэтому расположенная за ним Сикстинская часовня является самостоятельным строением. Здесь есть лишь экранирующая стена, ограничивающая двор, в котором могут парковаться привилегированные члены персонала базилики. Другие служебные помещения занимают дальние уголки за двумя большими накрытыми куполами часовнями (Сикстинской и Паолинской), дальние фасады которых включены в фасад апсиды.
Монументальный фасад апсиды, созданный Райнальди в 1673 году, возможно, более впечатляющий, чем входной. Стоящий перед ним обелиск, — один из пары, украшавшей Мавзолей Августа. Его обнаружили упавшим и расколовшимся на три части в 1519 году. По поручению папы Сикста V обелиск отремонтировали и установили перед апсидой базилики (второй сейчас находится на Квиринальской площади). Его высота — 14,75 метра. Обелиск не имеет иероглифов, т.е. не принадлежал фараонам, и неизвестно, был ли он высечен в Асуане специально для Мавзолея или взят из запасов, оставшихся после храмостроительных кампаний династии Птолемеев.
Апсида церкви «вставлена» во впечатляющую симметричную композицию, лучший вид на которую открывается со стороны улицы Via Cavour. Отсюда видны расположенные на высоких барабанах октагональные свинцовые купола двух боковых часовен. Два купола почти идентичны, за исключением немного разных наверший на фонарях. Райнальди создавал свой проект, держа в уме именно эту точку обзора. Если подойти ближе, купола исчезают из вида, а перед глазами остается довольно неуклюжая кладка. Кроме того, Райналди обыграл находящийся здесь склон холма, построив великолепную изогнутую лестницу. Сейчас она находится за переносным ограждением и недоступна для сидения на ступенях.
Сама апсида имеет по краям четыре окна с округлым верхом, разделенные коринфскими пилястрами, поддерживающими антаблемент. Окна окружены сформованными рамами с омегаобразным карнизом. Под каждым окном — почти квадратная пустая панель с рельефной рамкой. На лицевой стороне апсиды вместо окна расположен щит с подробным описанием реконструкционных работ, проведенных при папе Клименте X. Над щитом находится герб, поддерживаемый ангелами.
Линия крыши обозначена балюстрадой, скрывающей свинцовый полукупол раковины апсиды и включающей в себя постаменты для четырех статуй работы местного римского скульптора Франческо Фанчелли (1624-1681). Этот комплект статуй, изображающих Царя Давида, а так же святых Петра, Павла и Доминика, — главная из его сохранившихся работ.
По обеим сторонам апсиды находятся два дверных проема с треугольными фронтонами, ведущие в боковые нефы. Над дверями — по квадратному окну с омегаобразными карнизами и звездной эмблемой из геральдики папы Климента. Антаблемент апсиды продолжается в обе стороны по всему фасаду. Над ним, за апсидой, находится задняя стена трансепта с пустыми квадратными панелями и балюстрадой.
Пара выступающих двух-ярусных зон, окружающих эти дверные проемы, содержит собственные двери с сегментированными фронтонами, ведущие в подсобные помещения. Первый ярус оформлен коринфскими пилястрами, а второй — дорическими. Фасады самих подсобных помещений имеют по четыре коринфских пилястры, поддерживающие антаблемент, над которым расположена еще одна балюстрада.
Пары прямоугольных окон с сегментированными фронтонами окружают большие таблички с записями работ папы Сикста V (левая) и Павла V (правая). Симметрия фасада нарушается тем, что правая табличка украшена геральдическими щитами, которые по какой-то причине никогда не присутствовали на левой. В отличие от центральной части фасада, полностью покрытой известняком, две его боковые части окрашены в желтую охру.
По правой от апсиды стороне базилики расположена Паолинская часовня (Cappella Paolina). Ее левая сторона — это часть правого служебного блока работы Понцио, фактически содержащая ризницу часовни. Соответственно, ее внешний вид повторяет вид фасада со стороны апсиды. Исключение составляет наличие статуи Святого Иеронима в образе отшельника в Сирийской пустыне, предположительно, работы Джованни Антонио Параччи.
Фасад самой часовни несколько более ранний, созданный Понцио в 1611 году. Его нижний ярус представляет собой три стороны шестиугольника, расположенные на высоком цоколе. Центральная зона имеет четыре коринфские пилястры, поддерживающие антаблемент, и большую табличку, провозглашающую строительство часовни папой Павлом V и увенчанную тремя геральдическими щитами и головой шестикрылого серафима.
