Сан Клементе — малая базилика начала 12 века, титулярная и монастырская церковь, построенная на руинах церкви конца 4 века, которая сама стояла на античных развалинах. Посвящена папе Святому Клименту I.
У епархии есть правило, согласно которому приходские церкви обладают приоритетом на имена даже перед малыми базиликами. Поэтому имя Сан Клементе относится к базилике Сан Клементе а Монте Сакро, а рассматриваемую церковь следует называть Сан Клементе аль Латерано. Есть в Риме и третья церковь, посвященная этому святому, — Сан Клементе аль Кастелло ди Торренова.
В пересмотренном в 2004 году римском мартирологе говорится, что Святой Климент был третьим папой после Святого Петра, что он написал сохранившееся в подлиннике письмо в церковь в Коринфе (известное как Первое послание Святого Климента) и что он принял мученическую смерть около 100 года. Письмо является старейшим из известных христианских документов после Нового Завета.
Легенда о жизни и мученичестве святого теперь считается вымышленной, хотя она явно повлияла на художественное оформление его церкви. Согласно этой легенде, Климент был высокопоставленным римлянином, помогавшим Святому Петру в служении последнего в Риме, и оказался сосланным правительством в Херсонес (Крым). В Херсонесе он принял мученическую смерть, будучи привязанным к якорю и сброшенным в море, которое чудесным образом расступилось и позволило забрать тело.
Античный якорь представлял собой трапециевидный камень с отверстием с узкой стороны, но теперь символом святого является более привычный нам якорь.
Предполагаемые мощи Климента были привезены в Рим святыми Кириллом и Мефодием в 9 веке и с тех пор хранятся здесь.
Статус христианской церкви в Риме к моменту смерти Климента в 100 году довольно неясен, поскольку она развивалась из неуважаемой и неортодоксальной мессианской еврейской секты, ожидавшей возвращения Христа в ближайшее время. Однако римские власти уже при Нероне различали христианство и основной иудаизм, поскольку император смог организовать погромы христиан в 64 году и в целом обращался с ними как с паразитами, чего не мог позволить себе в отношении ортодоксальных евреев.
Сорок лет спустя христианское население Рима имело статус близкий к нулевому и, скорее всего, управлялось и финансировалось грекоязычными людьми, делавшими деньги на торговле и производстве.
Легенда, касающаяся Крыма, является анахроничной, поскольку относится ко времени, когда имперское правительство переехало в Константинополь, т.е. после 330 года. Только тогда важных нарушителей спокойствия начали ссылать в Крым, да и Климент был таким нарушителем разве что для своих единоверцев. Это означает, что хранящиеся в базилике мощи, в лучшем случае, принадлежат какому-то другому Клименту.
История становится еще более запутанной из-за ссылок на двух других Климентов, которые, как утверждается, связаны с этой церковью или имеют отношение к ее посвящению. Первый из них — это Святой Климент Александрийский, важный богослов из египетской Александрии конца 2 века. Его полное имя — Тит Флавий Клеменс, и место его смерти неизвестно. Рим предложен в качестве такового без малейших доказательств.
В самом Риме гораздо раньше жил другой Тит Флавий Клеменс, консул, казненный в 95 году императором Домицианом по обвинению в «атеизме». Более поздние христианские писатели воспользовались этим обстоятельством как ссылкой на принадлежность Клеменса к христианству и сотворили запутанную легенду, касающуюся его самого и его жены Флавии Домитиллы. Евреи, в свою очередь, утверждали, что он был одним из них. Легенда включала в себя и предположение, что первоначальная церковь на этом месте находилась во дворце семьи Тита Флавия.
Интересно, что служивший в базилике кардинал Аннибале Альбани опубликовал в 1727 году монографию «Titi Flavii Viri Consularis et Martyris Tumulus Illustratus (Гробница Тита Флавия, человека, консула и мученика)», в которой утверждал, что двумя годами ранее нашел в церкви эпиграф, превозносивший Тита Флавия Клеменса как мученика. Это использовалось как подтверждение того, что первоначально церковь была посвящена именно ему.
