Санта Мария Маджоре. Часть 3. Неф, трансепт, алтарь и апсида

Базиликальный план хорошо сохранился внутри Санта Мария Маджоре. Это центральный и два боковых нефа, трансепт и внешняя полукруглая апсида. Общая длина внутреннего пространства составляет 86 метров.

санта мария маджореГлавный алтарь со своей криптой расположен в дальнем конце нефа, но перед трасептом, что необычно. Первоначальная базилика 5 века трансепта не имела. Причиной было то, что главная цель ранних церковных архитектурных проектов заключалась в предоставлении места для паломников, стекающихся к мощам святых. В случае же этой базилики основное внимание уделялось не могиле, а литургическому почитанию Богоматери.

Мария была взята на Небеса не только душой, но и телом, и не оставила мощей для поклонения. В Турции возле Эфеса есть памятник, известный как Дом Марии, но идея о том, что она умерла и была похоронена здесь, возникла только в 19 веке. Гробница Марии в Иерусалиме — церковь, в которой почитается ее пустая гробница, — более традиционное место ее Вознесения.

Трансепт был добавлен папой Николаем IV (1288-1292) при перестройке апсиды.

В отличие от других старых римских церквей, имеющих множество внешних боковых часовен, у Санта Мария Маджоре их всего четыре, но очень больших. Две огромные папские погребальные часовни (Сикстинская и Паолинская) могли бы и сами считаться церквями. Слева есть еще две большие часовни, а справа — одна поменьше. Большая часть правой стороны занята крылом, содержащим ризницу и баптистерий, а так же папские апартаменты, расположенные этажом выше.

Изначально неф базилики состоял из 21 секций, окруженных колоннадами из 42 ионических колонн, поддерживающих антаблемент. 38 из этих 42 колонн сделаны из белого с серыми полосками Гиметского мрамора, а 4 остальные — из серого гранита. Нет сомнений в том, что колонны были «взяты» из нескольких античных римских зданий, поскольку первоначально не соответствовали друг другу. Сейчас они выглядят одинаковыми благодаря Фуге, поработавшему над ними в 18 веке. Ионические капители и базы колонн — тоже его рук дело, а потому реально колоннады относятся к 18 веку.

санта мария маджореРегулярность расстояния между колоннами нарушалась в истории базилики дважды. Первым случаем стало строительство в 12 веке двух колоколен в начале боковых нефов. Для их поддержки в первые две секции были установлены блокирующие стены, а первая пара колонн отодвинута назад ( колонны до сих пор там, но заключены в стены). Второе вмешательство произошло в 1611 году при установке в стенах нефа двух больших арок перед папскими часовнями, так же со сдвигом колонн назад. Во время своей реконструкции Фуга переместил сюда четыре гранитные колонны.

Антаблемент, поддерживаемый колоннами, украшен завитками с маленькими птичками и модильонами на карнизе. В промежутках между модильонами чередуются звезды и сосновые шишки. Стены над карнизом содержат коринфские пилястры, по одной над каждой колонной, на которые опирается второй антаблемент, являющийся, в свою очередь, опорой для потолка.

санта мария маджореИзначально между всеми пилястрами находились окна с круглым верхом, но в 1593 году половина из них была заблокирована и украшена фресками (всего 22). Фриз этого второго антаблемента покрыт завитками с херувимами и быками (бык — эмблема семейства Борджиа), а нижние части ребристых пилястр позолочены. Антаблемент заменил собой оригинал 5 века, украшенный листьями винограда.

Под окнами и фресками находятся оригинальные мозаики 5 века со сценами из Ветхого Завета. Это самый старый из сохранившихся в римской церкви христианских циклов мозаичных панно (более старые из выживших мозаик — одиночные). Когда-то считалось, что они принадлежали еще Либерийской базилике и были использованы повторно, но позднейшие исследования твердо относят их создание к 432 — 440 годам, т.е. ко времени понтификата Сикста III. Причина первоначального предположения заключалась в несоответствии тем этих мозаик (истории Авраама, Исаака и Иакова и Моисея) церкви, посвященной Богоматери. Стиль изображений — классический, т.е. до-византийский.