Табличка окружена парой статуй святых с плохо читаемыми именами. Более узкие боковые зоны также содержат статуи и имеют по две пилястры. Статуя в левой зоне — это Святой Лука, держащий икону Спасение Народа Римского, которую он якобы написал. Статуя приписывается работе Джованни Антонио Параччи, что вызывает некоторые сомнения (как и авторство статуи Святого Иеронима), поскольку он умер в 1599 году. Левая статуя центральной зоны — это Святой Матфей работы Франческо Мочи, а правая — Святой Матфий с боевым топором, которым его убили, работы Андреа Сонсино. Мощи Святого Матфия находятся под главным алтарем часовни. Статуя правой зоны — Святой Епафрас работы Стефано Мадерно.
Верхний ярус часовни повторяет ее план в виде греческого креста и украшен дорическими пилястрами.
Справа от часовни располагается пятиэтажный кирпичный фасад палаццо каноников, построенный архитектором Фуга в 18 веке в стиле позднего Барокко. Перемычки над двумя входами (левый заблокирован) несут имя папы Бенедикта XIV. Окна четвертого этажа имеют маленькие балюстрады, имитирующие работу Понцио в правом блоке ризницы базилики.
По левой от апсиды стороне базилики расположена Сикстинская часовня (Cappella Sistina). Фасад ее служебного блока (справа) отличается от соответствующего у Паолинской часовни — вместо центральной статуи здесь находится окно, а пилястры сделаны двойными. На фризе антаблемента расположена надпись, свидетельствующая о значительной реставрации, проведенной под патронажем папы Пия XI в 1933 году.
Часовня отделена от улицы каменной стеной, очерчивающей бывший каретный двор базилики, использующийся сейчас в качестве парковки. Сама часовня, построенная Фонтаной в 1685 году, повторяет экстерьером свой внутренний план в форме греческого креста. Ее фасад значительно отличается от фасада расположенной напротив Паолинской часовни.
На первом ярусе фасада расположены двойные и тройные коринфские пилястры. Центральная панель с сегментированным фронтоном выглядит как заблокированное окно. Пилястры второго яруса не имеют капителей. Крыша вокруг барабана купола — плоская. Заглянув поверх ограждающей стены, можно увидеть сохранившуюся средневековую стену часовни Святого Михаила. Далее (левее) идет блок ризницы, построенный Понцио в одно время с Паолинской часовней. На нем можно увидеть рельефную панель с гербом папы Павла V.
Перед лицевым фасадом базилики установлена Колонна Мира. Она взята из базилики Максенция на Форуме и представляет собой гигантский ребристый Коринфский монолит из паросского мрамора. Колонна была установлена на очень высоком постаменте архитектором Карло Мадерно по приказу папы Павла V в 1614 году. Постамент украшен бронзовыми орлами и драконами, взятыми из символики папской семьи Боргезе.
Статуя Непорочного Зачатия отлита из бронзы и раньше была позолоченной. Восковую модель для отливки делал Гильом Бертело, а саму отливку осуществил Орацио Чензоре. Фонтан, примыкающий к колонне, построен Карло Мадерно. Ранее он был украшен геральдикой Боргезе, позднее удаленной.
75-метровая романская кампанилла, или колокольня, базилики Санта Мария Маджоре является самой высокой в Риме. Она была перестроена в 1370 — 1378 годах по указанию папы Григория XI после его возвращения из Авиньона, заменив собой более раннюю, поврежденную при землетрясении.
Колокольня расположена над первой секцией правого нефа и опирается на древнее основание. Крутое пирамидальное навершие было добавлено при реставрации в правление папы Павла V. Еще одно восстановление кампаниллы произошло при папе Пие VII (1800-1823), приказавшем установить молниеотвод, поскольку главной проблемой колокольни оставались удары молний.
Башня из красного кирпича состоит из шести этажей, четыре из которых видны над фасадом. Все эти четыре верхних этажа имели открытые арочные проемы на каждой стороне, но два из них (нижние) были заблокированы, а второй теперь еще и содержит общественные часы базилики. Над циферблатом — геральдический щит папы Павла V.
Этажи разделены декоративными карнизами из мрамора и кирпича. Такие же карнизы соединяют арки. Изначально каждая сторона каждого этажа имела ряд из пяти цветных керамических тарелок в круглых рамках, вставленных в стену над арками, а также двух, расположенных вокруг арок и одной — между. Большая их часть погибла, а некоторые не видны. Идея заключалась в дешевой альтернативе старой практике распила на декоративные диски античных колонн из редкого камня, обычно порфира или зеленого змеевика.