Связь между папой Климентом и этим Титом Флавием Клеменсом до сих пор не найдена. Это распространенная историографическая ошибка, предполагающая, что похожие имена в разных античных источниках с одинаковыми датами и местами должны автоматически относиться к одному и тому же человеку. К сожалению, «исследования» ранней церкви полны множеством подобных нелепостей.
Нынешняя базилика Сан Клементе была построена около 1100 года. Под ней находится церковь конца 4 века, а еще ниже — два древнеримских здания. Утверждалось, что одно из них было местом христианских собраний, пока в 4 веке не построили церковь.
До 20 века историки предполагали, что этот самый древний уровень был местом расположения Титулус Клементис, одной из первых приходских церквей в Риме. Кроме того, они утверждали, что этот титулус и был тем самым палаццо Тита Флавия Клеменса, упомянутого выше. По этой причине при раскопках начала 19 века исследователи ожидали найти домашнюю церковь конца 2 века. То, что они нашли, оказалось языческим храмом, Митреумом. Рядом с ним обнаружились остатки здания, вероятно, ожидаемого палаццо.
Современные археологи категорически не согласны с утверждениями своих предшественников. Они заявляют, что обнаруженное здание не было частным домом, но могло быть Имперским монетным двором. Есть свидетельства его существенного изменения в 3 веке, что могло быть результатом приспособления сооружения к христианскому богослужению. Тем не менее, никаких свидетельств христианской деятельности в это время здесь не обнаружено.
Раскопки под базиликой иллюстрируют более широкую проблему. Существует множество артефактов, принадлежащих римским христианам 3 века, но все они относятся к катакомбам. В пределах же городских стен не обнаружено практически ничего. Это отрицательное свидетельство стало весьма значительным, особенно после обнаружения нескольких Митреумов, показавшего активность конкурирующей религии.
Сейчас считается, что христиане Рима не имели в городе общественных зданий или церквей до 4 века. Кроме того, они воздерживались от украшения своих частных (внутри домов) мест отправления культа узнаваемыми христианскими мотивами. Таким образом, их места поклонения просто невозможно идентифицировать. Дальнейшее изменение исторического мнения состоит в том, что более не предполагается автоматическое соответствие мест расположения древних титулосов современным церквям с такими же именами.
Настоящие церкви начали возводиться в Риме после принятия в 313 году Миланского Эдикта, позволившего христианам открыто исповедовать свою религию. Тем не менее, одобренный властями официальный христианский культ не воспринимался с одобрением старой городской элитой, что видно по образцам церковного строительства 4 века.
Первое из известных документальных свидетельств существования базилики Сан Клементе относится к понтификату папы Сириция (384-399), когда упоминается церковь, посвященная Святому Клименту. Оно согласуется с эпиграфическими свидетельствами, обнаруженными в разрушенной базилике, хотя некоторые ученые тяготеют к более поздней дате начала 5 века.
Митреум, вероятно, продолжал существовать здесь до 395 года, когда все языческие культы были запрещены императором Феодосием I. Есть свидетельства его разрушения после принудительного закрытия. Соответственно, дата после 395 года наиболее подходит для начала строительства базилики.
Для постройки новой базилики здание 3 века, следующее за возможным бывшим монетным двором, было, по большей части, разрушено. Остались только стены, включенные в новую церковь. Постройка заняла половину расчищенной площади, а остальное место занял атриум. Митреум заполнили щебнем для обеспечения устойчивости базилики.
Сан Клементе сразу получила высокий статус среди городских церквей. В 417 году папа Зосима провел здесь совет с осуждением пелагианского еретика Калестия. Другой совет состоялся в 499 году при папе Симмахе. До своего избрания папой, кардиналом в церкви в 532-533 годах служил Иоанн II. Его монограмму можно увидеть на нескольких плитах schola cantorum, а также на выкопанном фрагменте кивория (пресвитер Меркурий, как его звали до посвящения в папы).