санта мария маджореВ правление папы Евгения III (1145-1153) в центральном нефе был уложен изысканный пол в технике Косматеско. Он восстанавливался кардиналом Пинелли в 1593 году и Фугой в 18 веке, когда некоторые области были уложены заново. Их качество хуже оригинала. Широкие панели из белого мрамора вокруг панелей Косматеско тоже относятся к 18 веку и довольно не эстетичны. Однако, в других старых римских церквях аналогичные поврежденные полы были заменены скучной мраморной плиткой, так что Фуга все же заслуживает похвалы. Без него этот пол мог стать подобным полу в боковых нефах.

До 15 века центральный и боковые нефы не имели никаких потолков. В 1455 году при папе Калликсте III центральный неф получил плоский деревянный потолок, начатый Леоном Баттистой Альберти и законченный Джулиано да Сангалло. Его золочение было сделано с использованием первой партии золота, доставленной в Испанию из покоренной ей империи инков. Этот огромный потолок охватывает весь центральный неф до самой триумфальной арки за алтарем. В 1750 году его реставрировал Фуга (на потолке появилась гниль), а в 1825 — Валадье. Позолота также реставрировалась, поэтому сейчас в ней совершенно не осталось перуанского золота.

санта мария маджореБоковые нефы получили потолки по заказу кардинала Гийома дЭстоутевилля (1443-1483). На их стенах, напротив каждой колонны, располагаются ионические пилястры, облицованные серым с прожилками мрамором, поддерживающие антаблемент, на который опирается сводчатый потолок. Другая часть потолка опирается на колонны центрального нефа. Над каждой парой пилястр находится полукруглый люнет, врезанный в свод, разделенный на секции полукруглыми ребрами. Цветовая схема — золотые сливки.

В стене между каждой парой пилястр установлены мраморные рамы, часть которых выполняет функции дверных проемов, а часть обрамляет ниши. Над каждой рамой находится гипсовая панель с позолоченным рельефным венком. Некоторые ниши содержат в себе алтари, но в большей части установлены исповедальни. Все декоративные элементы выполнены Фугой.

Старые опорные стены колокольни 12 века создали входной вестибюль в начале нефа. Эти две стены оказались подходящим местом и для двух папских погребальных монументов. Справа — памятник папе Клименту IX (1667-1669), спроектированный Карло Райналди в 1671 году. Сидящая статуя папы создана Доменико Гуиди, аллегория Веры — Козимо Фанчелли, аллегория Милосердия — Эрколе Феррата. Монумент выполнен из разноцветного мрамора в виде сооружения с коринфскими колоннами и фронтоном. Слева от входа расположен памятник папе Николаю IV, спроектированный Доменико Фонтана в 1574 году, более чем через три столетия после смерти папы. Оба мемориала имеют чаши со святой водой в виде раковин, прикрепленных к их фронтам.

Очень легко зайти в базилику, осмотреть ее и выйти, забыв взглянуть на обратную сторону фасада. Здесь объединяются в одно целое антаблементы боковых стен центрального нефа. Большое круглое окно — оригинал базилики 5 века. В 1995 году оно было украшено витражом Яноша Хайнала с изображением Богоматери как Матери Церкви. Она показана символично как союз Ветхого и Нового Заветов, с Менорой и Скрижалями Законов слева, и Крестом и Евхаристией справа. Фрески, расположенные вокруг окна, являются частью настенных циклов.

санта мария маджореНижний антаблемент поддерживается ионическими пилястрами из белого с серыми прожилками мрамора. Над главным входом расположен разорванный треугольный фронтон с гербом папы Клемента VIII, вставленным в разрыв и поддерживаемым двумя ангелами. Меньший герб, удерживаемый херувимами и находящийся фактически на антаблементе, принадлежит папе Бенедикту XIV. Он выполнен в 1750 году Джованни Баттистой Леду. Над боковыми входами располагаются гербы кардиналов Пинелли (слева) и Джироламо Колонна (справа). Под тремя гербами — таблички с записями о реставрациях, за которые отвечали папа и кардиналы.