Старейший колокол, висевший на кампанилле и называвшийся La Sperduta (Потерянная), был отлит в 1289 году. В начале 20 века он был снят и помещен в Ватиканские Музеи. Происхождение его странного имени связано с одной легендой. Рассказывают, что однажды вечером в окрестностях Эсквилинского холма потерялась слепая пастушка (по другой версии, паломница). Спустились сумерки, и с колокольни базилики зазвонили, чтобы помочь несчастной отыскать дорогу. Но пастушка так и не вернулась, и колокола по сей день продолжают её звать.
Вариант с паломницей заканчивается не так печально. Её спасла Дева Мария, ответившая звоном на молитву. В благодарность женщина пожертвовала в пользу церкви некую сумму денег и попросила, чтобы впредь по вечерам в то же самое время всегда звонил колокол. Традиция сохранялась все прошедшие века. По сей день каждый вечер в 21:00 колокол (теперь его замена) продолжает звонить.
Фасад базилики был спроектирован в 1743 году Фердинандо Фугой по поручению папы Бенедикта XIV. В дизайне центральной части, закрывшей древний фасад Санта Мария Маджоре, Фуга использовал сильный эффект игры света и тени. Внизу находится входной портик, а над ним — Лоджия Благословений, с которой папа благословляет толпу на площади.
Начал Фуга с правого блока, содержащего ризницу и папские апартаменты, построенного Фламинио Понцио 130 лет назад. Фуга решил дополнить его симметричным блоком слева и связать оба здания двухэтажной лоджией. К сожалению, папе не очень понравился результат. Понтифик счел его легкомысленным, и искусствоведы с тех пор тоже не очень отличались добротой. Папа Бенедикт, якобы, сказал: «Si credette fossimo impresari di teatro perche sembra una sala da ballo» (Он думал, что мы были театральным импрессарио, потому что это похоже на бальный зал).
Фасад и два окружающих его блока, безусловно, очень разные по стилю. Фуга постарался объединить их балюстрадой по линии крыши, которую Понцио уже установил на своем блоке. Боковые фасады украшены огромными гербовыми щитами, поддерживаемыми ангелами. Автор левого, 18 века, неизвестен. Правый щит, 17 века, создан Николя Кордье и Амброджио Буонвичино. Его качество заметно выше.
Фасад самой базилики состоит из двух ярусов и полностью выполнен из травертина. Шесть прямоугольных столбов делят его на пять прямоугольных порталов. Центральные порталы обрамлены ионическими колоннами, а боковые пары — полуколоннами. Столбы поддерживают антаблемент с зубчатым карнизом, а колонны и полуколонны — три фронтона. В центральный фронтон вставлен герб папы Бенедикта XV.
На боковых треугольных фронтонах расположены пары херувимов с папскими эмблемами, а на центральном сидят две аллегорические фигуры. Это Смирение Пьетро Браччи и Целомудрие Джованни Баттисты Майни. Фронтоны находятся на уровне цоколя второго яруса, украшенного между ними двумя цветочными гирляндами.
Над цоколем расположены шесть постаментов с балюстрадой между ними. Внешние постаменты имеют пару статуй — Блаженного Николо Альбергати Филиппо Делла Валле (слева) и Святого Карло Борромео Франческо Кейроло (справа). Внутренние постаменты поддерживают коринфские колонны и полуколонны, которые, в свою очередь, поддерживают антаблемент с посвящением папе Бенедикту XIV. Здесь же находится балюстрада, связывающая центральный и боковые фасады, прерываемая четырьмя постаментами для статуй.
Второй ярус фасада предваряет только центральный неф базилики и, следовательно, уже первого. Здесь уже не пять, а три арочных портала, выходящие на Лоджию Благословений. Центральный портал имеет пару отдельно стоящих колонн, поддерживающих архивольт, поднимающийся через антаблемент в венчающий портал треугольный фронтон. Над фронтоном расположена статуя Мадонны с Младенцем работы Джузеппе Лирони.
Четыре статуи пап вызывают затруднения в их идентификации. «Римская античность и современность», опубликованная в 1750 году указывает имена скульпторов (слева направо) — Агостино Корсини, Карло Мональди, Бернардино Людовизи и Карло Маркиньони. Info.roma считает, что папы — это (в том же порядке) Бенедикт XIV, Григорий Великий, Сикст III и Пасхалий I.