Известно, что в конце 6 века в базилике прочитал две проповеди папа Святой Григорий Великий. Он же оставил запись о Святом Сервулусе, парализованном попрошайке, просившем милостыню в атриуме у входа в церковь и делившимся ею с другими нищими. Повстречавший его папа Григорий произнес о нем проповедь. Мощи Сервулуса упокоены под алтарем Святого Причастия, слева от главного алтаря.
В течение всего этого периода, а также в средние века церковь обслуживали римские епархиальные священники. Ошибочно предполагалось, что бенедиктинская монашеская община существовала в Сан Клементе уже с 6 века. Это утверждение являлось частью сфабрикованной легенды, придуманной бенедиктинцами в раннем средневековье для самих себя. «Диалоги», приписываемые папе Григорию (подлинность которых оспаривается), включают в себя биографию Святого Бенедикта, и средневековые бенедиктинцы вообразили, что и папа и все монахи в Риме были бенедиктинцами. Это, конечно, не так, хотя папа и нанимал для служения в нескольких церквях монахов, предпочитая их светским священникам. Эта практика не встретила понимания и была отменена сразу после смерти Григория.
В 637 году в базилике поместили мощи Игнатия Антиохийского, привезенные в Рим сирийскими беженцами, спасавшимися от Ислама. В 867 году сюда доставили предполагаемые мощи Святого Климента, привезенные Кирилом и Мефодием. В 8 и 9 веках базилику восстанавливали после серии сильных землетрясений, ставших главной причиной разрушения античных памятников Рима. В это же время произошла депопуляция окрестностей церкви, а разрушения подняли уровень земли, и следующую тысячу лет холм Целий оставался покрытым виноградниками.
Согласно традиции, церковь сильно пострадала в 1084 году во время разграбления Рима норманнами из южной Италии во главе с Робертом Гюискаром. Тем не менее, ее использовали для конклава при избрании папы Пасхалия II в 1099 году, а значит она не была серьезно разрушена. Папа служил здесь титулярным священником и сразу после своего избрания договорился со своим преемником по имени Анастасий о восстановлении базилики.
Здание снесли на уровне 5 метров от пола и заполнили остатки, соорудив таким образом платформу для новой церкви. Повышение уровня на 5 метров свидетельствует о том, насколько поднялся уровень земли с 5 века. Население оставило холмы, и город фактически сжался у поймы реки, где было легче добывать воду после обрушения акведуков.
Исследования не обнаружили доказательств уничтожения церкви огнем, как это утверждается в традиции. Наиболее вероятной причиной затеянной перестройки является понижение уровня пола относительно земли и, как следствие, затопление базилики в дождливую погоду. Новую церковь освятили в 1108 году. Schola cantorum старой церкви была демонтирована и перенесена в новую. Мы можем быть только благодарны строителям за то, что они хотели сэкономить немного денег.
До конца 16 века Сан Клементе находилась в сельской местности и не имела пастырской функции, служа лишь паломникам. Единственной близлежащей дорогой была нынешняя Виа Лабикана, которая также была основной на пути из города в Латеран. Виа деи Санти Кваттро Коронати тогда была просто ослиной тропинкой, а доступ к Сан Клементе и к монастырю Санти Кваттро Коронати происходил по короткой дорожке на месте нынешней площади Сан Клементе. Дороги на вершину холма не было вообще. Существовал еще переулок (теперь потерянный), который вел на север с другой стороны Виа Лабикана к базилике Санта Мария Маджоре через Sette Sale (комплекс цистерн для воды, принадлежавший Термам Траяна), имевший плохую репутацию из-за разбойников.
В 1403 году папа Бонифаций IX передал церковь недавно основанной Августинской конгрегации Святого Амвросия, известной также как амвросианцы. Это было началом монастырского статуса церкви. Амвросианцы служили здесь до тех пор, пока их конгрегация не была упразднена папой Урбаном VIII в 1643 году.
В конце 16 века папа Сикст V, в рамках своей кампании по обеспечению города достойной дорожной сетью, построил новую дорогу от Колизея до Латерана, прошедшую рядом с базиликой. Город сразу получил развитие в этом направлении до самой церкви. Эта новая улица, получившая название Виа ди Сан Джованни ин Латерано, заменила собой Виа Лабикана в качестве главной транспортной артерии своего района вплоть до настоящего времени.