санта мария маджореПервостепенной значимостью в базилике обладают, конечно, настенные мозаичные панели 5 века. Рассмотреть их довольно тяжело, поскольку естественный свет из окон весьма тусклый. Здесь может пригодиться бинокль. Цикл начинается слева от главного алтаря и продолжается до входных дверей, а затем — справа от главного алтаря и до входа.

От начальных 42 панелей остались 36, поскольку 6 были утеряны при строительстве Паолинской и Сикстинской часовен. Из этих 36 часть была серьезно отреставрирована красками в средние века, а часть реконструирована фресками в 1593 году и позже. Особенно это касается тех работ, что находятся ближе ко входу. В общей сложности 9 из 36 мозаик были полностью утеряны и заменены фресками. Сами эти фрески тоже сохранились довольно плохо.

Левый цикл содержит сцены из жизни патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Сохранилось 12 панелей, показывающих истории в двух или трех соединенных сценах.

1. Приношение хлеба и вина Аврааму Мелхиседеком. Авраам возвращается с победой из битвы с вторгнувшимися царями.

2. Явление трех божьих мужей Аврааму в Теребинфе, Мамбре. Здесь три сцены. Авраам приветствует трех гостей, Сара готовит хлеб для Авраама, Авраам служит им за столом.

3. Расставание Авраама и Лота с их семьями. Две сцены. Лот отправляется в Содом, и пастухи со своими животными.

(Следующие три панели разрушены при строительстве арки Паолинской часовни. К сожалению, никто не записал их темы. Предполагается, что это могли быть Разрушение Содома, Побег Лота и Женитьба Исаака и Ребекки.)

4. Иаков крадет благословение Исава. Две сцены. На верхней Исаак благословляет Иакова, справа находится Ребекка. На поврежденной нижней Исав приносит дичь с опозданием.

(Следующая панель показывает Сон Иакова в Вефиле. Это фреска, написанная в 1593 году на замену утерянной мозаики.)

5. Прибытие Иакова в дом Лавана. Три сцены. Лаван в желтой тунике, Иаков в голубой тунике, Рахиль в оранжевом платье с малиновыми полосками. Нижняя часть восстановлена фресками.

6. Иакова обманом женят на Лии вместо Рахили. На верхней сцене Иаков соглашается работать пастухом в течение семи лет, чтобы жениться на Рахили. Нижняя, утерянная сцена показывала, как его обманом женят на Лии (сестре Рахили).

7. Женитьба Иакова и Рахили. На верхней сцене Иаков оставляет овец, чтобы жениться на Рахили. Нижняя показывает свадьбу.

8. Плата Лавана Иакову за службу. Верхняя сцена — соглашение разделить стадо. Нижняя — разделение. Иаков забирал овец с крапинами.

9. Возвращение Иакова в Ханаан. Здесь три сцены. Иаков побуждает овец к рождению ягнят в крапину, Бог говорит Иакову вернуться в Ханаан, Иаков говорит двум своим женам, что они идут.

(Следующая панель содержит фреску с изображением Иакова, узнающего в кровавой тунике одежду Иосифа. Этот эпизод случился много позже, когда Иосиф был продан своими братьями в рабство в Египет. Сцена находится не на своем месте и была выбрана в 1593 году, когда фресками заменяли недостающие мозаики.)

10. Встреча Исава и Иакова с Сихеме. Три сцены. Левая верхняя показывает вестников от Иакова к Исаву. Правая верхняя — вестники говорят Иакову, что Исав уже идет. Нижняя (почти утраченная) показывает встречу двух братьев.

(Далее идет панель 1593 года Жертва Исаака, снова не на своем месте в цикле. Очевидно, что здесь должна была быть сцена Насилие над Диной в Сихеме.)