Для постройки своего портика Фуге пришлось снести предыдущий, поставленный в 12 веке при папе Евгении III (1145-1153). Он имел антаблемент с посвящением на фризе, которое Фуга счел нужным сохранить и установить на боковой стене ризницы:
«Tertius Eugenius, romanus p[a]p[a] benignus, obtulit hoc munus, Virgo Maria, tibi, que Mater [Ch]risti fieri merito meruisti, salva perpetua virginitate tibi, es via, vita, salus totius gl[ori]a mundi, da venia[m] culpis virginitatis hono[s]»
(Евгений III, благословенный папа Римский, предложил этот священный дар тебе, Дева Мария, заслужившая быть Матерью Христа. Вечная девственность сохранена для тебя, тебя, являющейся жизнью, спасением и славой всего мира, дающей исцеление виновным, о честь девственности).
Перестраивая портик, Фуга сохранил и повторно использовал восемь колонн от предыдущей конструкции. Четыре из них сделаны из черного гранита и еще четыре — из красного. Две он установил вокруг центрального портала, две — вокруг центрального входа в базилику, а остальные четыре — по краям портика.
Дальний конец портика выходит на пять входных дверей. Три средние открываются в центральный неф, крайняя правая ведет в колокольню, а крайняя левая — это Святая Дверь, открытая только во время юбилеев (Святых Годов). В левом конце есть еще одна дверь, открывающая доступ к официальной лестнице, ведущей к Лоджии Благословений (этот маршрут не доступен для посетителей). Когда Веспиньяни в 19 веке переоборудовал крипту, он перенес на эту лестницу некоторые средневековые барельефы. Здесь же находится большая бронзовая статуя папы Павла V работы Паоло Санквирико 1620 года, которая раньше стояла в часовне Святого Михаила (теперь магазин).
В правом конце портика установлена бронзовая статуя короля Испании Филиппа IV работы Джироламо Люченти 1692 года по проекту Бернини.
Сводчатый потолок оформлен в кремовом, светло-сером и золотом цветах. Его геометрический узор основан на шестиконечной звезде с розеткой. Центральная секция потолка имеет маленький купол с квадратными кессонами и монограммой Богоматери в центре. Гирлянды состоят из листьев четырех различных видов, включая розу и оливу.
Центральная бронзовая дверь датируется 1949 годом. Ее автор — Лодовико Польяги. На панелях представлены эпизоды из жизни Богоматери, окруженные изображениями пророков, Евангелистов и четырех женщин из Ветхого Завета.
Главные панели (снизу вверх, слева направо) — это Рождение Богоматери, Представление Богоматери, Благовещение, Явление Христа, Рождество, Успение, Распятие, Снятие с креста, Пятидесятница и Вознесение Христа. Окружающие фигуры (также снизу вверх и слева направо) — Абигейл, Ребекка, Святой Марк, Святой Иоанн Евангелист, Юдифь и Эстер. Сверху расположены гербы пап Пия XI (слева) и Пия XII. Внизу находятся меньшие панели с изображениями Изгнания из Рая (слева) с пророком Исайей и Илии на горе Кармель с Царем Давидом.
Бронзовая Святая Дверь была благословлена папой Иоанном Павлом II 8 декабря 2001 года, после празднования Миллениума. Она была создана Луиджи Энцо Маттеи, а оплачена рыцарями Ордена Святого Гроба Господнего. Главные панели представляют Воскресшего Христа, явившегося Богоматери (старая традиция, не Библия, утверждает, что она была первой, кому Иисус явился после Воскресения). Изображение Христа на правой панели взято с Туринской плащаницы, а Богоматери на левой панели — с иконы Спасение Народа Римского.
В верхнем левом углу изображено Благовещение в Источнике Назарета, история, составленная из апокрифических Евангелий, а в правом — Пятидесятница. В левом нижнем углу изображен Эфесский Собор, провозгласивший Марию Богородицей, в правом — Второй Ватиканский Собор, объявивший ее Матерью Церкви. Над дверью — герб и девиз папы Иоанна Павла II. Два щита внизу принадлежат кардиналу Карло Фурно, протоиерею Санта Мария Маджоре в 2001 году, и Ордену Святого Гроба Господнего.
Еще над дверями базилики в портике расположены четыре скульптурные панели. Это Папа Святой Мартин I и Экзарх Олимпий работы Лирони (над дверью к лестницы на лоджию), Папа Святой Геласий I, Следящий за Сожжением Еретических Книг работы Майни (над левой дверью), Папа Святой Гиларий, Держащий Совет работы Бракки (над правой дверью) и Иоанн Патриций и Папа Либерий работы Людовизи (над статуей короля Филиппа).
