Чтобы добраться до античного Некрополя базилики Святого Петра, необходимо пересечь ряд комнат с левой стороны «старых пещер». План Некрополя можно посмотреть здесь.
Константин возвел свою базилику поверх плотно застроенного кладбища мавзолеев, расположенных на склоне холма. В результате строители разрушили те из них, что находились на месте будущей правой стороны базилики, и засыпали те, что располагались слева, чтобы выровнять площадку для строительства. Именно эти, засыпанные, мавзолеи и обнаружили археологи в процессе поиска могилы Святого Петра. Они расположены под левым приделом нефа современной базилики. Раскопки продолжались с 1939 по 1957 год, а мавзолеи помечались буквами латинского алфавита.
Мавзолеи представляют собой ряд кирпичных сооружений, плотно упакованных на террасах с двух сторон узкой улицы, построенной в 3 веке. Большинство из них относятся ко 2 веку и являются языческими, с апсидальными нишами в стенах для хранения урн с пеплом кремированных. Но так называемый Мавзолей M содержит фрески с христианской тематикой. Социальный слой, которому принадлежали захоронения в некрополе, по всей видимости, — богатые вольноотпущенники, т.е. освобожденные рабы и их потомки. Раскопки продлились только до могилы Святого Петра и чуть дальше, но известно, что некрополь простирался далее, по крайней мере, до нынешней церкви Санто Стефано дельи Абиссини, под которой также нашли мавзолеи с аналогичным расположением.
Первый мавзолей, A, не был раскопан. На его фасаде есть надпись, говорящая, что Гай Попилий Гераклеа хотел быть похороненным «рядом с цирком». Мавзолей B, принадлежащий Фабии Редемпте, имеет две богато украшенные картинами комнаты. Мавзолей C, принадлежащий Луцию Туллию Зету, имеет хорошо оштукатуренные стены и черно-белый мозаичный пол. Раскопщики восстановили множество погребальных саркофагов, сваленных сюда строителями базилики. Мавзолей E, принадлежащий бывшим рабам императора Адриана, Тираннусу и Урбане, украшен фреской с двумя павлинами с корзиной фруктов. Мавзолей F тоже принадлежит семьям вольноотпущенников Туллиев и Цетенниев. Фреска в мавзолее G изображает раба, дающего деньги своему хозяину, сидящему за столом.
Мавзолей H, самый большой из найденных, возведен Валерием Гермой и принадлежал его семье. Лепные декорации, первоначально позолоченные, содержат несколько шипов (herms), как каламбур в отношении его имени. Здесь было найдено некоторое количество саркофагов, находившихся вокруг центральной ниши с изображением Аполлона. Фрески и надписи с христианской тематикой были добавлены позже. Одна из очень важных надписей читается «Petrus, roga Christus pro sanc[tis] hom[ini]b[us] chrestian[is] [ad] corpus tuum sepultis» (Петр, спроси Христа от имени святых христиан, погребенных в твоем теле). Это один из немногих недвусмысленных ранних документальных примеров, ссылающихся на расположение могилы Святого Петра.
Мавзолей I содержит кремационные ниши, обрамленные маленькими колоннами, и имеет хорошие лепные украшения. На фресках изображена история Алцестиса, а на черно-белом мозаичном полу — Похищение Прозерпины. Мавзолей L построен Марком Катеннием Гимнием и тоже имеет элегантные лепные украшения. Мавзолей M маленький и отличается от других отсутствием кремационных ниш в стенах. Он принадлежит Юлиям и датируется концом 2 века. Декоративные элементы здесь раннехристианские — Добрый Пастырь, рыбак и пророк Иона с китом. На потолке — Христос в солнечной колеснице в образе Аполлона. Следующий мавзолей, N, не раскопан. Далее идут мавзолей O, а напротив — мавзолеи T и U, оба богато украшенные.
Далее расположено небольшое прямоугольное поле, названное раскопщиками Двор P, открытое на север и окруженное мавзолеями O,S,Q и R с трех других сторон. Между P и R находилась узкая аллея, доступ к которой осуществлялся по лестничному пролету. Поле P отделялось от аллеи оштукатуренной и окрашенной в красный цвет стеной. Эта знаменитая «красная стена» проходила над простой могилой, которую идентифицировали как могилу Святого Петра. Раскопщики утверждали, что фундамент стены был поднят над захоронением, чтобы не потревожить его во время строительства (это, правда, оспаривалось).
Напротив стены на поле P была построена простая маленькая эдикула, или святилище, под открытым небом, так называемый «Трофей Гая». Святилище состояло из апсидальной ниши в стене, защищенной плитой из травертина, поддерживаемой спереди двумя колоннами. Выше располагалась меньшая ниша, и раскопщики предположили, что все сооружение венчалось фронтоном. Между колонн лежала незакрепленная плита, и было замечено, что она выравнивалась не по стене, а по захоронению внизу. Все сооружение имело ширину 1,8 метра и высоту 2,3 метра.
Эдикула восстанавливалась приблизительно в середине 3 века. Справа построили короткую заградительную стену, так называемую «стену граффити», с небольшим отделанным мрамором локулусом или «шкафом». Нижнюю нишу и пол облицевали мрамором, а переднюю часть пола дворика покрыли мозаикой. Кости, которые, как утверждается, являются мощами Святого Петра, предположительно были найдены в локулусе. Их вернули на место в пластиковых коробках, на которые гид укажет в кульминации экскурсии.
Часть 1.1. История. Основание и Темные Века.
Часть 1.2. История. Средневековье и Ренессанс.
Часть 1.3. История. Новая базилика.
Часть 2. Экстерьер
Часть 3.1. Интерьер. Структура и неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.
Часть 3.3. Интерьер. Часовни приделов нефа.
Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта.
Часть 3.5. Интерьер. Ризница
Часть 4.1. Подземные помещения. Старые Grotte.
Часть 4.2. Подземные помещения. Новые Grotte.
Часть 4.3. Подземные помещения. Некрополь.
Часть 5. Посещение.