11. Еммор просит отдать Дину в жены его сыну. Сын Еммора обесчестил дочь Иакова, Дину. Верхняя сцена показывает его просьбу, а нижняя — сыновей Иакова, обсуждающих этот вопрос.

12. Мужчины Сихема соглашаются на обрезание. Верхняя сцена — требование сыновей Иакова. Нижняя — согласие мужчин города.

(Последние три панели — это фрески 1593 года, а четвертая, находящаяся на обратной стороне фасада, никогда не была частью оригинальной последовательности. Здесь изображены сцены Пророк Елисей разводит воды Иордана с помощью милоти (верхней одежды) Илии и делает горькую воду сладкой, Даниил в логове львов, Падение Иерусалима и Иаков борется с ангелом.)

Правая стена содержит цикл сцен Поход к Земле Обетованной. Здесь сохранилось 15 мозаичных панелей. Первая панель справа от алтаря показывает Апофеоз Мученика. Это фреска 1593 года. Оригинальной сценой должна была быть Моисей в тростниках.

13. Служба Моисея при дворе Фараона. Верхняя сцена — усыновление Моисея дочерью фараона, нижняя — диспуты Моисея с философами.

14. Моисей женится на Сепфоре и Горящий куст.

(Три следующие панели были уничтожены при строительстве арки Сикстинской часовни. Записано, что они изображали Встречу Моисея и Аарона, Моисея и Аарона перед фараоном и Учреждение Пасхи.)

15. Пересечение Красного моря.

16. Чудо Перепелов. Три сцены. Люди жалуются на отсутствие еды, Бог говорит с Моисеем, появление перепелов (на самом деле — рябков).

17. Горькие воды делаются сладкими и Моисей приказывает Джошуа бороться с Амалеком.

18. Победа над Амалеком.

19. Возвращение лазутчиков из Ханаана и Восстание народа. Последняя сцена показывает Ковчег Завета в Скинии.

20. Моисей передает Десять Заповедей, Моисей умирает на горе Нево и Приготовления к вступлению в Землю Обетованную. Снова показан Ковчег.

21. Переход через реку Иордан и Лазутчики в Иерихоне.

22. Ангел является Джошуа, Бегство лазутчиков из Иерихона, Отчет лазутчиков перед Джошуа.

23. Захват Иерихона.

24. Аморрейские цари пытаются захватить Гаваон и Джошуа посылает помощь.

25. Поражение амморейских царей и чудесное выпадение града.

26. Солнце продолжает стоять в Гаваоне.

27. Цари приведены к Джошуа для казни. Эта панель повреждена.

(Следующие две панели утеряны и заменены фресками в 1593 году. На фресках изображены Принесение Ковчега Завета и Семисвечник. Фреска на левой стороне фасада изображает Царя Израиля.)

санта мария маджореНад мозаиками, на заблокированных окнах находится серия фресок, написанных в стиле маньеризма, со сценами из жизни Богоматери. Эта серия была заказана кардиналом Пинелли и закончена (кроме трех работ) в 1593 году. Над фресками есть поясняющие надписи на латыни, но чтобы их прочитать нужен бинокль. Цикл начинается справа от главного алтаря и идет по часовой стрелке. Это:

Ангельская Слава Джованни Баттиста Риччи,

Святые Иоахим и Анна с Непорочным Зачатием Феррау Фензоне,

Рождение Богоматери Аурелио Милани (1742 год, добавлена Фугой над аркой к Сикстинской часовне),

Представление Богоматери Балдассаре Кроче (маленькая девочка взбегает по ступеням),