Лоджия Благословений имеет простой сводчатый потолок с вырезанными люнетами, через которые видны части средневековой мозаики. Четыре лепных ангела в позолоченных одеяниях, расположенные здесь, выглядят довольно неуместно. Они были выполнены Пьетро Бракки в 1749 году для нового балдахина, созданного Фугой для главного алтаря. Однако, в 1932 году было решено срезать верхнюю часть балдахина для лучшего обзора мозаики апсиды, и ангелы были удалены. Им повезло сохраниться.
Доступ в Лоджию Благословений осуществляется через музей и включен в билет. Из лоджии можно увидеть базилику Сан Джованни ин Латерано, расположенную в другом конце прямолинейной Виа Мерулано.
Знаменитая мозаика конца 13 века украшала фасад Санта Мария Маджоре над ее старым портиком, пока Фуга не закрыл ее лоджией. Она датируется 1288 — 1292 годами и была выполнена Филиппо Русути, учеником Якопо Торрити, работавшим над мозаикой апсиды. У мозаики два регистра. Верхний точно создан Русути, а вот насчет нижнего есть сомнения из-за стиля и качества изготовления. Возможно, это работа художника Гаддо Гадди.
Обратите внимание на легкий изгиб стены внутрь в верхнем регистре мозаики. Это так называемый карниз-пещера, использованный для того, чтобы мозаика была видна только стоящим прямо перед старым средневековым портиком. Нижний регистр содержит круглое окно, характерное для базилики 5 века.
В центре верхнего регистра изображен Христос как Пантократор (Правитель Всего) в традиционном византийском стиле. Он сидит на алой подушке на богато украшенном троне и держит книгу, в которой виде текст Ego sum lux mundi, qui… ( Я — свет мира, который…). Цвет фона — темно-синий с золотыми звездами, ограниченный бледно-голубым кругом, представляющим Вселенную.
Внизу круга находится подпись Русути: Philipp[us] Rusuti fecit hoc opus. Эта подпись — пример новой тенденции стремления к индивидуальности в создании произведений искусства для церквей в 13 веке. Античные художники часто подписывали свои работы, но в раннее средневековье ответственные за церковное убранство обычно видели себя частью мастерской, а не отдельными художниками, нуждающимися в признании.
Круг с Христом окружен четырьмя ангелами, двое из которых держат подсвечники. У ног этих двух — две маленькие фигуры кардиналов Пьетро и Якопо Колонна, следившими за окончанием работы над мозаикой после смерти папы Николая.
По бокам центрального изображения представлены Богоматерь, апостолы и святые. Святые идентифицируются по латинским надписям, а Богоматерь — по греческой, сокращенной форме от Mater Theou (Мать Бога). Ближайшие к Христу — Дева Мария и Святой Иоанн Креститель. Слева находятся святые Павел, Иаков и Иероним, справа — святые Петр, Андрей и Матфей. Сверху — символы евангелистов.
Это изображение является деисусом, типом искусства, встречающимся, обычно, в святилище церкви. Эффектом от присутствия на фасаде такого изображения должно было быть превращение всей площади в место для поклонения, когда большие процессии паломников достигали ее во время празднования Вознесения Девы Марии.
Хотя догмат был официально провозглашен в 1950 году, праздник и доктрина, на которой он основан, восходят к 500 году. Этот праздник был и остается самым важным праздником Девы Марии в календаре католической церкви. В средние века папа в этот день проводил мессу с портика.
Нижний регистр мозаики содержит четыре сцены из легенды об основании базилики — Сон папы Либерия, Сон Патриция Иоанна, Иоанн Рассказывает о Своем Сне Папе и Папа чертит План Базилики на Снегу. Стиль одежды и папские знаки отличия относятся к 14-му, а не к 4 веку, когда происходившие события якобы имели место. Однако, это стандартная практика в средневековых изображениях.
Небольшую часть мозаики иногда, при определенном свете, можно увидеть с внешней стороны площади. Но лучше, все же, приобрести билет в музей. Они продаются на стойке справа от входа в базилику. Доступны и экскурсии с гидом. При посещении базилики следует позаботиться о своем внешнем виде — закрытые плечи и брюки или юбки ниже колен. В Санта Мария Маджоре с этим строго.
Все части:
Санта Мария Маджоре. Часть 1. История
Санта Мария Маджоре. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария Маджоре. Часть 3. Неф, трансепт, алтарь и апсида.
Санта Мария Маджоре. Часть 4. Внутренние помещения и алтари.
Санта Мария Маджоре. Часть 5. Внешние часовни.