Через два года после упразднения амвросианцев, во владение базиликой вступили доминиканцы из Сан Систо Веккио. Однако уже в 1697 году это сообщество было заменено ирландскими доминиканцами, экспатриатами, переехавшими из Санти Джованни и Паоло. Католическая церковь Ирландии подверглась жестоким преследованиям со стороны англичан, особенно при Оливере Кромвеле, и множество священников было изгнано из страны, включая и этих доминиканцев. Церковь была предоставлена им навсегда, и они по сию пору остаются ответственными за нее.
К 18 веку базилика подошла в очень плохом состоянии. Папа Климент XI (1700-1721) заказал ее реставрацию, назначив архитектором Карло Стефано Фонтана. Кажется, именно тогда впервые возник интерес к тому, что может быть обнаружено под современным зданием. Работы проводились на крыше, фасаде и колокольне, но основное внимание было уделено монастырю, который стал совершенно неадекватен времени. Карло Стефано Фонтана был племянником знаменитого архитектора Карло Фонтана, что приводит к некоторой путанице. На самом деле ко времени проведения этих работ последний уже умер. С тех пор церковь имеет свой нынешний вид, поскольку никаких перестроек (за исключением главного алтаря) больше не производилось. Главный алтарь со своим конфессо претерпел изменения в 1868 году.
Первые систематические раскопки нижней церкви провел священник и археолог Джозеф Маллули. Он был настоятелем монастыря в 1850 году, в 1857-м начал очистку пустот под верхней церковью. Конечно, эти работы не отличались аккуратностью, присущей современной археологии, но Джозефу оказал ценную профессиональную помощь Джованни Баттиста де Росси, лучший римский археолог того времени. Рабочие вывозили щебень в корзинах и заполняли им выбоины на улицах.
К 1861 году стало понятно, что существует полноразмерная нижняя церковь. В 1863 году обнаружили гробницу святых Кирилла и Мефодия, а затем работы перешли на самые нижние, античные уровни. Раскопки продолжались вплоть до 1870 года.
В 1912-1914 годах исследования продолжил священник Луи Нолан. В 1936 году были обнаружены небольшие катакомбы. С этого времени раскопки продолжаются более-менее непрерывно, а их результаты все еще публикуются. Недавним открытием стал баптистерий церкви 6 века (очень плохо описанный по состоянию на 2016 год).
Сейчас базилика Сан Клементе весьма популярна у туристов, большинство из которых приходят сюда специально, поскольку она не находится ни на одном из основных туристических маршрутов.
Церковь открыта для посещений с 9:00 до 12:30 и с 15:00 до 18:00 по будням и с 12:15 до 18:00 в воскресенье. Если вы увидите, что двери открыты раньше или позже этого времени, значит в церкви проходит месса, и вам лучше воздержаться от ее посещения.
Вход в подземные помещения стоит 10 евро. Билеты можно приобрести в церковном магазине. Вход в Митреум закрыт решеткой, и попасть внутрь можно только организованной группой. Самостоятельным посетителям доступен лишь вид от дверей.
Церковь не позволяет делать фотоснимки. Если вы хотите иметь изображения, купите открытки. Надзор за этим весьма серьезен.
Популярность церкви у туристов привела к тому, что здесь «работает» много «нищих». Они могут вымогать деньги, говоря, что за вход нужно заплатить или сделать пожертвование.
Чествование папы Святого Климента происходит 23 ноября, святых Кирилла и Мефодия — 14 февраля, Святого Алексиса — 17 июля, а Святого Сервулия — 23 декабря.
Месса проходит в 8:00 и 18:30 по будням и в 9:00 и 11:00 по воскресеньям и праздничным дням. Язык — итальянский. Месса на английском проходит в воскресенье в 10:00. С понедельника по пятницу в 18:00 перед мессой читается Розарий. Исповеди также выслушиваются перед мессой.
Часть 1. История
Часть 2. Экстерьер
Часть 3. Интерьер.
Часть 4. Часовни.
Часть 5. Подземные сооружения.