Брак Богоматери Балдассаре Кроче,

Благовещение Джованни Баттиста Риччи,

Посещение Джованни Баттиста Риччи,

Сон Святого Иосифа Феррау Фензоне,

Поклонение Пастухов Андреа Лилио,

Поклонение Волхвов Балдассаре Кроче,

Обрезание Христа Орацио Джентилески,

Полет в Египет Феррау Фензоне,

Возвращение из Египта Феррау Фензоне,

Святое Семейство в Храме Вентуры Салимбени,

Брак Каны Джованни Баттиста Риччи,

Путь на Голгофу Феррау Фензоне,

Распятие Балдассаре Кроче,

Снятие с Креста Балдассаре Кроче,

Воскресение Андреа Лилио,

Вознесение Джованни Баттиста Риччи,

Пятидесятница Джованни Баттиста Риччи,

Успение Балдассаре Кроче (1614 год, добавлена над аркой в Паолинскую часовню),

Предположение Джованни Баттиста Риччи (1614 год),

Коронация Богоматери как Царицы Небесной Джованни Баттиста Риччи.

Главный алтарь Санта Мария Маджоре — это так называемый «папский алтарь», предназначенный для службы мессы Святым Отцом. Службы на этом алтаре другими священнослужителями могут проводиться только по специальному разрешению.

Алтарь и его балдахин были построены Фердинандо Фугой около 1750 года. Скульптурные детали — работа Пьетро Браччи. Фуга разрушил балдахин конца 14 века и возвел на его месте впечатляющее сооружение из порфира и позолоченной бронзы с деталями, выглядящими как мрамор, но, на самом деле, являющимися окрашенным деревом.

санта мария маджореЧетыре массивные порфировые колонны, спирально оплетенные пальмовыми ветвями из позолоченной бронзы (намек на мученическую смерть святого) поддерживают карниз на четырех импостах, украшенных листьями винограда. Между импостами — ряды гирлянд из бронзовых пластин с изображениями голов херувимов и пальмовых листьев. На карнизе, обращенном к нефу — ряд скрещенных папских ключей. Над карнизом находится купол, кессонированный изнутри квадратами. Спиральные пальмовые ветви были добавлены Валадье в 1823 году.

К сожалению, в 1932 году балдахину был нанесен ущерб. До этого времени он имел открытый купол, образованный лепными фигурами четырех ангелов, каждого с одним поднятым крылом для поддержки короны и креста. Они также держали пальмовые ветви, окружавшие корону. Эта прекрасная композиция Браччи была «отрублена» для улучшения вида мозаики апсиды, и ангелы отправились в Лоджию Благословений, где и остались.

Первоначально четыре порфировые колонны находились в числе шести, формировавших открытый экран перед средневековым алтарем и поддерживавших мраморный антаблемент.

Сам алтарь представляет собой порфировую урну в окружении бронзовых ангелов работы Браччи, в которой хранятся мощи Святого Матфия. Матфий стал тринадцатым апостолом, избранным после того, как Иуда Искариот либо повесился, либо разбился (библейские рассказы содержат разные версии). В этой же урне хранятся мощи святых Симплиция, Фаустина и Беатрисы, а также части мощей святых Лаврентия и Стефана.

Перед алтарем находится открытая крипта, обрамленная парой двухпролетных лестниц. Она была оборудована кардиналом дЭстоутевиллем в 14 веке, но папа Пий IX в 1864 году поручил Вирджинио Веспиньяни перестроить ее. Результат получился роскошным. Пол и стены были облицованы разноцветными мраморными плитами (предположительно семидесяти разных сортов мрамора), но средневековые рельефы и памятники были удалены. Критики того времени не оказались единодушно благосклонны к этой работе. Например, французский критик Фрэнсис Уэй сравнивал ее с интерьерами американских пароходов на Миссисипи. В 1883 году сюда была добавлена большая статуя папы работы Игнацио Джакометти.

санта мария маджореНад алтарем крипты находится реликварий с пятью кусочками дерева. Они почитаются как Sacra Culla, Святые Ясли (кормушка), в которых Христос находился в Вифлееме. Сообщается, что их привез в Рим после падения Иерусалима в 638 году папа Теодор I (642-649), но есть документальное свидетельство из предыдущего века о том, что реликвия уже находилась в базилике. Таким образом, подлинность ее не достоверна, и есть предположение, что это ясли от одного из первых Рождественских Вертепов в базилике.

Серебряный позолоченный реликварий выполнен Джузеппе Валадье взамен похищенного французами во время оккупации в конце 18 века. Он сделан в форме супницы с висящими фестонами и фигуркой Святого Младенца сверху. Некоторые современные посетители спрашивают, почему у Младенца прическа в виде ирокеза. Это попытка серебряных дел мастера изобразить ореол с лучами. Реликварий имеет несколько хрустальных окон, через которые можно увидеть ясли.

санта мария маджореКогда-то реликварий выставлялся в центре нефа 25-го числа каждого месяца, и, помимо этого, большие группы паломников запрашивали возможность его осмотра и в другое время. Однако, во второй половине 20 века хрупкость яслей стала вызывать озабоченность и обе эти практики были прекращены. Теперь реликварий выставляется в церкви только во время полуночной рождественской мессы.

Поблизости от крипты, в полу справа от главного алтаря, находится простая плита, закрывающая вход в склеп семьи великого итальянского архитектора и скульптора Джованни Лоренцо Бернини. На плите — семейная геральдика и эпитафия: Nobilis familia Bernini resurrectionem expectat (Здесь благородная семья Бернини ждет Воскресения). Эпитафия самому архитектору высечена рядом: Ioannes Laurentius Bernini, decus artium et Urbis, hic humiliter quiescit (Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно).

санта мария маджореЗа главным алтарем, что необычно, расположена триумфальная арка, опирающаяся на простые столбы, облицованные мрамором с серыми прожилками и дополненные ионическими пилястрами на внутренних поверхностях.

Мозаика над аркой была заказана папой Сикстом III в 5 веке при постройке им базилики. Это произошло после Эфесского Собора 451 года, провозгласившего Марию Богородицей. В 13 веке эта тема была отражена в большой мозаике апсиды, заказанной папой Николаем IV (1288-1292). Первоначально арка предваряла апсиду 5 века, но стала триумфальной, когда папа Николай разрушил старую апсиду и построил трансепт с новой апсидой, расположенной дальше. Считается, что утраченная мозаика апсиды 5 века имела ту же тему, что и нынешняя, но теперь это недоказуемо.

санта мария маджореНужно помнить, что эта мозаика является частью общего цикла мозаик нефа, описанных выше. Под краеугольным камнем арки находится сцена, известная как Престол Уготованный, с изображением пустого императорского трона, украшенного драгоценностями, на котором покоится так же украшенный ларец Животворящего Креста. На скамеечке — свиток с семью печатями. Слева стоит Святой Петр, справа — Святой Павел, а выше находятся символы четырех евангелистов. Ниже расположена надпись, читаемая как Xystus Episcopus Plebi Dei (Сикст епископ народу божьему). От этой надписи пошла традиция принадлежности базилики римскому народу, а не папе или знати.

санта мария маджореНа дугах арки — по четыре сцены на каждой, одна над другой. Сцены на левой, сверху вниз:

1. Благовещение. Необычно, что здесь изображены три ангела, а не один, как в библейском повествовании, и один из них говорит со Святым Иосифом, находящимся справа. Три фигуры — это намек на трех «людей Бога», посетивших Авраама в Теребинфе перед разрушением Содома. Здание справа, за Святым Иосифом, с открытыми воротами — это Дом (или семья) Давида, к которому тот принадлежал. Здание справа, с закрытыми дверями, может представлять Небеса, которые откроются только при Воплощении, которое произойдет, когда Мария даст свое согласие ангелу, или чрево Богоматери, как Новый Храм. Пресвятая Дева изображена на троне как Августа (римская императрица) и одета в золотую ткань. Аналогично она изображена и в других сценах.

санта мария маджоре2. Поклонение Волхвов. Двое волхвов находятся справа и один слева. Они одеты довольно дико, в яркие цвета, и в обтягивающие штаны вместо туник. Так художник указал на то, что они были чужестранцами. Христос изображен мальчиком-императором на троне с Богоматерью, сидящей справа от него. Фигура, сидящая слева, может быть Святой Анной, бабушкой Христа, но ее идентификация не точна. Святой Иосиф появляется далеко слева. Между четырьмя ангелами позади Христа — Вифлеемская Звезда.

санта мария маджоре3. Убиение Невинных. Фигура, сидящая слева, — это Ирод, показанный с нимбом. Это свидетельствует о том, что нимб не имел священного значения в религиозном искусстве ранней церкви, а просто был способом выделения в композиции наиболее значимых людей. Солдаты — узнаваемо древнеримские.

санта мария маджоре4. Иерусалим. Это стилизованное изображение заключает в себе некоторые реальные топографические данные. Ворота открываются на колоннаду улицы Кардо, проходившей с севера на юг города, перестроенного императором Адрианом и назвавшем его Элия Капитолина. Сзади можно разглядеть ротонду Анастазиса или Гроба Господня, а также Мартирион или Великую Константинову Базилику. Под городом — стадо овец.

санта мария маджореСцены правой дуги:

5. Представление Христа в Храме. Святое Семейство в окружении ангелов с пророчицей Анной находится слева. Справа — Симеон Старший, ведущий толпу, с Храмом позади и двумя голубями. Крайняя справа — отдельная сцена, на которой Симеона во сне предупреждают о его встрече с Мессией.

санта мария маджоре6. Легенда об Афродизии. Это не библейская сцена. На ней изображена древняя история о Святом Афродизии. В соответствии с ней, он был жрецом иудейского храма в египетском Леонтополисе, помогавшем Святому Семейству во время их изгнания в эту страну. Храм функционировал идентично иерусалимскому с наследственным жречеством и жертвоприношениями. Афродизий показан в процессии, вышедшей из города навстречу Святому Семейству, изображенному справа с тремя ангелами.

санта мария маджоре7. Волхвы Докладывают Ироду.

санта мария маджоре8. Вифлеем с большим количеством овец.

санта мария маджореВнутренняя поверхность арки украшена узором из четырехлепестковых цветков в чередующихся блоках красного, зеленого и синего цвета. Это стилизованная радуга с символом хризмы наверху.

Добавленный папой Николаем трансепт не имеет структурного единства в своем оформлении, из-за наличия блокирующих стен между столбами триумфальной арки и апсидой, создающими хоры. Дальние стороны этих стен заняты двумя входными вестибюлями дверных проемов, окружающих апсиду, являющимися, продолжением боковых нефов.

В отличие от нефа, потолок святилища очень прост. Он выполнен из дерева с большими квадратными кессонами, выкрашенными, поочередно, в красный и желтый цвета с бледно-зелеными рамками. Каждый кессон содержит звездообразный символ различного геометрического типа. Боковые стены хоров имеют кантории или выдвинутые наружу лоджии для сольных исполнителей. Они были добавлены Фугой и сейчас имеют пару органов.

Знаменитая мозаика в раковине апсиды, изображающая Коронацию Богородицы, была создана в 1295 году Джакопо Торрити, францисканским монахом. Традиционно, в иконографии апсидных мозаик Христос изображался один, как Правитель (Пантократор) и Учитель, но здесь он показан с Богоматерью. Он разделяет с ней один царский трон и алую подушку и венчает ее драгоценной короной.

санта мария маджореВ другой его руке находится открытая книга, в которой читается Veni electa mia, et ponam in te thronum meum (Приди, моя избранница, и я посажу тебя на свой трон). Ее фигура лишь немного меньше его, как и ее синяя бархатная восьмиугольная скамеечка для ног. Скамеечки находятся вместе на одном алом пьедестале. Это Культ Марии в его самом возвышенном проявлении. Окружающая их звездная орбита представляет Вселенную, включая Солнце и Луну под пьедесталом.

Над орбитой находится надпись Maria Virgo assumpta est ad ethereum thalamum in quo Rex Regum stellato sedet solio. Exaltata est sancta Dei Genitrix super choros angelorum ad celestia regna (Дева Мария принята в вечные чертоги, в которых Царь Царей восседает на своем звездном троне. Святая Мать Божья поднимается над хором ангелов к небесным царствам).

Орбита окружена ангелами с каждой стороны. Затем, на золотом фоне, показаны две процессии. Они предваряются двумя маленькими коленопреклоненными фигурами — папой Николаем слева и кардиналом Джакомо Колонна справа. Левая процессия состоит из святых Петра, Павла и Франциска, правая — из святых Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Антония Падуанского.

Из-за святых возникают две гигантские скрученные виноградные лозы с птицами и цветами. В верхней части раковины находится стилизованная занавеска, символизирующая скрытое присутствие Бога-Отца. В нижней части изображена река Иордан, как символ крещения, с небольшими сценками с водоплавающими птицами и людьми на лодках. На самом деле изображены две реки, вытекающие из центра и заканчивающиеся у двух языческих речных богов по краям. Неясно, насколько эта мозаика подражала утраченной из 5 века. Предполагается, что на Торрити повлияла мозаика из Санта Мария ин Трастевере.

Арка апсиды имеет свою мозаику, но является частью того же заказа, полученного Торрити. Внутренняя поверхность арки украшена двумя лозами, растущими из горшков на обоих концах, удерживаемых парами херувимов. Лозы несут на себе различные фрукты между девятью не идентифицированными портретами святых. На краеугольном камне, как и в триумфальной арке, находится символ хризмы. На сводах арки — 24 старца из Книги Откровения (Апокалипсиса), над которыми изображены четыре символа евангелистов.

Под раковиной, на стене апсиды, схема Торрити продолжается панелями со сценами из жизни Богоматери. Панели располагаются между окнами и показывают Благовещение, Рождество, Успение, Поклонение Волхвов и Представление Христа. Центральная сцена, Успение, наиболее важная. На ней изображена Богоматерь на ее одре в окружении апостолов, нескольких святых епископов слева и святых дев справа. Христос стоит в радуге, держа ее душу, показанную в виде молодой девушки. Над ними — небожители, включая Царя Давида (отмечен). В верхнем левом углу — Гора Сион, в верхнем правом — Масличная Гора.

санта мария маджореВокруг внешних углов изогнутой стены апсиды находятся еще два мозаичных панно, не имеющих ничего общего с Богоматерью, но касающиеся двух святых, чьи мощи, якобы, находятся в базилике. Левое панно показывает Святого Иеронима, объясняющего святым Паоле и Евстахию Священное Писание, а правое — Проповедь Святого Матфия Иудеям.

Декорации апсиды под мозаиками принадлежат Фуге, кроме внутренних частей окон, оригинальной работы 13 века. Между ними находятся тройные ионические пилястры из мрамора с серыми прожилками, ставшими отличительным знаком Фуги в базилике. Они поддерживают продолжение антаблемента нефа, прерываемого окнами и канториями.

Дальний изгиб апсиды украшен большой картиной Франческо Манчини 1750 года, изображающей Поклонение Пастухов. С обеих сторон — деревянные хоры каноников, вписанные в кривую апсиды, а спереди — полностью позолоченный деревянный отдельно стоящий епископский трон.

Между хоров и нижними мозаичными панелями находятся четыре рельефа, бывшие частью балдахина средневекового главного алтаря, разрушенного Фугой. Они были созданы Мино дель Реами в 1451 году и изображают Рождество, Чудо Снега, Успение и Поклонение Волхвов.

Все части:
Санта Мария Маджоре. Часть 1. История
Санта Мария Маджоре. Часть 2. Экстерьер
Санта Мария Маджоре. Часть 3. Неф, трансепт, алтарь и апсида.
Санта Мария Маджоре. Часть 4. Внутренние помещения и алтари.
Санта Мария Маджоре. Часть 5. Внешние часовни.

Скачать статью целиком (Части 1 — 5) в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

Автор публикации

не в сети 10 месяцев

Dmitry

0
Комментарии: 14Публикации: 431Регистрация: 23-01-2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля